Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Железнодорожные вокзальные комплексы





Железнодорожный вокзал — здание (или группа зданий), предназначенное для всестороннего обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта. Железнодорожный вокзальный комплекс — группа зданий и сооружений, вклю­чающая, кроме вокзала, учреждения и устройства, связанные с обслуживани­ем пассажиров на привокзальной площади и перроне.

Анализ опыта проектирования и строительства этих сооружений позволил выявить, что на развитие их архитектуры значительное влияние оказывают технологические факторы — технический прогресс в области транспорта, а так­же градостроительные факторы, рост численности населения городов и раз­витие их планировочной структуры. И если планировка и композиция ранних вокзалов обусловливалась влиянием технологических факторов и черт архи­тектуры их типологических прототипов постоялых дворов, портовых дебарка­деров, почтовых станций, то в настоящее время сложилась тенденция к фор­мированию железнодорожных вокзальных комплексов как многофункциональных городских структур. Ь ходе развития они превращаются в крупные градостроительные образования, состоящие из множества зданий и сооруже­ний. Кроме того, в свете процессов глобализации и интеграции увеличивается роль вокзального комплекса как пространства для осуществления коммуника­ций между различными культурами. Современные железнодорожные вокзалы, как важнейшие городские центры притяжения, стали местом для обмена ин­формацией, торговли, деловых отношений, то есть пространствами социаль­ного взаимодействия.

Классификация железнодорожных вокзальных комплексов и их размещение в структуре города

Существуют несколько классификаций зданий железнодорожных вокзалов: в зависимости от положения на магистрали, пропускной способности и соот­ветствующей ей вместимости, категорий пассажиров и компоновки пассажир­ского здания относительно железнодорожных путей — планировочный при­знак. В зависимости от типа станций и расположения пассажирского здания (или группы зданий) по отношению к железнодорожным путям допускается проектирование следующих типов перронов:

- боковой, или береговой, тип станции, когда вокзал располагается сбоку от приемоотправочных путей, как правило, со стороны основных, наиболее крупных и застроенных районов города и других поселений:

- островной тип станции, на которой здание вокзала располагается между приемоотправочными и другими путями;

- тупиковый тип станции, на которой здание вокзала располагается, как правило, перпендикулярно по отношению к приемоотправочным путям тупи­кового типа: П-образный, Т-образный, Г-образный, перпендикулярный и уз­ловой варианты;

- комбинированный, сочетающий в себе черты двух или трех указанных выше типов.

Изменяющиеся социально-экономические, технологические и градостроительные условия приводят к возникновению новых типов, в планировочном отношении больше отвечающих требованиям времени. На современном этапе выявились наиболее эффективные с точки зрения планировочной организа­ции типы — это вокзалы берегового и надпутевого типов для крупных стан­ций, а также подпутевого типа для небольших станций. Особое развитие так­же получает узловой тип вокзалов, так как встает проблема формирования транспортных узлов. Если такие у алы включают в себя несколько видов транс­портных систем, то есть возникает проблема эффективного совмещения и об­мена между различными системами, получает применение комплексный тип вокзала (железнодорожно-автобусный, железнодорожно-речной и др.).

При размещении на периферии города комплекс формируется как транспортно- коммуникационный узел и имеет следующие специфические черты: набор функций минимизируется, включая в себя обслуживание пассажиров и транспорта: в планировочном аспекте комплекс представляет собой зальную схему со свободной планировкой и включает 2-3 уровня: композиция компак­тная — павильон с перетекающим внутренним пространством; конструкция


монотехнологична — большепролетные пространственные покрытия, ооолоч- ки; стилистическая направленность — архитектура высоких технологий.

При размещении в сложившейся застройке городов сооружение формиру­ется как общественно-транспортный узел и имеет следующие специфические черты: притяжение общегородских функций — формирование многофункцио­нальных структур; в планировочном аспекте комплекс представляет собой конгломерат разных компоновочных схем (зальной, анфиладной, атриумной и др.), включает использование подземного пространства и многоэтажные объе­мы; композиция сложная, расчлененная, развитая по вертикали; конструкция политехнологична (конгломерат конструктивных схем); стилистическая на­правленность архитектуры — контекстуально-средовая.

Особенность пространственной композиции железнодорожных вокзальных комплексов состоит и в их градоформирующей роли как доминанты общего­родского значения — архитектурных ворот города.

Архитектурная модернизация железнодорожных вокзальных комплексов

На современном этапе сложились социально-экономические, технологичес­кие, экологические, градостроительные, функционально-планировочные и ар­хитектурно-художественные предпосылки для архитектурной модернизации современных железнодорожных вокзалов.

Реорганизация транспортной инфраструктуры в настоящее время приводит к существенной модернизации вокзалов, которая в этом случае имеет ряд осо­бенностей [24]. В случае введения новых транспортных систем происходит ус­ложнение транспортного узла и увеличение его пропускной способности. Если модернизация касается магистрального транспорта (строительство линий высо­коскоростных электропоездов и т. п.), то происходит реорганизация путевого хозяйства вокзала (его технологической основы) с приспособлением его к из­менившимся стандартам инфраструктуры, кроме того, возникает необходимость увеличения вместимости помещений пассажирского здания и изменения их со­става в случае появления других категорий пассажиров (формирование между­народных терминалов). Если модернизация касается городского транспорта, то происходит реорганизация транспортной развязки и пространственной органи­зации вокзальной площади. В случае выноса устаревших железнодорожных ли­ний. при утрате вокзаюм основной функции, особенностью модернизации яв­ляется адаптация его зданий под общегородские функции.

В планировочном аспекте подходы к архитектурной модернизации вокза­лов обусловлены направлением возможного пространственного развития, от­ношением к его первоначальной планировке и взаимным расположением в его составе планировочных элементов. В процессе модернизации вокзал может по­лучать несколько направлений планировочного развития в рамках более эф­фективного использования ресурсов его территории. Особенностью модерни­зации является широкое применение подземного пространства как правило, под вокзальной площадью и станционными путями. Кроме того, особеннос­тью является и использование пространства над станционными путями с фор­мированием надрельсовых комплексов — наиболее эффективный и современ­ный прием. Традиционно используется наземное пространство вдоль железнодорожных линий, а в ряде специфических случаев и полная застройка терри­тории вокзальной площади.

Анализ зарубежного и отечественного опыта позволил выявить следующие направления модернизации железнодорожных вокзальных комплексов:

- формирование комплексных транспортных узлов, включающих несколь­ко транспортных систем, вызванное строительством скоростных железнодо­рожных линий (TGV, RER, HSL и др.) и введением других новых транспорт­ных систем — линий скоростного городского трамвая, монорельса и др.;

- формирование общественно-транспортных узлов, в которых начинают до­минировать культурно-образовательные, развлекательные, деловые учреждения;

- формирование рекреационно-транспортных узлов, включающих в себя крупные парково-ландшафтные системы — экологическое направление разви­тия вокзального комплекса.

ЗДАНИЯ АВТОВОКЗАЛОВ

Размещение автовокзалов. Привокзальные площади

Выбор места размещения автовокзала и его принципиальная архитектур­но-пространственная схема определяются в соответствии с общим решением транспортного узла города на основе генерального плана его развития и с уче­том существующей или проектируемой транспортной ситуации, а также сово­купности конкретных градостроительных и природных условий. При этом ав­тобусные вокзалы и центральные городские транспортные агентства целесо­образно размещать преимущественно в центральной части города или прибли­женно к ней, в зоне массового пешеходного движения.

Вокзалы связываются с центром города, как правило, магистральными улицами общегородского значения. Движение на таких магистралях должно быть по возможности безостановочным. В связи с этим на подходах к круп­ным вокзалам оправданно сооружение транспортных пересечений в разных уровнях. Необходимость устройства подъездов в нескольких уровнях, опреде­ляющая принципиальную структуру вокзала, должна быть подтверждена пу­тем сравнения альтернативных вариантов, выявлением количества ожидаемых единиц подвозящего транспорта, длительности посадки и высадки, фронта ус­тановки транспорта и длины пешеходного пути пассажиров.

Пассажирские автостанции обеспечивают водителей и автотуристов рядом услуг — обогревом, телефонной связью, питанием и пр. Для линий автобус­ных сообщений, совпадающих с потоком автотуристов, целесообразно созда­вать пассажирские станции, соединенные с мотелем. В этом случае в генераль­ный план комплекса добавляются элементы, необходимые для хранения и об­служивания легковых и грузовых автомобилей, пассажиры и водители кото­рых обслуживаются мотелем.

При проектировании автовокзалов следует исходить из того, что пассажир, попав с привокзальной площади на территорию автовокзала, становится объектом обслуживания системы внегородских автобусных сообщений до вы­хода его из автовокзала на привокзальную площадь в пункте прибытия. Об­служивание пассажиров протекает в комплексе, состоящем из помещений вок-


зала и примыкающей к нему площади. Пешеход должен попадать ко входу в автовокзал по местному тротуару, имеющему непосредственную связь с город­ским тротуаром, причем пересечение путей движения пешеходов и транспор­та должно быть полностью исключено.

Размещение площадок для остановок автомобилей (такси) предусматрива­ется с максимальным приближением к перронам. Для пассажиров, ожидаю­щих отъезда у территории автовокзалов, по возможности предусматривают разбивку скверов.

Большое внимание при решении генерального плана автовокзала должно уделяться организации массовых пригородных трудовых перевозок, а в выход­ные дни — к местам отдыха.

Date: 2016-05-25; view: 1947; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию