Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирующий эксперимент по развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка Среди проблем, связанных с формированием личности ребенка дошкольного возраста, одно из важных мест занимает проблема воспитания чувства ответственности. Значение этой проблемы определяется как в плане становления и развития личности, так и в плане подготовки его к школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания самостоятельности и ответственности, так как эти личностные качества начинают возникать не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива, занятого важным и полезным делом. Детский психолог В.С.Мухина пишет, что ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обуславливающие необходимость ответственности со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело в труде, тем охотнее другие дети вступают с ним в деловые отношения. Таким образом, чем ответственнее ребенок в своих взаимоотношениях с другими людьми, тем более активным и нужным членом складывающегося коллектива он становится. Умение определить свои дела, ориентируясь на обязательное "надо" необходимо ребенку и при поступлении в школу. Чувство ответственности - это сложное и важное нравственно-волевое качество личности, формирующееся в разных видах деятельности, в том числе и в трудовой. Как показал анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, формирование ответственности наиболее эффективно происходит в трудовой деятельности детей. Это объясняется тем, что в данной деятельности необходимы развитые волевые качества, произвольность действий ребенка, самостоятельность, умение планировать деятельность и предвидеть результаты. Следует отметить, что организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно: - подчеркивают общественную значимость труда; - следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей; - строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления; - постепенно расширяют самостоятельность детей; - создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу; - направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий; Большинство обследованных детей имеют низкий уровень ответственности, забывают порученное дело. Поэтому использование трудовой деятельности в форме дежурства по столовой является важным условием, обеспечивающим формирование ответственности у детей 6-7 лет. На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель работы: создавать условия для формирования ответственности у детей 6-7 лет в процессе дежурства. Задачи: 1) Формировать представление об ответственном отношении к порученному делу. 2) Воспитывать устойчивое положительное отношение к порученному заданию 3) Формировать общественно значимые мотивы в труде. 4) Формировать самоконтроль на основных этапах трудовой деятельности. 5) Воспитывать у детей умение адекватно оценивать результаты своего труда. Взяв за основу исследование Е.Н. Даньковой, мы определили следующие этапы работы по формированию ответственности у детей 6-7 лет в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка: 1 этап. Предварительный. 2 этап. Основной. 3 этап. Контрольный Предварительный этап Сначала мы создали среду, так как предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности. Оформили и дополнили уголок по социально – коммуникативному развитию были приобретены необходимые материалы для трудовой деятельности: тряпочки, кисточки, фартуки, и в миницентр художественно – эстетического развития для труда: ножницы, клей, палочки и т.д. На первом предварительном этапе работы нами была изменена система дежурств, учитывая основные положения исследований Я.З.Неверович, З.Н.Борисовой, К.А.Климовой. В продуманной нами системе дежурные объединились в звено: двое дежурили по столовой, двое по уголку природы, двое по НОД. Звено дежурило два дня. В конце второго дня происходил отчет звена перед группой о проделанной работе, анализ и оценка результатов дежурства всеми детьми с воспитателем и назначение на дежурство следующего звена. Чтобы дежурства охватили всех детей, мы вели график дежурства, в котором предусматривалось, во-первых, очередность бригад, во-вторых, переход ребенка от одного вида работ к другому внутри звена. Распределяя ребят по звеньям и объединяя дежурных в пары, мы исходили из характерных особенностей своих воспитанников, например, робкую и нерешительную девочку назначили в пару с активным, доброжелательным мальчиком; неуравновешенного ребенка - со спокойным, исполнительным. Также учитывали сложившиеся между детьми отношения, предоставляли им самим возможность выбрать себе партнеpa по работе. Учитывали и уровень трудовых знаний, умений и навыков детей, чтобы хорошо владеющий способом выполнения задания ребёнок помогал и обучал своего товарища. Нами был оформлен уголок по всем видам дежурств, что служило указателем для коллектива детей - кто за что из них сегодня ответственен. Организация новой системы дежурств началась с создания у детей общественной мотивации труда. Было необходимо, чтобы перед каждым ребенком очевидным образом выступила общественная сторона труда: польза, которую он приносит другим людям; ответственность перед коллективом за порученное дело; товарищеская взаимопомощь при достижении общей цели. Для этого провели беседу о важности самообслуживания. В беседе активизировали представления детей, задавая вопросы, побуждавшие детей самим искать ответы, вместе с воспитателем делать выводы. Например, объясняя детям значение дежурств для группы, спрашивали: "Зачем надо дежурить?", "Почему работа дежурного необходима?", "Представьте, что было бы, если бы дежурства по столовой не было?", "Почему работа дежурного полезна?... ответственна?" Дети поняли, что, дежуря, они поддерживают порядок в группе, экономят время, "мы быстрее и лучше можем сделать все дела!". Дети становятся самостоятельными, умелыми, учатся себя обслуживать. Заботятся обо всех детях, Отвечают перед всей группой за качество выполненной работы. Мы понимали, что без помощи родителей решить данную проблему сложно, поэтому на родительском собрании познакомили родителей с задачами работы по вопросу трудового воспитания детей. В уголок для родителей поместили консультацию на тему «Что должен уметь ребёнок 7 –го года жизни». Проведённая работа с родителями помогла нам заинтересовать их проблемами трудового воспитания и установить единство задач и содержания образовательной работы с детьми по данному вопросу. В результате предварительной работы у детей начали складываться представления о труде дежурных как о важном деле, имеющем значение для коллектива, и о тех требованиях, которые к этому труду предъявляются. Основной этап На основном этапе организация работы осуществлялась в непосредственной деятельности с детьми. Мы ежедневно продумывали задания и приемы, которые будут способствовать повышению мотивации дошкольника к проявлению ответственного поведения. В таблице 3 представлены приемы, использованные нами для развития ответственности у старших дошкольников.
Таблица 3 Приемы развития ответственности у старших дошкольников
Данные приемы применялись в игровой, учебной и трудовой деятельности детей, однако основой формирования ответственности по-прежнему являлись дежурства. На основном этапе работы чтобы поднять авторитет дежурных и усилить у них чувство ответственности за порученное дело, мы всех детей, обращающихся к нам с вопросами, касающимися круга обязанностей дежурных, направляли к другим детям, и сами также обращались к ним по всем вопросам самообслуживания. Например, перед НОД мы обратились к дежурным с вопросом: "Ну как, можно начинать играть? Все приготовили?" и после утвердительного ответа предложили: "Приглашайте ребят". А перед началом НОД мы, обращаясь к группе, оцениваем: "Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать играть. Спасибо всем, молодцы!". Все это повышает интерес ребят к делу. Они чувствовали, что их работа нужна, а поощрения педагогом их действий укрепляли уверенность в своих силах. Дети группы, видя как воспитатель относится к труду дежурных, тоже учились благодарить дежурных за оказанные услуги, стали с уважением относиться к их труду. В процессе дежурств, бесед, обсуждений дети усвоили, что теперь контроль за соблюдением требований к качеству и темпу работы возлагается на всех дежурных звена. Все дежурные не должны упускать из виду, как трудятся их товарищи. Каждый теперь был вправе предъявить свои претензии другим в отношении качества и темпа работы. На конкретных примерах постепенно дети усваивали, что от хорошей работы одних зависит и успешность работы других. Например, когда однажды дежурные по столовой задержались с уборкой столов, то дежурные по НОД не смогли своевременно приступить к своему участку работы. Также в процессе дежурств дети постепенно поняли, что, работая вместе на одном участке, они несут общую ответственность за результат. Чем более осознает ребенок, что качество работы каждого влияет на общий результат, тем больше он болеет за общее дело, и интересуется, как трудится товарищ. Однако в ходе работы увлеченность своим делом, сосредоточенность на собственных действиях нередко тормозили проявление внимания к работающим рядом. Поэтому в процессе дежурств воспитателем совместно с детьми формулировались и вносились правила дружеского поведения: 1. сам делай хорошо, но и товарища не забывай; 2. настоящие друзья всегда интересуются, как друг у друга идут дела; 3. не жди, когда тебя попросят о помощи, зам предлагай ее; 4. если тебе трудно - попроси, тебе помогут; 5. во время работы не мешай другу, а помогай. Но одного желания оказать помощь мало, надо еще уметь это делать. Нередко бывало так, что ребенок из добрых побуждений выполнял почти целиком чужую работу. Поэтому мы в руководстве трудовым процессом обращали внимание на то, чтобы дети учились помогать друг другу советом, показом, объяснением. Напоминали детям: "Если все делать вместо товарища, сам он ничему не научиться". Правила распределения работы тесно связаны с правилами дружеского поведения. Так, например, в возникавших порою спорах между детьми о том, кто займет наиболее интересный участок работы (ухаживать за цветком, разливать клейстер по розеткам и т.п.), мы убеждали ребят: "Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Хороший товарищ всегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз ты должен уступить ему. Тогда и ты поступишь по товарищески. Научитесь уважать друг друга. Надо по очереди выполнять дела. Тогда каждый из вас научится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное". В процессе дежурств уточнялись трудовые знания, умения, навыки у всех детей. Использовавшиеся методические приемы зависели от уровня развития трудовых навыков ребенка, учитывались также степень новизны поставленной задачи, способа ее выполнения. Так при ознакомлении неумелых детей со способом выполнения трудового процесса объяснялось не только, что и как надо сделать, но и почему так, а не иначе, то есть раскрывалась мотивировка приемов, что позволило детям осознанно отнестись к выполнению задания, повторяя нужный способ деятельности. Особое внимание уделялось совершенствованию организационных навыков, формированию умения планировать, определению порядка и способа выполнения задания. В своей работе мы также уделяли внимание и формированию самоконтроля у детей. Также детям предлагались взаимопроверки, повышающие взаимную требовательность. При этом обращалось внимание на то, умеют ли дети быть объективными в оценке действий товарища, достаточно ли тактично делают замечания, способны ли выслушать и принять критику, используют ли в качестве аргумента необходимость выполнять дело ответственно. Этот прием оказался очень эффективным: дети после взаимопроверок стали более тщательно проверять свою работу, чтобы товарищ не нашел ошибки. Ответственность детей оценивалась по следующим критериям, вытекающим из понятия ответственности: 1. своевременно ли приступил к выполнению обязанностей; 2. старался ли преодолеть встречающиеся трудности; 3. степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса; 4. применяет наиболее рациональные приемы; работает старательно, аккуратно; не отвлекается; 5. отношением детей к материалам и инструментам; 6. выполненную работу самостоятельно проверяет, переделывает, если получилось недостаточно удачно, или есть ошибки; 7. доводит дело до конца, сообщает об исполнении; 8. взаимоотношения с товарищами в процессе труда; 9. полученный результат, его качество. В результате проведенной работы оценка дежурств у большей части детей стала более развернутой и дифференцированной. (Олег Д. плохо дежурил"; "Андрюша и Слава дежурили хорошо! Они быстро и красиво все на столы накрыли... И ели быстро... И со столов все быстро убирали. Во время чтения художественной литературы на данную тему (Л. Пантелеев "Честное слово") мы выделили главное качество героя, дали его более полную характеристику.("Почему мальчик не мог уйти домой? Что его не пускало?") Мы старались обратиться к чувствам детей ("А он хотел уйти? Что чувствовал мальчик, простоявший на часах весь день и оставшийся один в темном парке?"). По результатам предварительной работы воспитатель предложила детям рассказать о случаях из их жизни, когда они тоже поступили ответственно. Если же были самокритичные признания детей в неответственных поступках, то воспитатель спрашивала: "Что ты сделал для того, чтобы исправить свой поступок?" Для осуществления преемственности в содержании,методах и приёмах трудового воспитания детей мы использовали такие эффективные, на наш взгляд, формы работы с семьёй: - оформление папки – передвижки «Воспитываем трудолюбивых»; - открытый просмотр трудовой деятельности. Цель: показать родителям приёмы руководства трудом детей; - разбор педагогических ситуаций; - домашние задания; - совместный труд детей и родителей в группе, на участке; - развлечение «Неразлучные друзья взрослые и дети»; - «Семейная библиотека» (выставка методической литературы по трудовому воспитанию детей, выставка детской художественной литературы; - фотовыставка на тему «Как мы трудимся в детском саду»; - семейная газета «Дело мастера боится». Из бесед с родителями выяснили, что они понимают важность задач нравственно – трудового воспитания детей, предоставляют детям возможность трудиться дома вместе со взрослыми. Работа по подготовке воспитателей к развитию ответственности старших дошкольников организуется следующим образом: - обсуждение теоретических ключевых вопросов по темам на основе изучения психолого-педагогической литературы; - обсуждение прочитанного; - знакомство и анализ планов работы дошкольных учреждений и циклограмм деятельности старшего воспитателя, анкет для воспитателей; - обсуждение планов и сценариев различных форм совместных досугов (КВН, педагогический ринг, конкурсы, тематические праздники); - решение слушателями конфликтных ситуаций, педагогических и психологических кроссвордов и обсуждение дискуссионных вопросов; - выполнение слушателями упражнений на развитие профессиональных качеств. В качестве методической наработки предлагаем конспект семинара-практикума для воспитателей «Трудовое воспитание в ДОУ» (Приложение 3). Контрольный этап На контрольном этапе проводилось повторное обследование ответственности методом бесед и наблюдений за поведением ребенка. Воспитатели отметили позитивные изменения: - повышение ответственности, - повышение уровня самостоятельности и активности детей, - снижение конфликтности в группе детей - развитие умения детей договариваться друг с другом - возможность индивидуализации педагогического процесса при работе с группой Перспективы работы следующие: 1) Продолжать работу по развитию ответственности в трудовой деятельности. 2) Внедрять данную систему в других группах детского сада. 3) Продолжать работу с родителями, специалистами ответственности в трудовой деятельности Date: 2016-05-25; view: 620; Нарушение авторских прав |