Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в россии





 

Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.

Теория и практика с\п связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.

Различают с\п деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям.

С\п деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказывать квалифицированную помощь нуждающимся в ней детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России исторические корни.

На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование (дети, старики, больные, имеющие те или иные отклонения в психическом или физическом развитии). Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным: от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество. (В зависимости от системы ценностей. Аксиологическая позиция). История русского народа показывает, что в его культуре в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, особенно к детям, как наиболее уязвимым. С принятием на Руси Христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности.

Термины близки по смыслу, но есть различия. МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания. Это «любовь на деле».Русская православная церковь со дня своего основания провозгласила милосердие как один из путей исполнения христианской заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Не просто сочувствие, а реальная помощь. От любви к ближнему – к любви к Богу.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – оказание частным лицом или организацией безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся людям. Благотворительность сегодня – одна из составляющих общественной жизни каждого государства.

Этапы развития благотворительности в России.

1 этап – 9 – 16 века. Благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. Великий князь Владимир («Красное солнышко»).Ряд мероприятий по приобщению россиян к культуре. Училища для обучения детей разных сословий, а также убогих и больных. Князь Ярослав (мудрый) учредил училище для сирот (содержал 300 юношей). Междоусобные войны. Много сирот. Церкви, монастыри брали на себя обязанности призрения (сироты, убогие, больные, обездоленные). При монастырях - больницы, богадельни, приюты. Скудельницы (могилы, где хоронили сотни людей во время эпидемий). При них – сторожки, где жили осиротевшие дети. Пословица «с миру по нитке – бедному сироте – сорочка».

В начале 16 века – благотворительная деятельность государства. Иван Грозный (списки всех нуждающихся в помощи).

2 этап – начало 17 века до реформы 1861 г. Зарождение государственных форм призрения.Царь Федор Алексеевич. Указ о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам (1682 г) Петр 1. Создание государственной системы призрения. Приюты для «зазорных младенцев». Екатерина Великая – строительство воспитательных домов для них. Жена Павла 1 – Мария Федоровна (отдавать сирот – младенцев на воспитание в крестьянские семьи). 1842 г. – открытие государственного филантропического «Воспитательного общества». Александр 1 (приюты для слепых детей. Валентин Гаюи). Церковь постепенно отходит от дел призрения.

3 этап – с 60-х годов 19 века до начала 20-го.

Переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. В России формируется сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживаются механизмы благотворительной помощи. Более широкий круг детей с разными социальными проблемами; болезнь, сиротство, бродяжничество, алкоголизм, проституция. Дети с физическими недостатками. Попечительство Марии Федоровны слепых детей. Основной источник дохода – кружечный сбор. Предпринимательница Балицкая (первый приют для парализованных детей). Деятельность врача- психотерапевта Маляревского. Благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как нравственный поступок. Зарождение профессиональной помощи. «Социальные школы» при университетах. Построение системы воспитательно-исправительных учреждений. В конце ХХ века – 11400 благотворительных учреждений в России.

 

4 этап – с 1917 года до середины 80-х годов ХХ века.

Революция. Большевики осудили благотворительность как пережитки буржуазного общества. Государство взяло на себя заботу о социально обездоленных детях. Советская России поставила задачу борьбы с детской беспризорностью. Подготовка специалистов для работы с такими детьми. А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский. С 30-х годов опустился «железный занавес». Практика зарубежных коллег недоступна. Великая Отечественная война. Сироты. Суворовские и нахимовские училища. 60-70 —е годы поворот в сторону социальной педагогики.

Введение профессии «социальный педагог» в России.

Начало 90-х годов. Реализация социальных программ «Социально-психологическая поддержка детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности», «Социальные службы помощи детям и молодежи»

, «Дети Чернобыля», «Дети России». Центры социальной реабилитации детей и подростков, телефоны доверия, возвращается благотворительность. 1991 год – официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования утверждена новая специальность «социальная педагогика». Разработана квалификационная характеристика социального педагога. Юридически и практически заложены основы новой профессии. Возвращение России в мировое образовательное пространство, изучается зарубежный опыт, происходит обмен специалистами.

 

Date: 2016-06-06; view: 692; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию