Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития ответственности у детей старшего дошкольного возрастаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста Содержание
Введение. 3 Глава 1 Теоретические основы проблемы развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 8 1.1. Анализ проблемы развития ответственности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 8 1.2. Развитие ответственности в онтогенезе. 17 1.3. Педагогические условия развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 26 Выводы по главе 1. 40 Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 41 2.1. Проверка гипотезы через этапы, методы и методики исследования. 41 2.2. Формирующий эксперимент по развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 50 2.3. Организация контрольного эксперимента. 62 Выводы по главе 2. 66 Заключение. 68 Список используемой литературы.. 72 Приложения. 77 Введение
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации вы бора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса. Однако в массовой практике дошкольного образования из-за недостаточной теоретической разработки данного вопроса наблюдается ряд существенных трудностей: - в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что привело к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста; - в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность; - педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не полу чают должного развития; – планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ; - в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы; воспитатели часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями, не заботятся о накоплении опыта. Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о необходимости решения данного вопроса На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что несмотря на множество работ, посвященных изучению становления ответственности личности как отечественных (Л.И. Божович, 3.Н. Борисова, В.А. Горбачева, К.А. Климова, В.С. Мухина, Л.И. Дементий и др), так и зарубежных (Л. Котберг, Ф. Хайдер, Дж. Роттер, Ж. Пиаже и др) вопрос о становлении данного качества личности в дошкольном возрасте остается не решенным в педагогической науке Выявляется отсутствие теоретических оснований для построения технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования ориентированного на развитие человека, его самостоятельности, целеустремленности, дисциплинированности, инициативности В отечественных исследованиях сензитивным периодом появления ответственности, по данным 3.Н. Борисовой, В.А. Горбачевой, В.С. Мухиной и др, является старший дошкольный возраст, поэтому основываясь на позиции перечисленных авторов применительно к детям 6-7 лет, считаем возможным говорить об основах или начальных, формам ответственности, а также о необходимости изучения и теоретического обоснования педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – педагогические условия воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: возможно, педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно реализовываться в образовательном процессе дошкольного учреждения, если: - механизмом становления ответственности детей выступает рефлексивная деятельность на каждом из следующих этапов: формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения в различных видах деятельности, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения; - организация совместной деятельности детей и взрослых происходит на основе субъект-субъектного взаимодействия; - подготовка воспитателей по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает совершенствование их теоретической и практической готовности. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный и аксиологический подходы; методология рассмотрения проблемы ответственности, ее структурирования и становления в трудах К.А. Абульхановой, Л.И. Дементий, К.А. Климовой, A.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.П. Прядеина, С.Л. Рубинштейна; работы о роли нравственности в формировании личности, идеях гуманизма, воплощенных в педагогическом опыте Я.Корчака, В.А.Сухомлинского; в положениях личностно-гуманной концепции Ш.А.Амонашвили; в идеях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др.; теории педагогических технологий B.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.Е. Муравьева, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др. При разработке содержания ответственности как качества личности, содержания и структуры педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на исследования следующих авторов: З.Н. Борисовой, Е.Н. Даньковой, Т.И. Ерофеевой, С.А Козловой, Л.В. Коломийченко, Н.А.Коротковой, Н.Я. Михайленко, В.С.Мухиной, В.Г.Нечаевой и др. Методы исследования: - теоретические: анализ литературы по педагогике, психологии, синтез, моделирование, прогнозирование при обработке и систематизации материалов исследования; - эмпирические: педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, тестирование. Экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1 Организационный этап эксперимента (июль – август 2015 г.). На организационном этапе эксперимента решались задачи: 1) определение экспериментальной базы; 2) формирование выборки испытуемых; 3) отбор диагностических методик. 2 Собственно экспериментальный этап эксперимента (октябрь 2015 г. – март 2016 г.). На этом этапе проводился констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. 3 Обобщающий этап эксперимента (март 2016 г.). На обобщающем этапе проводился анализ и обобщение результатов эксперимента. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1 Теоретические основы проблемы развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста Date: 2016-05-25; view: 1169; Нарушение авторских прав |