Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория объектных отношений и повторяющиеся стереотипы поведения





Одним из важных действующих лиц в психологическом спектакле является так называемая теория объектных отноше­ний (Клейн, 1975, Гантрип, 1968, Кернберг, 1980). Объектные отношения — это рабочий термин, который грубо может быть переведен как “прошлые личностные отношения”. Эта теория добавила к базовому фрейдизму более детальную разработку того, как прошедший опыт несознательно отражается во взрос­лых стереотипах поведения. Теория объектных отношений по­стулирует, что мы развиваем наш стиль жизни, исходя из ран­них взаимоотношений со значимыми другими, в основном с матерью. Стабильные личностные характеристики обычно фор­мируются очень рано, и цель терапии — понять, как эти детские стереотипы затем тиражируются во взрослом поведении.

Таким образом, теория объектных отношений дополняет фрейдизм подобным рассмотрением того, как стиль жизни и поведение определяются прошлым опытом. Трудной задачей психоаналитика является попытка “сорвать покровы”, выявить взаимосвязь между прошлым и настоящим, сделать неосознан­ное сознательным.

Формулировки теории объектных отношений должны быть вам знакомы. Особенно они помогают при поиске и исследова­нии постоянных стереотипов поведения и мышления, которые клиент приобрел из прошлого опыта. Наиболее элементарный уровень: давно замечено, что человек, переживший развод, скло­нен повторять с новой супругой те ошибки, которые разрушили его первый брак. Или, напротив, человек, колеблющийся с вы­бором профессии, склонен колебаться и при выборе машины или в вопросе женитьбы. Идентификация повторяющегося пове­дения — первый шаг на пути раскрытия бессознательных мыс­лительных процессов. Приведенные примеры стереотипов долж­ны быть прослежены вплоть до их истоков в раннем детстве.

Для целей терапии может оказаться очень полезным простая демонстрация того, что такие стереотипы поведения существуют.

Второй этап интерпретации — предоставить клиенту картину того, как несколько повторений того или иного поведения свя­заны друг с другом и с детским опытом. Третий уровень интер­претации, обычно наименее воспринимаемый клиентом — это обозначение его мыслей и поведения в терминах психоанализа.

Некоторые психотерапевты ошибочно начинают с обозначения и диагностики, пропуская более понятное объяснение взаимо­связи существующих проблем с ранним опытом личности. Фор­мулировка этой связи — яркий пример соединения сознатель­ного и подсознательного опыта.

 

Теория развития

Вероятно, Фрейд был основоположником теории развития. Он не только постулировал, что в детстве коренятся многие жизненные проблемы, он разбил детство и юность на несколько периодов, причем каждому периоду соответствовала основная задача развития ребенка. Его формулировки развития оказали большое влияние на нашу культуру и образ мышления, и часто мы даже не осознаем этого. Например, вы часто можете слы­шать в разговоре, что этот человек имеет “оральный” характер, а тот — “анальный”. Эдипов период понят гораздо меньше и транс­формировался в массовом сознании в саркастической фразе: “А, Эдипов комплекс — это когда влюблен в собственную мамашу!”

Тем не менее, некоторые ключевые моменты фрейдизма внедрились в общественное сознание. Каждая стадия развития ребенка характеризуется своими кризисами, и выбор таков: или ребенок одолеет кризис, или кризис его. Задача психотерапев­та — поработать с этими кризисами развития, чтобы помочь человеку целенаправленно достичь интенциальности. Результа­том развития теории объектных отношений является стройная концепция орального периода, которая в сжатом виде приведена в этой главе.

Центральной задачей (или кризисом) орального периода развития (от рождения до двух лет) — является научиться взаи­модействовать с другими. В эту задачу входит умение одновре­менно присоединяться к людям и выделять себя как личность из массы остальных людей. Чтобы в дальнейшем стать интенциальной личностью, человек должен уметь вступать в контакт с людьми и знать, как при этом сохранить свою индивидуаль­ность. Клейн говорила о “держащем” окружении — имеется ввиду, что ребенка реально и фигурально “держат” слишком крепко, отчего могут развиться чувства зависимости или компульсивной привязанности. Если взаимоотношения ребенка и матери будут отличаться холодностью, ребенок станет “отдален­ным” или слишком независимым. Говоря обобщенно, мальчиков надо держать на большей дистанции, чем девочек. Результа­ты исследований показывают, что матери после рождения ре­бенка даже по-разному берут на руки мальчиков и девочек. Ме­тафора “держать” отражает тысячи видов взаимодействий, во время которых ребенок набирается опыта общения и учится соблюдать некий баланс между близостью и уединением. Не­умение достичь этой сбалансированности на оральной стадии может повлечь за собой серьезные эмоциональные проблемы в дальнейшей жизни.

Основной задачей анального периода (18 месяцев — 4 года) является развитие чувства ответственности за свое поведение.

Классическая теория Фрейда говорит, что “...первым шагом к контролю за своим поведением является приучение ребенка проситься на горшок и тем самым нести ответственность за вы­делительные процессы. Унизительное выражение “пьяный осел” относится к человеку, который частично “застрял” в анальном периоде”.

Если ребенок научился контролировать себя слишком силь­но, он может приостановиться в своем личностном развитии и в результате будет иметь проблемы навязчивости или компульсивного внимания к деталям, а возможно, даже попытается контро­лировать жизнь других людей. Слишком слабый контроль ведет к захламленным комнатам, неорганизованной жизни, однако это может компенсироваться чувством спонтанности. И снова глав­ной трудностью для ребенка будет нахождение адекватного ба­ланса между слабым контролем и сверхконтролем. В большин­стве культур мальчиков чаще всего учат ответственности за свою судьбу. Девочек обычно учат подчиняться контролю других. Ка­ждая личность характеризуется своей неповторимой степенью контроля, но в каждой культуре существует и традиционное распределение социальных ролей по признаку контроля за пове­дением. Опять же, если ребенок не научится соблюдать прием­лемый баланс между организованностью и разбросанностью, между лидерством и подчинением, его в дальнейшей жизни ждут большие затруднения.

Эдипов период (4—7 лет) — это время принятия и примеривания социальных ролей. Как можно убедиться, в течение ораль­ного и анального периодов ребенок получает приблизительную сексуальную ориентацию из окружающего мира и из той манеры контроля над поведением, которую диктует его культура. Что касается Эдипова периода, то он отличается тем, что ребенок осознает значение и важность сексуальных ролей и соединяет воедино все приобретенные в этой сфере знания и навыки.

Эдипов период — это также время бурного физического и психического развития. Ребенок идет в школу, учится читать, приобретает новых друзей, учится долгое время обходиться без родителей. В основе этих трудных задач лежат представления ребенка о сексуальной роли, присущей данной культуре. При нормальном развитии и девочки, и мальчики в первые два пе­риода обычно более близки к матери, более к ним привязаны. В Эдиповом периоде девочки учатся вести себя так же, как их матери, а мальчики начинают брать пример с отцов. Таков куль­турный идеал, но он отнюдь не всегда воплощается в жизни. Если в раннем возрасте воспитание ориентируется больше на развитие индивидуальности, чем на нормы культуры, становятся возможными многие другие сексуально-ролевые ориентации.

Нет необходимости поднимать здесь все сложности, связан­ные с этим периодом. В терминах социализации достаточно сказать, что каждый ребенок ищет свой путь подражания роди­телям и сознает себя частью их. “Возвращение в детство” помо­гает нам сформулировать вероятные проблемы клиента.

Эрик Эриксон (1964) описывает эти периоды по-своему. Согласно Эриксону: 1) в оральном периоде ребенок должен нау­читься доверять другим, 2) в анальном периоде он должен при­обрести чувства автономии (противоположность автономии — чувство стыда и сомнения) и 3) в Эдиповом периоде — чувство инициативы и компетентности в противоположность чувству вины. Но, в отличие от Фрейда, который рассматривал только этапы детства, Эриксон положил свою классификацию в основу всей конструкции последующей жизни. Эти кризисы развития продолжаются дальше в подростковом возрасте, когда “кризис идентификации” уже на новом уровне копирует все аспекты кризиса раннего детства и повторяются на этапе, когда юноша становится взрослым. (Табл. 6.1 представляет модифицирован­ную версию модели Эриксона.) Для вас, как для потенциального терапевта психодинамической ориентации, фрейдовские идеи личностного развития очень помогут в адекватном понимании ваших клиентов.

Взрослые, страдающие от замкнутости и неумения общаться, скорее всего нуждаются, чтобы вы вскрыли корни их проблем, кроющиеся во взаимоотношениях с родителями. Или, например, фобический невроз может иметь истоки в анальном периоде. Неудачи в Эдиповом периоде, в свою очередь, тоже дают широ­кий спектр возможных проблем. В любом случае, ваша задача — отыскать ранние личностные неразрешенные конфликты и кри­зисы, а также помочь клиенту осознать их. Эта работа требует значительного времени и глубокого понимания теоретических положений развития личности в культурной среде.

Психодинамическая теория отнюдь не проста. Она требует определенных интеллектуальных усилий при изучении. Мысли, представленные здесь, содержат ряд существенных элементов фрейдистской теории, но это только ее начало. Тем не менее, вы обнаружите, что даже самые общие представления о концепции Фрейда, изложенные здесь, помогут вам в вашей работе со многими клиентами, а также при использовании конкретных техник, которые будут приведены позднее.

 

Date: 2016-05-25; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию