Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этнические и другие групповые различия
Те, кто читает эту книгу, возможно, принадлежит к совершенно разным культурам — это могут быть ирландцы, итальянцы, британцы, евреи, негры или русские. Кое-кто может считать себя космополитом и иметь знания и навыки более чем одной культуры. США и Канаду часто называют “одним котлом” культур. У нас действительно много общего, но разница во вкусах останется еще надолго. Этнические группы могут быть определены как “те, кто осознает свою похожесть благодаря общим особенностям, и кто рассматривается аналогично остальным”. Таким образом, этнос есть более широкое понятие, чем раса или религия. Мы разделяем себя на “мы” и “они” — это путь развития групп. Но этничность может сложиться в результате гонений и непонимания со стороны остальных. Данное выше определение этничности можно слегка изменить, и тогда под него попадут вообще все группы — женщины, лесбиянки, старики и любая иная группа, которая способна к самоидентификации. Цели клиентов, с которыми вы работаете, могут различаться в зависимости от этнических корней. Большинство психологических теорий направлено на то, чтобы помочь личности в самоактуализации. Но “самоактуализация” или “индивидуализм” — это все не подходит для представителей этнических групп, которые можно назвать “взаимозависимыми”. Для них характерно совместное решение проблем. Так, для традиционной азиатской семьи характерно стремление к поиску семейной гармонии, а не к тому, чтобы удовлетворять чьи-то индивидуальные потребности. Таким образом, цели эффективной терапии зависят от культурной принадлежности клиента. Семейная или групповая ориентации проявляются чаще всего у клиентов, корни которых уходят в негритянскую, индейскую или итальянскую культуры. Семья является хранителем культуры. Если вы выросли в итальянской семье, то скорее всего продолжаете жить в том же городе (или даже в том же квартале, что и ваши родители, и дети. Если вы англоамериканец из восточных штатов, то с большой долей вероятности можно сказать, что вы живете далеко от родителей, но на расстоянии одного дня езды. С другой стороны, западные американцы стремятся жить не меньше, чем за 500 км. от своего прежнего дома (Пиндерхас, 1982). Стремление к эмпатии требует понимания как личной неповторимости, так и культурных особенностей. Исходя из всего этого, следует помнить, что техники, прекрасно работающие для одной культурной группы, могут показаться оскорбительными и неприемлемыми для другой. Набор методов наблюдения может не подойти, вопросы могут показаться навязчивыми, раппорт в некоторых случаях достигается с большим трудом, одна теория из этой книги окажется полезной, другая — нет. И цели терапии будут явно разными для инвалида, иммигранта-камбоджийца или для американца ирландского происхождения. Личная история также очень важна для развития личности. Если у вашего клиента было трудное детство, он испытал нищету, расовую дискриминацию, душевную травму от службы во Вьетнаме, то такой клиент будет отличаться от других. Развивать эмпатию по отношению к тем, чей жизненный опыт отличается от вашего — это задача на всю жизнь. В качестве первого шага очень полезно осознать свои личные культурные истоки. Кому-то покажется, что человек ирландского происхождения имеет те же корни, что и англоамериканец. Но сравнение этих двух культур показывает различия в системах ценностей и убеждениях. В табл. 4.2 представлена работа одного студента по исследованию собственных семейных ориентаций. Один член семьи — ирландского, другой — британского происхождения. В соответствии с культурными традиция- ми, родители внушали студенту разные взгляды на жизнь и разные системы ценностей. В частности обратите внимание на специфический ирландский фатализм по сравнению с британской верой в возможности личности. Из этого примера видно, что для разных культур интенциальность проявляется по-разному. Представьте себе, что вы консультируете подобного студента по поводу развода. Вполне вероятно, что его позиция по данному вопросу будет складываться из смешанных, противоречивых наставлений разных культур. Если ему ближе британские корни, то решение будет не таким мучительным, но если он ближе к ирландским корням, то он вообще вряд ли поднимет на консультации этот вопрос. Так как большинство людей в Америке имеют бикультурные истоки, то конфликты двух систем ценностей часто проявляются на консультации. Часто этот внутренний конфликт не осознается психологом и клиентом. Ваша задача в данном случае — облегчить клиенту понимание связи между индивидуальным и культурным самосознанием. Кроме всего прочего не следует забывать, что студент-американец, подверженный влиянию материализма, телевидения и духу свободного выбора нашей культуры. В этом смысле студент принадлежит трем культурам. Многие, если не все ваши клиенты, являются бикультурным по своей сути... И если к этому добавить проблему возраста, пола, религии и т. д., как дополнительное групповое деление, то сложность проблем, с которыми вам придется столкнуться как психологу, станет очевидной. Конечно же, в Северной Америке у нас далеко не монолитная культура. Изобилие отличий: разные люди из разных семей с разными ожиданиями. Поразмышляйте о своей семье. Каковы представления вашей семьи о том, как дети должны устраиваться после женитьбы? Каковы размеры финансовой и моральной поддержки семьи? Как относится семья к интеллектуальным достижениям? Каковы ролевые ожидания мужчин и женщин? Отношение к спиртному? Отношение и страдания? Потом по- смотрите на себя и на свою жизнь. Насколько ваши представления отличаются или схожи с семейными представлениями? Таблица 4.2 ВЗГЛЯД СТУДЕНТА НА СМЕШАННУЮ СЕМЕЙНУЮ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ Следующая запись принадлежит Марку Дарлингу, студенту, специализирующемуся на межкультурной психологической консультации. Марк происходит из семьи, которую принято считать “типично американской”. Один из родителей — ирландского происхождения. Другой — британского. Марк — американец в третьем поколении. До изучения спецкурса по межкультурной психологии он считал себя “чистым американцем”. Изучив предмет, он пришел к выводу, что многие его убеждения и ценности не являются чисто американскими, а представляют собой некую смесь британских и ирландских. Он также обнаружил, что некоторые его внутренние конфликты нельзя отнести к разряду “чисто личностных”, а что это результат противоречивых культурных наставлений, полученных от родителей. Приведенный анализ — результат его личных наблюдений, помноженный на чтение книг по межкультурной и семейной терапии (Мак Годфин, Пирс и Джиодано, 1982). Должно быть ясно, что КО-терапия требует эмпатии к культурным истокам клиента, а достичь такой эмпатии можно только благодаря упорному изучению духа культуры. Но и изучив культуру, вы сталкиваетесь с индивидуальностью, которая неповторимым образом систематизировала в себе культурные истоки. Исходя из этого, можете ли вы сказать, кем является Марк — англичанином или американцем?
Date: 2016-05-25; view: 339; Нарушение авторских прав |