Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские истоки трансцендетализма: Природа, Душа и Сверхдуша в свете теории корреспонденции





Вехи биографии.

Будущий властитель дум родился в 1803 г. в Новой Англии, в Бостоне. Он был вторым из пяти сыновей уважаемого бостонского жителя, унитарианского священника Уильяма Эмерсона и его жены Руфи Эмерсон (Хаскингс). Эмерсон-старший был настоятелем старейшей церкви Бостона и основателем философского общества «Бостонский Атенеум». К несчастью он умер, когда Ральфу едва минуло восемь лет. Заботы о детях легли на плечи матери. Эмерсон учился в латинской школе, затем по семейной традиции поступил в один из старейших в США, Гарвардский университет, расположенный в городке Кэмбридж, недалеко от Бостона. По окончании учебы в 1826 г. вместе братом Уильямом преподавал в школе для девочек, которую основала их мать. Затем он стал пастором водной из унитарианских церквей Бостона, и тогда же вступил в брак с Эллен Луизой Такер, которая в двадцать лет умерла от туберкулеза. Смерть жены и рутина внутрицерковной жизни унитариев спровоцировали религиозный кризис. Эмерсон отказался от прихода.

В 1833 г. Эмерсон путешествует по Европе, живет в Италии, Швейцарии, Франции. В Англии он познакомился с известным историком и философом Т. Карлейлем(1795- 1881) и поэтами «озерной» школы С.-Т. Колриджем (1772- 1834) и У. Вордсвортом (1770- 1850). По возвращении из Старого света Эмерсон пробует себя в качестве лектора, в соответствии с собственной максимой: «знание существует для того, чтобы его распространять». Впоследствии просветительство становится его основным занятием, в разъездах по Америке он прочтет около полутора тысяч лекций на самые животрепещущие темы американской жизни Его лекции, ставшие впоследствии очерками: «Американский ученый» (American Scholar, 1837), «О доверии к себе» (Self-Reliance, 1841), Поэт» (The Poet, 1844), Опыт (Experience, 1844) сделали Эмерсона популярным. Один из его конкордских слушателей как-то заметил, что, под воздействием речей Эмерсона «летишь к небесам, как на качелях». Об этом его даре выразительно свидетельствует Уитмен: «Эмерсон, обаятельный духовно и физически, остроумный, язвительный, с ног до головы вооруженный, мог, по прихоти, свободно властвовать над вашим чувством и разумом» (Цит. по К.И. Чуковский Мой Уитмен).

В 1835 г. Эмерсон вторично женился на Лидии Джексон и поселился в Конкорде, штат Массачусетс, где вокруг него образовался кружок единомышленников - трансценденталистов. В 1836 г. выходит в свет его программное эссе «Природа» (Nature), в котором изложены главные принципы нового движения: «Наша эпоха обращена к прошлому. Она возводит надгробия над могилами отцов. Она увлечена жизнеописаниями, историей, литературными штудиями. <…> Почему бы и нам не создать поэзию и философию, основывающиеся на вдохновении, а не на традиции, почему бы и нам не постигать веру через откровение, а не через историю религиозных идей прошлого? Если мы можем на какой-то срок отдаться природе, чьи жизненные потоки струятся вокруг нас и сквозь нас, зовя нас даруемой ими силой к действиям, согласным с природой, почему мы должны блуждать среди сухих костей, облекать живых людей, как на маскараде, в выцветшие наряды прошлого? Ведь солнце сияет и сегодня. Поля еще больше изобилуют льном, пастбища шерстью. Появились новые земли, пришли новые люди, возникли новые мысли. Так будем же требовать наших собственных творений, собственных законов и убеждений» (Эмерсон Р. У. Природа – URL http://www.wotstudio.ru/).

В 1842—1844 гг. Эмерсон редактирует трансценденталистский журнал «Циферблат». Вместе со своими единомышленниками Эмерсон ратует за подвижную, «переливчатую» философию, подлинный трансцендентализм, отвечающий внутренним запросам человека. «Нет, наша философия должна быть крепка и приспособлена к форме человека, приспособлена к образу его жизни, как раковина есть архитектурный образец таких жилищ, что покоятся на морях. Душа человека должна служить прообразом нашим философическим планам, точно так, как потребности его тела принимаются в соображение при постройке ему жилого дома» (Эмерсон Р.У. Нравственная философия – URL http://krotov.info/library/26_ae/me/rson_01.htm). Тогда увидели свет два сборника его «Очерков», снискавшие ему широкую известность вместе с обвинениями в атеизме. Стремясь разгадать тайну творчества, Эмерсон пробует себя в поэзии. В 1847 г. выходит первый сборник его стихов. Некоторые его поэтические опыты, в частности вдохновленная философией Веданты поэма «Брама» (Brahma) и знаменитый «Конкордский гимн» (Concord Hymn) вошли в золотой фонд американской поэзии.

Биографические очерки «Представители человечества» (Representative Men), прочитанные в качестве лекций в 1845—1848 гг. и увидевшие свет в 1850 г., стали своеобразным переосмыслением книги Т. Карлейля «Герои, культ героев и героическое в истории». В отличие от свойственного британскому мыслителю культа героической личности, Эмерсон стремится сочетать конкретно-исторический подход с традиционным взглядом на историю как на «учительницу жизни (magistra vitae). Для него «героизм есть высшее проявление природы индивидуума; героизм следует чувству, а не рассуждению, и потому он прям во всех своих действиях. Сущность его – доверие к себе; средства – презрение ко лжи, к несправедливости, и сила переносит все, что ни постараются навлечь на него клевреты зла. Героизм откровенен и правосуден, великодушен, гостеприимен, воздержан; он гнушается мелочными расчетами и пренебрегает пренебрежениями» (Эмерсон Р. У. Героизм // Нравственная философия – URL http://krotov.info/library/26_ae/me/rson_01.htm). Героям его очерков: Платону, Шекспиру, Монтеню, Сведенборгу, Наполеону, Гете чуждо «ложное благоразумие», они представляют свое время и свой народ в реальных обстоятельствах жизни.

Эмерсон – защитник индивидуализма, он видит во «всяком учреждении удлиненную тень человека». Погрязшему в суете и лицемерии горожанину он, как врач, прописывает целительную и «отрадную независимость уединения», избавляющую от проявлений притворной дружественности. Эмерсон обращается к колеблющимся в решимости отвергнуть условности света с такими словами: «Скажите им: батюшка, матушка, друг мой, братец, до сих пор я жил с вами по всем условиям приличий, отныне же я принадлежу правде и буду следовать одним законам вечным <…> мне должно наконец быть самим собою, перестать скрывать мои наклонности и мое отвращение, стоять за святыню моих глубочайших убеждений» (Эмерсон Р.У. Доверие к себе Нравственная философия – URL http://krotov.info/library/26_ae/me/rson_01.htm). В тоже время, мыслитель не чурается забот общественной жизни, он принимает самое живое участие в движении аболиционистов. Следуя важнейшему для трансценденталистов принципу единства слова и поступка, Эмерсон обращается с открытым письмом к президенту США М. Ван Бюрену (1782 – 1862) с протестом против насильственного переселения с исконных земель племени индейцев чироки. Во время гражданской войны Эмерсон поддерживает позицию А. Линкольна (1809- 1865).

В результате второй поездки в Англию в 1847 -1848 гг. рождается книга «Черты английской жизни» (English Traits) (1856). Плодом размышлений Эмерсона о глубинном предназначении человека становится сборник эссе «Нравственная философия» (The Conduct of Life, 1860). В 1864 г. мыслитель избирается членом американской Академии искусств и наук. С 1867 г. его здоровье резко ухудшилось, возникли проблемы с памятью, Эмерсон вынужден был отказаться от лекционной деятельности, но продолжил интенсивно работать как писатель. Его итоговые размышления собраны в книге эссе «Общество и одиночество» (Society and Solitude,1870), а поэтические опыты – в сборнике стихотворений «Парнасс» (Parnassus, 1874). Умер Эмерсон в 1882 г. в Конкорде в окружении семьи, друзей и учеников. Лучшим, хотя и парадоксальным признанием дарований Эмерсона стала оценка Уитмена: «Главное достоинство Эмерсоновой доктрины заключается в том, что она порождает гиганта, который разрушает ее. Кто захочет быть всегда лишь учеником и последователем? – слышится у него на каждой странице. Никогда не было учителя, который предоставлял бы своим ученикам такую безграничную свободу идти самостоятельным путем. В этом он истинный эволюционист». (Цит. по К.И. Чуковский Мой Уитмен).

Философские истоки трансцендетализма: Природа, Душа и Сверхдуша в свете теории корреспонденции

Эмерсон отождествляет трансцендентализм с идеализмом, игнорируя различие трансцендентального и трансцендентного. Американский мыслитель заимствует у Канта (1724- 1804) дуализм феноменального и ноуменального уровней реальности. Между двумя этими уровнями существует определенное соответствие, некая связь, особый параллелизм, который Эмерсон называет корреспонденцией (correspondence). Когда от рассудочной обработки чувственных данных человек переходит к более высокому уровню познания, он обращается к сверхчувственной интуиции, обнаруживающей ясные идеи а, затем, само верховное начало «сверх-душу» (over-soul). Сверх-душа в концепции Эмерсона – это «та великая природа, которая объемлет всех нас, <…> то целое, внутри которого пребывает каждая отдельная человеческая личность, и которое объединяет ее со всеми» (Цит по История литературы США: в 5 тт. Т. 2: Литература эпохи романтизма. С. 189). Ее можно отождествить с творцом, высшим законом, первопричиной, чистым бытием. Подобно мировой душе неоплатоников она пронизывает жизненной силой все существующее, выступая источником всякой истины, красоты и добродетели. В тоже время она соткана из душ обычных людей и является неким надличностным субъектом, отражающимся в совокупном объекте или мире. Природа для Эмерсона есть проекция Бога, его откровение, чувственные предметы манифестируют реальность духа. В этом пункте Эмерсон следует шведскому духовидцу Э. Сведенборгу (1688-1772) с его теорией соответствий между внешней природой и человеческим сознанием, а также между личным сознанием и всеобщим духом.

Фихтевская оппозиция Я и не-Я прослеживается в эмерсоновском учении о природе: «Все, отделенное от нас, все, обозначаемое в философии как «не-я», иными словами, как природа, так и искусство, все прочие люди и собственное мое тело должны быть объединены под именем природы» (Эмерсон Р. У. Природа – URL http://www.wotstudio.ru/). Утратив связь с природой, человек превратился в «карликовую копию себя самого», в «рухнувшее божество» (Там же). Ему надлежит восстановить утраченную связь, заново «прозревая аналогию, бракосочетающую Материю и Дух» (Там же). Природа самоотверженно служит человеку: «На ее лице написана преданность. Подобно Иисусу, стоит она, уронив голову и скрестив руки на груди» (Там же). Направления ее служения разнообразны: «низкая» польза сочетается здесь с нравственным совершенствованием и духовным возрастанием человека в соответствии с идеей «творимой жизни» Шеллинга. Размышляя над «конечным назначением мира» Эмерсон обнаруживает «сколь много полезных приложений входит в это понятие в качестве составных его частей. Все они могут, однако, быть отнесены к одному из следующих классов: Удобство, Красота, Язык, Дисциплина» (Там же).

Первым доступным каждому приложением природы является удобство, объединяющее коренящиеся в природе «благотворные возможности наших чувств». «Все в природе непрерывно трудится рука об руку для блага человека. Ветер роняет в почву зерно; солнце выпаривает море; ветер доносит пары до поля; дождь питает растительность; растения кормят животных; и этот нескончаемый круговорот божественной благостыни дает человеку средства к существованию» (Там же). На основе естественных благодеяний природы человек создает новые полезные ремесла, преобразуя мир вокруг себя. Второй дар природы человеку – красота, которую, согласно Эмерсону, можно воспринимать чувственно, морально и интеллектуально. Он не устает восхищаться разнообразием, подвижностью и неисчерпаемой щедростью природной жизни: «Какие ангелы изобрели все эти восхитительные украшения жизни, весь этот царственный комфорт, этот океан воздуха над головой, и океан воды под ногами, и твердь между ними? И этот свет созвездий Зодиака, и этот навес из клонящихся к земле облаков, и этот пестрый плащ климатических поясов, и этот распадающийся на четыре сезона год?» (Там же)

Проявления красоты в природе пленяют и вдохновляют, но даже уродство в ней не лишено целесообразности, т.к. исполняет функцию удобства и значит, несет на себе печать божественной добродетели. «Все происходящее в природе представляет собой своего рода нравственное суждение. Нравственный закон находится в центре природы, и его излучения достигают всех уголков ее царства. Он выступает как сущность всякого вещества, всякого отношения, всякого процесса» (Там же). Третьим приложением природы является язык. Эмерсон выделяет три ступени разворачивания языковой функции природы: слова суть символы естественных явлений, особые естественные явления – знаки особых духовных явлений, природа в целом – символ духа. Наконец, последним по счету, но не по значению приложением природы является дисциплина. Во всех начинаниях человека природа служит ему уроком, воспитывает здравый смысл, научая видеть сходство и различие, общее и частное. Она подсказывает, как лучше осуществить то или другое начинание, нужно лишь научиться слышать ее советы. «Природа с радостью одаривает человека богатством, но он слеп и глух, не воспринимая Природу как часть Сущего, не понимая, что только после восстановления связи с ней, к нему вернется утраченная целостность, поверженная вертикаль духа, и он перестанет горбиться, прижимаясь к земле» (Эмерсон Р.У. Доверие к себе // Нравственная философия – URL http://krotov.info/library/26_ae/me/rson_01.htm).

Date: 2016-05-14; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию