Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ильина Мария Юрьевна





Ученое звание: к. э. н. Должность: доцент кафедры «Таможенное дело».

Место работы: Московский университет им. С. Ю. Витте.

 

1. 3. Общие положения об итоговой государственной аттестации

1. 3. 1. Цели и задачи итоговой государственной аттестации

Цель итоговой государственной аттестации - установить соответствие уровня профессиональной подготовки специалистов требованиям ФГОС ВО.

Задачи ГИА:

- оценка степени готовности специалиста к решению профессиональных задач в соответствии со специализацией ОПОП специалитета и видами профессиональной деятельности;

- оценка владения специалистом профессиональным категорийным аппаратом;

- совершенствование способности к разработке рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;

- развитие навыков разработки инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;

- формирования умения сбора и подготовки данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- способность к сбору, обработке, анализу и систематизации информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

- развитие способности к организации и проведению научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;

- формирование умения разрабатывать теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, способность оценить и интерпретировать полученные результаты;

- развитие навыков подготовки заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности;

- развитие навыков подготовки заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

- развитие навыков подготовки заданий и разработка системы социально-экономических показателей деятельности таможенных органов в процессе управления таможенной деятельностью;

- формирования умения необходимого для составления экономических разделов обоснования эффективности внешнеэкономической деятельности;

- развитие навыков разработки стратегии поведения экономических агентов на внешнеэкономических рынках;

- совершенствование умения поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов;

- формирование навыков проведения оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;

- развитие умения анализа существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

- формирование умения прогнозирования динамики основных социально-экономических показателей развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры;

- развитие навыка разработки стратегий инновационного развития и функционирования системы управления таможенной деятельностью.

В ВКР автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкого образования по соответствующему направлению, как того требует ФГОС высшего образования.

Специалист после освоения ОПОП ВО по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» должен:

1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.

2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного ис­следования.

3. Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпириче­ский материал.

4. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.

5. Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.

6. Владеть навыками и приемами историографической и источниковедческой критики.

7. Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для само­стоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой.

8. Представить итоги проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлече­нием современных средств редактирования и печати.

 

1. 3. 2. Место ГИА в структуре ОПОП

ГИА является завершающим этапом подготовки специалистов, обучающихся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело», и относится к учебному циклу – «Б3. Государственная итоговая аттестация». Общая трудоемкость ГИА 9 зачётных единиц (324 часа). Специалист должен освоить весь теоретический курс подготовки, согласно учебному плану, а также сдать и защитить отчеты по всем видам практик, выполнить все разделы Научно-исследовательской работы.

Место государственной итоговой аттестации в структуре ОПОП определяется установлением уровня подготовленности выпускника в соответствии с областью профессиональной деятельности (объектами, задачами и видами профессиональной деятельности) и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО).

Государственная итоговая аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Государственная итоговая аттестация включает сдачу государственного экзамена по специальности и защиту выпускной квалификационной работы.

Государственный экзамен по направлению подготовки введен по решению Ученого совета университета.

Программа государственного экзамена разработана выпускающей кафедрой «Таможенное дело» самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий носит комплексный характер и соответствует избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются выпускающей кафедрой «Таможенное дело» Университета.

Выпускники Университета, обучающиеся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

- совершение таможенных операций, применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и проведение таможенного контроля и иных видов государственного контроля;

- правоохранительная;

- организационно-управленческая;

- информационно-аналитическая;

- научно-исследовательская.

Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видами профессиональной деятельности готов решать следующие профессиональные задачи:

деятельность, связанная с совершением таможенных операций, применением таможенных процедур, взиманием таможенных платежей и проведением таможенного контроля и иных видов государственного контроля:

совершение таможенных операций;

применение таможенных процедур;

проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров, и иных видов государственного контроля;

обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

применение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД);

определение страны происхождения товаров и контроль правильности ее определения;

определение и контроль таможенной стоимости товаров;

контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, исчисление и взимание пени, процентов;

взыскание задолженности, осуществление возврата таможенных платежей и иных денежных средств;

обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

правоохранительная деятельность:

осуществление производства (юрисдикционного процесса) по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела;

проведение неотложных следственных действий по преступлениям, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов;

составление процессуальных документов и совершение необходимых процессуальных действий при выявлении административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;

организационно-управленческая деятельность:

управление деятельностью таможни (таможенного поста) и их структурных подразделений;

организация работы исполнителей для осуществления конкретных видов работ, услуг;

контроль деятельности подразделений, групп сотрудников, служащих и работников;

формирование организационных и управленческих структур таможен (таможенных постов);

мотивирование и стимулирование сотрудников, служащих и работников, направленные на качественное выполнение ими должностных обязанностей;

организация сбора информации для выбора управленческих решений;

информационно-аналитическая деятельность:

ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

применение информационных систем, информационных технологий, программно-технических средств защиты информации в таможенном деле;

прогнозирование экспорта и импорта товаров в регионе деятельности таможенного органа, поступлений таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации;

информационное взаимодействие таможенных органов с государственными органами, организациями и гражданами по вопросам, касающимся таможенного законодательства, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, с использованием информационных технологий;

анализ результатов деятельности таможенных органов;

научно-исследовательская деятельность:

мониторинг результатов деятельности таможенных органов, проведение исследований и прогнозирование достижения целей и выполнения задач их деятельности;

научное обоснование предложений по совершенствованию профессиональной деятельности;

разработка методик и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;

разработка предложений по внедрению результатов исследований в практическую деятельность таможенных органов.

 

1. 3. 3. Требования ФГОС к уровню профессиональной подготовки специалиста.

При прохождении итоговых аттестационных испытаний выпускник должен продемонстрировать овладение следующими общепрофессиональными и профессиональными компетенциями по специальности 38.05.02 «Таможенное дело»:

общепрофессиональных компетенций (ОПК):

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2)

профессиональных компетенций (ПК):

способностью осуществлять контроль за соблюдением таможенного законодательства и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при совершении таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (ПК-1);

владением навыками заполнения и контроля таможенной декларации, декларации таможенной стоимости и иных таможенных документов (ПК-7);

владением навыками по исчислению таможенных платежей и контролю правильности их исчисления, полноты и своевременности уплаты (ПК-8);

умением применять систему управления рисками в профессиональной деятельности (ПК-16);

умением квалифицировать факты и обстоятельства правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, совершать юридически значимые действия (ПК-21);

способностью определять место и роль системы таможенных органов в структуре государственного управления (ПК-24);

владением навыками применения в таможенном деле информационных технологий и средств обеспечения их функционирования в целях информационного сопровождения профессиональной деятельности (ПК-32);

владением методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов (ПК-37);

способностью разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в сфере таможенного дела (ПК-39);

способностью проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты (ПК-40).

 

1. 3. 4. Виды итоговых аттестационных испытаний

Государственная итоговая аттестация по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» включает следующие виды государственных итоговых аттестационных испытаний:

итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

защита выпускной квалификационной работы (ВКР).

К государственной итоговой аттестации допускается лицо, завершившее в полном объеме освоение Основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.05.02 «Таможенное дело», и не имеющее академической задолженности.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы.

Итоговый междисциплинарный экзамен и выпускная квалификационная работа не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательной программы на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

 

1. 3. 5. Календарный план прохождения ГИА

Календарный план прохождения ГИА предназначен для планирования и организации времени обучающихся при подготовке и прохождении итоговых аттестационных испытаний. График составляется ежегодно на весь период ГИА в соответствии с его продолжительностью согласно календарному учебному графику по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». В нем указывается начало, окончание ГИА, даты проведения контрольных мероприятий, предусмотренных учебным планом.

 

Допуск к ГИА

1. 4. 1. Порядок допуска к ГИА

К ГИА допускаются лица, завершившие полный курс теоретического обучения по основной профессиональной образовательной программе, успешно прошедшие все соответствующие аттестационные испытания и виды практик, предусмотренные учебным планом, а также успешно завершившие подготовку ВКР. Студенты, не завершившие подготовку ВКР, к ГИА не допускаются.

К защите ВКР допускаются студенты, успешно прошедшие все предшествующие виды итоговых аттестационных испытаний (итоговый междисциплинарный экзамен).

В комиссии по видам ГИА представляются следующие документы:

макет приложения к диплому;

зачетная книжка студента;

ведомость группы для ГИА;

дополнительно для защиты ВКР:

выпускная квалификационная работа;

отзыв руководителя на ВКР;

рецензия на ВКР.

По результатам рассмотрения ВКР руководитель пишет отзыв и, при соответствии требованиям, предъявляемым к написанию работы, ставит свою визу на титульном листе ВКР.

Заведующий кафедрой рассматривает завершенную работу и, не позднее чем за две недели до начала ГИА, решает вопрос о допуске студента к ее защите. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает представленную работу, тем самым допуская ее к защите. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите, рассмотрение вопроса выносится на заседание кафедры с обязательным участием руководителя работы и студента.

Сроки проведения государственных экзаменов, выполнения и защиты ВКР устанавливаются графиком учебного процесса.

Приказ о допуске специалистов к ГЭ с одновременным распределением их по группам подписывается за одну неделю до начала государственного экзамена. Приказ о допуске к защите ВКР с одновременным распределением по группам подписывается за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.

Для проведения государственных экзаменов по направлениям подготовки (специальностям) Университетом разрабатываются и утверждаются программы государственных экзаменов до 15 января текущего года. На основании этих программ разрабатываются и утверждаются экзаменационные билеты.

Форма и порядок проведения аттестационных испытаний, в том числе критерии оценки ответов и защиты ВКР, доводятся выпускающей кафедрой до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала ГИА. Студенты обеспечиваются программами экзаменов, проводятся обзорные лекции и консультации. Расписание ГИА утверждается и доводится до студентов за три недели до начала ГИА.

В Университете предусмотрен перерыв между государственными аттестационными испытаниями продолжительностью не менее 7 календарных дней.

 

1. 5. Организация выполнения и защиты ВКР

1. 5. 1. Рекомендации по организации выполнения и защиты ВКР

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ОПОП специалитета выполняется в виде дипломной работы по результатам прохождения всех видов практики и выполнения научно-исследовательской работы, и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением практических задач тех видов деятельности, к которым готовится специалист.

При организации выполнения и защиты ВКР необходимо соблюдать следующие основные нормативные акты:

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) специальности 38.05.02 «Таможенное дело», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 года № 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» (уровень специалитета)» (зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2015 № 38864).

ВКР является заключительным этапом обучения в Московском университете им. С. Ю. Витте и направлена на систематизацию, закрепление и углубление знаний, навыков по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» и эффективное применение этих знаний в решении конкретных практических задач в данной отрасли науки.

Тематика ВКР должна быть связана с решением профессиональных задач, указанных в ФГОС ВО по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» в соответствии с видами профессиональной деятельности:

деятельность, связанная с совершением таможенных операций, применением таможенных процедур, взиманием таможенных платежей и проведением таможенного контроля и иных видов государственного контроля:

совершение таможенных операций;

применение таможенных процедур;

проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров, и иных видов государственного контроля;

обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

применение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД);

определение страны происхождения товаров и контроль правильности ее определения;

определение и контроль таможенной стоимости товаров;

контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, исчисление и взимание пени, процентов;

взыскание задолженности, осуществление возврата таможенных платежей и иных денежных средств;

обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

правоохранительная деятельность:

осуществление производства (юрисдикционного процесса) по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела;

проведение неотложных следственных действий по преступлениям, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов;

составление процессуальных документов и совершение необходимых процессуальных действий при выявлении административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;

организационно-управленческая деятельность:

управление деятельностью таможни (таможенного поста) и их структурных подразделений;

организация работы исполнителей для осуществления конкретных видов работ, услуг;

контроль деятельности подразделений, групп сотрудников, служащих и работников;

формирование организационных и управленческих структур таможен (таможенных постов);

мотивирование и стимулирование сотрудников, служащих и работников, направленные на качественное выполнение ими должностных обязанностей;

организация сбора информации для выбора управленческих решений;

информационно-аналитическая деятельность:

ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

применение информационных систем, информационных технологий, программно-технических средств защиты информации в таможенном деле;

прогнозирование экспорта и импорта товаров в регионе деятельности таможенного органа, поступлений таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации;

информационное взаимодействие таможенных органов с государственными органами, организациями и гражданами по вопросам, касающимся таможенного законодательства, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, с использованием информационных технологий;

анализ результатов деятельности таможенных органов;

научно-исследовательская деятельность:

мониторинг результатов деятельности таможенных органов, проведение исследований и прогнозирование достижения целей и выполнения задач их деятельности;

научное обоснование предложений по совершенствованию профессиональной деятельности;

разработка методик и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;

разработка предложений по внедрению результатов исследований в практическую деятельность таможенных органов.

ВКР, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения. Выполнение указанной работы должно свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести научный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.

Процесс выполнения ВКР включает следующие этапы:

- выбор темы, назначение научного руководителя;

- изучение требований, предъявляемых к данной работе;

- согласование с научным руководителем календарного плана работы;

- изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;

- непосредственная разработка темы;

- обобщение полученных результатов;

- написание работы;

- рецензирование работы;

- защита и оценка работы.

 

1. 5. 2. Выбор темы ВКР и назначение научного руководителя

Выбор темы ВКР производится на основании имеющегося на кафедре утвержденного примерного перечня. Специалисту предоставляется право самостоятельного выбора темы работы. Он может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема ВКР представляется на утверждение лишь тогда, когда установлены ее актуальность, проблемная направленность, научное и прикладное значение, наличие условий для выполнения в намеченный срок, обеспечено должное научное руководство. Актуальность выбранной темы обсуждается на научно исследовательских семинарах (НИС) кафедры.

При выборе темы специалист должен учитывать свои научные и практические интересы в определенной области экономической теории и практики.

Обоснование темы ВКР студент предоставляет своему руководителю, на кафедру, а также заведующему кафедрой в течение первых двух месяцев обучения на выпускном курсе. Обоснование темы оформляется пояснительной запиской, объем которой может составлять 3-5 страниц машинописного текста выполненного на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20мм, справа – 10мм, слева 35 мм, шрифтом TimesNewRoman, 14 пт, через полтора интервала.

Структура пояснительной записки:

- актуальность темы;

- степень её разработанности;

- цель и содержание поставленных задач;

- формулировка гипотезы;

- объект и предмет исследования;

- избранные методы исследования;

- теоретическая, нормативная и эмпирическая основа исследования;

- рекомендации по результатам работы;

- обоснование разработанных рекомендаций.

К обоснованию темы прикладывается примерное содержание (оглавление) ВКР.

В дальнейшем обоснование темы послужит основой для написания введения ВКР. Для выбора и обоснования темы специалистам рекомендуется обратиться к текстам кандидатских и докторских диссертаций, и авторефератов в Российскую государственную библиотеку (http://diss.rsl.ru/), а также к проблематике научно-практических конференций, проводимых в системах ФТС, ЕВРАЗЭС и участников ВЭД.

Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней максимально конкретно отражалась основная идея работы, а также теоретическая, и практическая направленность исследования. Теоретическая часть должна быть ориентирована на разработку теоретических и методологических основ исследуемых вопросов, использование новых концепций и идей в выбранной области исследования; отличаться определенной новизной научных идей и методов исследования. Практическая часть исследования должна демонстрировать способности специалиста решать реальные практические задачи, с использованием существующих положений и методик, а также на основе разработки моделей, методологических основ и подходов в исследуемых вопросах.

Выбранная тема работы закрепляется за специалистом по его личному письменному заявлению.

Выбранные темы ВКР и научные руководители утверждаются распоряжением ректора Московского университета им. С.Ю. Витте. После утверждения темы научный руководитель выдает специалисту задание на подготовку ВКР. Задание включает в себя тему ВКР, перечень подлежащих к разработке вопросов, перечень рекомендуемых исходных данных, необходимых для выполнения работы (законодательные и нормативные документы и материалы, научная и специальная литература, конкретная первичная информация), календарный план выполнения отдельных разделов, срок представления законченной работы. Тема ВКР утверждается и закрепляется за специалистом распоряжением в начале второго семестра последнего курса обучения по согласованию с деканатом и заведующим выпускающей кафедрой.

 

1. 5. 3. Руководство ВКР

Научный руководитель ВКР назначается из числа преподавателей кафедры, или приглашенных преподавателей других вузов, а также специалистов с предприятий и организаций в соответствии с тематикой их научных интересов. Научный руководитель должен иметь ученую степень доктора или кандидата наук.

Научный руководитель ВКР:

- оказывает помощь специалисту в выборе темы ВКР;

- составляет задание на подготовку ВКР;

- оказывает специалисту помощь в разработке календарного плана работы на весь период выполнения ВКР;

- помогает специалисту в составлении рабочего плана ВКР, подборе списка литературных источников и информации, необходимых для выполнения работы;

- проводит консультации со специалистом, оказывает ему необходимую методическую помощь;

- проверяет выполнение работы и ее частей;

- делает соответствующие отметки о выполнении в индивидуальном плане;

- представляет письменный отзыв на ВКР с рекомендацией ее к защите или с отклонением от защиты;

- оказывает помощь (консультирует специалиста) в подготовке презентации ВКР для ее защиты.

В случае выполнения ВКР на стыке научных направлений или прикладных профилей допускается назначение, помимо руководителя, консультантов по дополнительным направлениям или профилям.

Кафедра регулярно заслушивает специалистов и научных руководителей о ходе подготовки ВКР на научно исследовательских семинарах, где обсуждаются достигнутые результаты. О степени готовности ВКР кафедра информируют деканат. О ходе выполнения ВКР научный руководитель докладывает на заседании кафедры не менее двух раз в год.

ВКР должна выполняться самостоятельно, творчески, с учетом возможностей реализации отдельных частей работы на практике. Каждое принятое решение должно быть тщательно продумано.

Нужно помнить, что руководители ВКР дают рекомендации, и направляют специалиста в его исследовании, принимает окончательное решение о допуске к защите и отвечает за сделанные выводы автором работы.

Научный руководитель проверяет ход выполнения ВКР по отдельным этапам, консультирует студента по всем возникающим проблемам и вопросам, проверяет качество работы и по ее завершении представляет письменный отзыв на работу. В отзыве оцениваются теоретические знания и практические навыки специалиста по исследуемой проблеме, проявленные им в процессе написания ВКР. Также указывается степень самостоятельности специалиста при выполнении работы, личный вклад в обоснование выводов и предложений, соблюдение графика выполнения ВКР, результаты апробации. Заканчивается отзыв выводом о возможности (невозможности) допуска ВКР к защите.

При решении крупной задачи, рассматриваемой в ВКР, возможно создание коллективов студентов, не более трех человек, в которых каждый студент выполняет в соответствии с общей задачей свое конкретное задание.

Выполненная ВКР, ее электронная копия (диск/дискета в одном экземпляре, с указанием фамилии студента и темы работы) представляются руководителю работы не позднее, чем за три недели до начала государственной итоговой аттестации. Руководитель вправе отказать в рассмотрении работы студенту, систематически не выполнявшему календарный план и представившему не рассматриваемый ранее руководителем вариант выполненной работы, даже если она представлена в указанный срок. Оценка самостоятельности написания ВКР студентом проводится руководителем в соответствии с определенным порядком (Положение о выпускной квалификационной работе ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»), в том числе через портал «Антиплагиат» (www.antiplagiat.ru).

После получения у лаборанта кафедры распечатанного титульного листа работа переплетается (брошюруется) студентом, подписывается им и представляется на подпись руководителю. По результатам рассмотрения ВКР руководитель пишет отзыв, прилагает к нему отчет о проверке работы на портале «Антиплагиат» и, при соответствии требованиям, предъявляемым к написанию работы, ставит свою визу на титульном листе ВКР.

Заведующий кафедрой рассматривает завершенную работу и, не позднее чем за две недели до начала ГИА, решает вопрос о допуске студента к ее защите. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает представленную работу, тем самым допуская ее к защите. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите, рассмотрение вопроса выносится на заседание кафедры с обязательным участием руководителя работы и студента.

Расписание защиты ВКР и списки групп студентов, защищающихся в конкретный день (согласованные с соответствующей кафедрой), доводятся деканатом факультета до сведения студентов через сайт Университета и информационные стенды не позднее, чем за 10 дней до начала ГИА. Защита ВКР проводится на открытых заседаниях государственных экзаменационных комиссий. Кроме членов комиссии, рекомендуется присутствие на защите руководителя ВКР и, по возможности, рецензента.

Защита начинается с доклада (краткого сообщения) студента по теме ВКР. Для доклада студенту отводится не более 15 минут, что соответствует 4-5 страницам обычного текста, набранного межстрочным интервалом 1,5 пт (структура выступления приведена в Положении о выпускной квалификационной работе ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте») Студент должен делать доклад свободно, не читая письменного текста. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический или иной материал, иллюстрирующий основные положения работы.

По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Вопросы по содержанию ВКР могут быть заданы не только членами экзаменационной комиссии, но и любым присутствующим на защите.

Далее зачитываются отзыв руководителя и рецензия. После этого происходит обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие. После окончания обмена мнениями студенту дается заключительное слово.

Оценка ВКР дается членами комиссии на ее закрытом заседании. Оценки объявляются в тот же день после подписания в установленном порядке протокола заседания комиссии.

 

1. 5. 4. Методические рекомендации по подготовке презентации результатов ВКР

Для защиты ВКР студент готовит доклад (краткое сообщение) по теме работы и раздаточный материал.Объем доклада соответствует 4-5 страницам обычного текста, набранного шрифтом TimesNewRoman, 14 пт, через полтора интервала. Студент должен делать доклад свободно, не читая письменного текста. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический или иной материал, иллюстрирующий основные положения работы. В основу доклада, как правило, включают материалы введения и заключения ВКР.

Презентация работы по теме ВКР оформляется в Power Point, включает 8-15 слайдов и отражает основное содержание работы. Презентации должна включать в себя следующие слайды:

· Слайд 1. Титульный лист. Здесь указывается тема ВКР, научный руководитель (ФИО, ученая степень, ученое звание), автор работы (ФИО, номер группы). В нижней части слайда – г. Москва и год защиты.

· Слайд 2. Содержание. На этом слайде специалист указывает содержание своей работы. Если части включают подразделы, то это выносится на слайд либо оговаривается автором работы в процессе выступления, в зависимости от загруженности слайда. Специалист обязательно должен огласить регламент (время своего выступления) и постараться в него уложиться. Чаще всего это не более 7 минут.

· Слайд 3 и далее. Здесь необходимо представить следующие элементы: актуальность темы ВКР; объект, предмет, цель и задачи, элементы новизны предложенных рекомендаций и оценка эффективности предложений по результатам исследования, выводы и результаты отдельных глав, общие выводы, итоги и рекомендации.

· Заключительный слайд. На слайде необходимо указать «Спасибо за внимание», поблагодарить комиссию и аудиторию за внимание.

Основные требования к презентации:

На текстовом слайде должен быть список не более 3-7 пунктов, по одному простому предложению в каждом, не больше. Цветовая палитра должна не мешать, а способствовать восприятию текста (текст не должен сливаться с фоном).

Приветствуются графики, диаграммы, фотографии на слайдах. Для представляемых цитат, таблиц с данными, графиков в нижней части слайда под элементом должны располагаться ссылки на первоисточник, если таблица взята из определенного источника, либо, если элемент создан студентом, то необходимо указать, например «таблица составлена автором по материалам ФТС».

Презентация должна обеспечивать художественно-эстетическое оформление материала, иллюстративность, логику раскрытия проблемы исследования, что в свою очередь является индикатором ясного понимания специалистом исследованной им проблемы и её глубокой проработки.

 

 

1. 6. Порядок формирования и функции государственной аттестационной комиссии, методика проведения ГИА

1. 6. 1. Порядок формирования ГЭК, функции ГЭК

Состав ГЭК по каждой основной профессиональной образовательной программе высшего профессионального образования формируется 25 декабря предшествующего года и действует в течение следующего календарного года.

ГЭК возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех государственных экзаменационных комиссий (далее – ГЭК), обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председателем ГЭК утверждается, как правило, лицо, не работающее в Университете, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии – кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля.

Председатель ГЭК утверждается Федеральным органом управления образованием по представлению учредителя Университета не позднее 30 октября предшествующего года. В состав ГЭК, помимо председателя, также входят заместители председателя, члены, ответственный секретарь. В состав членов при защитите ВКР включаются представители работодателя до двух человек.

ГЭК в своей деятельности руководствуются Положением о государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, ФГОС ВО в части касающейся требований к государственной итоговой аттестации, методическими рекомендациями учебно-методических объединений высших учебных заведений, положением об ГИА Университета.

Основными функциями ГЭК являются:

- определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования и уровня его подготовки;

- принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику диплома о высшем образовании;

- разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов.

ГЭК по основной профессиональной образовательной программе высшего образования состоит из государственных экзаменационных комиссий (далее ГЭК) по видам итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных ФГОС ВО. По решению Ректора Университета в составе одной ГЭК может быть сформировано несколько ГЭК, а также несколько ГЭК по одной основной профессиональной образовательной программе высшего образования.

Председатель ГЭК может возглавлять одну из ГЭК и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена.

В состав ГЭК, кроме председателя, входят четыре члена комиссии. На заседании ГЭК должно присутствовать не менее двух третей членов комиссии.

Состав ГЭК формируются из научно-педагогического персонала Университета, а также лиц, приглашаемых из сторонних учреждений: авторитетных специалистов предприятий, организаций и учреждений – потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных сотрудников других высших учебных заведений.

Председатели ГЭК по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя ГЭК.

В комиссии по видам ГИА представляются следующие документы:

– макет приложения к диплому;

– ведомость группы для ГИА;

дополнительно для защиты ВКР:

– выпускная квалификационная работа;

– отзыв руководителя на ВКР;

– рецензия на ВКР;

– отчет по антиплагиату;

– акт (справка) о внедрении (рекомендуется).

В комиссию могут быть представлены также другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность ВКР (печатные статьи по теме работы, документы, указывающие на практическое применение работы, макеты, образцы материалов, изделий и т.п.).

 

1. 6. 2. Методика проведения ГЭ

Председатели ГЭК организуют работу комиссий, обеспечивают соблюдение методики проведения итоговых государственных испытаний, поддерживают надлежащий порядок в аудиториях, отвечают за сохранность экзаменационных материалов, следят за правильным оформлением секретарями ГЭК протоколов заседаний комиссий.

Секретари ГЭК назначаются, как правило, из числа учебно-вспомогательного персонала факультетов или кафедр Университета.

Ответственный секретарь ГЭК планирует и организует работу ГЭК, проверяет готовность экзаменационных материалов, качество оформления документации студентов, представляемой к прохождению испытаний, выдает председателям ГЭК экзаменационные материалы. По итогам проведенных итоговых государственных аттестационных испытаний проверяет правильность заполнения протоколов, получает Отчеты о результатах ГИА групп/потоков студентов и Сводные отчеты Председателей ГЭК.

Расписания работы ГЭК формируются, утверждаются и доводятся до членов ГЭК в установленном порядке.

Для прохождения итоговых государственных аттестационных испытаний студенты распределяются по группам в соответствии с видом испытания. В группе для сдачи устного экзамена и защиты ВКР должно быть не более 15 человек.

Продолжительность ответа на государственном экзамене по отдельной дисциплине должна составлять не более 20 минут (время на подготовку – до 40 минут). Если экзамен сдается в письменном виде, то для ответа отводится четыре академических часа.

Сдача государственных экзаменов проводится на закрытых заседаниях ГЭК.

К ГИА (ИГЭ) допускаются лица, завершившие полный курс теоретического обучения по основной профессиональной образовательной программе, успешно прошедшие все соответствующие аттестационные испытания и виды практик, предусмотренные учебным планом, а также успешно завершившие подготовку ВКР. Студенты, не завершившие подготовку ВКР к ГИА (ИГЭ) не допускаются.

Для проведения государственных экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых междисциплинарных экзаменов по направлениям подготовки (специальностям) разрабатываются и утверждаются программы государственных экзаменов. На основании этих программ разрабатываются и утверждаются экзаменационные билеты.

Форма и порядок проведения аттестационных испытаний, в том числе критерии оценки ответов и защиты ВКР, доводятся выпускающей кафедрой до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала ГИА. Студенты обеспечиваются программами экзаменов, проводятся обзорные лекции и консультации.

Для проведения заседаний ГЭК формируются «Папки председателей государственной экзаменационной комиссии», которые содержат необходимые материалы для проведения итоговых аттестационных испытаний. На подготовку к каждому итоговому испытанию отводится, как правило, 4-5 дней. Для прохождения итоговых государственных аттестационных испытаний студенты распределяются по группам в соответствии с видом испытания. В группе для сдачи устного экзамена должно быть не более 15 человек. Продолжительность ответа на государственном экзамене по отдельной дисциплине должна составлять не более 20 минут (время на подготовку – до 40 минут). Проведение государственного экзамена в письменной форме осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственного экзамена в письменной форме.

Сдача государственных экзаменов проводится на закрытых заседаниях ГЭК с участием не менее двух третей их состава.

Результаты аттестационных испытаний, включенных в ГИА, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Результаты государственных экзаменов, проводимых в письменной форме, объявляются в течение трех рабочих дней после дня проведения экзамена. Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» на одном государственном экзамене, имеют право сдавать другие государственные экзамены.

Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Решение о присвоении квалификации (степени) по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании принимает ГАК на основании решений ГЭК.

Все решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий оформляются протоколами в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте».

Выпускнику, сдавшему экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75 % всех дисциплин, вносимых в приложение к диплому, а по остальным дисциплинам с оценкой «хорошо», учитывая оценки по курсовым работам, и прошедшему все виды итоговых аттестационных испытаний с оценкой «отлично», выдается диплом с отличием. Пересдача с целью повышения положительной оценки государственных экзаменов, а также повторная защита ВКР, не разрешается.

Студенты, не завершившие образования данного уровня, не прошедшие государственную итоговую аттестацию или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты отчисляются из Университета и получают, по личному заявлению, академическую справку установленного образца. Повторные итоговые аттестационные испытания назначаются при восстановлении в Университете не более двух раз, не ранее, чем через один год и не более чем через пять лет после прохождения студентом ГИА впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания назначаются в соответствии с перечнем видов аттестации, установленным на момент восстановления.

Студентам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других, документально подтвержденных, исключительных случаях), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из Университета в течение срока работы ГАК (на дополнительном заседании ГАК либо во время заседания другой комиссии в соответствии с графиком учебного процесса), но не позднее четырех месяцев после подачи заявления студентом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине. В документации ГАК данные студенты выделяются отдельно.

После завершения работы ГАК сводные отчеты Председателей ГАК заслушиваются на Ученом совете Университета и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки выпускников по специальностям (направлениям) представляются учредителю Университета.

Протоколы ГИА выпускников и ведомости группы ГИА с результатами, после проверки, брошюруются и сдаются на хранение в архив Университета.

 

1. 6. 3. Методика защиты ВКР

К защите допускается ВКР, выполненная самостоятельно и оформленная в соответствии со стандартами и нормативными актами высшей школы.

ВКР в электронном виде сдается лаборанту кафедры за месяц, который проводит проверку на антиплагиат через портал «Антиплагиат». Специалист может самостоятельно проверить ВКР на антиплагиат и предоставить отчет о проверке. Кафедра устанавливает процент оригинального текста, как правило, он должен быть не ниже 80%.

На основании анализа содержания ВКР, после прохождения антиплагиата, научный руководитель определяет степень самостоятельности написания работы (приложение 11) решает вопрос о допуске ее к защите. ВКР, допущенная к защите, направляется на обязательное рецензирование. Рецензент после ознакомления с ВКР составляет заключение-рецензию, в которой отмечает достоинства и недостатки работы, аргументировано оценивает ее качество и делает за­ключение о реальной практической ценности данной работы. Специалист заблаговременно знакомится с рецензией. Рецензирование работ осуществляется, как правило, руководителем (заместителем руководителя) организации (соответствующего структурного подразделения) по месту сбора материалов (прохождения научно-производственной и/или научно-исследовательской практики) по определенному формату (приложение 12). На рецензии ставится печать организации, где работает рецензент.

Отзыв, рецензию и результаты антиплагиата вкладываются в ВКР. ВКР принимается в распечатанном переплетенном виде и электронном виде на CD-диске. Завершенная ВКР со всеми подписями должна быть сдана на кафедру с отзывом, рецензией и отчетом об антиплагиате за неделю до защиты.

Помимо отзыва, рецензии, результатов антиплагиата в ВКР может быть вложен Акт о внедрении результатов ВКР (или справка о внедрении (приложение 14)), который составляется в произвольной форме. Акт подтверждает практическую значимость работы для организации, на материалах которой писалась работа.

На CD-диск записываются:

Date: 2016-05-25; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию