Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одиночество ради общества: нравственная утопия Торо





Чтобы уяснить своеобразие взглядов Торо на взаимоотношения человека с обществом и государством, необходимо учесть следующее обстоятельство. Торо – искренний сторонник романтического индивидуализма, радикальный последователь практической реализации предложенного Р.У. Эмерсоном принципа «доверия к себе» (self-reliance). В тоже время он осуществляет романтическую реконструкцию просветительского тезиса об «изолированном индивиде», способном к свободному самоопределению и целерациональному действию. «Гносеологическая робинзонада» получает практическое подтверждение в уолденском эксперименте, вызвавшем несправедливые упреки в мизантропии и обвинения в эскайпизме. Однако, Торо далек от грез о прошедшем «золотом веке» или от идеализации первобытной наивности, его мысль обращена в будущее. Его вера в творческие возможности стремящейся к совершенству личности может быть выражена следующими словами: «Если человек не шагает в ногу со своими спутниками, может быть, это оттого, что ему слышны звуки иного марша? Пусть же он шагает под ту музыку, какая ему слышится, хотя бы и замедленную, хотя бы и отдаленную» (Торо Г. Д.Рабство в Массачусетсе // Овсянников М. Ф. Эстетика американского романтизма. М., 1977, с. 206).

Индивидуалистическая концепция человека Торо неразрывно связана со своеобразием его понимания одиночества (solitude). Это вовсе не одиночество отчаянья, связанное с чувством экзистенциальной заброшенности человека в чуждый и враждебный мир. «Отчего бы мне чувствовать себя одиноким? – спрашивает мыслитель, – Разве наша планета не находится на Млечном пути?» (Г. Д. ТороУолден, или Жизнь в лесу, с. 87). В «космической» перспективе быть одиноким невозможно. Для Торо это важнейший практический вывод из «уолденского эксперимента». То, что люди чаще всего измеряют одиночество «расстоянием до ближайшей руки», для «уолденского отшельника» скорее дань предрассудку, привычке. «Я не более одинок, чем гагара, громко хохочущая на пруду, или сам Уолденский пруд <...> Я не более одинок, чем мельничный ручей, или флюгер, или Полярная звезда, или южный ветер, или апрельский дождь, или январская капель, или первый паук в новом доме» – замечает Торо в «Уолдене» (Там же). В его мысли намечается продуктивное различение между понятиями одиночества (solitude) и уединения (loneliness), которые заинтересуют философию XX в. Торо чужд пессимизму, светлая радость от единения с природой пронизывает большинство его сочинений. По собственному признанию Торо: «Пока я дружу с временами года, я не представляю себе, чтобы жизнь могла стать мне в тягость» (Там же, с. 86).

Взгляд Торо на природу человека и принципы общежитияне свободен от аскетики пуританства. Ежедневная работа по личному переустройству, постоянная вспашка внутреннего поля, для того, чтобы отбросить губительные сорняки порока и подготовить почву для белых лилий добродетели выдают в Торо наследника утопического идеала пуританского «рая на земле». С этих позиций Торо диагностирует болезни современного ему американского общества, которое представляется ему «юдолью бизнеса». Неприкрытая жажда наживы, хищническое отношение к природе и человеку, культ лишнего и мелочность жизненных целей – все это искажает высокое предназначение человека. Поэтому Торо выбрал путь одиночества, чтобы обнаружить возможности исцеления общества. «Уолденский эксперимент» подтвердил, что «для свободного и успешного решения жизненных проблем» человеку нужно немногое: пища, кров, одежда и топливо. «Одиночество ради общества стало одним из принципов его моральной утопии» (Осипова Э. Ф. Генри Торо: очерк творчества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985, с. 36.)

Для Торо важен человек-личность, его нравственные ориентиры и побуждения к действию, тогда как роль человека-гражданина имеет вторичный характер. Даже критика господствующих порядков из уст Торо звучит как призыв к самосовершенствованию, а не как апология реформаторской деятельности. «Судьба страны зависит не от того, как вы голосуете на избирательных участках – здесь худший из людей не отстанет от лучшего; и не от того, какой бюллетень вы раз в году опускаете в урну, но от того, какого человека вы ежедневно выпускаете из своей комнаты на улицу» (Торо Г. Д.Рабство в Массачусетсе // Овсянников М. Ф. Эстетика американского романтизма. М., 1977, с. 367). Парадоксальным образом фундамент для утверждения и отстаивания общественной активности личности Торо видел именно в проявлениях индивидуализма. Он заменяет тезис своего соратника по борьбе за освобождение негров, священника – унитарианца Теодора Паркера (1810-1860) «то правительство хорошо, которое правит меньше всего», более радикальным положением: «То правительство лучше всего, которое вовсе не правит» (Г.Д. Торо О гражданском неповиновении // Григорьева Т. Новые пророки: Торо, Толстой, Ганди, Эмерсон. СПб.: Алетейя, 1996. с. 81).

