Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана





Железный век охватывает с VIII по VI века до н.э. В железном веке в результате распада родовой общины, на основе племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов возникли государства. Саки
В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона. Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории» Геродотназывал саков массагетами. В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда. они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарьи обитали саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями. Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска Власть передавалась по наследству. Велика была роль народного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вождя. Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы. Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, женщины часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. На народном собрании женщины могли участвовать наряду с мужчинами. Древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков во время войн вступают в битву». Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники, вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами. Геродот писал о саках следующее: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву лошадей». Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело коневодство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат(Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области. В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. ЦарицаТомирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог. В 519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг пастуха Ширака, он завёл персов в безводную пустыню. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э. В 330-327 году до н.э. Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток. Археологи исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.), находящийся в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость - цитадель со стенами, вышками, рвом. С VIII века до н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериныйстиль» в искусстве. Изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь. С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением анимизма(каждый человек имеет предком какого-либо зверя). Изображение зверя считалось амулетом,тумаром, охранявшим от злых духов. Саки хоронили в погребальных сооружениях - курганах, их размер зависел от социального положения умершего. Бесшатырские курганы расположены у гор Желшалгыр на берегу р. Или. Всего их 31. Саркофаг - специальное сооружение из бревен, плотно прижатых друг к другу.Дромос - лаз от подножья кургана до саркофага Обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконечниками, железные ножи. Бесшатыр относится к V-IV векам до н.э. Среди сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы в 50 км к востоку от Алматы. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них - Иссыкский курган. Его обнаружил археологК. Акишев. В нем похоронен царевич 17-18 лет. 4000 золотых бляшек в виде фигурок зверей покрывают одежду и высокий конусообразный головной убор. Серебряная чаша с надписью доказывает, что сакам была известна письменность. Это захоронение получило название«Золотой человек» и является уникальным памятником культуры саков.

Ханство Абылая

Абылай как полководец и политический деятель. Хан Абылай — выдающийся государственный деятель, которому удалось восстановить территориальную целостность Казахстана. В период своего правления он осуществил значительные преобразования в государстве. Сын султана Среднего жуза Уали Абылай (Абилмансур) родил ся в 1711 г. Он происходил из младшей линии чингизидов Сред него жуза. Дед его, тоже Абылай, был владетелем города Туркеста на; прославился воинскими добле стями, получив грозное прозвище "Кашшер” ("Кровопийца”)- В 13-летнем возрасте Абылай лишил ся отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. Молодой Абылай, обладая блестящим умом, сумел проявить все те качества, которые позднее выдви нули его в ряды наиболее известных личностей Казах ского ханства.С 15-летнего возраста Абылай, которого именовали "Сабалак”, активно участвовал в борьбе казахского на рода против иноземных захватчиков. Главной целью молодого султана, как и всего народа, была борьба против грозного врага. Абылай, дальновидный политик, понимал, что главной опасностью для Казахского хан ства, находившегося в тисках двух крупных держав Цинской империи и России, являлись опустошительные вторжения джунгар. Поэтому он, как и многие другие влиятельные феодалы, держался пророссийской ориен тации. К тому времени молодой султан Абылай уже успел прославиться как батыр, участник ряда сражений с ойратами. Он пользовался у народа и окружения хана Абулмамбета заслуженным авторитетом. Знатный чин гизид был правителем бура-найманского и атыгаевского родов.
Сложная ситуация, сложившаяся в Среднем жузе после очередного ойратского вторжения, побудила хана Абулмамбета и султана Абылая присягнуть на верность Российской империи и принять подданство. Однако, не смотря на юридическое его оформление, большая часть территории Среднего жуза продолжала сохранять фактическую обособленность от России. Это, естественно, не устраивало Оренбургскую администрацию и Петербург ский двор. Поэтому главной целью нового администра тора — начальника Оренбургской (до этого — Киргиз- кайсацкой) комиссии князя В.Урусова являлось ускоре ние присоединения еще не признавших российской вла сти обширных районов на стыке Младшего и Среднего жузов. В конце августа 1740 г. Абулмамбет, влиятельный султан Абылай и сопровождавшие их аристократы при сягнули на верность России в г. Орске. Во время пере говоров обе стороны обсудили также вопросы расшире ния казахско-русской торговли, выдачи организаторов башкирского восстания, обеспечения безопасности купе ческих караванов, следовавших через казахские кочевья из России в Среднюю Азию. Все эти факты — подтвер ждение возросшего авторитета молодого Абылая, свиде тельство его дипломатического таланта. Активное учас тие султана Абылая в военных действиях давало ему возможность поддерживать связи с Оренбургской адми нистрацией. В одном из сражений Абылай попал в плен к ойратам (1741г.) и был освобожден лишь в 1743 г., благодаря упорному заступничеству царских властей. Опираясь на своих соратников — народных батыров, таких, как Кабанбай из рода каракерей, Наурызбай из рода шапырашты, Богенбай из рода канжыгалы, Байга- зы из рода таракты, Жанибек из рода шакшак, Малай- сары, Баян и многих других, — Абылай значительно ослабил военное могущество Джунгарии. Как мудрый политик, он сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханств, стремившихся воспользоваться тяжелым положением Казахстана. Он сумел сплотить казахов для борьбы против реальной угрозы со стороны Джунгарского ханства. Абылай, будучи дальновидным политиком казахского государства, внимательно следил за событиями в соседнем ханстве. Он понимал, что в силу временного военного преимущества появилась воз можность возвращения исконно казахских земель, от торгнутых ойратами. Весной 1756 г. китайские войска вторглись в казах ские земли. Как и во времена джунгарской агрессии, одним из организаторов отпора врагу становится султан Абылай. Угроза суверенитету государства была столь реальна, что даже из далекого Младшего жуза прибыл отряд под предводительством султана Ералы. Казахско му объединенному ополчению трудно было противосто ять хорошо вооруженным, оснащенным артиллерией и имевшим опыт в ведении крупных сражений цинским войскам. В июне 1757 г. китайская армия под командо ванием полководцев Фу Дэ, Чжао Хой вновь вторглась в пределы Казахстана. Нависла опасность над горнодо бывающими предприятиями, иртышскими и другими ук реплениями, так как их гарнизоны не ожидали внезап ных военных действий со стороны Поднебесной империи. Напряженная ситуация, сложившаяся в пригранич ной зоне, побудила хана Абулмамбета, его сына Абул- феиза и султана Абылая начать переговоры. Они пыта лись не допустить превращения первых столкновений в кровавые сражения и дипломатическим путем вернуть казахские земли, ранее захваченные Джунгарским хан ством. Цинский двор также не был заинтересован в продолжении военных действий в Казахстане, так как расширялись военные действия в Северной Монголии и других смежных регионах. Кроме того, развязывание войны в Среднем жузе не обещало быстрой победы из- за своеобразия условий степной зоны. Отдельные отря ды казахских батыров, зная особенности родного края, избегали крупных лобовых столкновений, применяя так тику внезапных нападений. Таким образом, не добившись окончательной победы над казахским ополчением, цинские войска вынуждены были вернуться в свои владения. Велика заслуга Абы- лая и в консолидации различных сил казахского обще ства для борьбы против джунгарских и цинских завое вателей. Сломив сопротивление сепаратистских сил, Абы- лай сумел восстановить территориальное единство об ширного казахского края и осуществил коренные преоб разования в управлении государством.
Казахское ханство в период правления Абылая. Вза имоотношения с Россией и Цинской империей. Поло жение Казахстана, находившегося в тисках двух импе рий — Российской и Цинской — было очень сложным. Главная цель султана Абылая состояла в обеспечении независимости Казахского ханства. Умело используя дип ломатические средства, Абылай прилагал энергичные уси лия для возвращения казахских земель (в районе Тарба- гатайских и Алтайских гор, к востоку от озера Зайсан), временно оккупированных Джунгарией во время ее воен но-политического могущества. Даже после ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства маньчжу- ро-цинские власти не прекращали заявлять о своих претензиях на земли в этом стратегически важном рай оне. Проблема задевала и государственные интересы России, которая постоянно выражала готовность защи щать рудники и горнодобывающие предприятия, воз никшие здесь еще в 20-х гг. XVIII в. Стремление казахов занять свои традиционные коче вья в приграничном районе вызывало негативную реак цию пекинского двора. В 1760 г. маньчжуро-цинские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор. Полностью сдержать продвижение каза хов к своим историческим владениям цинские власти были не в состоянии. И, будучи бессильными закрепить за собой эти районы, они продолжали продвигать в них свои войска. Складывалась критическая ситуация.
Султан, а впоследствии хан Среднего жуза Абылай сознавал всю сложность положения и стремился разре шить спорные моменты мирным путем, не допуская возникновения напряженности.В 1757—1760 гг. в целях сохранения территориаль ной целостности Казахстана Абылай принимает в Пеки не подданство Китая. Одновременное принятие наряду с присягой 1740—1742 гг. России китайского подданства следует рассматривать как дипломатический ход Абы лая. Во внешней политике Абылая значительное место занимала Средняя Азия. В 70-х годах XVIII в. казах ские воины под его предводительством нанесли ряд по ражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак и еще несколько временно зависимых от Ташкен та городов также перешли во власть Абылая. В резуль тате международные позиции Казахского ханства значи тельно укрепились. В 1771 г. умер хан Среднего жуза Абулмамбет. Знаменитые бии, известные султаны, крупные полковод цы поддержали Абылая. Его признавали единственным реальным претендентом на ханский престол. Согласно традиции престолонаследия, которой придерживалась степная аристократия, ханский трон должен был насле довать старший сын почившего хана, известный участ ник борьбы против джунгарских нашествий — Абул- файыз. Избрание Абылая ханом стало признанием его выдающихся заслуг в деле консолидации казахских зе мель. Это укрепило его авторитет среди соплеменников, а также он приобрел популярность как в России, так и в Китае. Представители трех казахских жузов подняли султана на белой кошме и объявили его ханом всей казахской земли. Разделив свои владения между наследниками (30 сы новей и 40 дочерей), Абылай осуществил ряд нововведе ний в управлении Казахским ханством. Формой правления в течение 10-летнего пребывания на престоле прак тически было единовластие. Как верховный сюзерен ка захской земли, он через своих тюленгутов (воинов хан ской гвардии) контролировал использование лучших паст бищных угодий, особенно в северо-восточных районах. Абылай укреплял свою личную власть, опираясь на влиятельных биев Каздауысты Казыбека, Толе. Он совершенствовал законы ханов Касыма и Есима, сохра нившие свою силу до принятия "Жеты жаргы” и внес множество изменений в существующее законодательство. Прежде всего это выразилось в том, что Абылай не принял имеющиеся в них ограничения ханской власти. Во главе различных улусов он поставил наиболее близ ких, преданных себе султанов, ограничил власть биев- казы в решении судебных дел. Совет биев при ханском дворе не играл существенной роли, как это было при хане Тауке.
Опираясь на батыров, прославившихся в период борь бы против иноземных нашествий, Абылай создал боеспо собную армию, вел борьбу с киргизами, узбеками, жес токо расправляясь со своими противниками в самом ханстве, с теми, кто выступал против усиления его личной власти. Хан успешно решал также и экономические пробле мы. Достаточно знакомый с хозяйственной жизнью Рос сии и государств Средней Азии, Абылай поощрял раз витие земледелия. Он содействовал переходу автономно го населения к земледелию на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор. Имея зимов ки на Иртыше, вблизи Петропавловска, Кокшетау, Уй- ской линии, Абылай следил за развитием хозяйственной системы номадов. В 1761 г. в письме к Екатерине II Абылай просил прислать мастеров-строителей деревян ных домов и 200—300 пудов зерна. Будучи одаренным человеком, хан Абылай многое сделал для развития самобытной материальной и духов ной культуры своего народа. Он был большим почита телем народной музыки, сам создал несколько кюев, к сожалению, не сохранившихся. Как покровитель народ ной культуры, он поддерживал поэтов, музыкантов-им провизаторов. Такие деятели казахской культуры той эпохи, как поэт Татикара, жырауУмбетей, в своих произведениях прославляли его мудрость и величие. Большое влияние на Абылая оказывал выдающийся певец казахской земли, его советник Бухар-жырау Кал- каманов, во многих походах сопровождавший своего по велителя.Абылай скончался осенью 1781 г. и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане. Он был, пожалуй, единственным казахским властелином, которо го народ еще при жизни называл "аруах ("воплотивший дух”), ниспосланный Аллахом для свершения великих дел”. Абылай при жизни был причислен к сонму свя тых и остался в памяти народа олицетворением един ства и целостности казахской земли.
После смерти Абылая ханом-правителем Среднего жуза был избран его старший сын — Уали. Усилия царизма ограничить его позицию в управлении огромным госу дарством привели к постепенному ослаблению внутрен них связей в едином казахском государстве. Этим вос пользовалась российская администрация, продолжив присоединение края к империи.

Инджу

монг. собственность, наследство, личный удел членов дома Чингиз-хана, особая категория земель, лично им принадлежавших Мильк — частновладельческие земли мусульманского духовенства, встречавшиеся в земледельческих оазисах, вакф—земли мусульманских учреждений и духовенства в районах распространения ислама, в южных городах Казахстана. БЕКЛЕРБЕКИ (тур. господин господь). Звание, исключительно присвоенное губернаторам провинций. Сойургал – земельный надел, господство кочевой знати над оседло- земледельческим населением.

 

 

Билет 4

Уйсуны

Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье, относятся к IIIв.до н.э.-IVв.н.э. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со II века до н.э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь. Их столица Чигучен или Читу (Красная долина) находилась на берегу Иссык-Куля. Уйсуны имели государственное устройство. Правитель - гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», и родоправители. Пленных: обращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду. Усуни граничили на востоке с гуннами, на северо-западе - с Кангюем, насчитывай 120 000 кибиток,630 000 человек, 188 800 воинов. Уйсуны в антропологическом отношении являлись европеоидами. Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Недалеко от поселения Актас были обнаружены остатки оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки древних городищ. Инкрустированные драгоценными камнями золотые, серебряные изделия найдены в захороненииАктас. Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью - мелкими шариками. Объем и размер кургана, возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Ювелирные украшения отражали их религиозные представления и взгляды на мир. Интерес представляет диадема (I в. до н. э.-II н.э.), найденная в Каргалинском ущелье. Главная идея диадемы - изображение модели вселенной.

Кангюи/ канглы

Кангюи жили в IIIв.до н.э.-Vв.н.э.
В священной книге древнего Ирана VI в. до н.э. «Авесте» говорится о народе Канха. Древнекитайский историк Сыма Цянь в «Исторических записках» описал жизнь и быт кочевников. В китайском источнике «Цянь Ханыну» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах, других моментах их истории.
Кангюи были не только кочевниками, но и земледельцами. Исследователи считают, что у кангюев существовала письменность, по утверждению китайских послов во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. Памятники письменности кангюев не сохранились. В 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая. По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток, 600 тысяч человек, до 120 тысяч воинов. Сообщения древних китайских хроник говорят о существовании двух резиденций правителя кангюев - летней и зимней. Столица располагалась на реке Талас, недалеко от современного Тараза. Основным местом расселения кангюев была среднее течение Сырдарьи а также берега рек Арысь, Талас, нижнее течение Сырдарьи. Удобное географическое положение позволяло контролировать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. На юге государство Кангюи соседствовало с Китаем и уйсунами. Границы Кангюя доходили до современного Ташкента. Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан. Государство Кангюи возглавлялось великим ханом, ему помогали три визиря. Столицей государства был город Битянь, который находился возле современного Туркестана. По другим данным, столица находилась вблизи Тараза. Правитель жил в ней только зимой, а летом перекочевывал в летнюю резиденцию. Государство Кангюи разделялось на пять владений, каждое управлялось малым ханом. Роды и племена руководились вождями. Вся власть передавалась по наследству от отца к сыну. Пленные превращались в рабов, рабство не получило широкого развития. Труд рабов ограничивался уходом за скотом, переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах, подсобными работами при ремесленном производстве. Обнаруженные поселения и могильники ученые отнесли к кауншинской (в Приташкентском оазисе), отрар-карагпауской (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас), жетыасарской (долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи) археологическим культурам. На левом берегу реки Арысь найдены развалины городища Кок-Мардан, который, судя по размерам и расположению, был центром городской культуры кангюев. В поселении Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан обнаружено городское поселение первой половины 1 тысячелетия н.э. По мнению ученых, поселения эпохи кангюев можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья. Основным занятием населения было полукочевое скотоводство. На юге Казахстана древние жители вели оседлый образ жизни. В Приаралье, Приташкентском оазисе развивалась оседлость, начали появляться города. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в первые века н.э. был выкопан канал Зах протяженностью более 20 км. От левого берега был проложен канал Ханарык. Огромные керамические сосуды для хранения зерна вкапывались в глубокие ямы. Центром производства металлов стали города региона Шаш-Илак. Здесь добывали руду с содержанием золота, серебра, железа, выплавляли и обрабатывали. Древний город Кулат был крупнейшим центром древней металлургии.
Государство Кангюи занимало выгодное географическое положение. Они контролировали самый оживленный участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье. В Присырдарьинском регионе найдены 1300 кангюйских монет III-IV вв. На монетах изображен правитель и тамга. В погребении Мардан найдены китайские монеты II в. до н.э. Кангюи имели широкие торговые и экономические связи с внешним миром, торговали с Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Ираном, Китаем. Кангюи обожествляли Солнце, Луну, звезды. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.

2) Джунгарское нашествие и Казахстан

Борьба казахского народа против джунгарской агрессии продолжалась бо лее столетия. В 1653 умер основатель Джунгарского ханства Батур-хунтайши. С его смертью на чались новые междоусобные войны за власть, ко торые не прекращались в течение всех лет правле ния преемника Батур-хунтайши Сенге (1653-70). При хунтайши Галдан-Бошокту (1670-97) ойратские тайши начали новые завоевательские походы в Южный Казахстан, Среднюю Азию и Восточный Туркестан. После смерти Галдан-Бошокту правителем Джунгарского ханства стал его племянник Цэван-Рабдан (1697-1727). Главной целью внешней политики Цэван-Рабдана было присоединение Халхи к Джунгарскому ханству и образование на этой основе объединенного монгольского государства. Частной за дачей этой внешней политики было восстановле ние границ ханства, существовавших во времена Батур-хунтайши. Для этого он стремился возвра тить территорию, отошедшие к Халхе в конце XVII века, рав но как и территорию, вошедшие в начале XVIII века в состав России. Сокращение пастбищ создавало «земель ную тесноту» и угрожало ойратскому государству воз никновением нового кризиса. Внешнеполитическая программа Джунгарского ханства не могла не встретить противодействие правительств Цинской и Российской империй. Не добившись воз вращения пастбищных территорий в Халхе и Южной Сиби ри, джунгары обрушились на казахов, которые, в свою очередь, стремились расширить свои владе ния за счет Джунгарского государства. Джунгарские тайджи с 80-х гг. XVII века удерживали за собою казахские кочевья в Жетысу и частично по рр. Чу и Талас. Однако эта временная власть выражалась толь ко ограниченностью политических влияния. Над ка захами Жетысу джунгары не могли добиться реальной власти. Со сложным историческим периодом борьбы Казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII – начало XVIII вв. связана деятельность выдающихся биев Казыбека, Толе, Айтеке. Очередной набег джунгар не только в Жетысу, но и в долины р. Чу и Талас казахи отбива ли в 1699 году. Джунгарам удалось захватить около десяти тысяч пленных. Но казахское войско нара щивало свои силы. Одной из предпосылок этому была крепкая власть Тауке хана. В ответ на отдель ные стычки с джунгарами в 1702-1703 гг. казахские ополченцы организовали одновременное нападе ние на Джунгарию и волжских калмыков. Не смотря на успехи казахских ополченцев, из Тур кестана в ставку хунтайджи был направлен посол от имени хана Тауке и султана Каипа с целью «по ложить мир». В результате дипломатических усилий с казахской стороны в течение нескольких лет не было крупных военных столкновений. В 1708 году ка захи начали отбивать новое вторжение джунгар. Война приняла затяжной характер и шла с пере менным успехом в 1708-1712 гг. Крупное вторжение джунгарских войск в пределы Казахстана про изошло в 1710-1711 г. Опасность нового, более силь ного, наступления джунгар на казахские земли побудила султанов и старшин временно отодви нуть междоусобные распри на задний план и по пытаться сообща найти способы обороны от неприятеля. С этой целью в 1710 г. в Приаральских Каракумах был созван съезд, на котором обсуж дался вопрос о возможных совместных действиях против военной агрессии Джунгарского ханства. Было создано единое войско во главе с батыром Богенбаем. Однако сказывалась несогласован ность действий казахов. Весной 1718 года состоялось трехдневное сражение у Аягуза, закончившееся победой джунгар. К тому же после смерти Тауке в каждом жузе стали избирать своего хана. К 1723 году в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Канси, был заключен джунгаро-китайский дого вор. Российское правительство с созданием Ир тышской укрепленной линии не проявляло ка ких-либо притязаний. Неожиданный поворот со бытий джунгары решили использовать для напа дения на казахские земли. Вторжение 1723-1725 гг. было продиктовано стремлением расширить утраченное в годы войны с Цинской империей (1717-1722) влияние в южных регионах Казахстана и в Средней Азии и восстановить за счет захваченной добычи подорванное войной хозяйство. Многие казахские роды не были готовы к неожиданному удару джунгар в весеннюю пору, когда начинались жизненно важ ные для кочевого хозяйства работы. К тому же, испыты вая почти ежегодное нападение отдельных отрядов джунгар в течение четверти века, сам народ находился в состоянии морального истощения, а многие султаны и родоправители все больше обособлялись друг от друга. В 1723 г. первыми приня ли удар казахи Жетысу и Прииртышья. В устных казахских преданиях этот период именуется как «Актабан шубырынды». Символом народной скорби казахов об этой трагедии стал жоктау (пес ня-плач) «Елим-ай». Джунгары оккупировали ог ромную часть казахских земель к 20-м годам XVIII в. Приблизительной границей между владениями джунгар и казахов стали горы Улытау, озеро Балхаш и полоса между реками Чу и Талас. Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Среднего жуза от кочевали к Ходженту, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего – откочевало в пределы Хивы и Бухары. Организаторы всенародного сопротивления Богенбай, Кабанбай, Саурык, Жаныбек, Малайсары и др. подняли народ на за щиту родной земли. Джунгарские отряды были вынуждены считаться со стойким сопротивлением казахского народа. Враг получал отпор и в горных местностях, и в отдаленных степных районах.
Джунгары отрезали Казахское ханство от таких городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайрам. Всенародное бед ствие, которое принесло джунгарское нашествие, вызвало в казахском народе не только отчаяние, но и осмысление всего происходящего. Встала необходимость объединения различных регионов для организации отпора неприятелю. Потеря мно гих пастбищ, перемещения различных родов и общин на новые земли заставили различные слои казахского общества считаться с тяжелой реальнос тью. В этих условиях необходимо было общественное согласие. И в этом большую роль сыграли извест ные в народе казахские батыры, выдающиеся бии, сам народ. Во главе ополчения казахов встали Кабанбай, Богенбай, Малайсары, Наурызбай, Шакшак Жаныбек и др. батыры. К 1726-1727 годам сул таны и бии начали проводить широкую политику по объединению всех казахских родов против за воевателей. Наиболее энергично эту политику стал проводить хан Младшего жуза Абулхаир.
Осенью 1726 года состоялся всеказахский съезд в местности Ордабасы. На съезд были приглашены ханы Абул хаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов, прославленные пол ководцы и батыры. Основным вопросом на съезде был вопрос об организации всенародного отпора джунгарам. В условиях угрозы, нависшей над Родиной, отошли на второй план внутриродовые противо речия, борьба за власть над всеми жузами, за паст бища. В Ордабасы Абулхаир был избран предво дителем казахского ополчения. Одно из крупных сражений произошло в 1726 году на берегу реки Буланты, в местности Карасиыр. Казахские воины на несли здесь джунгарам чувствительное пораже ние. Место битвы получило название «Калмак кырылган» (место гибели калмыков).
В 1730 году про изошло кровопролитное сражение казахов с джунгарскими завоевателями на юго-задапе от озера Бал хаш, в местности Аныракай. Объединенные силы трех жузов одержали победу. Поражения джунгарских армий в сражениях с казахами (1726-1730) показали Галдан-Цэрену, что, объединившись, казахские жузы представляют собой силу, способ ную если не сокрушить, то нанести тяжелый удар по Джунгарскому ханству.С конца 30-х годов XVIII века ключевой фигурой в политической жизни страны стал Абылай хан, решавший судьбоносные проблемы войны и мира. Абылай всю энергию направлял на упрочение верховной власти и вывод Казахского ханства из затянувшегося политического кризи са. Консолидации казахских родов вокруг Абылая во многом способствовали его активные и целеустремленные действия против Джунгарии, ук реплявшиеся дружественные связи с Российской империей.

3) Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщики налогов.

Билет 5

Гунны

Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э. - III в. н.э. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон в современной Монголии. В III веке до н.э. кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. По сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, это произошло в 209 году до н.э. Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники - сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 ООО вооруженных всадников. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя и обсуждали государственные дела. По сведениям китайских хроник, в IV-III вв. до н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Гунны победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, была создана могущественная держава гуннов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ. В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны заключили с кангюями мирное соглашение. До прихода гуннов антропологический тип жителей Казахстана был европеоидный, с проникновением гуннов появляются монголоидные черты. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на запад относится к I в. н.э. Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы и получило название Великое переселение народов. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. Территория Причерноморья была покорена гуннами. Готские племена вошли в состав гуннов. В 395 году гунны совершили походы в Закавказье и Месопотамию, подошли к Константинополю, столице Восточной Римской империи. Император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы, на территории Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 году Аттила (400-453 гг.) объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии. При нем государство гуннов достигло своего могущества Аттила вторгся в Восточную Римскую империю, затем направился во Францию. Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. В 451 году на территории современной Франции в Каталаунской битве войско Аттилы впервые потерпело поражение. В 452 году Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Он освободил Европу от господства Римской империи. После смерти Аттилы в 453 году гуннские родовые союзы распались. Гунны своими походами способствовали распаду рабовладельческого строя и открыли начало нового исторического периода - средневековья. Основу гуннского войска составляла быстрая конница, имелись стенобитные, камнеметные машины. Основным занятием было кочевое скотоводство, часть гуннов вела оседлый образ жизни и развивала земледелие. Гунны жили в юртах. В гуннском обществе существовало социальное неравенство. В погребениях знатных гуннов находят много дорогих вещей, а в могилах простых общинников - скромные вещи личного пользования. Гуннское общество было патриархальным. Его возглавляли совет старейшин рода, союз племен – шаньюй. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. У гуннов сложилась система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство наказывали смертной казнью, за мелкие - резали лицо, использовали иные виды наказаний. О государстве гуннов оставил записи римский летописец Прииск, побывавший в 448 году в ставке Аттилы. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аттила». В казахских легендах Аттила известен под именем Едиль. Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны умеют преодолевать холод, голод и жажду. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, на них питаются и даже спят». А. Марцеллин подчер кивал воинственность гуннов, Прииск характеризует их как мирный народ. Римский историк Прииск писал о городе, в котором был построен бревенчатый дворец Аттилы. Особенно удивила Прииска баня из белого камня. Гуннские ювелиры умели напаивать на изделия золотые шарики - зернь, узоры в виде витых проволочек - скань, вставки цветных камней - инкрустация. Ученые называют такой стиль полихромным. (еще конспект).

2) Монгольское нашествие на территорию Казахстана и этнические изменения (XIII―XV вв.)

Монгольское нашествие В 1206 г. на Курылтае племен, проживавших вдоль р. Онон, Чингисхан провозгласил себя правителем мира. Монгольское государство с момента формирования стало проводить завоевательную политику. армия Чингисхана подчинила себе найманов и меркитов, лесных ителейюга Сибири, значительную часть Китая. Правители Восточного Туркестана, Карлуков и лмалык добровольно подчинились монголам. Падение государства каракитаев сделало Чингисхана единовластным правителем Центральной зии. Монголы вплотную приблизились к государству Хорезмшахов. Причины военного столкновения ме ду этими двумя государствами объясняются завоевательной военно-стратегической политикой Чингисхана и есткой военно-административной сущностью государственного строя Хорезмшаха. армия Чингисхана строилась по десятичному принципу и делилась на десятки, сотни, тысячи,тумены (десять тысяч). Монголы захватили главные караванные торговые Дороги в Центральной зиии имели с них большие доходы.Захват Отрара рассматривался монголами как прямая торговая дорога в Иран, фганистан, Переднюю Азию и Восточную Европу. К завоеванию Хорезма Чингисхан подготовился основательно как с военной точки зрения, так и с дипломатической. Сначала он отправил торговый караван в самый отдаленный от столицы Хорезма регион — г.Отрар. В 1218 г. караванщики, прибывшие в Отрар, были казнены как лазутчики. В то время городом правил кыпчак Каир хан (Иналчук). Казнь каравана побудила Чингисхана ранней весной 1218 г.выступить в поход, и монгольская армия через лтайские горы подошла к р.Иртыш. Тюркские племена, правившие в этом регионе (кереиты, алаиры конраты, найманы), стали добровольно присоединяться к армии Чингисхана. Казахская степь с приходом к берегам Иртыша армии Чингисхана превратилась в площадку для подготовки дальнейшего похода на Хорезм. Монголы здесь устраивали военно-стратегические учения, отрабатывали тактику ведения боя. В августе 1219 г.огромная армия Чингисхана, не встречая сопротивления, достигла берегов Сыр-Дарьи. В сентябре 1219 г. отряды Чагатая и Угэдея (сыновья Чингисхана) осадили г. Отрар. Основные силы монголов, возглавляемые Чингисханом, двинулись на Бухару. Монголыперекрыли дороги, ведущие к Отрару из Самарканда, Бухары и Ургенча, лишив отрарцев возможность получить помощь. Осада длилась пять месяцев, с середины сентября 1219 г. по февраль 1220 г.Жители города во главе с Каир ханом героически противостояли врагу до последней капли крови. Новсе-таки город пал. Старший сын Чингисхана — Джучи — двинулся вдоль Сыр-Дарьи для захвата прибрежных городов. После Отрара через семь суток, героически сражаясь, пал Сыгнак. Джучи захватил другие присырдарьинские города: Узкент, Баркалык и двинулся дальше к Д енту и Жанакенту. Здесь его войска соединились с другими монгольскими отрядами. С захватом Ход ента в 1220 г.закончился первый этап завоевания Центральной зии. Войска приступили к подготовке ко второмуэтапу — походу на Самарканд. Население Бухары, Самарканда и Ургенча отважно сражалось с монгольской армией. По этому поводу Рашид ад-дин писал, что для обороны Самарканда было доставлено 20 боевых слонов. Город,не алея себя, защищали 11 тыс. человек. Для захвата неприступного города армия Чингисханаприменила стенобитные и взрывные устройства, свистящие огненные стрелы. Монголы построили 48мостов через протекающие вблизи большие и малые реки. Тем временем все три сына Чингисхана - Д учи, Чагатай и Угэдей у е шесть месяцев с 50-тысячной армией оса дали столицу государства Хорезмшахов г. Ургенч. Они смогли сломитьсопротивление горо ан только тогда, когда, испробовав все военно-стратегические меры, быливыну дены повернуть течение му-Дарьи на город и затопили его. И только 5 мая 1221 г. Ургенч былвзят. Монголы очень естоко расправлялись с ителями. Однако искусных ремесленников онизахватывали в плен и отправляли в Монголию. Хорезмский поход показал, что, несмотря на перевес численности мусульман, они не смоглипротивостоять монголам потому, что не были сплочены и единодушны. Среди руководителейсопротивления особым героизмом отличились Каир хан, Жалел ад-дин (сын Хорезмшаха Мухаммеда),Темир Малик из Ход ента.Пустившиеся в погоню за бе авшим Мухаммед шахом войска Жебе, Субэдея и Д учи дошли досеверо-восточного побере ья рала. Отсюда они через зербайд ан в 1220 г. вторглись на Кавказ и разбили аланов и половцев. Впогоне за Мухаммед шахом монголы попутно покорили весь Западный Дешт-и-Кыпчак. Населениерегиона не устояло перед внезапно появившимися монголами и понесло очень большие потери. Часть кыпчаков навсегда оставила свою родину и рассредоточилась по всей захваченной монголами территории. Монгольское нашествие на территорию Казахстана и этнические изменения (XIII―XV вв.) Некоторая часть кыпчаков вошла в состав Руси и принимала участие в сра ении против монголна р. Калка (1223 г.). После победы на Калке монгольские войска через Восточный Дешт-и-Кыпчак(современная территория Казахстана) в 1224 г. вернулись к ставке Чингисхана. тот поход монголовмо но рассматривать как разведку предстоящего великого похода на запад. Мусульманский летописецЖувейни писал, что Д учи очень понравились бескрайние кыпчакские степи.Таким образом, в результате монгольского завоевания 1218—1224 гг. территории Казахстана иСредней зии вошли в состав империи Чингисхана. Тем не менее, и после этого имели местостолкновения монголов с кыпчаками. К примеру, арабский писатель Ибн Васыл указывал, что в 1229—1230 гг. на Западе Казахстанавспыхнули войны ме ду кыпчаками и монголами. Известно, что в 1237 г. кыпчаки долго сопротивлялись монголам. В 1241— 1242 гг. против сынаД учи вспыхнуло восстание. Кто не Мог дать дол ного отпора, бе али в Восточную Европу. Часть кыпчаков слу или венгерскому королю, а попавшие в плен к монголам, были проданы врабство в Египет и Делийский султанат. Гвардия мамлюков в Египте состояла из кыпчакских рабов. ВXIII—XIV вв. прибе ищем для беглых мусульман стал Египет. Поз е они спасли арабо-мусульманскуюцивилизацию от монгольского разгрома и походов крестоносцев. Тюрки, ившие на территории Казахстана, кыпчаки, канглы, найманы, кереиты и карлуки принялиучастие в монгольских походах на запад.Этнические измененияОтносительно образования в XIII в. империи Чингисхана и последующего завоевания имтерритории Средней зии сло ились две точки зрения. Согласно одной из них, это завоевание внеслобольшие изменения в этнический состав и культуру среднеазиатских народов, привело к длительномукризису в их развитии. Сторонники противополо ного мнения утвер дают, что влияние монгольскогонашествия на этнический состав среднеазиатских народов было минимальным. Конечно, монгольскоенашествие имело определенные отрицательные последствия. Вместе с тем было бы ошибочно утвер-дать, что монгольское нашествие задер ало развитие этнических процессов на десятки или сотни лет. Точных сведений о численности монгольских воинов, участвовавших в завоевательных походах вКазахстан, пока нет. Считается, что вместе со своими вассалами — частью уйгуров и карлуков -монгольское войско насчитывало примерно 150 тыс. человек. В ходе завоевательных походов эти цифрыувеличивались за счет тюркоязычных племен из Ю ной Сибири, лтая и Западной Монголии.Соединившиеся с войсками Чингисхана тюркоязычные племена с лтая и берегов Иртыша — тал асы,толенгиты, барыны и другие — осели в Семиречье. В процессе захвата новых земель члены тюркскихплемен, влившиеся в монгольское войско, оставлялись на покоренной земле для осуществленияруководящих функций, т. е. в качестве представителей власти монголов. Кроме того, они выполняли роль"сторо евых", обеспечивая пограничную защиту завоеванной территории. В ены они брали местныхдевушек и енщин, постепенно ассимилируясь с оседлым населением.Походы монголов на запад начинались с казахстанских земель. Старший сын Чингисхана Д учисчитал, что нигде в мире нет более чистого воздуха и более вкусной воды, чем здесь. И нет на земле лучшеи гуще пастбищ для скота.В 1236 г. хан Батый, внук Чингисхана, начал поход в восточную Европу. Результатом этого походастало создание в 1243 г. Золотой Орды. В составе монгольских войск было немало представителейтюркоязычного племени кыпчаков и др. При переходе войсками р. Урал к завоевателям примкнуло немалополовецких и саксиндских отрядов из племен, про ивавших на юге русских земель.Нашествие монголов особенно сильно изменило этнический состав населения Семиречья иВосточного Казахстана, нарушив нала енные связи. Резко снизилось число горо ан, про ивавших напобере ье Сыр-Дарьи. Население таких ю ных городов, как Отрар, Сыгнак, Ашнас, было почтиполностью истреблено из-за своего упорного сопротивления.Монгольское нашествие нарушило и сло ившиеся хозяйственно-экономические, культурно-этническиесвязи. С одной стороны, на территории Казахстана обосновались прибывшие сюда монголы и тюркскиеплемена, с другой — дееспособная часть местного населения была мобилизована для пополнения войсказавоевателей и покинула родовые очаги.Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственнойдеятельности, обычаях, традициях. Особенно пострадали в этом отношении ю ные и юго-восточныерегионы, где у е сформировалась городская культура, было нала ено земледельческое хозяйство. Внекоторых районах все эти дости ения были сведены на нет.Постепенно монголы переняли традиции и обычаи, приняли язык, религию тюрков. Об этом в XIV в.писал арабский географ аль-Омари: "Раньше это государство (лтын Орда) было страной кыпчаков, нокогда их задевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними,стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими иприбывшие стали сами похо ими на настоящих кыпчаков". Монгольское нашествие на территорию Казахстана и этнические изменения (XIII―XV вв.) Этническое развитие в XIV—XV вв.Основной состав населения Золотой Орды в восточной ее части представляли кыпчаки, канлы(канглы), усуни (усуны), кереи, кенегесы аргыны и другие племена. Постепенно ме ду ними началабурно развиваться хозяйственные и культурные связи Сотрудничество родственных этносов ускорилопроцесс превращения отдельных племен в народные объединения. Жестокость и варварствозавоевателей по отношению к побе денным сплачивали родственные племена в борьбе противугнетателей, усиливали их тягу друг к другу и открывали путь к объединению. Все это способствовалопробу дению национального сознания и чувства патриотизма, формированию тюркского этническогосодру ества.В XIV — XV вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколькогосударств: Ак (Белая) Орда, Могулистан, ханство Абулхаира, Ногайская Орда. Жителей этих государств называли казахами, узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) иногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие "народ"рассматривалось в качестве этнического образования (сообщества), то его обозначали термином"этноним" (узбеки, казахи). Народе, именовавшийся соответственно названию своего государства (территориипро ивания), определялся термином "политоним"
(моголы — народы государства Могулистан, ногаи —народы, принадле авшие к Ногайской Орде). В историко-этнологической литературе населениегосударства, созданного в определенном историко-этнографическом регионе, называютэтнополитическим сообществом.Могулистан появился в период распада улуса Чагатая. В составе этого государства илидулаты, кереиты, канглы, карлуки, барласы, шоросы и другие тюркские племена. Основная часть ихпотом вошла в состав Старшего уза.В XIV—XV вв. разрозненность казахских племен в нескольких государствах (к Орда, ханствобулхаира, Ногайская Орда, Могулистан) замедлила процесс их объединения в единый народ.Наиболее вяло он протекал в Могулистане, так как этнический состав этого государства былразнообразным. В него входили вместе с казахами усуньского племени киргизы, из ВосточногоТуркестана постоянно вливались уйгуры. В к Орде или близкие друг другу племена из кыпчакского союза. Поэтому здесь этническиевзаимоотношения, развитие этнокультуры и языковое слияние шли намного активнее.Среди племен, населявших территорию нынешнего Казахстана в древние и средние века,особенно устойчивыми были кыпчаки. В Золотой Орде они являлись основным этносом. к Орда,которая в XIV в. объединила в одно государство улусы Орда Ед ена и Шейбани, так е была населенав основном кыпчаками. В ханстве булхаира про ивало мно ество кыпчакских семей. И когдазавершилось формирование казахского народа, его этническое ядро представляли главным образомкыпчаки.Кыпчаки играли огромную политическую роль и в домонгольский период, и в позднеесредневековье. Не случайно в трудах восточных авторов Казахская степь называлась Кыпчакскойстепью (Дешт-и-Кыпчак). Начиная с XI в. кыпчаки являлись наиболее мощным племенем в военном иполитическом отношении. В этот период они играют главную роль в объединении казахского этноса.В 50—60-х годах XIV в. племена, населявшие территорию к Орды (Восточный Дешт-и-Кыпчак),начинают называться кочевыми узбеками — общее название тюркских и монгольских племен, ассимилировавшихся с местным населением и у е считавшихся местными ителями. К кочевым узбекам относились три крупных этнообъединения: шайбаниды — восточно-кыпчакские племена, под-чинявшиеся Мухаммеду Шейбани; казахи, кочевавшие от Волги до Сыр-Дарьи; мангыты — народы Ногайской Орды.

3) Тархан — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.

билет 6

1) 1 билет (1)

Date: 2016-06-06; view: 1195; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию