Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Корень. Метаморфоз корня - корнеплоды
Морфология – это наука о внешнем строении растений и их органов. анатомия – наука, изучающая внутреннее строение органов растений. вегетативные органы – корень, стебель, лист. Они составляют тело растения и служат для его питания и роста, поддерживания жизни и вегетативного размножения. Работа № 11. Структурно – функциональные зоны растущего корня Задание1. Рассмотреть постоянный препарат молодого корешка лука. На рисунке № 22 найти и обозначить: 1- корневой чехлик, 2- зону деления, 3- зону растяжения (роста), 4- зону всасывания (корневых волосков), 5- зона проведения (боковых корней), 6- калиптроген, 7- дерматоген, 8- периблему, 9- плерому, 10- центральный цилиндр
Рис. 22 Строение кончика корня
При малом увеличении, можно увидеть, что кончик его несет особое образование - корневой чехлик, предохраняющий нежные клетки верхушечной меристемы от механических повреждений о частицы почвы. Под прикрытием чехлика находится зона роста, которая подразделяется на подзону деления и растяжения, непосредственно примыкающую к зоне корневых волосков. Подзона деления состоит из мелких плотно сомкнутых меристематических клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами. Здесь интенсивно происходит деление и увеличение количества клеток. В подзоне растяжения меристематические клетки усиленно растут, увеличиваются в объеме. В цитоплазме появляются крупные вакуоли. Эта подзона является переходной между меристематическими клетками зоны роста и постоянными тканями. Здесь наблюдается дифференциация клеток на наружный слой - дерматоген, центральную часть - плерому и промежуточную - периблему. За зоной роста располагается зона корневых волосков, или зона всасывания. В этой зоне из дерматогена формируется слой эпиблемы с корневыми волосками, из периблемы - первичная кора, из плеромы - центральный цилиндр. Зона всасывания является самой деятельной и физиологически важной частью корня. Она переходит в зону проведения. Задание 2. Ознакомиться с различными типами корневых систем. По происхождению различают следующие типы корневых систем: главного корня (образуется из корешка зародыша), придаточных корней (состоит из корней, образованных стеблем или листом), смешанная (имеет и главный корень и придаточные). Система главного корня обычно имеет стержневую или разветвленную форму, а система придаточных корней – мочковатую. На рисунке № 23 найти и обозначить типы корневых систем: А - система главного корня, Б - система придаточных корней, В - смешанная корневая система; 1 - главный корень, 2 - придаточные корни, 3 - гопокотиль Рис. 23 Типы корневых систем Работа № 12. Первичное анатомическое строение корня однодольного растения Задание 1. Рассмотреть постоянный препарат поперечного среза корня касатика. Рассмотреть особенности строения клеток эндодермы с пропускными клетками, клетки перицикла, первичной ксилемы и флоэмы. На рисунке № 24 найти и обозначить: 1- остатки эпиблемы, 2- экзодерму, 3- основную паренхиму, 4- эндодерму, 5- пропускную клетку эндодермы, 6- перицикл,
7- луч ксилемы, 8- участок флоэмы (2-5 – первичная кора; 6 - 8- центральный цилиндр) Рис. 24 Первичное строение корня ириса Работа № 13Вторичноеанатомическое строение корня двудольного растения Задание 1. Рассмотреть постоянный препарат поперечного среза корня тыквы. В середине корня находится четырехлучевая первичная ксилема с более крупным центральным сосудом и мелкими элементами ксилемы. От лучей первичной ксилемы начинаются радиальные (сердцевинные) лучи, состоящие из тонкостенной живой паренхимы - образованы камбием. С радиальными лучами чередуются широкие участки вторичной ксилемы. В корне тыквы четыре открытых коллатеральных проводящих пучка. Каждый пучок включает вторичную ксилему, камбий и флоэму. Камбий возникает из перицикла, располагается между первичной ксилемой и флоэмой. Он хорошо заметен на границе вторичной ксилемы. Обычно это широкий слой мелких тонкостенных клеток, расположенных правильными радиальными рядами. В пучках камбий - это волнистая линия, между пучками он не всегда заметен. С наружной стороны корень покрыт тонким слоем пробки. Ткани, расположенные кнаружи от камбия (флоэма, основная паренхима, феллодерма и пробковый камбий), называют вторичной корой. Таким образом, корень при вторичном строении состоит из ксилемы (с радиальными лучами), камбия, вторичной коры и пробки. На рисунке № 25 найти и обозначить:
1 - первичную ксилему 2 – вторичную ксилему, 3 - радиальный луч, 4 -камбий, 5 - первичную и вторичную 6 - флоэму, 7 – основную паренхиму вторичной коры, 8 - пробку (1-3 ксилема, 5-7 вторичная кора)
Рис. 25 Вторичное строение корня тыквы (слева – детальный рисунок, справа – схематичный)
Работа № 14. Корнеплоды. Вторичное анатомическое строение монокамбиальных корнеплодов В формировании корнеплода, наряду с корнем, принимает участие стебель. У репы и ли свеклы корнеплод, в основном, образован стеблем, на корень приходится лишь его самая нижняя часть. У моркови, за исключением верхней части, корнеплод состоит из корня. Задание 1. Рассмотреть постоянный препарат поперечных срезов корней редьки и моркови. В центре находится двухлучевая (диархная) первичная ксилема. В коре и древесине корнеплодов преобладает запасающая паренхима. Сверху корнеплоды покрыты перидермой. У моркови большую часть корнеплода занимает вторичная кора, а у редьки преобладает древесина. На рисунке № 26 найти и обозначить: 1 - первичную ксилему, 2 -вторичную ксилему, 3 - камбий, 4 - вторичную флоэму, 5 - первичную флоэму, 6 - перидерму Рис. 26 Схема поперечных разрезов корней редьки (А) и моркови (Б) Работа № 15 Корнеплоды. Анатомическое строение поликамбиального корнеплода Корень проростка свёклы в фазе семядольных листьев имеет первичное строение. С появлением первого настоящего листа начинает функционировать камбий, заложившийся между первичными ксилемой и флоэмой. На 12-15 день жизни сеянца формируются вторичные ксилема и флоэма. Деятельность этого камбия вскоре заканчивается, и дальнейшее утолщение корня продолжается за счёт добавочных камбиев, возникающих последовательно один за другим (поликамбиальность). Вначале из делящихся тангентально клеток перицикла и примыкающей к ним паренхимы первичной флоэмы формируется многослойная меристематическая зона. Внутренние клетки этой зоны функционируют как первый добавочный камбий. В результате его работы возникает широкое кольцо запасающей паренхимы с коллатеральными пучками. Наружные ряды клеток меристематической зоны в дальнейшем станут вторым добавочным камбием, работающим аналогично. Уже в молодом корне образуется 6 и более колец камбия, функционирующих одновременно. Образование добавочных камбиальных колец коррелирует с числом листьев в розетке. Образование каждых двух или трёх листьев (в зависимости от сорта) стимулирует заложение нового камбиального кольца. Задание 1. Рассмотреть постоянный препарат молодого корнеплода свеклы. На рисунке № 27 найти и обозначить: 1- первичная ксилема, 2- первичная флоэма, 3- первое кольцо камбия 4- первое кольцо камбия, отложившее вторичную ксилему 5- первое кольцо камбия, отложившее вторичную флоэму 6- проводящие пучки
Рис. 27 Схема поперечного разреза корня свеклы
Date: 2016-05-25; view: 1597; Нарушение авторских прав |