Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианизация Швеции





Из всех скандинавских племён наиболее упорно отстаивали языческую веру и обычаи свеи («шведы»), особенно консервативно настроенная родовая знать, которая в продолжение всего средневековья вела за собой бондов. Согласно «Хроникам королей Швеции», многие правители страны насаждали христианство огнём и мечом, что встречало ожесточённое сопротивление со стороны населения.

Список шведских королей, приложенный к исландской «Саге о Хервёр и Хейдреке», называет первым христианским королём Швеции Олафа Шётконунга (995-1022 гг.), сына Эйрика VI Победоносного:

«Потом Эйрик правил Свейским государством до самой смерти. Он женился на Сигрид Гордой. Их сына звали Олавом, он был провозглашён конунгом в Швеции после конунга Эйрика. Он был тогда ребёнком, и шведы носили его за собой; поэтому его прозвали Конунгом в Пелёнках, а позднее — Олавом Шведским. Он был могущественен и долго был конунгом. Он первым из свейских конунгов принял христианство, и в его дни Швеция была названа христианской».[177]

Это подтверждается хроникой «Христианские короли Швеции» – одним из древнейших источников по истории этой страны:

«Олаф Скотконунг был первым христианским королем в Швеции. Он был крещен епископом Зигфридом в источнике, протекающем близ Хусабю и называемом [источником] Биргитты. И он подарил тогда посредством скётнинга [178] всю [эту] деревню посоху и стулу [179]».[180]

Зигфрид был английским епископом-миссионером (по-видимому, скандинавского происхождения), проповедовавшим христианство в Швеции ок. 1015-1050 гг. Он был приглашён к Олафу и крестил его вместе с семьёй, слугами и дружинниками[181]. Однако попытка обратить в христианство подчинённые Олафу Олафу племена закончилась разделением страны на две части: бонды Свеаланда – центральной части страны – подняли против короля мятеж, но в Вестеръётланде – на Юго-Западе Швеции – ему удалось ввести новую веру и основать епископство. По сообщениям Адама Бременского, при нём же были крещены эстъёты, что жили в южной части тогдашней Швеции[182]. Таким образом, под властью короля осталась лишь половина страны, но, несмотря на это, Олаф Шётконунг был верен христианству до самой своей смерти.

Дело своего отца продолжил Аннуд Якоб, прозванный Углежёгом:

«Вторым был Эмунд Углежог и его прозвали Углежогом потому, что он был щедрым в своих карах: сжигал дома людей».[183]

Он проводил жёсткую внутреннюю политику, направленную на укрепление королевской власти и насаждение христианства в центральных регионах страны – так, при нём было крещено племя вермландцев. Все несогласные с этим подвергались репрессиям – их либо устраняли физически, либо изгоняли за пределы Швеции.

В конце концов, король Аннуд был изгнан из королевства по решению народного собрания (тинга), поскольку, будучи ревностным христианином, он «не приносил установленных народом жертвоприношений языческим богам».[184]

Позже, в правление короля Инге I Старшего (1080-1112 гг.), в Свитьоде (т.е. во всей Швеции) были запрещены любые формы жертвоприношений языческим богам, а народу было приказано принять христианство и неукоснительно соблюдать его обычаи. Но подавляющая часть свеев всё равно продолжала тайно поклоняться языческим богам. В 1084 г. они с радостью поддержали восстание Блот-Свена, шурина короля Инге, вынудив последнего бежать в Вестеръётланд. Свен тут же позволил разделать для еды конину и обмазать кровью идолов – население быстро отринуло христианство и принялось совершать кровавые жертвоприношения:

«Свейн, шурин конунга, остался на тинге. Он предложил шведам совершить жертвоприношение для них, если они дадут ему звание конунга. Все согласились на это; тогда Свейн был провозглашён конунгом над всей Швецией. Затем на тинг привели лошадь, которую порубили на куски и разделали для еды, а кровью окрасили жертвенное дерево. Тогда все шведы бросили христианство, и начали приносить жертвы, а конунга Инги они прогнали прочь, и он уехал в Западный Гаутланд. Свейн Язычник был конунгом над шведами три зимы».[185]

Только спустя три года Инге смог накопить достаточные силы и отвоевать престол: в 1087 г.[186] ему с дружиной удалось скрытно пробраться в Уппсалу со стороны восточного побережья Швеции, застать врасплох и убить Блот-Свена и его сына Эрика, жреца храма. Вернув себе власть, Инге спалил «Двор богов»[187] в Старой Уппсале и уничтожил места поклонения языческим богам.

Активная борьба с язычеством продолжалась вплоть до второй половины XII столетия – к этому времени относятся сведения о введении целого ряда важных церковных обрядов в Швеции. Так, в «Саге о Магнусе[188] сыне Эрлинга» говорится, что у этого короля был свой капеллан и при нём были введены церковные подати:

«Архиепископ вступил в переговоры с бондами. Он сказал им сперва о нуждах своей церкви, о том, насколько велико должно быть ее благолепие, чтобы она стала достойной той славы, которую она приобрела с тех пор, как в ней находится архиепископский престол. Он потребовал от бондов, чтобы они платили ему подать полновесными серебряными эйрирами. А раньше он получал подать такими же эйрирами как конунг [189]. А подать полновесными серебряными эйрирами, которую он хотел получить, была вдвое больше той, которую обычно получал конунг [Магнус V]. И благодаря поддержке родичей и друзей архиепископа и его собственным стараниям, его требование было принято и стало законом во всем Трёндалёге, а также в тех фюльках, которые входили в его епархию».[190]

Уже в 1164 г. Римский папа Александр III возвёл епархию Уппсалы в ранг архиепархии, назначив на неё Стефана – цистерцианского монаха из недавно основанного монастыря Альвастра[191]. Перечень шести шведских епархий того времени содержится у Снорри Стурлусона в его «Круге Земном»:

«Швеция делится на много областей. Одна ее область включает в себя Западный Гаутланд, Вермаланд, леса Маркир и то, что к ним прилегает. Эта область так велика, что тамошнему епископу подчинено одиннадцать сотен церквей. Другая область – Восточный Гаутланд. Там другое епископство. К этому же епископству относятся Готланд и Эйланд. Оно гораздо больше, чем первое. В самой Швеции есть область, которая называется Судрманналанд. Там есть епископство. В области, которая называется Вестманналанд или Фьядрюндаланд, тоже есть епископство. Третья область в самой Швеции называется Тиундаланд. Четвертая область называется Аттундаланд, пятая – Сьяланд, она расположена на востоке у моря. Тиундаланд – самая богатая и заселенная часть Швеции. Это – середина страны, там – престолы конунга и архиепископа, и там – уппсальское богатство».[192]

Христианизация Швеции шла медленнее, чем в соседних странах. Юго-Западные области были лучше развиты в социальном плане, находились под политическим и культурным влиянием Норвегии и Дании – они приняли новую веру быстро и без особого кровопролития[193]. В то же время в центральной и северо-восточной частях страны отдельные пережитки язычества сохранялись даже во второй половине XIII столетия. Об этом можно судить по содержанию некоторых статей гуталага – судебника, действовавшего на острове Готланд в средние века (он был записан не позднее 1285 г.)[194]:

«Следующее то, что жертвоприношения всем строго запрещены и все древние [обычаи], которые сопровождают язычество. Никто не может взывать к рощам или курганам, или языческим богам, священным местам или святилищам. Если обнаружится, что кто-нибудь виновен в этом и обвинение против него будет подтверждено свидетельствами, что он совершает подобное обращение своей пищей или напитками, которое не соответствует христианскому обычаю, то он виновен [и платит] 3 марки [195] прихожанам, если они могут взыскать их. Это должны взыскивать все вместе, и все должны иметь [долю в этом], священник и церковь, и прихожане. Если возникнет против него подозрение, то он защищается клятвой шести человек. Если прихожане не могут взыскать штраф и [дело] выходит перед тингсманами, то он также защищается клятвой шести человек или пусть заплатит штраф в 3 марки тингу. Если [дело] выходит перед всей страной, то он платит штраф в 12 марок стране, если он не может защититься клятвой 12 человек».[196]

 

III ГЛАВА

1.