Однако, Торо – не анархист, он не выступает за уничтожение государства, он предлагает переустроить его по законам нравственности и справедливости, которые исключают рабство, войну, подчинение машинам. В стихотворении «Независимость» Торо лаконично выразил свое отношение к существующему в обществе порядку вещей:

«Не государственным указам

Своей свободой я обязан.

За власть цепляются цари,

Свои владенья ширя,

А я – свободен изнутри,

В своем духовном мире.

Чем власть заманит - или устрашит –

Того, кто с мирозданьем слит?

Тиранов время сточит,

А выслушает – лишь того,

Кто лишнего не хочет»

(Г.Д. Торо Независимость – URL http://lukianpovorotov.narod.ru/thoreau.html)

Библия и Конституция – единственные внешние регуляторы поведения человека в обществе, совесть и долг в отношении ближних – регуляторы внутренние. Об этом Торо не устает напоминать своим соотечественникам: «Надо быть прежде всего людьми, а американцами потом, в удобное для всех время. Не может быть хорош закон, который охраняет вашу собственность или даже обеспечивает вас куском хлеба, если он не обеспечивает гуманности» (Торо Г. Д.Рабство в Массачусетсе // Овсянников М. Ф. Эстетика американского романтизма. М., 1977, с. 365). Торо становится проводником идеи гражданского неповиновения – сознательной, личной борьбы человека с государством. Гражданское неповиновение означает отказ подчиняться тем законам, которые противоречат чувству справедливости. Торо призывал людей не участвовать в военных авантюрах государства, не платить налоги и не ходить на выборы. «Отдайте не просто листок бумаги, не просто голос, но устремите все ваши усилия. Меньшинство бессильно, пока оно соглашается с большинством, – тогда оно даже не меньшинство, но оно непобедимо, когда препятствует чему-либо всеми своими устремлениями. Если государство будет поставлено перед выбором: либо посадить в тюрьму всех таких людей, либо положить конец войне и рабству, – то оно не станет колебаться» (Г.Д. Торо О гражданском неповиновении, с. 97). Эти солидарные усилия должны привести к возникновению подлинно свободного и просвещенного Государства с большой буквы, главный признак которого – признание личности источником всей государственной власти и авторитета, более высокой и независимой силы, чем любое объединение или сообщество.

 

 

Литература

1. Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.

2. К.И. Чуковский Мой Уитмен – URL http://www.e-reading.club/book.php?book=91808

3. Нэш Р. Дикая природа и американский разум. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2004.

4. Сидоров И. Н. Интуиция как принцип философского свободомыслия в американском романтизме и герменевтика // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Серия «Мыслители». Выпуск 11. СПб., 2002. С. 134-140.

5. Готорн Н. Блитдейл. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. Л.: Художественная литература, 1982.

6. Эмерсон Р. У. Природа – URL http://www.wotstudio.ru/

7. Эмерсон Р. У. Нравственная философия – URL http://krotov.info/library/26_ae/me/rson_01.htm)

8. История литературы США: в 5 тт. Т. 2: Литература эпохи романтизма / Ред. коллегия: А. М. Зверев, М. В. Тлостанова. М.: Наследие, 1999.

9. Эмерсон Р. У. Молодой американец // Овсянников М. Ф. Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977. С. 281-301.

10. Покровский Н. Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1983. – URL http://www.marsexx.ru/lit/toro-bio-pokrosky.html).

11. Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.

12. Старцев А. И. Генри Торо и его «Уолден» // Г. Д. Торо. Уолден, или Жизнь в лесу. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.

13. Клумпьян Х.-Д. Генри Дэвид Торо сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Пер. А. Верников. Челябинск: Урал LTD, 1999.

14. Торо Г. Д. Рабство в Массачусетсе // Овсянников М. Ф. Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977. С. 357-370.

15. Осипова Э. Ф. Генри Торо: очерк творчества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

16. Торо Г. Д. О гражданском неповиновении // Григорьева Т. Новые пророки: Торо, Толстой, Ганди, Эмерсон. СПб.: Алетейя, 1996. С. 79-115.

Дополнительная литература

1. Американская поэзия в русских переводах. XIX – XX вв. / Сост. С. Б. Джимбинов. М.: Радуга, 1983. 672 с.

2. Борейко В. Е. Философы дикой природы и природоохраны. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2000. 160 с.

3. Осипова Э. Ф. Ральф Эмерсон и американский романтизм. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 191 с.

4. Покровский Н. Е. Торо Г. Д. Высшие законы. М.: Республика, 2001. 412 с.

5. Сидоров И. Н. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 145 с.

 

 

 

 

Date: 2016-05-14; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию