![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Здания и сооружения транспорта, предназначенные непосредственно для обслуживания населенияСтр 1 из 2Следующая ⇒
План лекции: 1. Размещение на плане города; 2. Классификация вокзальных комплексов по общим признакам; 3. Взаимоувязанные элементы вокзального комплекса; 4. Правила организации пешеходных путей; 5. Объемно планировочные решения; 6. Ж/д вокзалы; 7. Автовокзалы; 8. Речные и морские вокзалы; 9. Аэровокзалы и аэропорты. Литература: 1. Гельфонд А. Л.: «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений»: Учеб. Пособие – М.:Архитектура-С 2006, с 206-224; 2. Змеул С.Г., Маханько Б.А. «Архитектурная типология зданий и сооружений»: Учеб Для ВУЗов:-М.:Стройиздат 1999, с 201-211; Размещение вокзалов на плане города Генеральные планы участков Участок для строительства железнодорожного, морского, речного или автобусного вокзала рекомендуется выбирать, как правило, со стороны наиболее крупных застроенных районов города с обеспечением относительной равно-удаленности его по отношению к основным функциональным зонам (труда, быта и отдыха) данного города и тяготеющего к нему региона. Вокзалы должны быть связаны удобными транспортными путями с жилыми районами города, зонами и объектами массового тяготения городского или регионального значения, промышленными зонами. Учитывая, что в любом из вокзалов пассажир не заканчивает своей поездки, а, как правило, лишь меняет один вид транспорта на другой — чаще всего внешний транспорт на внутригородской или наоборот, в ситуационных планах вокзалов необходимо показывать: - территории существующих и проектируемых сооружений внешнего транспорта с определением местоположения всех пассажирских зданий (в том числе железнодорожных вокзалов, речных и морских портов и пристаней, автобусных вокзалов, аэропортов и вертолетных станций, городских аэровокзалов и транспортных агентств), а также мостов, путепроводов, тоннелей и других опорных инженерно-транспортных сооружений; - магистральные улицы и дороги общегородского и районного значения; - системы общественного транспорта, выделяя линии скоростного движения, с размещением существующих и проектируемых трамвайных, троллейбусных и автобусных депо, парков, гаражей для легковых и грузовых таксомоторов, грузовых и специальных автомобилей. Вокзалы классифицируются по нескольким общим для них признакам: - по назначению или видам используемых транспортных средств, ведомственной принадлежности и соответствующим им видам пассажирских сообщений: железнодорожные, морские, речные и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городские аэровокзалы: - по условиям размещения на данной транспортной магистрали, линии, трассе: вокзалы конечные, или тупиковые, на которых основная часть пассажиров заканчивает поездку на внешнем транспорте; узловые, расположенные в местах пересечения линий внешнего транспорта, в которых значительная часть пассажиров совершает пересадки, и промежуточные, расположенные между конечными и узловыми станциями (портами, аэропортами); - по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров в соответствии с основными видами пассажирских сообщений: международным, дальним, местным, пригородным, внутригородским: - по пропускной способности к соответствующей ей единовременной вместимости: малые, средние, большие и крупные в соответствии с нижеприведенной таблицей. Устройство объединенных вокзалов рекомендуется при наличии значительных потоков пассажиров, пересаживающихся в конкретном узле с одного вида магистрального, местного или пригородного транспорта на другой, с учетом соответствующих функционально-технологических и градостроительно - планировочных предпосылок. Объединенные вокзалы возможны преимущественно в следующих сочетаниях: железнодорожно-автобусные, речные - автобусные, морские - автобусные, морские - железнодорожные. Создание объединенных вокзалов кроме градостроительного эффекта (экономия территории, сокращение строительных объемов и протяженности инженерных коммуникаций, повышение архитектурно-художественной выразительности застройки и др.) значительно повышает удобства пассажиров при поездке с пересадками, дает им возможность получить в одном месте всю необходимую информацию, приобрести билет, сдать багаж и т.п. При этом исключаются затраты времени и сил пассажиров на переезды по городу, снижается загрузка городского транспорта. В состав вокзального комплекса входят следующие взаимоувязанные элементы: - привокзальная площадь с остановочными пунктами общественного транспорта, автостоянками и другими устройствами; - основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения, элементы благоустройства и озеленения, малые архитектурные формы; - перроны (приемоотправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы морских и речных портов, внутренняя транспортная территория автовокзалов и пассажирских автостанций, аэропорта). Перрон — часть территории пассажирской железнодорожной станции, пассажирского района морского или речного порта, аэропорта, предназначенная для посадки и высадки пассажиров, стоянки и маневров соответствующих транспортных средств, а также погрузки или разгрузки багажа, почты и т.