Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания
Поводами для назначения в этих случаях психологической экспертизы могут служить данные: о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, о характерологических особенностях соответствующего лица, условиях восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъект, состояние психической напряженности в момент восприятия и др.); о несоответствии показаний определенного лица другим материалам дела (некоторые люди, преимущественно дети и подростки, обладают особой формой памяти - эйдетической, которая позволяет им с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию, вследствие чего их показания могут вызвать недоверие в силу исключительной детализированности). При объективной, вытекающей из дела необходимости о назначении и проведении психологической экспертизы в вышеназванных случаях рекомендуется получение ответов на следующие вопросы: а) Учитывая индивидуальные и возрастные особенности испытуемого и конкретные условия, в которых происходило событие (следует указать какое), мог ли испытуемый правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать, какие)? б) Учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать, какие)? в) Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного, в зависимости от обстоятельств дела) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать, какого)? г) Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию? д) Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости? е) Имеются ли у испытуемого, признаки эйдетической памяти? Перечень предложенных вопросов — не исчерпывающий и по каждому конкретному делу зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению и экспертной оценке. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному. Поводами для назначения психологической экспертизы в указанных случаях, как правило, являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации; отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и в школе. Рекомендуются следующие вопросы для постановки перед экспертами: а) Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями, отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации? б) Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий? в) Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказывать сопротивление? В литературе описан случай, когда некий П. в состоянии опьянения встретил на улице 14-летнюю В., достал из кармана нож и, угрожая им, заставил ее следовать за собой. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, П. вновь доставал нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел В. к себе домой, где находились его отец и мать. Однако он пригрозил, что любая попытка обратиться к ним «кончится для нее плохо». Он привел В. в свою комнату, предложил ей сесть на диван, пошел на кухню, приготовил чай и напоил им потерпевшую. После этого он совершил с В. насильственный половой акт. В. в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологичес-кую экспертизу, поставил на ее разрешение следующий вопрос: «Учитывая индивидуально-психологические особенности В., эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?» В распоряжение эксперта были представлены материалы дела, содержащие в частности показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Эксперт также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, несложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности — все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей В., ее эмоционального состояния во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации, экспертиза пришла к выводу, что она не могла оказывать сопротивление. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени их способности руководить своими действиями. На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать данные: · его педагогическая запущенность; · «детскость» поведения; · легкомысленное отношение к своим противоправным действиям; · несоразмерность объективного содержания поведения субъективно преследуемым подростком целям; · свидетельские показания, говорящие о заметном отличии его от основной массы сверстников и др. Рекомендуемые для постановки перед экспертизой вопросы: а) Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и, если имеются, в чем они конкретно выражаются? б) Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий? в) Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями? Эти вопросы прямо вытекают из постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которое нацеливает экспертов-психологов на дифференциально-экспертную оценку способности подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Следуя этому постановлению Пленума эксперт-психолог может, например, сделать вывод, что подросток мог сознавать значение своих действий, но не полностью, был способен руководить своими действиями, но не в полной мере и т.д, что имеет существенное значение. Во всяком случае для назначения целесообразной и соразмерной меры наказания. С другой стороны, психологическая экспертиза, в отличие от психиатрической, позволяет пользоваться не жесткой формулой «вменяем—невменяем», а дать более тонкое и объективное определение степени способности подростка осознавать значение своих действий и меры способности руководить ими. Так, например, несовершеннолетний М., которому к моменту совершения противоправных действий исполнилось 15 лет, обвинялся в совершении кражи личного имущества граждан (ткань). Мотив своего поведения подросток пояснил необходимостью достать материал для пеленания имеющегося в семье грудного ребенка. Адвокатом было заявлено ходатайство о назначении и проведении по делу судебно-психологической экспертизы подростка М. для установления уровня его умственного развития. Ходатайство было удовлетворено, и заключением экспертов — преподавателей кафедры психологии педагогического института с привлечением врачей-психиатров было признано, что подросток М., несмотря на достижение 15-летнего возраста, по уровню своего умственного развития соответствует возрасту 11 -12-летнего ребенка. Это заключение специалистов послужило основанием для прекращения уголовного преследования подростка М., с применением к нему принудительных мер воспитательного характера. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправного действия состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. Поводами для возбуждения ходатайства о назначении в этих случаях психологических экспертиз могут служить: · сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний; · возникновение стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса); · хроническая неудовлетворенность потребностей (фрустрация и т.п.); · данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности, о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы; · показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого; · факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления. Рекомендуемые вопросы: а) Находился ли испытуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта? б) Находился ли испытуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность и др.), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность? Date: 2016-05-14; view: 427; Нарушение авторских прав |