Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проведение присоединения, невербальное общение и микротехники
В главе III присоединение определялось как основной прием консультирования. Контакт глаз, невербальные приемы и вербальная коммуникация были представлены как основные факторы, определяющие любое эффективное общение — обычный разговор или психотерапию. Со времени появления в 1968 году первой работы по присоединению появилось около 250 работ по этой микротехнике. Одним из самых важных результатов стал вывод о том, что клиенты лучше реагируют и более положительно относятся к тем терапевтам, которые используют присоединение; клиенты высказываются более пространно и изъявляют больше желания общаться повторно. По-видимому, опытные терапевты и консультанты обладают хорошими навыками присоединения, в то время как начинающие консультанты плохо владеют этим искусством. Исследования показали прерывание контакта глаз, недостаточность невербальной коммуникации и перескакивание с темы на тему у начинающих или плохих консультантов. Имеются многочисленные доказательства того, что тренировка навыков присоединения улучшает как работу консультанта, так и восприимчивость клиента. Харпер, Винс и Матараццо (1978) обобщили обширную литературу по невербальному общению.Они цитируют более 200 работ только по визуальному поведению. Одна из важных находок в области контакта глаз заключается в том, что у белых и черных участников беседы различные паттерны контакта глаз. При общении белых явным доказательством внимания слушающего будет его внимательный взгляд; таким образом, если говорящий посмотрит на слушателя, чтобы узнать, как его воспринимают, он скорее всего увидит ответный взгляд слушателя. Черные слушатели не смотрят на говорящего, вероятно они используют другие каналы для передачи своего внимания. Таким образом, когда взаимодействуют представители белой и черной расы, данное различие может вызвать конфликт в коммуникации. Белому может показаться, что его не слушают, а черный подумает, что его пристально рассматривают. Смена ролей говорящего и слушающего еще более обострит ситуацию, приведя к выраженному дискомфорту всей встречи. Подобные данные безусловно имеют ценность, но консультант и терапевт должны помнить, что каждый клиент, обращающийся за помощью, может иметь свои собственные уникальные паттерны, не совпадающие с культурными или субкультурными ожиданиями. Данные о выражении лица говорят как о сходстве, так и о различиях между культурами. Синхронность движений, о которой говорилось в главе V, подробно изучалась Кондоном и его сотрудниками. Анализируя записанные на видеопленку фрагменты коммуникаций, исследователи говорят о гармоничной и синхронной организации изменений между движениями тела и речью как у клиента, так и в общении. Так, тело говорящего движется синхронно с речью, тело слушающего движется в одном ритме с говорящим. Для терапевта очень важно установить неконгруэнтность между движениями и речью клиента. Антрополог Эдвард Холл, как считают многие, первым начал систематическое изучение невербального общения. В 1983 г. он написал работу, обобщающую достижения в этой области, которая называлась “Танец жизни”. В этой книге автор подводит итог исследований в области невербального общения и добавляет к списку важнейших невербальных переменных время. Холл считает, что в различных культурах время воспринимается по-разному, и приводит примеры соответствующих исследований, доказывающих, что отношение к времени — важнейшая невербальная переменная. Например, японцы чрезвычайно точны, в то время как жители Океании фактически в своей системе ценностей не имеют такого конструкта. Данкан и его сотрудники (1968) изучали голоса. Они отметили, что в наилучших интервью голос звучал свободно, открыто, интонации были мягкими, а плохие интервью характеризовались напряженным, излишне громким голосом высокого тона, который сочетался с мягкими интонациями. Беспокойство во время интервью выражается большими паузами и диссонансом в речи. Лабов и Фаншель (1977) изучали сходство интонаций терапевта и пациента и пришли к выводу, что один из аспектов качественной коммуникации — это синхронность речи. Для более точного исследования они воспользовались осциллографом; изучались подъемы и падения интонации, при этом научное подтверждение получили многие субъективные предположения о значении тона голоса. Синхронность тона голоса у терапевта и клиента наблюдается при эффективной коммуникации. Возможности изучения микротехник бесконечны. В раннем исследовании Блоксма и Портера была доказана важность определения паттернов использования навыков. Они обнаружили, что то, о чем говорит терапевт о своей деятельности, может иметь мало отношения к действительности. Изучая литературу о теоретических воззрениях психотерапевтов, Сандлер (1977) заключает: “Убеждение терапевта и его практическая деятельность обычно не совпадают”. Джилл, Берджер и Коган (1983), Бейкер, Клейтон и Мансон (1984) провели две наиболее значительные работы по микротехникам. В первом исследовании было обнаружено, что можно быстро изучить и поддерживать в рабочем состоянии микротехники, если обеспечить участникам учебного процесса когнитивную интеграцию. Во втором исследовании были получены дополнительные данные, доказывающие значение когнитивного фактора для участников учебного процесса, которые должны думать об использовании техник и планировании. Эти два исследования свидетельствуют о значении когнитивных/мыслительных переменных в практике успешного консультирования. Ясно, что просто научиться определенным навыкам недостаточно. Нужно выработать концепцию и использовать навыки осмысленно и систематически — тогда их действие будет эффективным. В чем же состоит специфическое воздействие микротехник на клиента? Появляются данные в пользу того, что терапевты различных ориентаций используют разные микротехники. Клиентоцентрированная и роджерианская терапия, о которых мы уже говорили, показывает, что клиентоцентрированные терапевты проявляют тенденцию к использованию навыков отражающего присоединения. Слоан (1975) показал, что терапевты-бихевиористы обычно отвечают на вопрос своего пациента выдачей информации, в то время как терапевты психодинамического направления отражают вопрос к клиенту. Терапевты-бихевиористы обычно дают директивы. Интересно, что в психотерапевтической группе пациенты, получающие меньше объяснений, продвигались вперед быстрее, чем пациенты, получавшие много объяснений, но этот парадоксальный факт не действует для пациентов бихевиоральной терапии. Возможно, этот вывод говорит о том, что содержание интерпретации важно для определения его терапевтической ценности и что бихевиоральная интерпретация имеет меньшее влияние на ход интервью, чем психодинамическая. Штрупп в одном из своих исследований попросил терапевтов различных ориентаций записать свою реакцию на письменные или записанные на пленку утверждения клиентов и обнаружил, что: 1) опытные терапевты черпали информацию из большего количества реакций, чем неопытные, 2) опытные терапевты психодинамической ориентации больше использовали интерпретацию и инициацию, чем неопытные, 3) опытные клиентоцентрированные терапевты больше занимались исследованием клиента и меньше отражением, чем неопытные. Эти выводы согласуются с теорией интенциональности о том, что, когда терапевт совершенствуется, у него появляется больше возможностей контакта с большим количеством клиентов. В обзоре Ауэрбаха и Джонсона об уровнях профессиональной опытности терапевтов делается вывод о том, что, когда человек лучше узнает свою профессию, у него появляется больше выборов. В серии классических опытов группа ученых исследовала процесс работы нескольких психотерапевтов. Путем лингвистического анализа они выявили, что клиент может принимать языковый паттерн терапевта. Это говорит о том, что власть и социальное воздействие терапевта должны находиться под контролем. Есть, однако, и данные, представляющие альтернативу вышесказанному. Опытные белые консультанты стараются присоединиться к своим черным клиентам по языковым паттернам, а не навязывают свои собственные представления сознательно или подсознательно. Необходимо подробнее рассмотреть культурные различия в использовании техник. Используя метод, схожий с методом Штруппа, Берман попросила черных и белых мужчин и женщин — терапевтов — записать свою реакцию на проблемы своих пациентов, представленные им на видеопленке. Психолог обнаружила, что белые мужчины задавали больше вопросов и давали больше советов, а белые женщины больше отражали чувства, черные мужчины и женщины больше прибегали к советам. Когда же исследовали фокусировку ответной реакции, оказалось, что белые консультанты фокусировались на личности клиента (“Вы, по-видимому...”), в то время как черные консультанты чаще фокусировались на культурном контексте и контексте среды (“Система оказывает на вас влияние...”). Эти выводы логичны, они имеют большое значение, поскольку еще раз доказывают тот простой факт, что все люди разные. Отражение чувств человека, который сердится, потому что не может получить работу, может оказаться не таким полезным, как совет о том, как вести себя в условиях расовой дискриминации и как искать работу в этих условиях. Другую иллюстрацию культурных различий в паттернах общения мы находили в работах антрополога Бриггса (1970), который изучал семейную жизнь и общение на Крайнем Севере. Вопросы здесь считаются грубыми и назойливыми многими эскимосскими народностями, прямое выражение эмоций не приветствуется, и чтобы обсудить заботы и проблемы друга, эскимос должен терпеливо ждать. Брислин, Холл, Педерсен, Дрегунс, Лоннер и Тримбл, Харнер, Винс и Матараццо — авторы четырех из множества работ о влиянии культурных различий в паттернах общения в разных культурных группах. У людей из Азии, Океании, Европы и Южной Америки и многих этнических меньшинств в США и Канаде значительно различаются между собой паттерны общения.
Date: 2016-05-25; view: 365; Нарушение авторских прав |