Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уважение и теплое отношение
Холодный, озабоченный сохранением дистанции психотерапевт может быть компетентным и профессиональным, но за этим фасадом может скрываться враждебность и нелюбовь к людям. КО-терапевт уважает других людей и умеет передать это чувство клиенту. В этом параграфе уважение и теплое отношение рассматриваются как необходимая часть истинной эмпатии. Психолог, не уважающий своих клиентов, может придумывать им клички, изображать “помощь”, хвастать своим професионализмом перед клиентом и коллегами, позволяет себе расистские или другие двусмысленности и т. д. Хотелось бы подчеркнуть, что такие случаи крайне редки в сфере психотерапии, но все же случаются. Очень четко отсутствие уважения к клиенту проявляется во время “перекуров”, когда психологи отпускают колкие замечания в адрес клиента в явной либо скрытой форме. Вот несколько возможных способов передать клиенту свое уважение: Существуют два основных способа передачи уважения — это предложения, усиливающие высказывания клиента и предложения, показывающие, что вы уважаете его мнение. Предложения усиления представлены фразами типа: “Вы хорошо излагаете свою точку зрения” или “отличный инсайт”. Построения второго типа — это “Я так не считаю, но я представляю, как вы пришли к такому убеждению” или “Пожалуй, я не согласен с тем, что вы вправе так думать”. Легко заметит что уважение и положительное отношение тесно связаны (Айви и Офер, 1978). Представим, что Донна просила психолога о его мнении. Как ему следует реагировать? Донна: Вы слушали меня довольно долго. Как, по-вашему, я должна поступить? Психолог: Я вижу, вы склонны сохранить ребенка. Я это одобряю, ценю жизнь. Если бы я был на вашем месте, я бы чувствовал то же самое. Я надеюсь, у вас будет ребенок — я думаю, это ваше решение. Какова ваша реакция на мои слова? Я думаю, вы справитесь. Правильно ли действовал психолог в приведенном здесь самораскрытии? В зависимости от системы ценностей и теоретических убеждений, ответ может быть различным — от оптимистического “да” до абсолютного “нет”. В подобной ситуации психологи не ищут легких ответов и, пожалуй, не обязательно соглашаться с их мнением. Соглашаться или нет — это спорный вопрос, но, пожалуй, не вызывает сомнений, что отвечать на подобный вопрос на ранних стадиях интервью не стоит. Более уместно делать это в конце сеанса. Уважение жизненно важно для успешной терапии. Это понятие отличается от понятия теплоты. Уважение к чужой точке зрения может быть, а теплое личное отношение — отсутствовать. А вместе они образуют весьма мощную комбинацию. Теплота в отношениях, как было показано, крайне важна для построения минимального уровня эмпатии. Но что такое теплота? Теплота — это эмоциональное состояние к клиенту, выраженное невербальными средствами. Поза, жесты, интонация, выражение лица и даже прикосновения, когда это необходимо — вот из чего складывается теплота, вот как она может быть передана клиенту. Огромную роль здесь играет улыбка. Кроме того, теплота — это форма вашего самовыражения в мире. В эмоционально теплая личность? Как вы это выражаете? Разделить понятия уважения, теплоты и положительного от-ношения не всегда представляется возможным. Хотя можно представить себе человека, который выражает свою поддержку, уважение в холодной манере. Отсутствие теплоты может перечеркнуть положительное отношение. Передача клиенту теплоты при помощи улыбки, интонации и других невербальных средств добавляет эффективности высказываниям психотерапевта. Конкретность Психолог: Можете ли вы дать мне конкретный пример того, что происходит, когда вы и ваши родители спорите о характере Рони? Клиент приходит к психологу с неясными, неочерченными жалобами. Задача профессионального терапевта— понять неясные факты, выяснить проблему. Эффективное интервью обычно движется от неясного списания глобальных проблем к более ильному обсуждению повседневной реальности. Донна: Ну, родители мне не помогают. (Туманно) Психолог: Вы могли бы выделить ту сферу, где они вам не помогают? Не могли бы привести конкретный пример, произошедший на прошлой неделе? (Конкретно) Донна: Когда они узнали, что я беременна, они постоянно ворчат и хотят, чтобы я избавилась от ребенка. (Более конкретно) Психолог: И что они говорят? Что сказали вы? (Конкретно) С помощью таких вопросов вы переходите от некого общего мнения к пониманию того, что же на самом деле произошло. Намного легче понять человека, если знаешь конкретные факты. Часто глубина интервью задается именно конкретностью вопросов и ответов. Вообще, большинство клиентов приветствует конкретность, так как “объективные факты” менее подвержены искажениям. Далее, конкретность и точность дают солидную базу для решения проблем. Но иногда эмоциональные переживания могут быть слишком сильными, чтобы сразу обсуждать конкретную специфику. В случае изнасилования распрашивание о конкретных фактах следует отложить. Североамериканцы предпочитают обсуждать конкретику, но такой подход может оттолкнуть некоторых азиатов, европейцев или африканцев, чья культура требует более тонкого подхода. Поиск конкретных фактов лежит в основе почти всех интервью. Часто клиент недопонимает ситуацию, неконкретно ее определяет. Задавая открытый вопрос: “Вы можете привести конкретный пример?” — вы в силах спрямить течение беседы.
