Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы воспитания в деятельности социального педагога





 

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов,

чувств, стремлений, идеалов);

самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

организация деятельности;

метод общения;

опека;

самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;

создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Из этого обилия методов социального воспитания рассмотрим только сгруппированные учеными по содержанию проводимой работы:

социально-экономические;

организационные;

психолого-педагогические.

Социально-экономические методы работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений и т.п.

Создание коллектива начинается с организации малого, первичного коллектива, на который опирается воспитатель в организационной работе.

Решению воспитательных проблем способствует организация детского самоуправления. Детское самоуправление, советы, комитеты, общее собрание — это формирование детского мнения, убеждений, воспитание чувства ответственности, навыков самостоятельно принимать решения.

Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача — организовать новые отношения.

К методам организации коллектива следует отнести дисциплину и режим.

Социальный педагог достигает цели в воспитательной работе, когда дисциплина становится организующим методом отношений личности и коллектива. Режим достигает цели, когда его «точность, общность, определенность» (А. С. Макаренко) не подменяются муштрой, а преследуют разумные цели.

Организационным методом является и наказание, которое применяется, когда личность противопоставляет себя обществу, коллективу.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самым распространенным методом в работе социального педагога является метод наблюдения1, который дает материал для воспитательной работы.

Существует несколько видов наблюдения:

включенное наблюдение, когда воспитанник и педагог в контакте;

систематическое наблюдение — проводится длительно, непре-. рывно или по циклам (день в неделю, неделю в году);

несистематическое наблюдение — проводится в экстремальных ситуациях;

ситуативное наблюдение — проводится в зависимости от ситуации: в привычной обстановке (в семье, со сверстниками) и в экстремальной (при отмене уроков, болезни учителя). Педагог наблюдает за эмоциональной и нравственной реакцией воспитанника, за его привычками общения, отношением к людям, которых он не принимает2.

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника.

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности. Важно, чтобы воспитанник отвечал на вопросы в естественных условиях. Составляя анкету, необходимо проанализировать ее содержание и форму, главные вопросы расширить дополнительными, которые помогут воспитаннику раскрыть главное.

Метод тестирования. В практике работы социального педагога используются различные виды тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента, краткосрочного задания. Чаще всего к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие. Сложнее обнаружить сексуальное насилие, так как даже для маленьких детей это запретная тема, и они уходят от нее.

Методы преодоления конфликта. Социальному педагогу приходится разбираться в различных конфликтах: в школе, в семье, между сверстниками: учитель—ученик, родители—ребенок, родители— учитель, ученик—ученик. Прежде всего педагог выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников — это усложнит решение проблемы.

Педагог спокойно анализирует мнения конфликтующих сторон. Продумывает этапы разрешения противоречий между ними. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще — это общая деятельность. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.

Методы лечебной педагогики. К этим методам в своей практике обращались известные отечественные педагоги, психологи, врачи (В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, А.Г.Кочан, А.А.Дубровский и др.).

Методы лечебной педагогики основываются на принципах, которые отражают особенности работы социального педагога с этой категорией детей. Это ответственность за жизнь детей и бережное отношение к каждому ребенку, сочувствие и гуманность, учет возрастных особенностей детей, их задатков и способностей, характера их отношения к жизни, учебе, здоровью.

Методы лечебной педагогической деятельности с больными детьми основываются на устоявшихся правилах: не навреди здоровью ребенка, научи заботиться о своем здоровье, уважай ребенка.

Приведем ряд методов, которые применяются в лечебной педагогике, исключая собственно лечебные методы:

метод убеждения — основательное разъяснение ребенку необходимости и важности лечения;

помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисциплины, самоанализа;

укрепление здоровья средствами искусства: театра, кино, музыкотерапии, пения, хореографии, библиотерапии, изобразительного творчества;

организация подвижных и интеллектуальных игр (имаготерапия);

воспитание на положительных примерах, поступках, идеалах (аретотерапия);

использование природы в лечебно-воспитательных целях.

Индивидуальное обучение. Работая с семьей, где больной ребенок, социальный педагог осваивает методы индивидуального обучения, так как на практике эту проблему приходится решать ему.

Исследовав физическое состояние ребенка, социальный педагог определяет уровень его умственного развития, который характеризуется его обучаемостью, трудоспособностью и фондом знаний (З.И.Калмыкова). Показателем умственного развития в первую очередь является уровень знаний (Н. А. Никитина).

Определив степень подготовленности ребенка, на основе общей программы педагог составляет индивидуальную программу, которая постоянно корректируется в процессе ее усвоения.

Воспитание природой. Сегодня мы наблюдаем, как разрушаются связи человека с природой. Это тревожно, так как именно природа помогает сохранить в человеке доброту и нравственность, техника разрушает естество человека, и человек переступает границы нравственности.

Использование народной педагогики. В последнее время в социальном воспитании используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков. Среди этих методов можно назвать следующие:

воспитание словом;

воспитание делом;

воспитание религией;

воспитание природой и искусством;

воспитание традициями;

воспитание игрой;

воспитание общественным мнением.

Одна из устойчивых традиций народного воспитания — закаливание и укрепление здоровья детей

Методы коррекции развития. Так сегодня принято называть педагогическое воздействие на физически здорового ребенка (подростка) с отклонениями в поведении.

Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности.

Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали.

Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:

восстановление положительных качеств;

вовлечение воспитанника в занятия спортом и трудом, чтобы не оставалось времени на антиобщественные занятия;

стимулирование положительных поступков, вытеснение тем самым отрицательных качеств;

создание положительного опыта;

научение анализу своих поступков.

метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;

метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;

метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».

Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.

Методы делового общения. Культура делового общения предполагает в первую очередь необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать, что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое. Воспитанники педагога, придерживающегося этих правил, обычно без труда овладевают культурой делового общения, которая является весьма ценным качеством в их дальнейшей социальной адаптации.

Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира человека.

Метод социометрии — применяется для специальной математической обработки данных по конкретному вопросу. Этот метод предполагает предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.1.

Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.

Биографический метод — исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, в том числе пение, проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии, широко применяется в работе социальных педагогов с детьми в интернатных учреждениях, летних лагерях отдыха. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ

Дети, школьники, учащиеся являются обязательно членами какого-нибудь коллектива (группы, класса, школы, кружка, секции), а подчас и не одного.

Правила педагогического руководства детским коллективом могут быть сформулированы следующим образом:

не подавлять, а направлять инициативу ребят;

развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление;

опираться на учителей, работающих с этим коллективом детей;

не формализовать отношения с детьми;

создавать общее мнение коллектива о деятельности коллектива;

контроль должен совершенствовать деятельность коллектива;

создавать добрые отношения между ребятами;

создавать временные коллективы, определять в них «трудных»;

возвести в абсолют ответственность ученика за порученную работу;

придерживаться единых педагогических требований, учредить ежедневный контроль за выполнением законов и требований коллектива;

систематически оценивать деятельность каждого члена коллектива.

Метод перспективных линий дает возможность создать коллектив и направить личность на самовоспитание и самореализацию.

«Учение о перспективе», — писал А. С. Макаренко, — сделается когда-нибудь самым важным отделом коллективного воспитания и жизни коллектива вообще».

Метод взрыва. Этот метод был также разработан А.С.Макаренко. Приведем отрывок из его работы «О моем опыте».

Под взрывом я вовсе не понимаю такого положения, чтобы под человека подложить динамит, поджечь и самому удирать, не дожидаясь, пока человек взорвется.

Я имею в виду мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления...

 

Date: 2016-06-06; view: 2546; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию