Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Июня, Бенарес, Индия ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Сегодня я в Бенаресе, чтобы принять участие в трехдневном духовном фестивале, проводимом почтенным Дадой Шиванандой. Шивананда является представителем Бабы во время Его отсутствия, и его беседы будут проводить Бабины вибрации. Съехалось около 10 000 маргов, и энергия очень высокая.* В этом древнем духовном городе у нас есть тренинг-центр для подготовки новых Ачарий. Наша философия выступает против предрассудочного безрассудочного идолопоклонничества индуизма, но я согласен, что в Бенаресе царит исключительная атмосфера, способствующая духовным практикам. Хинду верят, что омовение в реке Ганге очищает их от грехов и приводит к вознесению в рай в момент смерти. Мы не разделяем подобных убеждений, но это не мешает нам наслаждаться медитацией на берегу реки, с иногда распространяющими запах рядами кремационных костров. Этот запах напоминает нам, как драгоценен каждый момент жизни и как тщетно бессмысленно бояться смерти. Хотя мои переживания в Ананда Нагаре освободили меня от большинства моих сомнений, я все еще не решаюсь переступить через порог моей новой жизни. Если бы я только мог встретиться с Бабой. 13 Июня, Бенарес. Сегодня была кульминационная речь Дады Шивананды. Когда он закончил ее, через нас прокатилась волна, вызывая вздохи, крики, дрожь и другие оккультные симптомы. Трепет охватил всю область сердца и оставил меня в благоговении. После этого марги рассеялись, кроме одного человека, который несколько часов оставался погруженным в медитацию, не обращая внимание на жестоко палящее солнце. В конце концов, другой марги раскрыл над его головой зонтик, но было слишком поздно. Когда тот вышел из транса, он страдал от солнечного удара, хотя было похоже, что его это не сильно его беспокоило. Через несколько минут после лекции, когда я все еще чувствовал ее сильное воздействие, ко мне подошел незнакомый Дада и спросил: “Почему ты приехал в Индию?” “У меня было две причины. Во-первых, встретить Бабу. К этому времени мне не представилось такой возможности. И, во-вторых, после встречи с Бабой я надеялся решить, следует ли мне начать тренинг, чтобы стать Дадой.” “Ты не смог сделать первое. Почему бы тебе не проделать второе и не начать тренинг?” Он не стал ждать, пока я отвечу, и медленно удалился. Именно в этот момент я решил, по крайней мере, посетить тренинг центр. Останусь я там или нет, я не знаю. 14 Июня, Тренинг центр в Бенаресе. Когда я входил в ворота, одна единственная мысль охватила меня и отзывалась заполнила во всем весь мой моем разуме: “Я дома! Наконец-то я вернулся домой.” Решено. С сегодняшнего дня направление моей жизни определилось. Тренинг центр представляет собой трехкомнатный дом с тремя комнатами рядом с центром города. В одной комнате учатся, спят и едят 35 человек, проходящих тренинг. Вторая комната для групповой медитации и занятий. Условия очень стесненные. Многие из нас спят в комнате для медитации и на улице. Для постели у каждого есть одно одеяло, которое стелют прямо на цементном полу. Третья маленькая комната - для наставников. На улице находиться “кухня” - глиняная печь и пятачок выбитой земли для резки овощей и раскатывания лепешек. Нет проточной воды. Вода для всех целей - приготовления пищи, уборки, ванны и туалета - берется во дворе в колодце. Туалеты представляют собой глубокие ямы без смыва. Один для всех проходящих тренинг находится на улице, другой, внутри дома, используется преимущественно учителями. У нас есть двор размером всего лишь двенадцать на девять метров. Тренинг центр для сестер находится в другой части Бенареса. Один из наших наставников каждый день наносит им визит для проведения занятий. 16 Июня, Тренинг центр. Сегодня мне вручили список правил поведения, которым мы должны следовать, насколько это возможно. Вот некоторые из них: · Практиковать медитацию, по крайней мере, 4 раза в день. Никто не должен есть, не помедитировав перед этим. · Выполнять асаны два раза в день. · Не спать на мягкой постели. · Оставить всякого рода роскошь. · Соблюдать пост, по крайней мере, 4 раза в месяц. Голодать без пищи и воды от рассвета до рассвета по назначенным дням. · Не употреблять мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, грибы, содержащие кофеин напитки, такие как чай и кофе, какао, алкоголь, сигареты и другие интоксиканты. · Хранить молчание, по крайней мере, 30 минут ежедневно. В это время нельзя читать, писать или отвлекать разум каким-либо образом. · После завершения начального изучения философии Ананда Марга, ученик должен попытаться изучить все другие философии. · Практиковать великодушие и прощение. · Держаться в стороне от критики, осуждения и очернения. Избегать группизма всякого рода. Не критиковать никакую страну. · Быть свободным от гнева, ненависти и тщеславия, включая гордость за свою культуру. · Становясь идеальным человеком, вдохновлять других становиться хорошими людьми. · Привлекать других своей жертвенностью. · Пытаться избавить других от боли и не говорить о собственных проблемах. · Принимать все страдания как награду. И буквально сотни еще. Некоторые из них предназначены для всех маргов, некоторые - только для отрешенных. Для меня это не правила, а указания для постепенного достижения святой жизни. 21 Июня, Тренинг центр. Еда здесь простая, но из-за способа приготовления и недостатка питательности я снова очень болен. Вода определенно не подходит для меня. И не спасает даже то, что это самое жаркое время года. Мы едим в основном только лепешки, сделанные из цельной муки и воды, бобовую похлебку, рис и острый зеленый перец, который обжигает мой рот. Обязанности по приготовлению пищи распределяются между воспитанниками. У большинства из них не хватает терпения справиться с большим количеством работы по приготовлению пищи, поэтому они делают лепешки очень толстыми и полусырыми, бобы тоже часто полуготовые. Иногда мы получаем “барабанные палочки” от щедрых, но бедных торговцев овощами. Этот овощ называют барабанными палочками, потому что он представляет собой одну клетчатку, жесткую как древесину. Обычно их готовят с бобами. Мы их хорошенько разжевываем, чтобы получить из них все, что можно, а затем выплевываем. Кроме случайных картофелин и баклажан, мы не видим никаких овощей, и никогда никаких фруктов, за исключением воды с соком лимона и одного банана на человека утром после голодания. Исходя из того, что мы голодаем без воды четыре раза в месяц, нам всем достается по четыре банана. Я пытаюсь избавиться от продолжающейся диареи с помощью очищения моего организма. Я пытаюсь избегать риса и, по совету нескольких индийцевиндусов, проходящих тренинг, ем большое количество острого перца чили. Но, похоже, что положение только ухудшается.* *Гораздо позже я узнал от Дад, что пациент, страдающий поносом, должен избегать острого. Чили были самым худшим из всего, что я мог потреблять. Конечно, они помогли мне очиститься, по крайней мере, одну или две тысячи раз. Если бы я ел рис, то мне, может быть, удалось бы достичь баланса какого-то рода.
Когда идет дождь, нам всем приходиться спать на боку, потому что, если спать на спине, то всем не хватит места внутри дома. Я боюсь, что мое плохое здоровье и тяжелые бытовые условия влияют на состояние моего разума. Я настолько погружен в свои личные проблемы, что просто не способен на хорошие отношения с другими воспитанниками. Наши ежедневные занятия состоят из медитации и киртана 4 раза в день, йогических упражнений 2 раза в день, утреннего и вечернего занятия, обязанностей по приготовлению пищи, уборки и самостоятельной подготовки. Сейчас я пытаюсь запомнить около ста пятидесяти правил поведения, изучаить ПРАУТ*, запомнить семнадцать высказываний на санскрите, которые выражают суть ПРАУТа, и выучить основы бенгали и санскрита. Это все представляется достаточно трудным, потому что мое тело настолько ослабло от болезни, что я обычно на грани засыпания, и мои колени постоянно болят от сидения на полу весь день. В классе есть только один стул, и в течение дня идет соревнование за то, кто на нем будет сидеть. Мне редко удается победить. *ПРАУТ (Prout - Progressive Utilization Theory) - это аббревиатура, обозначающая Прогрессивную Теорию Использования. Представленный Бабой в 1959 году, ПРАУТ является системой, которая обеспечивает рациональное развитие и распределение всех материальных ресурсов общества. Он радикально отличается от коммунизма или капитализма. См. Приложение к книге, посвященное ПРАУТу.
22 Июня, тренинг центр. Вчера я разговаривал с одним из наставников. “Дададжи, мой нос уже несколько дней сильно забит. Мне почти невозможно делать пранаяму (дыхательная медитация с поочередной сменой ноздрей). Что мне делать?” “Ты сказал, почти невозможно?” “Да.” “Это значит, что это возможно. Поэтому ты должен продолжать регулярно выполнять пранаяму. Мне бы хотелось, чтобы пранаяму, которую ты сейчас выполняешь два раза в день, ты бы выполнял четыре раза.” Сегодня я следовал его указаниям. Моя пранаяма не только занимала гораздо больше времени, чем у других и вызвала головокружение, но звук, издаваемый моим носом, был чрезвычайно громким и отвлекал других во время медитации. Из-за этого я был вынужден практиковать медитацию в смежной комнате. Есть шанс, что мой нос будет заложен до самого конца моего пребывания здесь. Психо-социальное различие, отделяющее меня от остальных, сейчас еще более усугублено физическим отличием. 23 июня, тренинг-центр. Во время обеда нам принесли обычные барабанные палочки*, не перевариваемые бобы и толстые полусырые лепешки. Я вздохнул и прошептал: ”Фу, опять”. ” Ты думаешь, тебе одному трудно, “- сказал брат, сидящий рядом со мной. “Ты думаешь, такая пища и такой стиль жизни нам всем привычен? В моем доме каждый день были тонкие, нежные лепешки, поджаренные на топленом сливочном масле, блюда из всевозможных овощей, фрукты, йогурт, горячее молоко и разные молочные сладости. Ты думаешь, ты особенный?” “ Нет! Я никогда ничего подобного не говорил.” Но он уже отвернулся и говорил с другим человеком. 24 июня, тренинг- центр Один из индийцевиндусов, Сантош, всегда весел и добродушен. Хотя большинство братьев не разговаривают со мной, он это делает довольно часто. Он играет в чтение линий на наших ладонях и любит обсуждать нашу личную жизнь. Несмотря на все это, он мне не очень нравиться. Сегодня днем, когда мы все вместе медитировали, из коридора донеслись крики и возня. Я выскочил и увидел, как два ученика с силой били Сантоша, в то время, как один из наставников наблюдал за происходящим. Сантош кричал на хинди: ” Отпустите меня, пожалуйста! Извините, извините”. Я был глубоко поражен. Подбежав, я схватил этих двоих и попытался оттащить их. Наставник дотронулся до моей руки: “ Пожалуйста, не мешай, ”- сказал он. “ Да как они смеют? Он наш брат!” - сказал я. Он указал на лежащий на полу открытый чемодан, который был полон записных книжек, писем, конвертов и всяких разных смятых бумаг. Вдруг я заметил смятый конверт, адресованный мне. Это было письмо из дома, которое я получил, прочитал и выбросил. Я еще больше запутался и посмотрел на наставника. “ Сантош - шпион из ЦРУ, - сказал он. “ За последние несколько дней он собрал отличную коллекцию интересных документов, включая несколько дневников, украденных из моего стола в офисе. К счастью, мы обнаружили это как раз в тот момент, когда он собирался сбежать вместе с чемоданом.” “Но он проходит подготовку и хочет стать ачарьей... Как такое возможно..?” “ Вещи не всегда таковы, какими они кажутся.” “ Но что ЦРУ может получить из наших документов?” “ Ничего. Нам действительно нечего скрывать. Но ЦРУ не терпится найти какую-нибудь зацепку, чтобы доставить нам неприятности.”
27 Июня, тренинг-центр.
В сопровождении одного из индийцев индусов я пошел на рынок поменять несколько банковских чеков на рупии, для того, чтобы сделать пожертвование в тренинг-центр. Предполагалось, что я ничего не потрачу, кроме платы за рикшу. Но когда мы проходили мимо фруктовой лавки, мы не смогли удержаться от удовольствия и съели несколько бананов. Хотя многие сочтут этот поступок невинным, для меня это было равноценно воровству, и я тут же почувствовал себя виноватым. Когда мы вернулись в центр, все обедали. На столе было обычное безвкусное варево. Увидев их плачевное положение, я почувствовал себя, по меньшей мере, неловко. Я предоставил отчет одному из наставников Даде Н и скрыл расходы на бананы. После этого я так расстроился, что не смог обедать и около получаса, мучаясь, ходил вокруг здания. В конце концов, я не мог этого больше выносить. Я постучался в дверь к наставнику, который не выходил из комнаты с тех пор, как мы с ним поговорили. - Да! Входи. - Сэр, простите меня. Я раскаиваюсь. - Что такое, мой мальчик? - Я совершил ошибку и хочу попросить о наказании. - Бананы, да? - Что, как вы могли...? Он только посмотрел на меня спокойно, с легкой тенью улыбки. - Все равно, Дада, мне очень плохо. И я вяло добавил: - Назначьте мне, пожалуйста, наказание. Я ожидал, что он скажет мне голодать или что-нибудь в этом роде. - Я думаю, ты получил свое наказание за последние пол часа. Будет лучше, если ты вернешься к своим занятиям. Выходя из комнаты, я не переставал удивляться, откуда мой наставник мог про все узнать. Я спросил парня, который был со мной, рассказывал ли он кому-нибудь о нашем проступке. - - Конечно нет, - резко ответил он. - Ты думаешь, я идиот?
29 Июня, тренинг-центр. Тот же наставник позвал меня сегодня к себе в комнату. “Садись, мой мальчик.” Я сел на стул лицом к нему. С полузакрытыми глазами он вошел в легкое трансовое состояние и, направив на меня указательные пальцы, начал вращать ими. Мне было немного не по себе. “У тебя проблемы с коленями, неправда ли?” - сказал он приглушенно. Я кивнул. “Похоже, у тебя была травма или серьезная операция, когда ты был маленьким?” Он, наверное, видел цветные ауры вокруг моих коленей, потому что на мне как обычно были надеты брюки. “Да когда мне было 16, один сумасшедший доктор сделал операцию на моих коленях, заявив, что он хочет исправить мою косолапость.” “А-а-а, - сказал он тихо, - надо же,” - и замолчал. Я почувствовал себя еще более неловко. “Хорошо, теперь можешь идти.” Мне никогда не нравилась откровенная демонстрация оккультных сил. В этом нет ничего удивительного. И обычно их используют только для того, чтобы произвести впечатление на других.* * В 1974 я получил письмо от своего друга из Индии с упоминанием о том, что этот Дада перестал быть Ачарьей. Мой друг написал: “Я был поражен этому, зная то, что этот Дада написал две первые доступные книги по ПРАУТу и казался очень высоко развитым. Но многие работники сказали мне, что потеря его уверенности в себе определенно явилась прямым результатом неправильного использования его лично приобретенных оккультных сил. Он остался марги и собирается жениться. Очень жаль, хотя я признаю, что семейный путь духовно равен пути монаха, но для Дады Н. он явно не подходит. Интересно, сможет ли он долго пребывать в этом заблуждении.
10 Июля, тренинг-центр. Никакое слово, кроме как “полное истощение”, не подходит, чтобы описать мое физическое состояние. Я держусь на одной только голой решимости следовать своему духовному пути и стать ачарьей. Медитировать стало крайне трудно, мой разум постоянно где-то блуждает. Что занимает мой разум больше всего во время медитации - мой духовный идеал или мысль о мороженном, шоколаде, хрустящих хлопьях, сладкой арахисовой пасте, свежем молочно-фруктовым коктейле, купании в море, чистой тихой комнате и мягкой постели? Хотя я пытаюсь не думать обо всех этих вещах, они атакуют меня, как только я закрываю глаза.
3 Августа, тренинг-центр.
За всю мою жизнь у меня не было такой сильной депрессии. Понос перешел в дизентерию, мои глаза стали желтыми от гепатита, и мой нос постоянно забит. Острая боль в животе не позволяет мне распрямиться и ходить прямо. Все каждое утро встают в 4:30, мне же, для того, чтобы сходить в здание на улице, приходиться вставать в 3:30. Иногда этот поход занимает целый час, и после таких усилий я весь промокаю от испарины. Я полностью утратил свое чувство юмора и, как этого и следовало ожидать, все индийцы индусы меня недолюбливают. Тренинг проходят еще три иностранца - два американца и один немец. Они тоже больны, но не так сильно, как я. Они могут общаться с индийцами индусами до некоторой степени, я же общаюсь только с ними. Большинство индийцев индусов думают, что я симулирую, и поэтому не испытывают ко мне симпатий. Наставники, тем не менее, обеспокоены и посылают меня время от времени к разным докторам. Но никакие лекарства не помогают. Хотя я часто засыпаю во время занятий, я усвоил достаточно материала, чтобы сдать многие предметы первой половины нашего курса. Я был хуже всех в санскрите. Довольно странно, что я оказался единственным, кто сдал санскрит в этот раз. С другой стороны, я считал, что я понимал ПРАУТ Праут лучше, чем кто-либо. Тем не менее, я был единственным, кто завалил экзамен по ПРАУТу. Экзаменатор, который приходит раз в месяц - очень почтенный Дада по имени Ачарья Дасарат. Очевидно, он придает значение чему-то большему, чем простое интеллектуальное знание.
4 Августа, тренинг-центр.
Началась вторая половина тренинга, я должен глубоко изучить духовную философию, включая принципы многих других основных духовных и религиозных направлений, выучить наизусть и уметь истолковать значение около ста шлок (афоризмов) на санскрите, связанных с духовной философией Ананда Маргаи, запомнить только на слух около четырехсот других шлок на санскрите и научиться показывать и объяснять все важные позы йоги. Самое трудное для меня - 400 шлок, потому что я понятия не имею, что они значат и уверен, что это будет абсолютно скучно.* *Вскоре после того, как я завершил тренинг, количество шлок для иностранных студентов снизилось, и к ним был добавлен перевод.
6 Августа, тренинг центр. Индийский брат Амитабха отвечает за покупки и выполнение поручений в городе. Два раза он сопровождал меня к врачу. Этим утром, когда я стоял, прислонившись к колодцу, и ждал, пока кто-нибудь наберет для меня воды, ко мне подошел Амитабха с обеспокоенным лицом. “Ты очень болен, брат,” - сказал он. “Что в этом нового,” - ответил я. “Я думал, что ты притворяешься. Но вчера ночью был дождь, и мне пришлось спать рядом с уборной. Я думаю, ты перешагнул через меня пятнадцать или двадцать раз. Давай лучше ложись, а я приведу другого врача.” “ Доктора бесполезны. К тому же, мои ночные визиты в туалет продолжаются уже довольно долго. Ты просто об этом не знал. Я говорил тебе и всем остальным, что вся моя система подорвана, но никто мне не верил.”
9 Августа, тренинг-центр.
Этот день наверняка станет поворотным в моей личной истории. Перед самым началом утреннего занятия я все еще находился в постели в глубокой депрессии. По дороге в класс Дада Джапананда остановился, чтобы поговорить со мной. “Мне кажется, ты очень болен.” “Да,” - простонал я. “Ты не можешь быть на занятиях сегодня?” “Нет.” “Тогда не переживай. Сейчас отдыхай, а попозже мы вызовем доктора.” На самом деле, я мог бы с небольшой болью подняться и присоединиться к занятиям. Так что это было враньем. Мне просто не хотелось ничего делать. В то же время я стал чувствовать себя виноватым за то, что я не встал. Поэтому я просто притащил себя к двери класса. Лежа на животе, не имея возможности видеть комнату, я слушал. “Вот ты,” - наставник очевидно обратился к одному из братьев в классе. “ Встань. Скажи мне, какую шлоку на санскрите ты выучил вчера.” “ Простите, сэр. Я не выучил ни одной новой шлоки. ” “ Что? Вздор. Садись. Ты,” - обратился он к другому ученику. “ Встань. Какую шлоку ты выучил вчера?” “ Извините, сэр. Я тоже не выучил.” “Глупец. Лентяй. Садись. А ты?” - он обратился к третьему ученику. “ Извините, сэр.” “Что это такое! Вы просто убиваете здесь время! Пусть встанет тот, кто выучил вчера какую-нибудь шлоку. ” Молчание. Полное напряжения и страха молчание. Прошло десять секунд. Я облокотился рядом с дверью, силясь уловить, что же происходит. Вдруг громкий удар встряхнул меня. По моей коже побежали мурашки. Это был кулак наставника, которым он с огромной силой стукнул по столу. “ Вы, бесполезные кровососы! Хуже животных! Животные, по крайней мере, не заявляют о служении другим. Но вы, лицемеры, вы делаете вид, что вы отдали свою жизнь служению человечеству! А сами мило отдыхаете в этом доме, проводя в комфорте день за днем, в то время как ваш Духовный Отец страдает в тюремной камере, в которой нет даже вентилятора, не говоря уже о каких-то нормальных условиях! В то время, как Он терпит лишения, показывая пример жертвования ради общества, вас всех, погруженных в свои личные симпатии и антипатии, это просто не волнует. Лицемеры, паразиты! Я не хочу иметь ничего общего ни с одним из вас. Я не хочу видеть ваши лица до тех пор, пока вы не изменитесь!” Он твердым шагом вышел из комнаты, не заметив все еще лежавшего рядом с дверью меня. Я тотчас же вскочил. У меня нет никакого права быть подавленным, ни сейчас, ни когда-либо, - подумал я. Как я могу кому-нибудь служить, как я могу расширять свое сознание, как я могу сделать что-то стоящее, если я подавлен? С этого момента я никогда не должен поддаваться плохому настроению. Я взял полотенце и почти нормальной походкой пошел к колодцу. Первый раз с тех пор, как у меня начались проблемы, я не обращал внимания на боль в животе. Стараясь не замечать своей слабости, я набрал ведро с водой, сделав то, что, по моему убеждению, я просто не мог сделать за последние несколько недель.* *С тех пор я никогда не впадал в депрессию больше чем на несколько минут. Я объясняю это простой решимостью не поддаваться плохому настроению в сочетании с различными Тантрическими практиками, которые укрепляют разум. Из всех практик наиболее важной является киртан. С другой стороны, тоска преданного, которую человек может почувствовать в своих отношениях с Богом, может быть чем-то хорошим.
25 Августа, тренинг-центр.
Из-за моего позитивного взгляда на вещи мое здоровье значительно улучшилось. Хотя я все еще страдаю дизентерией и гепатитом, боли в животе почти исчезли, и я могу стоять без чувства дискомфорта. Мое чувство юмора не вернулось полностью, но, по крайней мере, я уже могу быть приятным в общении с другими. По причине моего слабого здоровья я до сих пор не смог пройти СПТ*, одну часть тренинга. Наставники боялись, что я просто развалюсь, если это сделаю. Однако я чувствовал, что этот тренинг скорее укрепит меня, чем ослабит. Я снова и снова доказывал им, что мне не достаточно просто измерять шагами намш маленький дворик вдоль и поперек. Вчера они неохотно согласились, иа сегодня я начал свой СПТ. Сейчас вместо одежды я использую только два больших куска белой хлопчатобумажной ткани. Один я подвязываю как свободную юбку. Другой кусок, задрапированный вокруг верхней части моего тела, служит мне еще и как сумка для сбора овощей каждый раз, когда я иду просить подаяния. Лишенный мыла, расчески, зубной щетки и пасты, я использую пепел, землю и воду, чтобы мыть свое тело и веточки нима,** чтобы чистить зубы. Наверное, самое большое лишение - это отсутствие туфлей туфель или сандалий, потому что дорога обжигающе горяча. Каждое утро я иду от двери к двери, прося овощи и муку. Я произношу только четыре слова Хари аум тат сат. что значит “Первоначальное космическое слово Бога есть Та неизменная Истина”. Я могу говорить эти слова три раза любому человеку. Если кто-то требует объяснений, я могу это сделать, но после этого не должен принимать от него никаких подношений. Обычно двух часов бывает достаточно. На деньги, которые я получаю, я покупаю глиняный горшок и немного коровьих лепешек для топлива. Все, что остается после этого, я отдаю наставнику. Я готовлю только те продукты, которые мне дают. Хотя это и трудно, меня это мало волнует. Я очень рад, что мне, наконец разрешили пройти этот тренинг. *Садхана питха тренинг. Садхана означает духовное усилие и питха означает духовно заряженная точка (подобно особым местам для медитации в Ананда Нагаре). СПТ - это упражнение в бедности, молчании и прошении подаяния, через которое проходит каждый по крайней мере в течении одной недели. Хотя бы временное отождествление себя с самыми бедными является само по себе дает силу для духовного постиженияразвития. ** Ним это дерево в Индии, обладающее антисептическими свойствами. Бедные люди чистят зубы веточкой нима, предварительно разжевав ее так, что на одном конце образуется нечто вроде кисточки.(примечание переводчика)
31 Августа, тренинг-центр.
Сегодня был последний день СПТ. В то время, когда я снимал и сжигал свое нищенское одеяние, одна мысль снова и снова пульсировала в моей голове: «Я не должен забыть трудности наших братьев и сестер, которые вынуждены жить подобным образом. Работа для духовного возрождения не будет иметь никакого смысла, пока самые низшие не поднимутся». Кроме того, сейчас я более уверен в своей способности справляться с любыми трудностями, с которыми я могу столкнуться в будущем во время вызванных человеком или природных катастроф. Как это не ни странно, мой тренинг оказался как раз тем, в чем нуждалось мое тело. Мои болезни все еще со мной, но хождение пешком зарядило меня энергией, которой мне не хватало последние два месяца. Из-за молчания и простого образа жизни моя медитация стала глубже. Одна странная деталь: хотя все проходящие тренинг жалуются на то, что земля обжигает их стопы, мне это не доставило ни малейшего неудобства. Я помню один случай с братом, который сказал нашему гуру: “ Баба, я такой слабый. Дай мне, пожалуйста, больше силы для того, чтобы я мог лучше делать Твою работу.” Баба ответил: “ Нет необходимости просить. Сначала используй всю силу, которая у тебя есть. И тогда ты можешь быть уверен, что Высшее Сознание дарует тебе больше. И когда твоя машина настолько износиться, что ее уже невозможно будет заправитьотремонтировать, Он даст тебе новую.”
6 Сентября, тренинг-центр.
Сегодня было объявлено, что четыре иностранца и еще несколько проходящих подготовку скоро приступят к практике. Мы покинем тренинг-центр примерно на неделю и разъедемся по разным городам проводить лекции и встречи по йоге и медитации для широкой аудитории. Когда я узнал об этом, первой мыслью, всплывшей в моей голове, было, Наконец-то у меня будет шанс поесть сладостей. Хотя я знаю, что я не должен думать о подобных вещах, мысль о сладостях возвращается снова и снова. Честно говоря, я не очень-то пытаюсь контролировать свой разум, потому что думать о сладостях доставляет мне удовольствие. Интересно, мысли о такого рода грубых объектах обычны для проходящих тренинг?
8 Сентября, Мокано, Индия.
Место моей практики - Мокано, город с населением около 100 000 человек. От Бенареса до него добираться полдня на поезде. Здесь есть большая группа активных членов Ананда Марги. Когда я прибыл на вокзал, меня встретил местный руководитель Ананда Марги. Его зовут Мадхусудан. Это имя является древним именем Господа Кришны. Все сокращенно зовут его “Мадху”, что значит “сладкий” или “мед”. Я посчитал это интригующим совпадением, принимая в соображение мое интенсивное желание поесть сладкого. Перед тем, как начать насыщенную программу лекций, Мадху хотел познакомить меня с некоторыми из ведущих маргов в городе. Сначала он привел меня в дом учителя старших классов. Как только мы вошли в дом, он подскочил и сказал: “Я оставлю вас на минутку. Отдохните, я скоро вернусь.” Когда он вернулся, он держал маленькую картонную коробочку, которую он положил на стол передо мной. “Открой ее, - сказал он, - пожалуйста, угощайся.” Коробочка была полна дорогих молочных сладостей! Я безмерно обрадовался! Стараясь сохранять спокойствие, я сначала предложил сладости учителю, затем Мадху. Мадху сказал: “О нет, нет, это только для тебя.” Он добавил тихо, чтобы учитель не услышал: “И лучше, если ты съешь все, иначе он может обидеться.” В знак согласия я кивнул, сохраняя самообладание, но внутри я ликовал от восторга. В течение пяти минут я съел всю коробочку - около половины килограмма. После небольшого разговора мы с Мадху пошли в дом другого марги, офицера полиции. Когда он увидел нас, он тоже поднялся и попросил нас немного подождать. Также как и учитель, он вернулся с картонной коробкой и открыл ее для меня. В ней оказались немного другие, но такие же питательные молочные сладости. “Мне все это сниться?” - подумал я. Они снова наотрез отказались от угощения, и я был вынужден все съесть. Сейчас я чувствовал себя полностью удовлетворенным. Мы пошли в дом другого марги и случилась та же история. Еще пол- кило молочных сладостей. Это уже слишком. Но снова их обычай заставил меня все съесть. “Баба, что ты со мной делаешь?” Сейчас я чувствовал себя немного больным, с набитым желудком, со взбудораженными от сахара нервами. Мы пошли в дом еще одного марги, где мне предложили четвертую коробку. “Я, возможно, не смогу это съесть,” - прошептал я. “Но ты должен, - прошипел Мадху, - веди себя прилично”. Его тон показался мне странно резким, почти бессердечным, словно он знал о моем сильном желании поесть сладкого, и сейчас я должен был за это платить. Но я никому не сказал о моих домыслах. Потихоньку я заставил себя съесть эти сладости. Меня тошнило. После этого визита Мадху настаивал, чтобы мы пошли в другой дом, но я наотрез отказался. С этого времени я должен пытаться избегать концентрации на любом грубом желании. Похоже, что медитация приводит к их осуществлению.
13 Сентября, Мокано. Практический тренинг занимает все мое время, и мне это очень нравиться. Внутренняя энергия, накопленная в Бенаресе, находит себе свое выражение. Обычно я провожу три или четыре лекции каждый день в разных учебных заведениях, клубах и организациях. Похоже, что все в городе знают, что я здесь, и все они хотят посмотреть на западного человека, преподающего йогу. У меня нет разрешения обучать индивидуальной технике медитации, но я учу мантре Баба Нам Кевалам толпы до 2000 человек за один раз. Обычно я мало обращаю внимание на то, с кем я буду говорить, и не готовлю свои лекции. Все мои беседы спонтанны. По причине того, что люди приходят больше чем на одну программу, я стараюсь, чтобы каждая моя речь была уникальна. Сегодня меня привели в самый крупный университет. Перед лекцией организаторы провели меня в комнату для встреч, в которой находилось около сорока профессоров. “Какая сегодня аудитория, Мадху,” - спросил я. “Вы будете выступать перед общим факультетом и студентами отделения логики, этики и метафизики”. “Понятно”. В этот момент я пребывал в таком состоянии, что мой разум едва функционировал. Я был слегка сбит с толку и пытался понять значение каждого из этих трех слов. “Логика” - было понятно, “этика” - ясно наполовину, но вот “метафизика” оставила меня в затруднении. Я развернулся, чтобы поговорить с профессором, сидящим рядом со мной. Через несколько минут я перешел к делу. “Вы знаете, на Западе, - сказал я, - многие слова имеют слегка отличное значение, чем в Индии. Какое значение вы придаете слову ”метафизика” в вашем университете. Я ухватил немного из его сложного ответа. Но, по крайней мере, я запомнил его слова: “ те измерения, которые выходят за пределы чистого физического анализа”. “Дададжи, - воскликнул другой профессор, - все мы хотели бы знать название вашей сегодняшней лекции”. Его голос был достаточно громким, и все вдруг прекратили личные разговоры, чтобы услышать мой ответ. Не раздумывая, я сказал: “ Я буду говорить на тему: “Абсолютные и вечные отношения между Логикой, Этикой и Метафизикой”. В комнате послышались восклицания: “Никто никогда не говорил на такую тему, Дададжи. Это должно быть крайне интересно”. Сейчас я уже был занят попытками выяснить значение этого предложения. Но перед тем, как я смог найти хоть малейшие связи, открылась дверь, и человек объявил: “Джентльмены, прошу вас пройти в зал для лекций.” Меня вывели на сцену. Я оказался перед лицом околопримерно пятиста пятьюстами студентов студентами и преподавателейпреподавателями. Один человек около пяти минут расхваливал меня. Во время этого я пытался придумать что-нибудь по моей теме, но безрезультатно. Затем пришло мое время говорить. С самого начала я не имел понятия, что я говорю. Я использовал сложные слова, а построение предложений и взаимоотношения между ними были еще сложнее. Я абсолютно растерялся, но продолжал говорить с энтузиазмом. Несколько раз аудитория прерывала меня аплодисментами, хотя я не мог понять, что именно они оценили. В конце лекции они одарили меня долгими и громкими овациями. Главный организатор сказал слушателям: “Когда Дададжи назвал нам тему лекции, многим из нас стало интересно, о чем он может говорить. И сейчас я осмелюсь сказать, что мы удовлетворены его объяснениями. Тем не менее, вы можете задавать вопросы». Один студент поднялся и что-то спросил. Один БОГ знает, что он спросил. Это было выше моего понимания. “Как вы думаете, - сказал я, - если вместо ответа на ваш вопрос я научу вас тому, что ответит на все ваши вопросы, относящиеся к этой теме?” Все зааплодировали. Я научил их медитации с мантрой Баба Нам Кевалам. После этого я спасся бегством.
20 Сентября, Бенарес, тренинг-центр. Каждый раз, когда у нас проходит групповая медитация, ее ведет новый человек. Сегодня была очередь Вимала. Он очень простой парень. С одной стороны, он очень преданный и нежный, но с другой, он постоянно попадает в неловкое положение. Однажды, когда Баба проходил по дороге, Вимал упал перед Бабой в простирании. Обычно это расценилось бы как поступок, свидетельствующий о его смирении или даже духовности. Но так как только что прошел дождь, Вимал дотянулся до Его стоп полностью вымазанный грязью. В то время, как Баба делал вид, что Он ничего не замечает, лицо Вимала было озарено широчайшей улыбкой. Сегодня, когда он вел киртан, его все больше и больше охватывало воодушевление. Он прыгал все выше и шире, протягивая руки к фотографии Бабы. Когда он пел Сангачадхвам * перед медитацией, он произносил каждое слово с полным чувством. Во время безмолвной медитации он был не слишком-то тих, бесконтрольно выкрикивая “ох, ах, Баба” с такой взрывной силой, что мы не переставали удивляться. После этого он еле допел Гуру Пуджу, несколько раз разряжаясь слезами. Под конец пришло время читать Высшее Указание. * Волна эмоций была настолько сильной, что он не мог удержаться от подпрыгивания вверх, подняв свой кулак высоко в воздух и выкрикнув с полным фанатизмом: “ВЫСШЕЕ УКАЗАНИЕ!” он рухнул на спину, придавив некоторых из нас. Мы, конечно же, разразились смехом, но он нас не услышал. Его глаза были закрыты, и он пребывал в состоянии Сверхсознания или самадхи еще два часа. Каждый преданный уникален по-своему. *А)Древняя поэма на санскрите, Сангачадхвам, поется перед началом групповой медитации. Она пришла из Ригведы, составленной около 15000 лет назад, и она означает - давайте двигаться вместе, давайте петь вместе, давайте вместе познавать свой разум, давайте делиться как святые прошлого и давайте объединим свои умы и намерения. Б) Гуру Пуджа, выполняемая после медитации, гораздо больше, чем просто песня, - это духовная практика, с помощью которой человек предлагает свою самую сильную привязанность или эго Бесконечной Сущности, и в конце предлагает Ей всего себя. В) Высшее Указание было написано Бабой. Оно содержит наиболее существенные указания для духовной жизни.
25 Сентября, тренинг-центр. За последние недели мое здоровье снова ухудшилось до такой степени, что я едва хожу. Но яЯ никогда не жалуюсь и принимаю неприятности как помощь в лучшем усвоении моего урока, но мне еще трудно шутить - мой разум нуждается в большем расширении. Учеба - это утомительная задача. Самое худшее - это 400 не имеющих смысла шлок. Десять дней назад я сдал оба экзамена по ПРАУТу и духовной философии, но я еще не полностью осилил шлоки. Каждый раз, когда я гляжу на них, у меня кружится голова. Иногда мне кажется, что я забываю больше, чем запоминаю. Как бы трудно не было, у учебы есть одно достоинство - она дисциплинирует разум даже тогда, когда чувствуешь изнеможение и дискомфорт.
2 Октября, тренинг-центр. Я понятия не имею, как у меня это получилось, но с помощью зубрежки и милостью Господа я выучил достаточно шлок, чтобы сдать экзамен. Оставалось много не выученных, но волей случая экзаменатор спрашивал по большей части те шлоки, которые я выучил. Конечно же, я скоро их все забуду, но моя концентрация с помощью этого упражнения радикально улучшилась. Вторая часть моего тренинга завершена. Я еду в Патну, чтобы начать третью часть. Для моего здоровья это совсем кстати.
5 Октября, Патна, Индия. Хотя центральный офис Ананда Марги находиться а Ананда Нагаре, в настоящее время он перенесен в Патну – здесь, в плохо проветриваемой тюремной камере низшего класса, заключен Баба. От Непальской границы до Патны нужно добираться полдня. Она представляет собой обычный перенаселенный индийский город, полный бедности, грязи и скрытого мистицизма. Как я могу описать наш центральный офис. Он определенно не похож на стереотипный образ школы йоги или духовного центра - красивый, спокойный, безукоризненно чистый, организованный, с хорошо спланированной программой занятий и коллективными приемами здоровой пищи, где все происходит согласно расписанию, и штат сотрудников несет на себе печать глубокого внутреннего покоя. На первый взгляд, он, скорее выглядит прямо противоположно. Трехэтажное бетонное здание, переполненное документами, хранящимися в потрепанных беспорядочных папках. Старое офисное оборудование на разных стадиях разрушения, занимающее все то, что в противном случае было бы жилым пространством. Тут сюда снуют толпы Дад и Дидьи, одетых во все оттенки оранжевого, пытаясь завершить срочную социальную работу. Говорят, что число работников увеличивается от 400 до 500 человек во время ежемесячных съездов, но все каким-то образом располагаются. В каждой комнате, а лучше сказать в каждом углу следуют своему распорядку, многие работают всю ночь, и если спят, то совсем немного. Нерегулярное питание из-за напряженной работы - это скорее норма, чем исключение. Обычный пример поспешного приема пищи - это арахис, рисовые хлопья и бананы. Но все же в этом есть нечто удивительное, можно услышать разговоры и увидеть документы, касающиеся медицинских клиник, суповых кухонь, помощи в экстренных ситуациях, философских публикаций, культурных клубов, книжных кооперативов бедных студентов, движений против эксплуатации. В любой момент посреди явного хаоса можно увидеть кого-нибудь поющего песни преданности или погруженного в глубокую медитацию. В промежутках между работой с документами они делают йогические упражнения. Их энтузиазм, их смех, их споры, их ничем не нарушимая концентрация при постоянных помехах, - все это явно демонстрирует Тантрический дух, их готовность бороться против любых трудностей ради того, чтобы возвысить себя и общество. Кто может получать от всего этого удовольствие? Наверное, я. Здесь я закончу свой тренинг. Я прибыл сюда с еще с одним из воспитанников. Он немец по национальности, и его зовут Праведа. Наш наставник - очень продвинутый Дада. Некоторые говорят, что он легко передает свои силы тем, кто медитирует вместе с ним. Недавно он закончил свою сорокадневную голодовку протеста против заключения Бабы, которая была первой такого подобного рода первой в Ананда Марге. Сообщения о демонстрации против такой несправедливости появились на первых страницах (скольки????) газет, если не больше. Наша курсовая работа заключается в переписывании и заучивании различных сведений, связанных с нашими духовными и организационными обязанностями;, и наставник будет проводить с нами регулярные занятия. Условия жизни здесь намного лучше, чем в Бенаресе. Мы, два иностранца, остановились в общежитии для студентов Ананда Марги, которое находится в пятистах метрах от центрального офиса и жизненного пространства здесь достаточно. Каждую неделю мы получаем небольшую сумму денег, на которую мы покупаем и готовим нашу пищу. Я думаю, что смогу сэкономить какие-то деньги, питаясь при этом таким образом, который мне кажется сейчас роскошным. Сегодня, например, мы завтракали помидорами, рисовыми хлопьями и йогуртом. Я не мог избавиться от чувства, что это подарок Бога.
3 Ноября, Дели. Я здесь, чтобы продлить мою индийскую визу, после этого я снова возвращаюсь в Патну. Равиндра и Садхана, семейная пара преданных марги, предложили мне остановиться в их доме на время моего пребывания в Дели. Равиндра работает главным смотрителем зоопарка в Дели, и их дом находиться в тихом районе рядом с зоопарком. Сегодня я был один дома, и, когда я медитировал, в комнате, которую они используют исключительно для этих целей, я услышал, что кто-то поет киртан Баба Нам Кевалам. “Что это? - подумал я, - Наверное, пришли марги.” Я прервал свою медитацию, встал и пошел туда, откуда доносился киртан. После нескольких моих шагов киртан смолк. Я вышел на улицу. Пели только птицы. “Странно”, - подумал я и продолжил свою медитацию. Как только я сел, мой разум тут же сконцентрировался. Несколько минут спустя я снова услышал, как кто-то поет киртан. “ Может быть, марги решили подшутить надо мной?” - подумал я. “Но в этот раз я их поймаю!” Я подскочил и побежал в направлении звука. И снова голоса бесследно исчезли. Все было абсолютно тихо. Почесывая затылок, я снова отправился медитировать. Через некоторое время опять зазвучал киртан. “Наверное, это у меня в голове, ” - подумал я. Стараясь игнорировать пение, но в то же время получая от него удовольствие, я продолжал медитацию, киртан тоже не утихал. Может быть, 20 или 30 минут спустя я заметил, что его больше не слышно. Через два часа Равиндра и Садхана вернулись домой. “Вы не испытывали каких-нибудь неудобств, пока нас не было?” - спросила Садхана. “Нет, ” - сказал я, - “но в вашей комнате для медитации со мной произошло нечто странное. Я слышал, как кто-то какое-то время пел киртан, но когда я проверял, я никого не обнаружил». Они оба тут же начали смеяться. “Это обычная вещь в этой комнате, ” - сказал Равиндра. “Когда наша медитация глубокая, мы часто слышим этот киртан. Кроме нас это слышали еще несколько маргов.” “Ну, тогда хорошо. В этом случае не о чем беспокоиться, ” - сказал я. “Вы знаете объяснение этому?” “Невидимые преданные, я полагаю,” - сказала Садхана. Хотя мы все рассмеялись, я почувствовал, что ее идея была недалека от истины.
4 Декабря, Патна. Сегодня наконец-то освободили филиппинского Даду, которого последние девять месяцев держали в той же тюрьме, что и Бабу. Он стоял в углу большого двора, окруженный несколькими ачарьями и маргами. Когда он увидел меня, он сказал: “А-а, ты должно быть Дхармапала.” Я был очень удивлен, потому что мы никогда не встречались: “Откуда вы меня знаете?” - спросил я. “О, Баба говорил о тебе много раз”. Меня это удивило еще больше. “Что Он говорил?” “Он сказал, что приятно видеть, как некоторые хорошие американские ребята, как ты, становятся Ачарьями. ” “А говорил ли Он обо мне что-нибудь плохое?” “Ну, один раз, когда Он говорил о тебе, Он сказал: “К сожалению, этот мальчик никогда не делает асан * в вечернее время.” * Асаны это йогические упражнения, которые до некоторой степени очищают тело и разум путем гармонизации желез эндокринной системы, выработки должного количества гормонов, кровообращения и нервной системы. Я был поражен. Хотя я верю в то, что Баба всезнающ, я никогда не ожидал, что Он заметит и в мое отсутствие будет говорить о таких обыденных вещах. Я абсолютно уверен, что никто не мог заметить, что я не делаю асан, потому что каждый вечер, с тех пор, как я приехал в Патну, мне приходилось менять комнату. Я никогда снова не пропущу свои асаны, не считая, конечно, тех моментов, когда это будет просто невозможно сделать.
10 Декабря, Патна. В течение последних нескольких дней наш наставник жаловался Прадеве и мне на то, что его величие неправильно понимается другими, и что многие Дады завидуют его духовным достижениям. Это правда, что его поведение явно эксцентрично: внезапная передача высоких состояний медитации иностранцам, сидящим рядом с ним, частое уединение в комнате на несколько часов, поглощение огромного количества пищи и такая частая смена настроений, что его планы меняются каждый день. Он часто отменяет наши занятия, ссылаясь на “ошибки”, которые мы никогда не совершали. Несмотря на все это, я верю в то, что он высоко развит, и каждое из его странных действий имеет под собой скрытую благожелательную цель. Нападки со стороны других Дад уже дошли до крайности. Долгое время они просили его выехать из помещения для иностранцев и жить в центральном офисе, но он всегда отказывался. Сегодня два работника собрали все его личные вещи и перенесли их в комнату в центральном офисе. Но он был несокрушим в том, что он не будет переезжать, и оставался в своей комнате, в которой не было ничего, кроме одеяла, на котором он сидел. Через несколько часов они унесли и его. Я был поражен такой несправедливостью.
12 Декабря, Патна. Мы регулярно заходим к нашему наставнику в его новую комнату, и он постоянно говорит о тех несправедливостях, которые ему причинили, о том, как незрелы еще другие работники, и насколько им нужно духовно вырасти. Сегодня вечером я слышал, как небольшой комитет обсуждал вопрос о его наказании. Я не мог этому поверить и очень рассердился, когда мне рассказали, что его подозревали в неподобающем для ачарьи поведении. Я почувствовал, что поручиться за его невинность - это мой долг. Собрание комитета проходило на самом верхнем этаже четырехэтажного здания. Я побежал наверх, опасаясь, что я не успею. Задыхаясь и едва постучавшись, я открыл дверь. Еще один шок. Вместо трех или четырех человек на меня смотрело около пятидесяти или шестидесяти одетых в оранжевое Дад. Они тоже были поражены моему вторжению. “Извините...М-м-м... У вас собрание...” “Конечно, это собрание,” - сказал седовласый Дада, стоящий впереди, мягко улыбаясь. “Что ты хочешь сказать?” “М-м-м... В общем... извините меня, но я слышал, что вы обсуждаете моего наставника”. Со всех сторон комнаты раздался смех. Я очень расстроился и еще больше рассердился. Как они смеют относиться к случаю моего наставника как к шутке? “Пожалуйста, продолжай,” - сказал старший Дада, все также посмеиваясь. “Выкладывай, что у тебя на уме”. Полный решимости высказать свою точку зрения, я выпалил: “Я нахожусь с ним часами каждый день, и я уверен, что все эти обвинения неверны, у него чистый и безупречный характер, и он не мог допустить такой ошибки.” Дады разразились смехом, некоторые уже почти катались по полу. Это совсем сбило меня с толку. “Спасибо большое, ” - сказал усмехающийся старший Дада. “Мы будем иметь твое мнение в виду”. Смех усилился, и я вышел из комнаты, полностью сбитый с толку. Через час все работники спустились вниз, один из них, с которым я был близок, подошел ко мне и сказал: “Брат, мы не говорили о твоем наставнике, это было просто собрание по финансам”.
24 Декабря, Патна. Каким же глупцом я был. Сегодня подтвердились все подозрения: три дня назад мой наставник покинул Индию. Перед отъездом он объявил о своем намерении жениться. Похоже, что он все запланировал задолго, подготовив свой паспорт и визу. Дада, который больше всех старался помочь ему, признался мне: “Я много раз говорил ему, чтобы он не занимался самовозвеличиванием. У него было такое раздутое эго, он думал, что он знает больше, чем кто-либо. В Тантре люди или признают свою ошибку, или совершают еще больший промах. На некоторое время он будет на седьмом небе от счастья, но когда он опуститься на землю, он почувствует, что сам себя обманул. В его жизни не будет полного удовлетворения, если он не будет медитировать в полную силу и служить обществу. Это означает полную отдачу себя, и это не может быть совмещено с семейной жизнью. Его единственный путь - быть монахом».* *Тот факт, что Дада был замешан в предательстве и нарушил свои клятвы, не является причиной для сомнений в духовной идеологии. Путь Тантры подчас очень труден. Этот путь глубоко прорезается через узость мышления и эгоизм. По мере того, как знание себя и способность служить обществу становятся все больше и больше, последствия от совершения ошибок тоже увеличиваются. Чтобы продолжать двигаться мимо бесконечных соблазнов, а также мимо всех своих неизбежных ошибок нужна спасающая милость, которую находят в смирении, выращенном преданностью и любовью к Гуру. Это смирение не позволяет развиться чувству неполноценности или превосходства. Думая: ”Я знаю себя, я никогда не сойду с пути” ученики обманывают себя. Они в большой опасности, потому что они полагаются на свое эго. В то время, как те, которые думают: ”Я ничего не знаю, я хочу делать лишь то, что хочет от меня Гуру или БОГ”, продвигаются все выше и выше, поднимаясь после каждого падения, но эти смиренные не знают, что они выше. Они ничего не знают. Тантрическая организация представляет собой структуру, где каждый пытается сделать все, на что он способен, и которая позволяет ищущему ошибаться снова и снова, если он признает свои ошибки и пытается исправиться. Мой наставник к моменту своего падения дошел до третьей стадии духовного развития. На первой стадии человек чувствует трудности с концентрацией, его семья и друзья могут создавать помехи. Во второй стадии достигается некоторая концентрация и человек переживает какое-то блаженство. Препятствия становятся более внутренними, чем внешними. В третьей стадии абсолютная концентрация дает возможность ищущему достичь некоторой оккультной силы, но на этой стадии разум еще не слился с Бесконечной Сущностью. Здесь я приведу одну из записей Бабы: “На третьей стадии без сомнения наблюдается быстрый прогресс, но здесь есть также и большая возможность деградации. На каждом шагу человек должен быть бдительным. На этой стадии духовные ученики получают некоторые оккультные силы, но эти силы могут оказаться опасными после достижения определенного прогресса. Есть все шансы неправильного использования этих оккультных сил или злоупотребления ими, в результате чего наступает дегенерация... ‘Духовный путь так же остер, как лезвие бритвы, он действительно непроходим (труднопроходим???),’ - так говорят постигшие люди. Люди должны будут продолжать двигаться, но на этой стадии они не смогут сделать и шага вперед до тех пор, пока они не разовьют сознание высокой степени. И это полностью зависит от Всевышнего... Если на этой третьей стадии есть преданность, человек может легко продвигаться вперед без каких-либо трудностей; но человек, у которого нет преданности, чье сердце сухо как пустыня, не сможет прогрессировать.” На четвертой стадии разум человека становится полностью сконцентрированным на Высшем Существе, все психические проблемы заканчиваются, и перед ищущим встают только внешние трудности. Но здесь нет возможности падения, потому что всегда присутствует мысль о Гуру. Баба пишет об этой стадии: “Когда человек достигает экзальтированного состояния духовности, он может принести благополучие миллионам людей, и он может делать это благодаря милости Высшего Сознания.” И еще одну вещь мне хотелось бы добавить, бросая взгляд назад в прошлое после более чем двадцати лет наблюдений. Многие люди встают на духовный путь и покидают его. Многие марги даже после нескольких лет усилий могут оставить свои духовные практики. Они могут продолжать считать Ананда Маргу самым лучшим путем, но у них нет сил продолжать. В чем причина? Некоторые люди считают, что наша самая важная практика - это медитация. Другие думают, что это служение. Третьи думают, что ключ лежит в балансе между этими двумя. Есть еще люди, которые говорят, что единственная гарантия заключается в следовании всем правилам и выполнении всех дисциплин, хотя я не знаю никого, кто может всему следовать. Я заметил одну важную деталь, свойственную ачарьям, покидающим свое монашество, и маргам, прекращающим свои практики, - всех их объединяет одно - когда они находились в одиночестве, они не практиковали регулярно киртан. При помощи медитации и социальной работы человек может развить эго достижений или неудач, в то время как киртан, пение и танец с мантрой Баба Нам Кевалам, свободен от эгоистичных амбиций. Это практика чистой преданности, это танец полной отдачи себя Гуру или Богу. Мой наставник едва ли когда-нибудь пел киртан. Он обычно говорил: “Только те, кто слаб разумом, нуждаются в киртане. Моя медитация очень сильна сама по себе, и я не нуждаюсь в подобном пении.” Но Баба говорит напротив: “Ядро преданности не может быть найдено в сердце сухого йоги. Скорее всего, оно находится в сердцах тех, кто практикует киртан. Если вы хотите развить преданность, то в этом случае, когда у вас есть 30 минут для духовных практик, посвятите 20 минут киртану и 10 минут медитации.” Некоторые говорят: “Хорошо петь киртан, но это должно быть естественным и без усилий. Я пою его, когда я этого хочу”. Я думаю, это ошибка. Киртан - это способ получения вдохновения. Поэтому особенно необходимо петь тогда, когда человек подавлен и не вдохновлен. Безмолвная медитация будет в сотни раз ценнее, если ее начать с ясным и счастливым разумом. Вот поэтому перед медитацией необходим киртан, за исключением тех моментов, когда окружение не позволяет его практиковать. Если после десятиминутного киртана вы все еще не чувствуете себя вдохновленным - продолжайте петь. Это может занять двадцать или тридцать минут. Но, в конце концов, он начинает действовать, потому что он напоминает нам снова и снова: не о чем беспокоиться, все есть лишь выражение Космической Любви.
ГЛАВА 6 Мастер испытаний, заботы и фокусов-покусов.
1 Февраля 1973, Патна. Наконец-то мой тренинг закончен! Наконец-то случилось то, что казалось невозможным без встречи с Бабой - я стал ачарьей. Вместе с чувством удовлетворения от того, что я доказал, что невозможное может стать возможным, я все еще ношу в своей груди неисполненное желание быть рядом с Ним физически. Но это не страшно - Вездесущий, Всезнающий и Всемогущий Гуру у меня в сердце. Мне не нужно встречать Его. В любом случае моим ногам не терпится вступить на дорогу, которая приведет меня к настоящему служению и духовным приключениям. Где все это будет? Ответ пришел сегодня: Австралия. Официально я уже региональный секретарь Мельбурна. Это немного неожиданно. Я предполагал, что местом моего назначения будет Африка или Азия. Но со мной все в порядке. Любое место будет мне отдохновением от этого тренинга, который истощил все запасы моего терпения. Просто трудности будут другими. Я должен добавить, что смена моей обычной одежды на оранжевый тюрбан и оранжево-белые облачения вызывает у меня чувство невыразимого удовлетворения, моя униформа автоматически пробуждает во мне динамический духовный настрой. Я чувствую себя в ней так естественно. По сравнению с ней моя гражданская одежда смотрится как театральный костюм, одеваемый только для того, чтобы играть роль в “нормальной” общественной драме. Эта униформа также служит символом, постоянно напоминающим мне о необходимости служить другим духовно и социально. И в то же самое время она заявляет другим: это тот, кто хочет вам служить.* *Оранжевый цвет символизирует собой огонь, огонь жертвования.
28 Февраля, Калькутта. Я получил указание приехать в этот так называемый худший из городов, чтобы ожидать мой билет на самолет в Сидней. Это сложное место, невообразимая перенаселенность, грязь почти везде, шум, бизнес, бедность, поверхностность современных технологий, жажда денег, желание скрыться, желание развития и желание выйти за пределы всего этого. Это хорошее лекарство для лечения остаточных явлений синдрома пригородной испорченности. Дом, в котором я сейчас живу, находится в парке на южной окраине, и он особенный, потому что Баба часто бывал здесь; я предполагаю, что он к тому же немного чище, чем обычный. Но при таком тусклом освещении я не могу полностью убедиться в этом. Любое жилье за пределами тренинг-центра - это для меня улучшение условий.
3 Марта, Калькутта. Днем в мою дверь кто-то слабо постучал. Когда я открыл дверь, я увидел Даду, с которым мы однажды встречались. Он стоял на пороге, не решаясь войти. “Пожалуйста, заходите,” - сказал я. “И уйдите с солнца.” Неожиданно его ноги подкосились, и он оказался лежащим у моих ног. “Дададжи!” Но он не ответил. Растерянный и сбитый с толку, я побежал в дом за помощью. Я нашел мальчика, который следил за чистотой. Вместе мы побежали к двери. “Дададжи, Дададжи,” - кричал мальчик, растирая покрытый испариной лоб Дады. Дада приоткрыл глаза, затем снова их закрыл. Я заметил, что он еще дышит, хотя и неравномерно. Мы Ввместе мы занесли его в дом, и я побежал за водой. К тому времени, как я вернулся, он уже сидел, прислонившись к стене. “Я, наверное, потерял сознание,” - сказал он слабо. “ Я пойду за врачом,” - сказал я. “ Не надо, не делай этого, я думаю, что я просто отравился или плохо поел. Сегодня слишком много работы.” Он попытался встать. “Дададжи, вам нужен врач. Пожалуйста, отдохните.” Но он настоял на своем и ушел через несколько минут. Я расстроился за него и в то же самое время, впечатленный его поведением, почувствовал себя эгоистом. Неважно, правильно он поступил или нет, мне хочется, чтобы у меня был такой же дух бескорыстия и решимости.
10 Марта, Калькутта. Мне все также не терпится начать двигаться и работать, к тому же моя финансовая ситуация не очень надежна. Офис в Патне выделил мне денег только на билет в Калькутту и 150 рупий, что равно примерно 10 долларам. Было бы неплохо, если бы я потратил деньги скупопрактично, даже если и ценой ощущения, что я нед достаточно дружелюбен. Каждый день я покупаю ровно столько овощей, сколько мне нужно, затем сам готовлю и ем в одиночестве, сознательно игнорируя возможность поделиться с любым, кому случиться быть рядом. Но если я буду делиться тем малым, что у меня есть, я просто могу не дотянуть до того дня, когда будет готов мой билет. И только БОГ знает, когда это случиться. И, конечно, я должен быть практичным, даже если со стороны это выглядит как скупость.
15 Марта, Калькутта. Сегодня я был дома один. Все остальные принимали участие в демонстрации протеста против заключения Бабы и преследований Ананда Марги. Там собралось около двух или трех тысяч маргов. Я получил инструкцию не принимать в этом участия, потому что полиция могла задержать меня, опросить и занести в черный список тех, кто не имеет права въезжать на территорию Индии. Стук в дверь (в этот раз громкий стук). Мне улыбались два молодых человека, возможно, им было лет по двадцать. Высокий сказал: ”Намаскар. Мы марги. Можно войти?” “Конечно,” - сказал я, обрадовавшись компании. Я провел их в большую комнату, и мы сели на пол (заранее было решено не иметь в этом доме стульев). Мы разговорились о своем происхождении. Они были родом из близлежащей деревни. Я спросил их, не знают ли они какие-нибудь песни преданности. Они посмотрели друг на друга, поговорили между собой на бенгали и разразились ритмическим пением. Затем они попросили меня что-нибудь спеть, что я и сделал. “А как насчет медитации?” - спросил я. “Медитация это хорошо,” - сказал высокий. “Отлично. Сначала я сделаю полуванну, а вы после меня.” “Спасибо.” Пробыв в ванной две минуты, я вернулся. “М-м-м, я очень извиняюсь,” - сказал высокий, - “но я думаю, что нам пора идти. Мы не сказали нашей маме, что уходим так надолго.” “Да. И, похоже, что начинается дождь,” - добавил другой. “Жаль. Может быть, вы останетесь на короткую медитацию?” “Нет, нам действительно надо идти.” Когда я встал, у меня вдруг появилась мысль: “Может быть, они совсем не марги, и они украли мои деньги.” Мы направились к двери, и я подумал: “Нет, это невозможно. Деньги лежат в моей сумке в тайном месте, и они ни за что не смогли бы найти их за такое короткое время.” Они ушли. Мысль о том, что они, должно быть, провели меня, возвращалась ко мне снова и снова. И я снова и снова думал: “Я не должен быть таким циничным и подозрительным.” В конце концов, чтобы утихомирить мои подозрения, я проверил сумку. Мой бумажник исчез. Я побежал к двери, и, конечно же, их след простыл. “Какой я тупицаглупец! Какая наивность!” Я сел, полностью потерянный, оплакивая свое положение. Что мне было теперь делать? Примечательно то, что, даже расстроившись, я все время думал: как тщательно я рассчитал свои затраты на питание, не делясь ни с кем даже листочком шпината, и сейчас мои грязные мелкие деньги ушли. Каждый мог получить вместе со мной удовольствие”.
17 Марта, самолет в Гонконг. За последние два дня я пришел к выводу, что ограбление случилось как еще один урок, чтобы научить меня зависеть только от Него, а не от моего маленького Я. Оставшись без денег, я был вынужден зависеть от подаяния. Если вы хотите, то можете назвать все это совпадением, но вчера я получил билет на Филиппины. А там я встречу своего начальника, Даду, который будет координировать мою работу в Австралии. Без копейки в кармане я сел на самолет. Бизнесмен, сидящий рядом со мной, спросил меня о значении моей униформы, что привело к длинной дискуссии о йоге. В конце полета я упомянул о том, что у меня нет денег. Он без промедления дал мне пять долларов, что было больше, чем украденные деньги. Будучи бедным такое долгое время, я безумно обрадовался своему первому пожертвованию, которое я выпросил.
19 Марта, Манила, Филиппины. Мое место работы теперь - Южно-Тихоокеанскийюжно-тихоокеанский сектор, я буду на Филиппинах еще несколько недель, потому что мой секторальный секретарь находится здесь в Маниле из-за затруднений с визой. Так как я его единственный подчиненный, это значит, что некоторое время я буду работать в Южно-Тихоокеанскомюжно-тихоокеанском секторе один. Если бы кто-нибудь сказал: “Похоже, что это достаточно большая задача для нового мальчика”, то я бы ответил: “Я - Бабин мальчик, большая или маленькая - мне все равно». ...... Дизентерия Date: 2016-05-25; view: 312; Нарушение авторских прав |