Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие дыхания в онтогенезе
В пренатальном периоде органы дыхания плода практически не функционируют, а необходимый для жизни кислород он получает че-рез плаценту. Легкие имеют плотную консистенцию и слабо развитую эластическую ткань. С первым вдохом новорожденного легкие рас-правляются и устанавливается ритмическое дыхание, частота которо-го колеблется от 40 до 60 в минуту. Механизм первого вдоха связан с действием на нервные клетки дыхательного центра углекислого газа, растворенного в крови. При рождении ребенка его концентрация по-вышается вследствие нарушения плацентарного кровообращения. Накапливающийся в крови углекислый газ действует гуморально не-посредственно на нервные клетки дыхательного центра и рефлектор-но через хеморецепторы кровеносных сосудов. В результате активи-зируется дыхательный центр и включается механизм дыхания. К моменту рождения ребенка формирование механизмов регуля-ции дыхания еще не завершено. Подтверждением этого является боль-шая изменчивость частоты, глубины и ритма дыхания младенца. Ды-хательная система ребенка первого года жизни имеет существенные особенности. Дыхание младенца частое (до 50—60 дыхательных дви-жений в минуту), что обеспечивает высокий уровень легочной вентиля-ции. В период с 1 года до 3 лет по мере роста грудной клетки и разви-тия межреберных мышц дыхание становится грудобрюшным. Частота его уменьшается до 35—40 циклов в минуту. В возрасте 6—7 лет проис-ходит интенсивный рост ребер и изменяется их положение. Более длинные ребра меняют форму грудной клетки — ее передняя часть опускается вниз. Межреберные мышцы начинают играть ведущую роль в организации вдоха и выдоха. Резервный объем заметно увеличи-вается, что создает благоприятные условия для работы легких, особенно при физической нагрузке. В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее увеличение дыхательных объемов, что расширяет резерв-ные возможности организма в условиях физической нагрузки и адапта-ции. В подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие легких, жизненная емкость приближается к уровню таковой у взрослых. Увеличиваются длина и диаметр трахеи и бронхов. Под действием муж-ского полового гормона — тестостерона — существенно изменяется строение гортани у мальчиков (развивается система гортанных хря-щей и голосовых связок). Происходит мутация голоса — он становится низким. В 16-18 лет между системой дыхания и другими вегетативны-ми системами устанавливается скоординированное взаимодействие.
29. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом. Пища необходима для процессов жизнедеятельности, потому что содержащиеся в ней питательные вещества поддерживают функцио-нирование органов и тканей, обеспечивают их энергией и материала-ми для роста и регенерации. Пищеварение — физиологический процесс, в ходе которого посту-пающая в организм пища подвергается механическим и химическим превращениям, в результате чего образовавшиеся простые питатель-ные вещества всасываются в кровь и лимфу. Химические изменения представляют собой последовательные реакции питательных веществ с компонентами секретов пищеварительных желез. В результате этих реакций происходит расщепление белков, углеводов и жиров под дей-ствием ферментов трех основных групп: протеаз, липаз и карбогидраз. Протеазы (пепсин, трипсин) расщепляют белки на аминокислоты и содержатся в желудочном, поджелудочном и кишечном соках. Ли-пазы действуют на жиры с образованием глицерина и жирных кислот и входят в состав поджелудочного и кишечного соков. Карбогидразы (амилаза) расщепляют углеводы на глюкозу и представлены в слюне, поджелудочном и кишечном соках. Происхождение ферментов, расщепляющих питательные вещества, обусловливает наличие трех типов пищеварения: аутолитического, симбионтного и собственного. Аутолитическое пищеварение осущест-вляется за счет собственных ферментов растительных и животных продуктов и присутствует у ребенка при молочном вскармливании, при недостаточно сформировавшемся собственном пищеварении. На-пример, в гидролизе питательных веществ молока участвуют ферменты самого молока. Симбионтное пищеварение происходит под воздейст-вием ферментов, которые образуются симбионтами человека (бактерии и простейшие). Собственное пищеварение осуществляется ферментами, синтезирующимися в организме самого человека. По локализации самого процесса пищеварение делится на внутри-клеточное и внеклеточное. В ходе внутриклеточного пищеварения происходит расщепление веществ в пищевой вакуоли пугем фагоцитоза или пиноцитоза. У человека оно осуществляется лейкоцитами. Вне-клеточное пищеварение делится на контактное, или пристеночное, и дистантное, или полостное. Последнее происходит под действием выделившихся в составе пищеварительных соков ферментов на пита-тельные вещества. Контактное пищеварение осуществляется фер-ментами, фиксированными на клеточной мембране микроворсинок кишечника. Переработка пищи в пищеварительном тракте длится от 24 до 48 ч и включает четыре основные стадии: • поступление пищи в ротовую полость, ее пережевывание и про-глатывание; • переваривание — ферментативное расщепление пищи на простые молекулы питательных веществ в различных отделах пищеваритель-ного тракта; • абсорбция, или всасывание, — поступление простых молекул пи-тательных веществ в кровоток, который разносит их туда, где они не-обходимы; • экскреция, или выделение, — выведение непереваренной пищи через анальное отверстие в виде кала. Date: 2016-05-25; view: 507; Нарушение авторских прав |