Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательная и психологическая подготовка





Воспитательная работа - необходимый элемент всего педагогичес­кого процесса работы со спортсменами любого возраста и уровня подготовленности.

Основная задача воспитания на начальных этапах заня­тий спортом заключается в том, чтобы привить ученикам интерес к заня­тиям, любовь к акробатическому рок-н-роллу. Без должной мотивации к заня­тиям спортом принципиально невозможно добиться сколько-нибудь за­метного успеха.

Основными воспитательными задачами групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп являются воспитание дисциплинирован­ности, трудолюбия, работоспособности, умения преодолевать утомле­ние и страх перед неизвестной предстоящей деятельностью, готовиться к соревнованиям и соревноваться.

По мере углубления в специализированные формы обучения и трени­ровки, нарастания тренировочных нагрузок особенно важным стано­вится воспитание морально-волевых качеств танцоров. Прежде всего это целеустремленность, трудолюбие, дисциплинирован­ность, терпеливое отношение к неудачам, уважительное отношение к тренерам и товарищам.

Воспитание личности спортсмена является одной из главных задач подготовки спортсменов и основной работой тренера-педагога. В груп­пах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастер­ства эта работа поднимается на новый качественный уровень. Тренер не сможет решить задачи спортивной подготовки высококва­лифицированных спортсменов без воспитания у них высоких личност­ных качеств (активности, дисциплинированности, трудолюбия, умения преодолевать утомление, честности и целеустремленности).

Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на трениров­ках, в школе и дома должны контролироваться тренером. Тренер также должен следить за успеваемостью учащихся в общеобразовательной школе, еженедельно проверяя дневники у спортсменов школьного возрас­та, а для спортсменов-студентов выделять время для обучения в вузах. Следует убеждать учащихся в том, что успехи в спорте связаны с хорошей учебой и трудолюбием. Необходимо развивать у них умение преодолевать утомление и нежелание работать.

Основным средством нравственного воспитания являются коллективные и групповые взаимодействия в процессе тренировки и соревнований, формирующие потребность в честном поведении, оказании помощи, контроля в решении задач, поставленных тренером.

Одна из необходимых задач в процессе занятий в спортивной школе состоит в том, чтобы юные танцоры освоили нормы и правила поведения, предусматриваемые спортивной этикой, которая является одним из факторов формирования общественной морали. Нравственное сознание юных спортсменов воспитывается тренером с помощью методов убеждения, которое должно быть доказательным. Нельзя, например, убеждать, что для нравственного выполнения определенного сложного упражнения необходимо обладать настойчивостью, не имея практических доказательств. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками но конкретные данные, на опыт самого занимающегося. Следует подчеркнуть, что проявление воли при преодолении неприятных состояний личности сменяется приятными переживаниями, являющимися большим стимулом воле проявления. Процесс нравственного воспитания отличается сложностью и многосторонностью. Формирование личности юного спортсмена происходит под влиянием педагогических воздействий не только тренером, но и школы, семьи и общественности. Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер. В деятельности тренера необходима гибкая и многогранная система воздействий, которая создает возможность эффективного влияния на личность юного спортсмена. Тренер, используя различные по форме и содержанию требований к юному спортсмену, достигает цели в том случае, если проявляет большой такт, учитывает конкретную ситуацию, особенности характера спортсмена.

Тренер обязан помнить, что спортивный коллектив является важ­ным фактором нравственного формирования личности. Поэтому боль­шое внимание следует уделять взаимоотношениям спортсменов в кол­лективе. При этом необходимо воспитывать такие качества, как кол­лективизм, взаимопомощь, дисциплинированность, уважение к стар­шим, патриотизм и интернационализм. Для решения задач сплочения коллектива целесообразно проводить коллективные походы в театр и кино, отмечать дни рождения непосредственно на тренировках, со­вместно участвовать в общественно полезном труде (например, убор­ка зала, ремонт спортивного оборудования), проводить вечера отды­ха и т. п.

В спортсменах высокого класса особенно важно воспитывать чув­ство патриотизма и любви к своей Родине. Основой гордости за свое Отечество должны быть знания истории России и великих побед нашего народа в Великой Отечественной войне. Гордость за свою Родину свя­зана также с победами отечественных спортсменов на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх. Необходимо воспитывать в спортсменах чувство интернационализ­ма. Следует укреплять дружественные отношения между спортсмена­ми различных городов России, а также дружбу с народами других стран.

Воспитание морально-нравственных качеств у спортсменов связано с обучением инструкторским навыкам. Необходимо привлекать спорт­сменов высших разрядов для проведения занятий или частей занятий в качестве помощника тренера.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена -выражение положительной оценки его действий и поступков. Необходимо поощрять спортсменов за трудолюбие, хорошую учебу и спортивные достижения. Поощрение может быть в виде похвалы, одобрения, благодарности тренера или всего коллектива. Любое поощрение должно быть адекватно заслугам и не должно вызывать у других чувства зависти или несправедливости.

Однако все нарушения дисциплины и спортивного режима должны разбираться и не оставаться безнаказанными, так как безнаказанность стимулирует повторение неблаговидных поступков и может привести к еще более серьезным нарушениям.

Наказание –является одним из методов воспитания. Используя методы наказания, тренер должен соблюдать определенные правила: не наказывать по подозрению, не применять наказание трудом; не наказывать весь коллектив. Наказание должно быть справедливым и юные спортсмены должны осознавать его как необходимую меру. В практике ДЮСШ могут применять такие виды наказаний как порицание со стороны тренера, группы, выговор, разбор поступка в спортивном коллективе отстранение от тренировки и участия в соревнованиях, других видах деятельности.

Поощрения и наказания дол­жны быть всегда четко мотивированы и основываться на комплексе по­ложительных и отрицательных поступков спортсмена, а не на случайных примерах.

Важное значение имеет самовоспитание юного спортсмена – его сознательная деятельность, направленная на изменение своей личности. На личность влияет спортивный коллектив, особое влияние оказывают родители, друзья, товарищи, пример педагога. Самовоспитание спортсмена формирует личность спортсмена, его активную жизненную позицию, способность противостоять пассивности. Наиболее распространенными способами и приемами самовоспитания являются самообязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка, некоторые приемы активной само регуляции эмоциональных состояний.

Одна из важнейших задач деятельности тренера – воспитание качеств спортивного характера у юных спортсменов. Спортивный характер – это комплексное проявление особенностей личности. Чаще всего победы на крупнейших соревнованиях добиваются те спортсмены, которые обладают волей, настойчивостью и стремлением к победе. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения.

Необычность их означает, что они максимальны для данного состояния спортсмена. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировки и участия в соревнованиях. 17

Систематическая тренировка и регулярные выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена. В процессе тренировки предусматривается разностороннее развитие таких волевых качеств, как целеустремленность, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели.

Основными средствами и методами воспитания целеустремленности являются: - расширение и углубление теоретических знаний в акробатическом рок-н-ролле. Спортсмены должны понимать как ближайшие, так и перспективные цели тренировок; планирование занятий не только по объему и интенсивности выполнения упражнений, но и в связи с конкретными целевыми установками на каждое занятие; оценка каждого занятия, учет его результативности, анализ ошибок и причин успехов в процессе тренировки.

Весьма важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие – способность юного спортсмена к преодолению специфических трудностей, эти способности можно воспитать посредством систематического выполнения тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками.

В процессе учебно–тренировочных занятий с юными спортсменами необходимо уделять внимание интеллектуальному (умственному) воспитанию, которое реализуется в приобретении специальных знаний в области теории и методики тренировки, гигиены, аутотренинга, медитации. Кроме этого надо воспитывать умение объективно оценивать и анализировать приобретаемый опыт тренировки и выступлений в соревнованиях; развивать познавательную активность, творческие проявления в спортивной и трудовой деятельности. Интеллектуальное воспитание обеспечивается в форме лекций, семинаров, самостоятельной работы с книгой, видео материалами и т.д. Умственному развитию способствует совместная работа с тренером по разработке и уточнению перспективных, годичных и других планов спортивной подготовки, включение в тренировочный процесс систематических заданий ‘ на дом ‘. Во всех этих случаях надо не только советоваться со спортсменами, но и привлекать их к принятию решений.

Необходимым компонентом формирования личности танцора является эстетическое воспитание. В спортивных школах оно осуществляется в самых различных формах. К задачам эстетического воспитания юных спортсменов относятся:

- формирование эстетического отношения к окружающей действительности;

- развитие эстетических чувств, способностей и умение видеть прекрасное и создавать его в процессе занятий акробатическим рок-н-роллом;

-воспитание эстетических качеств: аккуратности, красоты движений, культуры поведения и общения;

- воспитание потребности делать прекрасное в спорте и жизни;

- развитие эстетического вкуса и идеала.

Для решения этих задач должны использоваться не только общеизвестные средства, формы и методы эстетического воспитания (беседы по эстетике, посещение театров, выставок, знакомство с произведениями искусства), но и специфические, присущие лишь спорту (спортивная атрибутика, символика, ритуалы, средства наглядной агитации и пропаганды, музыкального сопровождения, оформление систематических занятий, и др.). Усиление внимания к вопросам эстетического воспитания юных спортсменов помогает поднять на более высокий уровень организацию учебно – тренировочного процесса в спортивных школах.

 

Date: 2016-05-14; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию