Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Метод психологии: понятие, структура«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями. Первый уровень базовый, создающий основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций. Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Четвертый уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта): – концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта; – операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта; – логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания. Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы, применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы, применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин. Среди всеобщих методов, характерных для всех сфер человеческого познания можно выделить такие методы как: анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны признаки отношения) с целью их более глубокого изучения. синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. обобщение – прием мышления – в результате исследования, в результате которого общие свойства и признаки целого класса объектов. индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим. моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), воспроизводящей оригинал с определенной точки зрения интересующей исследователя. классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках6 геологии, географии, некоторых разделах биологии). Научный метод как таковой разделяется на методы, используемые на каждом уровне исследования. Таким образом, выделяются эмпирические и теоретические методы. Эмпирические методы: наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Научные методы теоретического уровня исследования: формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом (утверждений доказательства истинности, которых не требуются). гипотетико-дедуктивный метод – создание систем, дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
|