Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессиональное и эмоциональное выгорание
В качестве критерия профессионального и личностного здоровья синдром профессионального выгорания представляет определенный интерес для практики арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности. Проблема синдрома профессионального выгорания достаточно разработана и описана в ряде работ отечественных ученых (М. А. Баранова, А. А. Баранов, С. А. Маничев, К. М. Оганян, В. Е. Орел, Т. И. Ронгинская, А. Б. Серебрякова и др.). Остановимся на некоторых ключевых понятиях. Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова считают, что «выгорание» является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, межличностных отношений в профессиональной среде, семейной жизни, личных переживаний самоэффективности [18]. Поэтому особое значение в противостоянии выгоранию имеет перемещение локуса внимания к экзистенциально-гуманистическому аспекту, что совпадает с мнением А. К. Марковой о необходимости освоения конструктивных моделей преодолевающего поведения. Н. В. Гришина также анализирует состояние выгорания с учетом экзистенциального существования человека и т. д. Мы согласны с мнением В. Е. Орел о том, что синдром психического (профессионального) выгорания — это состояние эмоционального и умственного истощения [72]. Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова и Е. С. Старченкова указывают на размытость личных ценностей в качестве фактора, предрасполагающего к выгоранию [18]. В. Е. Орел приводит мнение зарубежных психологов, которые считают, что профессиональное выгорание является результатом несоответствия между личностью и требованиями работы. Синдром профессионального выгорания содержит три компонента: 1. Эмоциональная истощенность — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, появившееся в результате труда. 2. Деперсонализация — циничное отношение к труду и объектам свого труда (в том числе к клиентам). 3. Редукция профессиональных достижений — показатель профессиональной эффективности, связанный с возникновением у субъекта профессиональной деятельности чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере [72, с. 90]. Ряд ученых связывает синдром выгорания с психологическим здоровьем (Л. А. Коростылева, Т. И. Ронгинская и др.). Ф. И. Алексеева — с уровнем дезадаптатированности, характерным для профессий типа «человек–человек». Последствия «выгорания»: Физические — психосоматические симптомы: утомление, головные боли, бессонница, нарушения аппетита, пищеварения. Депрессии, снижение чувства самоуважения, раздражительность, беспомощность, тревожность. Межличностные — ухудшение социальных и семейных отношений, рост числа рабочих и нерабочих конфликтов. Установочные — развитие негативных установок по отношению к работе, клиентам, организации, к себе. Поведенческие — на уровне организации — текучесть кадров, на уровне отдельного работника — снижение эффективности труда, алкоголизм, наркомания. Эффективным средством профилактики, предотвращения «профессионального выгорания» является саморегуляция и самовосстановление. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что в условиях жестких требований профессии, субъект деятельности и его психика обнаруживают свою способность к перестройкам, самоорганизации. Саморегуляция, согласно ее мнению, это не только согласование циклов психофизиологических процессов и состояния, но и оптимизация возможностей, потенциалов личности. Саморегуляция имеет многоуровневый характер, в ней лидирует личностно значимая стратегия деятельности. Если деятельность выступает как личностно значимая, жизненно важная, то регуляция текущих состояний практически не требуется — происходит общая мобилизация, подъем всех сил человека. По мнению многих исследователей, человек может предотвратить возникновение синдрома, если он имеет представление о своих краткосрочных и долгосрочных целях, использует перерывы на отдых, овладение навыками саморегуляции, эмоционального общения, имеет стремление к профессиональному развитию и самореализации. Исследования, проведенные в среде медицинских работников (врачей, медсестер разных специализаций), позволили сделать несколько важных выводов (по данным М. А. Воробьевой): 1. Высокий творческий (креативный) потенциал отрицательно коррелирует с уровнем профессионального выгорания. Чем выше творческий (креативный) потенциал, тем ниже опасность выгорания. 2. Чем меньше реализован творческий (креативный) потенциал, тем сильнее неудовлетворенность качеством своей жизни. 3. Показатель креативности положительно коррелирует с удовлетворенностью личными достижениями, профессиональным общением, внутренней и социальной поддержкой, активностью, самоконтролем. 4. Показатель креативности отрицательно коррелирует с напряженностью, негативными эмоциями. 5. Лица с высоким творческим потенциалом чаще используют разнообразные и эффективные копинг-стратегии, помогающие противостоять психологическому стрессу и психическому выгоранию. В исследованиях Г. А. Токаревой профессиональное выгорание менеджера определяется как цена успеха эмоционально незрелой, высокотревожной личности на фоне низкой самооценки, неуверенности в себе и недовольства собой, эмоциональной нестабильности. Показателем выгорания является деперсонализация, проявляющаяся в циничном отношении к своей работе, к окружающим людям как объекту труда в профессиях типа «человек–человек» [97]. Об этом свидетельствуют и результаты нашего арт-терапевтического исследования (см. далее). Таким образом, в профилактике синдрома выгорания имеет значение раскрытие творческого потенциала и самореализация человека, достижение профессионализма через развитие личностно-профессиональных качеств. Важным условием профилактики синдрома выгорания представляется восстановление психоэнергетического, психоэмоционального потенциала, актуализация личностных (глубинных) ресурсов, обретение смысла личной и профессиональной деятельности, укрепление веры в собственные силы, расширение «Я-концепции». В результате анализа общих представлений о психологическом здоровье менеджеров, а также условий его укрепления можно сделать следующие выводы: Психологическое здоровье менеджера является многофакторным образованием, которое включает в себя позитивные функциональные состояния, развитое самосознание (самоотношение, самопринятие, самопознание, включенность в настоящее), наличие мотивации к творчеству, возможность творческого самовыражения, самореализации в профессиональной деятельности и стремление к самоактуализации. Высший уровень психологического здоровья в профессиональной деятельности можно назвать самоактуализационным. Этот уровень обеспечивает комфортное существование и полноценное функционирование психологически адекватной личности менеджера. Достижение этого уровня каждым профессионалом является основной целью психологического обеспечения профессиональной деятельности менеджера. Следует особо выделить психопрофилактическую роль творчества и творческого самовыражения в укреплении психологического здоровья и самоактуализации в профессиональной деятельности. Укрепление психологического здоровья предполагает внимательное отношение человека к своему внутреннему миру, своей субъектной активности, к окружающему миру и самому себе. Литература 1. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: дисс. … д-ра психол. наук. АПН СССР. М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1989. 43 с. 2. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С.279–297. 3. Азарных Т. Д., Тыртышников И. М. Психологическое здоровье (Вопросы валеологии): учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 112 с. 4. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. Сборник. Л., 1982. C. 236–242. 5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с. 6. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С.78-86. 7. Анцыферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1973. № 4. С.173–180. 8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: [пер. с англ.; науч. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова]. М.: Прометей, 1994. 352 с. 9. Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда промышленности. М.: Экономика, 1974. 191 с. 10. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 205 с. 11. Белова Е. В. Психологические исследования самосознания руководителей // Экология личности: материалы Рос. науч. конф. (СПб., 6–7 апр. 1999 г.) / Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования РФ и др.); под науч. ред. проф. А. В. Карпова и Н. А. Селезневой. М.: СПб., 1999. 219 с. 12. Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1977. 160 с. 13. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестник С.-Петерб. ун-та, сер. 6, вып. 3 (№ 13), 1999. С. 61–70. 14. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Мысль, 1995. С. 35–57. 15. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1983. 190 с. 16. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. с.77 17. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / [предисл. В. П. Зинченко]. М.: МГУ, 1984. 200 с. 18. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та, сер.6, Вып. 2 (№ 13). 1997. С. 84–90. 19. Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции [комм. В. В. Иванов]. 5-е изд., испр. и доп. М.: Лабиринт, 1998. 416 с. 20. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя практика. М.: Малое предприятие «Дело», 1991. 312 с. 21. Глухова Т. Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья средствами арт-терапии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара: СГПУ, 2003. 25 с. 22. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 207 с. 23. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с. 24. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь, 2006. 416 с. 25. Гришина Н. В. Психологическая работа с конфликтами: три вида диалога // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Корыстылевой. СПб.: С.-Петербургский университет, 1999. С. 61–75. 26. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000. 120 с. 27. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1–2. М.: Луч, 1993. С. 72. 28. Дизель П. М., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации. М.: Фонд «За экономическую грамотность [пособие], 1993. 269 с. 29. Дикая Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в ХХI веке // Психолог. журнал. Т. 23. № 6. 2002. С. 18–37. 30. Дикая Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., 1985. С. 63–90. 31. Дмитриева М. А. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979. 220 с. 32. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: учеб. пособие / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 272 с. 33. Дубровина И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Издательский центр Академия, 1998. 176 с. 34. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001. 399 с. 35. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с. 36. Журавлев А. Л. Стили и эффективность руководства производственным коллективом // Психологический климат коллектива. М.: АН СССР: Ин-т психологии, 1976. 22 с. 37. Журавлев В. Н. Элементы психологического обеспечения физической подготовки актера // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов: сб. ред. В. Ф. Сопов. Алма-Ата: КазИФК, 1987. 136 с. 38. Забродин Ю. М. Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1981. С. 20–21. 39. Занковский А. Н. Анализ базовых «координат» организационных культур: когнитивные репрезентации организационных понятий в сознании российских и японских менеджеров // Психологический журнал. Т. 17. № 3. 1996. С.26–36. 40. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие; 2-е изд. перераб. и доп. М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с. 41. Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психологический Журнал. 1981. № 5. С.35–42. 42. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. С.231–254. 43. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2003. 582 с. 44. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с. 45. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с. 46. Корнеева Л. Н. Психологические аспекты профессиональной подготовки водителей троллейбуса: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л.: Ленинградский ун-т, 1990. 23 с. 47. Королев С. Л., Королев Л. М. Развитие теории психологического обеспечения деятельности в отечественной психологии и педагогике // Международный научный педагогический Интернет журнал-библиотека с депозитарием под патронатом Рос. Академии Образования, 2003. 48. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с. 49. Кошелева С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: автореф. дис. … д-ра психол. наук; СПб.: СПбГУ, 1997. 53 с. 50. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с. 51. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель...: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ: Дело, 1998. 400 с. 52. Кузнецова И. В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2003. С. 6–10. 53. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 103 с. 54. Леушканова С. В. К проблеме творческой активности как условия успешности в деятельности // Материалы Х городской научно-практической конференции «Научный поиск-2005: новые направления и результаты исследований». Часть 1. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2005. 80 с. 55. Ломов Б. Ф. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром // Психологический журнал. 1989. № 3. Т.10. С.3–6. 56. Магнуссон Д. Ситуационное восприятие — область исследований // Психология социальных ситуаций / Под ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. 57. Макмоленн М. Системы «человек и машина». М., 1973. С.236. 58. Максимов В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: автореф. дис. …д-ра пед. наук. М., 1994. 38 с. 59. Максимова С. В. Творчество: созидание или деструкция? (Монография). М.: Академический проспект, 2006. 224 с. 60. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: дис. …д-ра психол. наук. СПб., 1998. 43 с. 61. Маслоу А. О менеджменте. СПб.: Питер, 2003. 416 с. 62. Матиашвили В. М., Бекарев А. М. Общий менеджмент. Волго-Вятский филиал РГУИТП. 2000: http//psy-servise/narod.ru/index/htm. 63. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения управления, руководства и менеджмента. СПб.: Речь, 2005. 304 с. 64. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. 3-е изд. М. [и др.]: Вильямс, 2007. 665 с. 65. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. Таллин, 1986. С. 7–27 66. Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб.: Речь, 2006. 400 с. 67. Мурашов М. Шесть мифов о креативности // Кадровый менеджмент. Июль-август 2005, № 5[27]. С. 11–14. 68. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1996. 176 с. 69. Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1991. 153 с. 70. Новиков В. В. Принципы построения и опыта работы отраслевой психологической службы Миннефтехимпрома СССР // Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. Курган, 1983. С. 27–35. 71. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев.: Лыбидь, 1990. 191 с. 72. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т.22. № 1. 2001. С. 90–101. 73. Оськин В. На пороге эмоциональной революции // Управление персоналом. 2004. № 16. С. 49-53. 74. Паттурина Н. П. О соотношении понятий духовного и личностного роста // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1999. С. 89–93. 75. Петрова Н. П. Творческие решения в бизнесе. СПб.: Речь, 2004. 336 с. 76. Платонов Ю. П. Психология трудовой деятельности: опыт теоретико-эмпирических исследований / Под ред. Ю. П. Платонова; Гос. Ун-т; выс. курсы практ психол. В 2 томах. СПб.: Речь, 2007. 77. Постылякова Ю. В. Индивидуальные различи в ресурсах совладания со стрессом // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: Аверс-Пресс, 2003. С. 275–277. 78. Постылякова Ю. В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. Т. 26. № 6. 2005. С. 35–43. 79. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 315 с. 80. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с. 81. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 352 с. 82. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с. 83. Психология управления персоналом. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. М.: Изд-во института психотерапии. 2005. 624 с. 84. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. 752 с. 85. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс: Универс, 1994. 480 с. 86. Руденский Е. В. Психология ненормативного развития личности. Изд-во Сибирский психосоциальный институт / Институт психологии личности. Новосиб. ГУРО, 2000. 178 с. 87. Русалинова А. Л. Формирование оптимального социально-психологического климата в трудовом коллективе: метод. рекомендации / М-во электронной пром-сти СССР, ЦК Профсоюзов рабочих радиоэлектронной пром-сти; (Подгот. А. А. Русалинова). М.: ЦНИИ «Электроника» 1984. 29 с. 88. Сафронов Б. А. Опыт работы социально-психологической службы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 4. С. 44-51. 89. Свенцицкий А. Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: ЛГУ, 1975. 120 с. 90. Секач М. Ф. Психология здоровья: учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический Проект, 2003. 192 с. 91. Селезнев В. Н. Психо-неврологические аспекты профессиональной деятельности менеджера (факторы риска, средства и методы коррекции) / В. Н. Селезнев, Л. Е. Старокожко, А. А. Корсиков и др.; Ставропольская гос. мед. академия. М.: Нац. ин-т. Бизнеса, 2006. 291 с. 92. Сливкин В. И. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера: дисс. канд. психол. наук. СПб., 1994. 93. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический принцип в психологии здоровья // Вопросы психологии. № 4. 2001. С. 94–97. 94. Соснин В. А. К исследованию конфликтов в соц. психологии США // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. 176 с. 95. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 230 с. 96. Ташлыков В. А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведения) и защиты у больных с неврозами в процессе психотерапии // Медико-биологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990. С. 60–61. 97. Токарева Г.А. Психологические аспекты нравственного компонента профессиональной деятельности менеджера: дисс.... канд. психол. наук. СПб., 2006. С. 180. 98. Толстых Н. Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога: сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии; [редкол.: И. В. Дубровина (отв. ред.) и др.]. М.: АПН СССР, 1990. 165 с. 99. Уитмор Дж. Коучинг — новый стиль менеджмента и управления персоналом: практич. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 160 с. 100. Фирсова С. В. Психогигиена профессиональной деятельности // Сборник психологического обеспечения профессиональной деятельности под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 1991. С.103–112. 101. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / Пер. с англ. Е. И. Замфир; под ред. М. М. Решетникова. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа: Б.С.К., 1997. 316 с. 102. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 208 с. 103. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1974. 144 с. 104. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Корпорация «Логос», 1994. 315 с. 105. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО Бизнес школа «Интел-синтез», 2000. 368 с. 106. Шеломова Т. В. Личность руководителя как объект психологического исследования. Определение психологического обеспечения деятельности менеджера // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Е. Г. Осовского. Вып. 9. Саранск, 1997. 107. Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Дом педагогики, 2000. 382 с. 108. Ясюкова Л. А. Проблемы адаптации руководителей научных подразделений промышленного предприятия // Вестн. Ленингр. Ун-та. Сер. 6. Вып. 4. 1987. С. 3–27. 109. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems. 1997. P. 28–53.
Date: 2016-05-25; view: 471; Нарушение авторских прав |