Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование больших групп⇐ ПредыдущаяСтр 134 из 134
Возможностей для исследования результатов терапии и консультирования большого сообщества даже больше, чем при изучении индивидуального или группового консультирования. Мы приведем только 4 работы. Вначале мы рассмотрим воздействие экономики на психическое состояние людей, затем рассмотрим влияние окружающей среды и физического состояния. Мы познакомимся с работой, в которой представлено длительное изучение эффективности школьно-педагогической помощи. В первых двух работах рассматривается влияние, третья изучает деятельность профессионалов в области изменения окружающей среды. В конце мы дадим мета-анализ деятельности психологов с большими группами населения. Бреннер изучил количество госпитализаций в психиатрических клиниках штата Нью-Йорк за 1941—1967 годы и обнаружил, что изменения количества госпитализаций напрямую зависели от изменений в экономике страны. С ухудшением экономического положения увеличивается количество госпитализаций. При оздоровлении экономики оно уменьшается. На первый взгляд экономика не связана с психическими расстройствами, но при внимательном изучении данных мы видим, что на развитии личности сказывается безработица, что застойная экономика приводит к неспособности самореализоваться в рамках данной культуры, к финансовым трудностям. Все эти и другие факторы приводят нас к выводу о том, что экономика оказывает значительное, если не решающее, влияние на душевное здоровье общества. Интересно, что кривая распределения заболеваний для женщин не совпадает с зависимостью заболеваемости мужчин, а негров и пуэрториканцов с белыми. Отсюда следует, что психотерапия должна внимательно относиться к контексту окружения. Другой пример воздействия среды на жизнь человека мы найдем в работе Снайдера (1978), который изучал жизненный уклад женщин, которые находились в разлуке с мужьями. В данном случае мужья служили на подводной лодке и были в походе. Использовалась модификация теста Холмса и Раха на жизненный стресс. В тесте оценивается влияние событий жизненного уклада на психическое здоровье. Благодаря этому тесту было обнаружено, что физическим и эмоциональным расстройствам предшествуют смерть родственников, развод, потеря работы и другие стрессообразующие факторы. Изучая периоды совместного и раздельного проживания, Снайдер обнаружил, что женщины посещали врача 368 раз в период отсутствия мужа и только 95 раз, когда мужья были дома. Характерными являются и типы заболеваний: гипертония, головная боль, депрессия, нервное расстройство. И опять мы видим, что врачи (в том числе и психиатры) лечили в основном симптоматические недомогания, с которыми к ним обращались женщины, в то время как роль фактора жизненного уклада была совершенно очевидной. Вместо того, чтобы лечить последствия, врачи прежде всего должны объединиться с психологами в деле создания систематической программы изменения жизненного уклада, искоренения причин. Можно также предположить, что физическое и психическое нездоровье — это следствие нездоровой окружающей среды по месту жительства, на работе, в школе. Работа психологов по месту проживания, о которой мы уже говорили, будет приобретать все большее значение в деле систематической борьбы с причинами заболеваний. Школьные психологи уже много лет занимаются психологической помощью ученикам. В штате Висконсин изучалась эффективность школьной психологической службы и сравнивались школы, где такая помощь была и где такой службы не было. Хотя различия были не так велики, было установлено, что ученики, получавшие консультационную помощь, лучше успевали, реалистичнее оценивали свои жизненные перспективы, испытывали большее удовлетворение от своего пребывания в школе, успешнее устраивались на работу, чаще продолжали образование и, наконец, сохранили благоприятное воспоминание о консультации. Негативным моментом был тот факт, что несколько учеников из школ, где есть служба психологической помощи, не помнили, что их консультировали, а некоторые ученики из школ, где такой службы не было, сохранили хорошую память о консультациях. Тем не менее, это исследование, которое впоследствии дважды воспроизводилось — через 5 и 10 лет — в целом приводит к выводу, что хорошо продуманные программы психологической помощи могут оказывать большое влияние на жизнь учеников. При этом нужно помнить, что консультирование — это только один из видов помощи, предлагаемой школьникам психологическим центром, и в свете возрастающего значения психологического образования, можно ожидать, что психологи-консультанты, работающие в школе и их помощники будут оказывать все большее положительное влияние на жизнь тех, кому они служат. Бейкер и др. провели мета-анализ 40 опытов по предупреждению развития расстройств, проведенных на данной группе населения. В поисках хорошей организации эксперимента и эффективного контроля было просмотрено около 200 работ по предупреждению заболеваний, после чего было отобрано для мета-анализа 40 работ как наиболее соответствующих требованиям. Результаты констатировали улучшение состояния, которое последовало за программой работ по первичному предупреждению расстройств на большой группе населения. Причем, по результатам мета-анализа подпрограмма по выработке навыков общения занимает первое место по размеру эффекта. Кроме этого в программу входили еще подпрограммы профилактики алкоголизма и нарко-, токсикомании, поиска ценностей и другие. Можно предположить, что научные исследования в области психологического обучения и профилактики будут приобретать все большее значение в ближайшие годы. Мы уже видели, что результаты терапии могут со временем “вымываться” и исчезать. По этой причине программы Марлатта и Маркса по предотвращению рецидивов и планы генерализации Джейнис (гл. 2), подчеркивание значения генерализации на пятой стадии интервью в высшей степени оправданы. Если мы не будем стремиться поддерживать достигнутый уровень путем лекций, психологического обучения, консультирования и терапии, нет смысла работать в данной области. Несмотря на внутреннюю противоречивость, база данных вполне понятна. В исследованиях Ротни ясно прослеживается мысль о необходимости тренинга генерализации — школьники часто забывали о том, что они прошли через консультирование, или думали, что консультация была, в то время как ее не было. Данные, подобные вышеприведенным, проливают новый свет на привычную картину. Исследования могут и должны идти по различным направлениям, а не замыкаться только на изучения индивидуального консультирования и терапии. Исследования в области консультирования и терапии говорят о том, что терапевты хотели бы, чтобы профилактике нервных расстройств уделялось больше внимания. Данные, полученные Бейкером, слишком очевидны, чтобы их не замечать. Возможно, в будущем разумное равновесие между научным исследованием и практикой приведет к дальнейшей интеграции исследований процесса и результата, что, возможно, приведет к ответам на некоторые основные вопросы психотерапии.
Итоги главы Данная глава имела целью подвести итог исследований во многих областях психологии и показать, что их результаты можно интерпретировать по-разному в зависимости от читателя. Чтобы понять основные идеи этой главы, вам нужно: 1. Определить отношение теории и научного исследования к феномену реального мира. Теория — это абстракция или описание реальных событий, которое может запутать либо прояснить понимание. Исследование предназначено для проверки этих наблюдений и теорий на предмет их влияния на реальный мир и для того, чтобы проинформировать консультанта, какие действия могут быть наиболее адекватными. В реальной практике консультирования терапевт действует в большей степени как ученый, который следует основным принципам наблюдения, проверки гипотез и пересмотра теорий в зависимости от полученных результатов. 2. Обсудить различные способы восприятия эффективности консультирования и психотерапии. В настоящее время принято считать, что консультирование оказывает влияние на жизнь клиентов, но данные по этому вопросу не полны и не всегда ясны. Результаты исследований говорят о том, что когнитивные виды терапии, помогающие клиенту найти новый взгляд на мир, наиболее эффективны. 3. Понять, что консультирование может сэкономить затраты на медицинское обслуживание и что краткосрочная терапия (5— 6 сеансов), посвященная конкретным вопросам, является наиболее предпочтительным видом помощи. 4. Делать различие между исследованием процесса и результата. Исследование результата — это такое исследование, где изучается как краткосрочное, так и долговременное воздействие терапии на клиентов, в то время как исследование процесса состоит в определении многих переменных, потенциально важных для получения положительного результата. 5. Знать основные достижения в области присоединения и невербального поведения. Было изучено много работ, в которых доказывается значение присоединения и сопутствующих невербальных аспектов процесса консультирования. Во многих работах доказано решающее значение паттернов контакта глаз, языка тела, тона голоса и вербального поведения в самых различных контекстах. 6. Обсудить основные достижения в области исследований процесса терапии. Имеется достаточно данных, свидетельствующих о том, что разные консультанты пользуются разными методами в зависимости от личных пристрастий и теоретических воззрений. 7. Подойти к исследованию с качественными параметрами. Полученные данные говорят о том, что в основе эффективного интервью — некоторые общие качества, такие, как эмпатия. Однако, эти качества могут проявляться по-разному у терапевтов, принадлежащих к разным теоретическим школам. 8. Отдавать себе отчет в культурных различиях в проведении присоединения и невербальном поведении, в использовании микротехник. 9. Сделать вывод об эффективности полупрофессиональных консультантов по сравнению с профессионалами. Хотя полученные данные неоднородны, в целом они свидетельствуют о том, что хорошо подготовленные консультанты-непрофессионалы могут работать в ряде случаев не менее эффективно, чем профессионалы. Это может объясняться большей естественностью обращения. 10. Рассмотреть новые подходы к исследованию терапии и консультирования. Особое внимание было уделено методам изучения отдельных случаев и тех, которые могут служить примером соединения исследований процесса терапии и результата. Кроме того, было приведено несколько моделей в методологии исследований. 11. Понять влияние окружающей среды на практику индивидуального консультирования. Был дан краткий обзор семейных исследований. Рассматривалось исследование, где изучалось влияние экономики на психическое здоровье, затем был описан опыт исследования окружающей среды на здоровье жен военных моряков. Исследования Ротни по эффективности школьной психологической помощи демонестрируют, как хорошо продуманные программы профилактики расстройств, развития личности и психологической помощи могут повлиять на жизнь большого числа клиентов. Был дан обзор теории мета-анализа. Деятельность по изменению окружения клиента в целом оказалась более эффективной, чем индивидуальное консультирование.
Date: 2016-05-25; view: 284; Нарушение авторских прав |