Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие собств-ти. Современ. формы С. Реформирование С. Преобразование отношений С. в РБСобственность – это отношения м/у людьми по поводу присвоения-отчуждения кем-то чего-то. Собственность – это система эк отношений по поводу владения, пользования и распоряжения. Собственность возникает когда возникают отношения – это отношения между людьми по поводу каких-либо благ. Пользование – низшая форма присвоения, которая означает извлечение субъектом полезных свойств вещи, т.е. наличие у него личного использования вещи для удовл своих потребностей. Пользование предст собой краткосрочное присвоение полезных свойств блага. Владение – фактическое обладание вещью, контроль над ней независимо от извлечения из нее полезного эффекта. Субъекты имеют реальное право использовать вещь, передавать ее до лицам, продавать, но не всегда применяют его. Распоряжение – определение порядка использования благ. Субъекты: индивиды, группы людей, гос-во, кот. обладают возможностями абсолют. или частичного присвоения-отчуждения. Это физ. или юр. лица. Объекты – потребительные стоимостити (ср-ва произв-ва, предметы потребления) и связ. с ними функции. Стр-ра отношений С.: 1. пользование – извлечение субъектом полезных св-в вещи, личное использ-ие вещи д/удовлетвор-ия своих потребностей; 2. владение – факт. обладание вещью, контроль над ней (вещь можно передавать др. субъектам или продавать); 3. распоряжение – определение порядка использ-ия блага. Это высшая форма присвоения. Юр. отношения С. выражают отношения субъектов С. к объектам С. Эк. отношения С. хар-ют отнощения м/у участниками произв-ва по поводу использ-ия его факторов и результатов. Формы С.: 1. Частная - тип отношений м/д людьми по поводу условий и результатов произв-ва, при кот. индивид или группа лиц и/исключител. право на владение, распоряжение и пользование объектами С. Она м/б: - индивидуал. – объкт С. принадлежит конкрет. юр. или физ. лицу; - партнерская – это объединение объектов С. группой субъектов С. с целью совместной реализации ими своих прав по ведению предприним. Д. (народна я – гос. имущ-во переходит в руки труд. коллектива; кооперативная – члены кооператива объединяют свои средства и труд; арендная – аренда имущ-ва на определ. срок, возмездно). - корпоративная – объединение С. 2-ух видов: производственной (собствен. капитал предпр-ия) и акционерной (деление ст-ти имущ-ва на равные части, выпуск акций). 2. Гос. –всеми правомочиями по отнош-ию к объектам С. обладает гос-во. Явл. унитарной, неделимой. Она м/б: - республиканская - отношения по поводу имущ-ва, принадлежащего всем гражданам страны. Субъекты: все жители республики. Объекты: земля, недра, ср-ва республик. бюджета. - коммунальная - отношения по поводу имущ-ва, принадлеж-го ассоциациям граждан, живущих в областях, районах, и совместно ими используемого. Субъекты: жители соответ-щих территорий. Объекты: жилищный фонд, ЖКХ, предприятия с/х, транспорта, культуры. 3. Общественная -тип отношений м/д людьми, по поводу усл-ий и результатов произв-ва, при кот. все общество и/исключит. право на владение, распоряжение и пользование объектами С. Разгосударствление – проц. сокращения гос. влияния на деятельность. субъектов хоз-ия, в ходе кот. устраняется гос. монополизм, формируется смешанная эк-ка. Задачи: 1) обеспечение фин. стабильности эк-ки; 2) формиров-ие многообраз. форм С., способствующих развитию рыноч. отнош-ий; 3) поиск новых форм реализации гос. С. Приватизация - переход от гос. С. к любым негос. её формам. Субъекты: физ. и юр. Лица, посредники в лице ком и госуд банков, аудиторских и брокерских компаний; собственники приватизируемого имущества или представл его органы управления. Объект: вся приватизируемая доля гос. имущ-ва, т е п/п, организации произв и непроизв сферы, не наход в частной собственности. Предпр-ия РБ, не подлежащие приватизации: обеспечивающие обороноспособ-ть страны; обеспечивающие гарантированный гос min соц. услуг населению; объекты нац. и культур. достояния страны. Принципы приватизации в РБ.: 1) Наличие возмезд. и безвозмезд. приватизаций; 2) Обеспечение права каждого гражданина на часть гос. С.; 3) предоставление определ. соц гарантий (сохранение раб. мест, выплат пособий); 4) Контроль со стороны гос-ва; 5) Гласность и соблюдение законов. 6) Постепенность и поэтапность. Национализация. В РБ применяются такие методы приватизации, как бесплатная передача собственности в частные руки, выкуп на основе льгот, акционирование и свободная продажа акций по рыночному курсу, а также аренда с правом посл выкупа. Дя приватизационных процессов в РБ характерны след особенности: 1) практическое отсутствие частной собственности во всех отраслях экономики на момент начала приватизации; 2) необходимость преодоления трудовых коллективов и директора к приватизации с учетом сложившегося в советские годы менталитета; 3) неразвитость в стране фондового рынка и его инфраструктуры, что лишает каких-либо ориентиров при расчете рын цен объектов приватизации. 7. Способы координации хоз. Д. Типология современ. эк. систем. Координирующий механизм представляет собой действующий порядок принятия решений и методов их практической реализации по использованию ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества. Способы координации: 1) базирующийся на традициях - эк. поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиоз., обществен., клановых и др. обычаев, а иногда на основе первоначал. инстинктов выживания. 2) базирующийся на рынке - регулирование эк. поведения людей на принципах спонтанности: хоз-щие субъекты и потребители руководствуются эк. интересами и САМ принимают решения, неся полную эк. ответ-ть за их воплощение в жизнь. 3) команда - основан на иерархии, подчиненность снизу доверху. Обеспечивается концентрация эк. ресурсов на главной задаче, выдвигаемой центром - руководящим органом гос. управления. Типы экономическихсистем: 1) традиционная эк-ка – хар-на д/слаборазвитых стран. Черты: ограниченность внедрения инноваций; распростран. взяточничества; произвольное формир-ие налог. системы; внеш. фин. задолженность. 2) классический капитализм – координация взаимодей-ия субъектов эк-ки на основе стихийного дей-ия рыноч. законов. Черты: свобода предпринимат-го выбора; цены - источник инфо о конъюнктуре рынка; хоз-щие субъекты стремятся получить max прибыль; гос. вмешательство в эк-ку min-но. 3) администр.-команд. эк-ка – строгая иерархич. подчиненность центру в лице гос-ва, из кот-го исходят все решения о произв-ве, распредел., обмене и потреблении благ и услуг в обществе. Черты: централизованное планирование эк. Д.; нет конкуренции (монополизм); централизов. ценообраз-ие; ↓ уровень з/п; гос. вмешательство в эк. жизнь. 4) смешанная эк-ка – м/у классич. капитализмом и администр.-команд. эк-кой. Черты: разделение эк. власти м/у гос-ом и бизнесом; цена - важный носитель инфо; гос-во разрабатывает программу охраны о/с и эк. безопасности населения. 8. Эк. рост и эффект-ть произв-ва: понятие, виды, показатели. Эк. рост - долгосрочная тенденция увеличения реал. выпуска (реал. ВВП) на душу населения. Это колич. показатель, тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, кач-ва мед. обслуживания, ур-ня образования, сокращением продолжительности раб. дня. Эк рост – постоянный процесс увеличения объемов производства матер и нематер благ для удовлетв растущих потербностей населения. Фазы: подъем – основной; замедление,; спад; кризис; сторнация; подъем. Ключевая фаза – кризис – именно в этой фазе происходит процесс массового обновления осн капитала, который закл массу для нового подъема. Факторы, обеспечивающие эк. рост: 1) кол-во и кач-во природ. ресурсов; 2) труд. ресурсы; 3) капитал; 4) технич. прогресс; 5) инвестиции. Различают: Экстенсив. фактор роста – колич. увеличение ресурса (за счет роста числ-ти раб-в). Интенсив. фактор роста – совершенств-ие и повышение кач-ва технологий, использ-ие инноваций, модернизация произв-ва. Главный интенсив. фактор - ↑кач-ый чел. капитал. Эффективность – соотношение м/у результатами выбора и затратами на его осущ-ие. Она м/б: - Э. потребления – когда потребители распределяют свои ограниченные доходы так, что могут max удовлетворить имеющиеся потребности; - Э. производства – когда произв-во каждого товара осущ-ся с min издержками; - Э. в распределении - когда разделение труда и специализация способствуют улучшению результатов при неизменных издержках. Показатели производственной Э.: 1) производит-ть труда (кол-во продукции, созданной работником в ед. времени); 2) трудоемкость (кол-во времени, необходимое д/создания ед. продукции); 3) капиталоотдача (сколько продукции приходится на ед. осн. капитала); 4) капиталоемкость (сколько осн. фондов необходимо привлечь д/создания ед. продукции); 5) материалоотдача (выпуск продукции в расчете на ед. израсходованных предметов труда); 6) материалоемкость (сколько предметов труда необходимо расходовать д/произв-ва ед. продукции); 7) фондовооруженность труда (показывает степень насыщения предприятия осн. капиталом); 8) рентабельность ( сколько прибыли получит предпр-ие на ед. затраченных средств в стоимостном выражении). Эк. Э. – достижение max результата при min затратах на ед. продукции. Соц. Э. – это соответ-ие результата хоз. деят-ти соц. целям общества, отражает удовлетворение всей сов-ти потребностей. Э. Парето – это достижение такого состояния эк. системы, при кот. невозможно увеличить чье-либо удовлетворение, не сократив при этом удовлетворение потребностей других. 9. Рынок: понятие, ф-ии, стр-ра и инфрастр-ра. Рынок – это форма координации связей м/у производит-ми и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства гос-ва). Это сов-ть продавцов и покупателей и связи м/д ними. Ф-ии: информацион.- для того, чтобы принимать действия необходима информация о состоянии внешней среды. Важнейшим источником информ на рынке явл цены.; стимулирующая – рынок дает стимул в виде прибылией и убытков для осущ эконом деят, наиболее целесообразной и полезной с точки зрения общества.; коммуникатив.; распределительная – получаемые дом хозяйствами доходы представляют собой выплаты на принадлежащие им произв ресурсы – труд, капитал, земля, предприн способность.; соц.-политич. – по мнению экономистов рын система может надежно гарантировать личные права и политические свободы человека.. Стр-ра рынка – взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка (дом хоз-ва, фирмы, рынок потребительских благ, рынок ресурсов). Она м/б субъектной (раскрывает состав участников), объектной (зав. от того, чем на данном рынке торгуют). Рыночная инфрастр-ра – сов-ть институтов, обеспечивающих работу рынка, Организации, с помощью которых работают рынки ресурсов и тов-в, циркулируют потоки тов-в, ресурсов и доходов м/у фирмами и дом. хоз-ми. Это м/б ярмарка (рынок тов-в, периодически организуемый в установленных местах); аукцион (продажа тов-в в определ. месте и в определ. время на основе конкуренции покупателей); биржа (к.-п. тов-в на основе взаимодей-ия спроса и предложения – биржа труда, товар. биржа, фондовая биржа); страх. компания (осущ-ет страх. Д. на рынке); брокерская фирма; холдинг; торговый дом (проводятся внешнеторг. оп-ии). Осн. черты рыночной эк-ки: 1)свобода эк. деятельности. рыноч. агентов – все участники рынка действуют независимо друг от друга, принимают САМ решения, стремятся к достижению собствен. целей. 2) принцип добровольного обмена (сотрудничества) – участники рынка не могут принудить друг друга к нежелательной сделке, стремятся к компромиссу. 3) принцип свободного ценообразования – цены на рынке устанавливаются свободно под воздей-ем рыноч. сил. 4) принцип эк. ответ-ти участников рынка – тот кто стремится к достижению собственных интересов и принимает независимые решения, д/нести всю полноту ответ-ти за результаты своей Д. 10. Конкуренция: сущность, виды, роль в развитии рыночной эк-ки. Конкуренция – это соперничество м/у эк. агентами за наиболее выгодные усл-ия купли.-ппрдажи. тов-в. Она явл. важнейшей чертой рыноч. эк-ки, усл-ем ее эффективного функционирования. Участники рынка конкурируют м/у собой: производители – чтобы продать товар, потребители – чтобы его купить. Виды: 1) совершенная конкуренция – это ситуация на рынке, при кот. множество продавцов и покупателей торгуют однородными тов-ми. При этом доля каждого из них в общем V продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Д/выхода также не существует преград. 2) несовершенная конкуренция возникает в усл-ях, когда продавцы или покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара. Это: 3) монополия - присутствие на рынке 1 продавца. - монопсония - присутствие на рынке 1 покупателя. - двусторонняя монополия - присутствие на рынке 1 продавца и 1 покупателя. 3) монополистическая конкуренция - устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих дифференцированную продукцию. 4) олигополия – хар-на д/рынка, на котором действует несколько достаточно крупных продавцов (нескольких покупателей), производящих однород. товар. 11. Несовершенства (провалы) рынка и необходимость гос. вмешательства в эк-ку. Роль гос-ва в современной рыноч. эк-ке. Фиаско рынка – ситуации когда общественное благосостояние не м/б максимизировано исключительно рынком. В таких случаях признается оправданным микроэк. вмешательство гос-ва д/устранения несовершенств рынка. Фиаско рынка возникают из-за: - внеш. эффектов (выгоду получает один, а издержки несут многие); - общественных благ (маяк, оборона, охрана, милиция); - монополизма в эк-ке (↑ цены, ↓ кач-во); - ассиметричной инфо (не все покупатели хорошо ознакомлены со св-ми того или иного товара, поэтому товар д/содержать этикетку и т.д.); Роль гос-ва: 1) регулиров-ие внеш. эффектов: устранение отриц. и стимулирование положит., д/того, чтобы привести V выпуска благ в таких отраслях к величинам, наиболее полно соответствующим общественным потребностям; 2) исполнение роли организатора произв-ва общественных благ, собирание налогов и закупка д/общества необходимых благ; 3) проведение антимонопольной политики; 4) снижение транзакционных издержек, т.е. издержек, кот. несут рыноч. агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок; 5) перераспределение доходов на сглаживание дифференциации доходов м/у различными категориями населения внутри страны; 6) антиинфляционная политика. Гос. регулирование м/б: - правовое: разработка юр. законов, зашита прав собственников, предпринимателей и потребителей; - административ. – запрет, разрешения и принуждения. - эк. методы - разработка нац. программы развития эк-ки, гос. закупки, бюджетно-налог., денеж.-кредит., валют. и тамож. политика.
|