Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая подготовка ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Проявление слабоволия, снижение активности является естественной реакцией организма на закономерные изменения работоспособности спортсмена. В таких случаях лучше применить дружеское участие и поддержку, чем наказание, совместно выяснить причины и найти пути выхода из кризисного положения. К наказанию следует прибегать, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Однако следует помнить, что задания, которые дает тренер ученикам, должны быть всегда посильны (доступны). Если задание непосильно, то нельзя требовать успешного его выполнения. Каждый спортсмен должен понимать, что и он, и тренер делают одно дело и стремятся к одному результату. Только понимание того, что тренер - твой первый друг и товарищ, может привести к победе. Рост мастерства в большом теннисе нельзя обеспечить лишь возрастающим объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок. Эффективность многопланового процесса подготовки танцоров может и должна быть повышена за счет использования таких средств и воздействий, которые способствовали бы раскрытию внутренних резервов спортсменов. В этой частое рассмотрены лишь основные вопросы, имеющие наибольшее значение при подготовке танцоров: психологические основы технической подготовки и психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям. Занятия спортом формируют личность человека, его эмоциональную сферу, помогают воспитывать волевые качества, часто давая эффект, трудно достижимый другими способами. Одновременно с этим спорт связан с преодолением психически весьма сложных состояний, требующим специальной психологической подготовки. Основными задачами психологической подготовки являются привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, принятие установки на тренировочную деятельность. Методы психологической подготовки сходны с методами воспитательной работы – это беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования соревновательных ситуаций. Психологическая подготовка юных спортсменов проходит в условиях учебно-тренировочного занятия. При этом в подготовительной части урока рекомендуется проведение упражнений для развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств, в основной части - упражнений для совершенствования различных психических функций и психомоторных качеств, эмоциональной устойчивости, способности к самоконтролю, в заключительной части урока совершенствуется способность к само регуляции и нервно-психическому восстановлению. Распределение средств и методов психологической подготовки в уроке зависит от психологических особенностей юного спортсмена и задач данного урока. В учебно-тренировочных группах возможно проводить обучение некоторым приемам психорегулирующей тренировки, например умению произвольно расслаблять мышцы с целью быстрого восстановления или умению входить в оптимально боевое состояние. Тренировка спортсменов акробатического рок-н-ролла особенно при исполнении сложных акробатических программ связана с сознательным преодолением трудностей объективного и субъективного характера, для преодоления которых используются сильные волевые напряжения. Для преодоления этих трудностей тренеры используют беседы, убеждения, педагогические внушения. В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой — психические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от спортсмена высоких результатов. В психологической подготовке можно выделить: - базовую психологическую подготовку; - психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную); 19 - психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, в свою очередь, подразделяется на пред соревновательную и пост соревновательную). Базовая психологическая подготовка включает: развитие важных психических функций и качеств - внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения развитие профессионально важных способностей - координации, музыкальности, эмоциональности, а также способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе; формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств психологическое образование (формирование системы специальных формирование умения регулировать психологическое состояние, Для работы со спортсменами высокого класса желательно привлекать профессиональных психологов. Психолог должен определить тип нервной деятельности, темперамент каждого спортсмена, его общительность, эмоциональность, лидерство, мотивационные особенности, уровень беспокойства-тревожности и т. п., разработать комплекс методов и приемов снятия нервного напряжения во время интенсивных тренировок и соревнований, давать рекомендации тренеру по форме общения со спортсменом, способствовать разрешению конфликтных ситуаций. Тренеру, работающему со спортсменами высокого класса, необходимо пополнять свои знания в области психологии, знакомиться с современными методами управления состоянием спортсменов на тренировках и соревнованиях. Широко известен целый ряд приемов и методов регулирования состояния спортсменов во время тренировок и соревнований. Наиболее оперативный и эффективный - целенаправленное изменение направления мыслей или «отвлечение», «переключение». Известно, что борьба с тревогой перед соревнованиями или перед выполнением нового сложного акробатического элемента отнимает значительно больше энергии, чем само выступление в соревнованиях. Доказано, что отвлечение от навязчивых мыслей способствует более эффективному выполнению действия. Поэтому перед стартом или перед другим ответственным мероприятием необходимо отвлечься и заняться делом, которое целиком поглотит внимание спортсмена. Другой прием - изменение целевой установки, т. е. внимание спортсмена направляется не на конечный результат, а на процесс выполнения двигательного действия. Состоянием спортсмена тренер может управлять и с помощью специальной разминки. Если спортсмен угнетен, то разминка должна быть интенсивной, а если сильно возбужден, то возбуждение следует снимать упражнениями на растягивание и расслабление. В случае неблагоприятного психического состояния спортсменов в качестве дополнительного приема регуляции стресса используется массаж и само массаж. При высоком уровне возбуждения рекомендуется успокаивающий массаж, а при угнетенном (слишком спокойном состоянии) - возбуждающий. Особое место в приведении спортсменов в оптимальное состояние занимает внушение тренера. Тренер должен уметь сдерживать внешнее проявление своих переживаний. Внушение, которое делает тренер спортсмену перед выходом на старт, должно быть уверенным, благожелательным и снимать излишнее напряжение. Широкое применение в последние годы нашла так называемая психорегулирующая тренировка, которая основана на умении внушать спортсмену необходимое в данный момент состояние. Вначале психорегулирующей тренировке обучает психолог, а затем спортсмен самостоятельно может управлять своим состоянием Психологическая подготовка может проходить как в условиях учебно-тренировочного занятия, так и в отдельно выделенное время. Рекомендуется в подготовительной части урока проводить упражнения для развития сенсомоторики и мобилизации психики спортсменов к предстоящей работе. В основной части тренировочного занятия совершенствуются психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость и способность к самоконтролю. В заключительной части применяются упражнения и словесные формулы, направленные на совершенствование способностей к само регуляции и нервно-психическому восстановлению, например, умению произвольно расслаблять мышцы с целью быстрого восстановления. Необходимо помнить, что психологическая подготовка должна быть индивидуализированной, как в учебно-тренировочном процессе, так и на соревнованиях, характерны состояния высокой эмоциональной напряженности, требующие владения навыками психической само регуляции. в особенности на этапе высшего мастерства, требуются свойства психики и навыки психологической настройки, позволяющие бороться со сбивающими факторами посредством сосредоточения на предстоящей двигательной задаче и «отключения» от внешних раздражителей с переходом во «внутренний круг внимания». На соревнованиях это принимает форму опосредованной борьбы с соперником, лишенной реальных возможностей двигательной импровизации, включая оперативную реакцию на действия конкурентов. Это требует от танцоров, прежде всего, владения навыками сосредоточения на собственных эмоционально-волевых процессах, часто носящих характер «борьбы с самим собой».
Список используемой литературы 1) «Основы игры в теннис» Г. Кондратьева, Физкультура и спорт 1959 г. 2) Теннис С.П. Белиц- Гейман, Физкультура и спорт 1977г 3) Искусство побеждать в теннисе Р. Лэйвер, Физкультура и спорт 1976 г 4) Теннис. Секреты мастерства П. Метцлер. Советский и спорт 2000 г 5) Теннис за 3 дня. Жан- Поль Лот, Физкультура и спорт 1984 г 6) Совершеннолетие. А.В. Тарасов, Физкультура и спорт 1974 г. 7) Хоккей грядущего А.В. Тарасов, Физкультура и спорт 1976 г. 8) Победа любой ценой. Брэд Гилберт и др.,. Олимп бизнес 2004г. 9) Теннис: психологические этюды. В. Шориков Ст. Петербург тип. Правда 10) Психология шахматного творчества. Крогиус, Физкультура и спорт 1979 г. 11) Как повысить мастерство. В. Шориков. СПб.. Новый Геликон, 1997 г. 12) Российский Теннис. Энциклопедия. Борис Фоменко. ИЭТП. 1999г. 13) Теннис. Правила проведения соревнований. Физкультура и спорт. 14) Людвич В. Ментальный теннис - 2009. 15) Людвич В. Дыхание победы - 2009. 16) Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш. Азбука тенниса - 2009. Школа тенниса – 17) Академия тенниса - 2009. (три книги). 18) Боллетьери Н. Теннисная академия - 2009. 19) Голви Т. Внутренняя игра в теннис - 2009. 20) Гилберт Брэд, Джеймисон Стив. Победа любой ценой. Психологическое оружие в теннисе: уроки мастера. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2009. – 336 с. 21) Пуни А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Л., 1979. 22) Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. М., 1980.
Date: 2016-05-14; view: 602; Нарушение авторских прав |