п. Участки, предназначенные для размещения вокзалов, следует выбирать с учетом предотвращения отрицательных воздействий, оказываемых средствами транспорта на население, проживающее в районе вокзала, и на окружающую городскую среду (в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм), с обеспечением возможно более полного разделения путей движения массового, индивидуального, специального и другого транспорта и пешеходов во всем привокзальном районе. Для упорядоченного движения в разных уровнях целесообразно использовать естественные перепады рельефа или создавать искусственный микрорельеф с помощью насыпей, подпорных стенок, открытых выемок и других искусственных сооружений. В пределах вокзальных комплексов следует соблюдать основные правила организации главных пешеходных путей: - пути пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть удобными, короткими и прямыми, без излишних подъемов и спусков; средняя длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до места в купе поезда, каюте морского или речного судна, кресле междугородного автобуса или салоне самолета не должна превышать 300 м в крупнейших, крупных и больших городах и 200 м в средних и малых городах; - пути движения пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть безопасными» с минимальным количеством их пересечений с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта; - должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в самом здании, на привокзальной площади и на перроне; - для инвалидов и престарелых, а также пассажиров с малолетними детьми в колясках, необходимо предусматривать дополнительно к лестничным маршам (при небольших подъемах и спусках) специальные пандусы с перилами, а при посадке в транспортное средство и высадке из него; - приставные лестницы и трапы; - в целях сокращения затрат времени пассажиров на любые операции площади, габариты и пропускная способность всех помещений и элементов вокзала должны быть пропорциональными его расчетной пропускной способности с исключением так называемых узких мест и опасности образования скоплений, заторов и очередей; - необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства (на площади, в самом пассажирском здании или в группе зданий и на перроне) должны быть расположены с учетом их последовательной обозреваемости, исключающей возвратное движение. Объемно-планировочное решение Объемно-планировочные решения зданий вокзалов должны соответствовать следующим общим требованиям; - обеспечивать взаимосогласованную организацию движения пассажиров и посетителей с разделением главным образом в больших и крупных вокзалах потоков прибытия и отправления, а также потоков дальних, местных, транзитных и пригородных пассажиров; - предусматривать расположение операционных помещений и устройств (справочное бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения и др.) приближенно к главным путям движения основных потоков пассажиров; - предусматривать расположение помещений, предназначенных для ожидания пассажиров, а также предприятий общественного питания и торгово-бытового обслуживания пассажиров приближенно к перрону с отделением соответствующих помещений и зон от главных путей движения пассажиров; - предусматривать расположение комнат длительного ожидания, в том числе предназначенных для инвалидов, а также комнат матери и ребенка изолированно от наиболее шумных помещении и зон вокзала, возможно даже с устройством для соответствующих категорий пассажиров специальных выходов на перрон; - обеспечивать удобства эксплуатации для персонала, а также перронных бригад с устройством для них отдельных выходов на перрон. Помещения вокзалов различного назначения подразделяются на четыре группы: пассажирские основного назначения; дополнительного обслуживания пассажиров; административно-служебные и подсобно-технические. 1. Группа пассажирских помещений основного назначения: - вестибюль; - операционные залы; - залы ожидания; - кассовые залы — кассы билетные и багажные; - распределительные залы; - комнаты для пассажиров с детьми; - помещения для приема и выдачи багажа; - камеры хранения ручной клади: - санитарные блоки. 2. Группа помещений дополнительного обслуживания пассажиров - рестораны, кафе-буфеты; - пассажирские залы: - торговые киоски; - справочные бюро; - отделение банка; - почта, телеграф, телефон: - парикмахерские; - курительные; - санитарные блоки. 3. Группа административно-служебных помещений: - диспетчерские; - комнаты дежурных по станции и по вокзалу; - комнаты линейного персонала; - устройства связи. А. Группа подсобно-технических помещений: - склады; - пакгаузы; - депо; - котельные: - бойлерные; - трансформаторные; - вентиляционные камеры. В вокзалах малой вместимости кассы и справочные рекомендуется размещать в небольшом вестибюле-холле либо в общем зале таким образом, чтобы возможные очереди не создавали препятствий для пассажиров, имеющих билеты и идущих на посадку. В вокзалах средней и большой вместимости оправданно устройство специальных операционных помещений с последовательно расположенными по ходу движения пассажиров справочными бюро, кассами, комнатами администрации. Предпочтительным является устройство открытых касс и справочных бюро банковского типа. В вокзалах крупнейших и крупных городов при больших расчетных потоках различных категорий пассажиров, например дальних и пригородных, для них следует проектировать отдельные операционные залы. Операционные залы следует, как правило, располагать со стороны города и открывать на привокзальную площадь широким фронтом остекления, облегчающим ориентацию пассажиров еще при их подходах с привокзальной площади. Кассы и пункты приема багажа целесообразно устраивать либо непосредственно против входа,.либо в торцах операционного зала. В отдельных случаях допускается островное расположение касс и справочных бюро, которое позволяет развить протяженность фронта касс. В операционных залах крупных вокзалов целесообразно расположение почтовых отделений с телеграфом, междугородными и городскими телефонами, сберегательной кассой, а в отдельных случаях агентства туристических организаций, помещений или киосков представителей гостиниц. В расчете на одного пассажира площадь операционных залов по различным ведомственным нормам колеблется от 0,9 до 3 м2. Помещения для приема и выдачи багажа, а также камеры хранения целесообразно располагать вблизи основных путей движения потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров. При этом наряду с обычными камерами хранения, оборудованными стеллажами для громоздкого багажа, следует проектировать и автоматизированные камеры. Пункты приема и выдачи багажа, отправляемого по билетам, должны иметь удобную связь с привокзальной площадью (хтя беспрепятственного подъезда, разгрузки и загрузки специального грузового транспорта) и с перроном. При устройстве тоннелей для багажа багажные помещения целесообразно располагать в одном уровне с ними. Большая группа помещений предназначена для ожидания и отдыха пассажиров — залы ожидания и комнаты длительного пребывания, комнаты матери и ребенка, представительские комнаты и др. Их целесообразно располагать в относительно тихой, иепроходной зоне с обеспечением хорошей видимости из основных залов перрона. Такие решения позволяют пассажирам наблюдать за движением автобусов, ожидая отправления в спокойной обстановке. Хорошим резервом увеличения вместимости вокзала является использование, особенно в южных районах, открытых озелененных двориков, защищенных от солнца и непогоды террас, плоских крыш и больших балконов. В малых и средних пассажирских зданиях зал ожидания может иметь характер уютного непроходного холла. Особое значение для создания комфортных условий в залах ожидания имеет мебель: скамьи, кресла и диваны рекомендуется устанавливать группами или секциями в сочетании с вертикальными стендами, рекламными щитами, элементами озеленения и малыми формами таким образом, чтобы создавать как бы отдельные, изолированные от транзитного движения холлы. В связи с ростом частоты и регулярности движения площади зоны ожидания на вокзалах имеют тенденцию к относительному сокращению. Тем не менее наблюдается тенденция развития зоны разнообразных услуг, способствующих повышению общей культуры обслуживания и созданию в вокзалах современного комфорта. К основному залу ожидания должны примыкать или располагаться непосредственно в нем торговые киоски для продажи газет и журналов, кондитерских и аптекарских товаров, кабины телефонов-автоматов. Непосредственно у залов ожидания следует размещать и предприятия общественного питания — кафе-буфеты, закусочные, рестораны, которые рассчитываются не менее чем на 10 % вместимости вокзала. У залов ожидания обычно устраиваются туалетные, иногда небольшие ателье бытового обслуживания и парикмахерские, а у залов прибытия — медицинский пункт с комнатами- боксами для больных и ослабевших пассажиров. В наиболее крупных сооружжениях, обслуживающих транзитных пассажиров, иногда устраиваются залы просмотра кинофильмов и телепередач. Кроме основных функций (обслуживание пассажиров, административно служебная и подсобно-техническая) в вокзальном комплексе можно выявить и сопутствующие функции: деловую, торговую, общественного питания, гостиничную, зрелищно-развлекательную, культурно-образовательную, рекреационную. выставочную, спортивную, бытового обслуживания, обслуживания автомобилей. Особенность взаимного размещения функциональных групп комплекса состоит в наиболее удобной организации связей между ними, при этом самым важным является отсутствие пересечения интенсивных потоков и близкое размещение помещений, требующих постоянной взаимосвязи.
Date: 2016-05-25; view: 4296; Нарушение авторских прав |