Непосредственность В английском языке три времени — прошлое, настоящее и будущее. Вообще, наиболее сильны по своему воздействию те фразы психолога, которые относятся к настоящему времени — их можно считать непосредственными, незамедлительными. Хотя различные теории делают ударения на различных временных направлениях. Например: Психодинамическая теория (особенно ее классический вариант) имеет дело в основном с прошлым, концентрируется на прошлых переживаниях клиента. Гештальт-терапия и экзистенциальная сконцентрированы на сейчас и обращают особое внимание на ситуации “здесь и сейчас”. Терапевты бихевиористического направления могут углубляться в прошлое, но их в основ- ном интересует, как помочь клиенту самореализоваться в будущем. То, в каком времени происходит сеанс психотерапии, в значительной степени определяет стиль взаимодействия клиента стерапевтом. Рассмотрим следующий пример: Клиент: Мне страшно. Психоаналитик: Ваши свободные ассоциации показывают, как ваши детские переживания связаны с этим чувством? Экзистенциальный терапевт: Вам страшно. Что конкретно означает сейчас для вас это чувство? Психолог-бихевиорист: Исходя из этого чувства, что вы хотите делать? Каждый из приведенных отрывков эффективен по-своему. Эффективность зависит от вашего мировоззрения и понимания целей процесса терапии. Каждый ход ведет клиента к более конкретному раскрытию, но взгляд на мир идет по разным временным направлениям. Непосредственность понимается Кархафером и Идженом как непосредственное обсуждение задач между психологом иклиентом. Для раскрытия понятия непосредственности очень важны микротехники обратной связи и самораскрытия. Как только во время консультирования вы переходите к настоящему времени, то возникает необходимость использовать предложения самораскрытия и обратной связи. Подобный стиль психотерапии характерен для роджеровской и экзистенциальной терапии. Все они задают вопрос: “Что происходит с вами сейчас?” Как бы мы не определяли понятие непосредственности (как отношения клиент-психолог или как временная направленность беседы), мы в любом случае обнаружим, что этот термин хорошоописывает интервью, которое проводила Джоан с м-ром С. Например: 3. Д: Ну, вы сегодня улыбаетесь. 4. Д: Вы чувствуете себя неплохо сегодня. 17. Д: Вы смеетесь, но по тону вашего голоса и вашему виду я чувствую, что вам не до смеха. 27. Д: Я понимаю, что вы чувствуете сейчас давление. 96. Д: Позаботьтесь о себе. Время настало. Не так ли? В каждом из приведенных отрывков Джоан использует на- стоящее время, которое обогащает беседу. Хотя наши клиенты живут в настоящем времени, они имеют опыт прошлого и планы на будущее. В случае с м-ром С. мы видели, что в настоящем он жил своим прошлым, и чтобы изменить свое будущее, надо было разорвать эту связь. То, что Джоан использовала непосредственность, сделало сеанс более эффективным. Хотя следует заметить, что иногда не стоит быть слишком конкретным и обращенным в настоящее. Если ситуация становится напряженной, психолог может обратиться к прошлому. Донна: (дрожащим голосом и со слезами на глазах). Я так отвратительно себя чувствую. Мне уже все равно. Все так безнадежно. Психолог: А на прошлой неделе вы чувствовали себя лучше? Донна: Да, все накапливалось, а сейчас обрушилось на меня. Психолог: Давайте вернемся назад и рассмотрим один прием, который, похоже, работает при общении с такими людьми, как ваши родители. Второе утверждение психолога уже нельзя назвать непосредственным, оно обращено к прошлому. Клиент вынужден отвечать в том же ключе, но уже с меньшей конкретностью. Затем психолог фиксирует внимание клиента на положительном опыте из прошлого. Здесь возможно перейти вновь к конкретным событиям. Следует заметить, что не всегда следует бояться выражения клиентом сильных эмоций. Профессиональный терапевт знает, когда надо быть конкретным, а когда необходимо разрядить ситуацию и снять напряжение. Кроме того, разные теории по-разному подходят к этой проблеме. Мы можем определиться в этом вопросе, используя свой жизненный опыт и знание теорий. Независимо от вашего решения, обязательно надо понимать степень воздействия на клиента ваших приемов.
Date: 2016-05-25; view: 372; Нарушение авторских прав |