 

На главу 3ю: СВАНИДЗЕ, СТР. 386!!!

 

 

ВСЯКИЕ ВРЕМЕННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. http://ulfdalir.ru/literature - клёвый список литры

2. https://issuu.com/premiaprosvetitel/docs/_______________1_ сванидзе в электронном варианте

 

 


[1] Древнейшие государства Восточной Европы. Отв. ред. Г.В. Глазырина – М.: «Восточная литература» РАН, 2001. – С. 26-44

[2] Сванидзе А.А. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 25

[3] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 10

[4] Сообщение Ибн-Хордадбеха. См. IbnKhordadbeh, ed. deGoeje, Leiden, 1889. С. 115-116

[5] Statistics Denmark [Электронный ресурс]. URL: http://www.statbank.dk/BEF4 (дата обращения: 13.04.2016)

[6] Младшая Эдда. Пер. О.А. Смирницкой. Под ред. М.И. Стеблин-Каменского. Л.: Наука, 1970. С. 5

[7] История Дании. Пер. с дат. Н.М. Антюшина и др. М.: «Весь мир», 2007. С. 18

[8] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 26

[9] Гуревич А.Я. Походы викингов. М.: "Наука", 1966. С. 51

[10] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 68

[11] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 25

[12] Байок Д. Исландия эпохи викингов. М.: «Corpus», 2012. С. 25

[13] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 180

[14] Сванидзе А.А. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 119-120

[15] Байок Д. Исландия эпохи викингов. М.: «Corpus», 2012. С. 84-85

[16] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 87

[17] Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М.: «Вече», 2001. С. 560

[18] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 88

[19] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 159

[20] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. / Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 706

[21] Исландские саги. Сага об Эгиле. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 55

[22] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 295

[23] Тацит, Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии. М.: «Ладомир», 1993. С. 4

[24] Байок Д. Исландия эпохи викингов. М.: «Corpus», 2012. С. 120

[25] Исландские саги. Книга о занятии земли. М.: «Библиотека сайта Северная Слава», 2012. С. 23

[26] Исландские саги. Книга о занятии земли. М.: «Библиотека сайта Северная Слава», 2012. С. 25

[27] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 85

[28] Корни Иггдрасиля. /Пер. В.Г. Тихомирова/. М.: «Терра», 1997. С. 112-154

[29] Исландские саги. Сага о людях из Лаксдаля. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 36

[30] Тацит, Корнелий. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. – М.: «Наука», 1969. С. 361

[31] Анохин Г.И. Общинные традиции норвежского крестьянства. М.: «Наука», 1971. С. 105-113

[32] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 393

[33] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 395

[34] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 396

[35] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 90

[36] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 398

[37] Губанов И.Г. Культура и общество скандинавов эпохи викингов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. С. 21

[38] Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб.: «Всемирное слово», 2001. С. 28

[39] Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб.: «Всемирное слово», 2001. С. 29

[40] Тацит, Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии. М.: «Ладомир», 1993. С. 4

[41] Исландские саги. Сага о Ньяле. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 2-3

[42] Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. С. 40-41

[43] Джонс Г. История викингов. Нью-Йорк: «Издательство Оксфордского университета», 2001. С. 80-95

[44] Андерсон И. История Швеции. М.: «Издательство иностранной литературы», 1951. С. 19-20

[45] История Дании. М.: «Весь мир», 2007. С. 17-18

[46] Северная слава: [Электронный ресурс]. URL: http://norse.ulver.com/src/edda/index.html (дата обращения: 16.04.2016)

[47] Северная слава: [Электронный ресурс]. URL: http://norse.ulver.com/src/snorra/ (дата обращения: 16.04.2016)

[48] Северная слава: [Электронный ресурс]. URL: http://norse.ulver.com/src/other/saxo/ (дата обращения: 16.04.2016)

[49] Гербер Х. Мифы Северной Европы. /Пер. с англ. Г.Г. Петровой/. М.: «Центрполиграф», 2008. С. 12

[50] Старшая Эдда. /Пер. В.Г. Тихомирова/. М.: «Терра», 1997. С. 3

[51] Корни Иггдрасиля. /Пер. В.Г. Тихомирова/. М.:«Терра», 1997. С. 17

[52] Эдда. Скандинавский эпос. /Пер. и прим. С. Свириденко/. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1917. С. 241

[53] Гербер Х. Мифы Северной Европы. /Пер. с англ. Г.Г. Петровой/. М.: «Центрполиграф», 2008. С. 15

[54] Арнолд М. «Смерть Бальдра».

[55] Гербер Х. Мифы Северной Европы. /Пер. с англ. Г.Г. Петровой /. М.: «Центрполиграф», 2008. С. 19-21

[56] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.-Л., 1975. С. 126

[57] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.-Л., 1975. С. 170

[58] Эдда. Скандинавский эпос. /Пер. и прим. С. Свириденко/. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1917. С. 95

[59] Младшая Эдда. /Пер. О.А. Смирницкой под ред. М. И. Стеблин-Каменского/. Л.: «Наука», 1970. С. 22

[60] Петрухин В. Мифы древней Скандинавии. М.: «Астрель», 2011. С. 39-41

[61] Джонс Д. Вальхалла: мифы Норвегии: сага в двенадцати частях. М.: «Книгапотребованию», 2011. С. 56

[62] Старшая Эдда. /Пер. А.И. Корсуна/. М.: «Художественная литература», 1975. С. 188

[63] Петрухин В. Мифы древней Скандинавии. М.: «Астрель», 2011. С. 157-158

[64] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.-Л., 1975. С. 175

[65] Фрэзер Д. Золотая Ветвь. М.: «Политиздат», 1980. С.94, 103

[66] Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян //Советская этнография. 1979. № 2. С. 106-115

[67] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: «Наука», 1987. С. 110

[68] Новикова Г.Л. Смоленск и Гнёздово (к истории древнерусского города). М.: МГУ, 1991. С. 175-199

[69] Magnusson M. Vikingenimytochverklighet. L., 1986. С. 41-42

[70] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 117

[71] Байок Д. Исландия эпохи викингов. М.: «Corpus», 2012. С. 112

[72] John Arnott MacCulloch. Eddic mythology. Boston: «Archaeological Institute of America Marshall Jones Company», 1930. С. 40-41

[73] Песнь о Харальде» или «Речи ворона. /Пер. Топчий Н.В./. Северная слава: [Электронный ресурс]. URL: http://norse.ulver.com/person/topchi/hrafnsmal.html. (дата обращения: 16.04.2016)

[74] Исландские саги. / Oтв. ред Агишев С.Ю. и др.// Том I. М.: «Языки русской культуры», 2000. С. 50, 473

[75] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 464

[76] Старшая Эдда. /Пер. А.И. Корсуна/. М.: «Художественная литература», 1975. С. 97

[77] Корни Иггдрасиля. /Пер. В.Г. Тихомирова/. М.: «Терра», 1997. С. 22-24

[78] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 108

[79] Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том II: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: «Критерион», 2002. С. 137-138

[80] Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 68

[81] Старшая Эдда. /Пер. А.И. Корсуна/. М.: «Художественная литература», 1975. С. 16

[82] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 187-194

[83] William P. Reaves – The Cult of Freyr and Freyja. iUniverse, 2008. S. 3-4

[84] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 111-112

[85] Арбман Х. Викинги. СПб.: «Евразия», 2008. С. 56

[86] Гуревич. А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.- СПб.: "Университетская книга", 1999. С. 122-123

[87] Исландские саги. /Пер. А.В. Циммерлинга/. Т. 2. М.: «Языки славянской культуры», 2004. С. 25-26

[88] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 112

[89] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 108-109

[90] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 108-109

[91] Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. /Пер. А.П. Ковалевского/. М.: «Издательство Академии наук СССР», 1939. С. 22

[92] Гуревич А. Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 111

[93] Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 72

[94] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.: «Русская панорама», 2011. С. 108—109

[95] Сванидзе А.А. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 325

[96] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 57

[97] Хвольсон Д. Известия Ибн Даста о хазарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах. Спб.: «Типография Императорской академии наук», 1869. С. 52

[98] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 117

[99] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.-Л., 1975. С. 158

[100] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 57

[101] Гуревич. А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.- СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 90, 93

[102] Хвольсон Д. Известия Ибн Даста о хазарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах. Спб.: «Типография Императорской академии наук», 1869. С.52

[103] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 119

[104] Снорри Стурлусон. Круг Земной. /Пер. С.Д. Ковалевского/. М.: «Наука», 1980. С. 6

[105] Снорри Стурлусон. Круг Земной. /Пер. С.Д. Ковалевского/. М.: «Наука», 1980. С.14

[106] Англосаксонская хроника. /Пер. с др.-англ. З.Ю. Метлицкой/. СПб.: «Евразия», 2010. С. 62

[107] Историки эпохи Каролингов. /Пер. с лат. М.С. Петровой/. М.: «РОССПЭН», 1999. С. 7-34

[108] Подробности и иллюстрации см. в: Kermode P.M.C. Manx Crosses. London, 1907

[109] Диллон М., Кершоу Н. История кельтских королевств. М.: «Вече», 2006. С. 204

[110] А.Я. Гуревич – Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. – М.-СПб.: "Университетская книга", 1999. – С. 122-124

[111] К тому моменту у римлян уже не было сил контролировать столь обширные и далёкие владения – ещё в 395 г. империя распалась на Западную и Восточную части.

[112] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 357

[113] Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна. Спб.: «Евразия», 2001. С.42, 48

[114] М.А. Голденков – Империя. Собирание земель русских – Мн.: "Современная школа", 2011. – С. 54-55

[115] Исландские саги. Сага об Эгиле. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 49

[116] Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М.:»Языки славянских культур», 2008. С. 14

[117] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 33

[118] Вплоть до конца VIII столетия Франкское государство именовалось «королевством». Но в 800 г. в Риме папа Лев III короновал франкского короля Карла Великого как Римского императора. Несмотря на то, что Карл Великий, принимая во внимание возмущение Византии, предпочитал именоваться титулом «Император, король франков и лангобардов», данная церемония официально признала франкское государство в качестве преемника Западной Римской империи, тем самым положив начало полемике с Византией на тему принадлежности слова «Римская» в именовании.

[119] Annales regni Francorum / Rec. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 169–170

[120] Einhardi Annales // Monumenta Germaniae Scriptores (in folio). Hannover. 1826. T. I. 814, 815, 817, 819, 823, 826, 827, 828; Vita s. Anskarii auctore Rimberto / G. Waitz. Hannover, 1884. Cap. 7.

[121] Верденский договор, заключённый в 843 г. между тремя сыновьями Людовика Благочестивого – Лотарем I, Людовиком II Немецким и Карлом II Лысым – земли Франкской империи были разделены на 3 самостоятельных королевства: Срединное, Западно-Франкское и Восточно-Франкское.

[122] Seegrьn W. Das Papsttum und Skandinavien bis zur Vollendung der nordischen Kirchenorganisation (1164). Neumьnster, 1967 (Quellen und Forschungen zur Geschichte Schleswig-Holsteins. Bd. 51). S. 27–33.

[123] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 35

[124] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 36

[125] Джонс Г. Викинги. Потомки Одина и Тора. М.: «Центрполиграф», 2010. С. 38-39.

[126] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 54

[127] Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М.: «Директ-Медиа», 2009. С. 148

[128] Житие святого Римберта / Vita sancti Rimberti. Отв. ред. Ф.Б. Успенский – М.: «Университет Дмитрия Пожарского», 2012. С. 367-368

[129] В.Д. Балакин. Творцы Священной Римской империи. – М.: «Молодая гвардия», 2004. С. 56-57

[130] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 97

[131] От него ведётся родословная всех датских монархов, вплоть до правящей ныне королевы Маргрете II, что делает Данию старейшей непрерывной монархией в Европе (в мире она уступает только Японии).

[132] История Дании. Пер. с дат. Н.М. Антюшина и др. М.: «Весь мир», 2007. С. 599

[133] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 32

[134] Knýtlinga saga // Sögur Danakonunga / Carl av Petersens and Emil Olson (Samfund til udgivelse af gammel nordisk litteratur [далее – SUGNL]. B. XLVI.) København, 1919-1925 (далее – Knýtl.). S. 29-32

[135] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 105-106

[136] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 36

[137] История Дании. Пер. с дат. Н.М. Антюшина и др. М.: «Весь мир», 2007. С. 19

[138] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 33

[139] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 384

[140] При этом сам Свейн был крещёным – в своё время отец заставил его принять христианство.

[141] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 43-44

[142] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 87

[143] Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М.:»Языки славянских культур», 2008. С. 78-79

[144] Подробнее об этом см. ниже, в параграфе «Крещение Норвегии, Исландии и Гренландии».

[145] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 127-130

[146] Во время правления Этельреда II, прозванного Неразумным, Англия страдала от постоянных набегов датчан. Женившись на Эмме Нормандской и, тем самым, заручившись поддержкой нормандцев, Этельред издал эдикт, дозволявший безнаказанно убивать датчан, живущих на территории Англии. Его замысел готовился в обстановке строгой секретности. В день св. Брайса – 13 ноября 1002 г. – практически все датчане, жившие в Англии, были беспощадно вырезаны. Зверства дошли до того, что укрывшихся в церкви монастыря св. Фридсивы датчан горожане сожгли вместе с церковью.

[147] Кеннет О. Морган. История Великобритании. – Спб.: «Весь мир», 2008. С. 60

[148] А. Стриннгольм. Походы викингов. – Спб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования «Университетская книга», 1996. С. 61

[149] Англосаксонская хроника. /Пер. с др.-англ. З.Ю. Метлицкой/. СПб.: «Евразия», 2010. С. 109

[150] Г.В. Ласкавый. Викинги. Походы, открытия, культура. – Мн.: УП «Минская фабрика цветной печати», 2004. С. 65

[151] C.F. Bricka. Dansk Biografisk Lexikon, vol. IX, 1895. P. 260–263

[152] Den norske kongerekken [Электронный ресурс]. URL: http://www.kongehuset.no/artikkel.html?tid=27626&sek=26982 (дата обращения: 22.05.2016)

[153] Эйрик Харальдссон по прозвищу Эйрик Кровавая Секира был единокровным братом Харальда. Своё прозвище он получил из-за убийства родичей – в борьбе за престол он убил двух других своих братьев: Олафа и Сигрёда.

[154] А.Я. Гуревич, А.С. Кан. История Норвегии. – М.: «Наука», 1980. С. 131

[155] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 50

[156] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 56

[157] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 55

[158] Корни Иггдрасиля. /Пер. В.Г. Тихомирова/. М.: «Терра», 1997. С. 141

[159] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 92

[160] Будучи в Гренландии, Лейф Эриксон услышал рассказы о таинственной земле, чьи очертания местные моряки видели далеко в море на Западе. Лейф решил проверить эти слухи. Примерно в 1000 г. он отплыл на Запад с командой из 35 человек. Ими были открыты три региона американского побережья: Хеллуланд (вероятно, Баффинова Земля), Маркланд (предположительно – полуостров Лабрадор) и Винланд, получивший своё название за большое количество произраставших там виноградных лоз (возможно, это было побережье Ньюфаундленда близ современного местечка Л'Анс-о-Медоуз). Там же были основаны и несколько поселений, где викинги остались на зиму.

[161] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 62-63

[162] Дж. П. Каппер. Викинги Британии. Спб.: «Евразия», 2003. С. 46

[163] Сага об Олаве сыне Трюггви. Пер. М. И. Стеблин-Каменского // Круг земной. М., 1995. С. 128.

[164] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 48

[165] Более подробная информация о жизни и гибели Олафа I Трюггвасона содержится в параграфе «Крещение Дании».

[166] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 144

[167] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 149

[168] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 379-380

[169] ÓlOFJ: Saga Óláfs Tryggvasonar af Oddr Snorrason munk. Udgivet af Finnur Jónsson. København, 1932. S. 156

[170] Подробности правления Кнуда II Великого описаны в параграфе «Крещение Дании».

[171] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 296-297

[172] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 381

[173] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 112

[174] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 195

[175] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 112-114

[176] Т.н. «Норвежский крестовый поход». По организации он весьма напоминал рейды викингов в предшествующие эпохи, хотя формально и осуществлялся с религиозными целями.

[177] Tolkien, Christopher (1960) The Saga of King Heidrek the Wise; translated from the Icelandic with introduction, notes and appendices. London: Thomas Nelson and Sons Ltd. P. 61

[178] Скётнинг (skotning) – символическая процедура передачи в собственность земли, в ходе которой даритель насыпал в полу одариваемого горсть той самой земли, которую он дарил.

[179] «Посох и стул» (staf ok stol) – метафора, означавшая епископство (они были символами власти епископа).

[180] Три вестъетские хроники / пер. С. Д. Ковалевского // Средние века, Вып. 45. 1982. С. 2-3

[181] Scriptores rerum svecicarum medii aevi/ Ed. E. M. Fant, E. G. Geijer, J. H. Schroder, C. Annerstedt. Upsala, 1818-1876, T. 1-3; t. 2, p. 356

[182] Adami Bremensis Gasta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/ Ed. B. Schmeidler. Hannover; Leipzig, 1917, II, 56

[183] Три вестъетские хроники / пер. С. Д. Ковалевского // Средние века, Вып. 45. 1982. С. 3

[184] Adami Bremensis Gesta, II, 57, IV, schol. 136

[185] Исландские саги. Сага о людях из Лаксдаля. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 33

[186] Bengt Liljegren, «Rulers of Sweden», Historiska Media, 2004 (translated by Adam Williams), p. 24

[187] Подробнее об этом храмовом комплексе см. в главе I, параграф «Религия древних скандинавов».

[188] Магнус V Эрлингссон – король Норвегии в 1161-1184 гг.

[189] Обычные эйриры, т.е. те, которые получал конунг, были с примесью меди.

[190] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 455

[191] Альвастра – старейший из шведских монастырей, основанный в 1155/1156 гг. Его руиныв настоящее время находятся в ведении управления по охране памятников культуры Швеции и являются популярной туристической достопримечательностью.

[192] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 174

[193] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 383

[194] Yrwing H. Gottand under äldre medeltid. Studien i Baltisk-hanseatisk historia. Lund, 1940. S. 51

[195] Марка – единица веса серебра или золота в средневековой Западной Европе, приблизительно равная 8 тройским унциям (249 г.). Позднее она стала использоваться как денежная единица в Англии, Шотландии, Германии и скандинавских странах.

[196] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 122-123

Date: 2016-06-06; view: 755; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию