Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный метод — это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете

Утверждение о том, что эксперимент является для психологии основным и главным методом, весьма относительно. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Какой метод является ведущим в данный момент, зависит от цели исследования, конкретных условий, мастерства психолога и пр. Кроме того, в специальной психологии нередки случаи, когда по целому ряду причин ребенок оказывается недоступен экспериментальному исследованию.
В подобных случаях ведущими становятся другие методы.

Своеобразие использования касается, прежде всего, не методов, а методик. Методика — это конкретное воплощение метода, определенная техника его реализации. Самих методик или техник, в отличие от методов, может быть великое множество.

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, спе­циальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и груп­повой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики.

 

Методы психологического изучения - это те приемы и средства, с помощью которых психологии дефектологи получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии аномальных детей.

1. Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюдение. Существует несколько вариантов наблюдения:
внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное и стороннее. Применительно к группе аномальных детей применяются все варианты этого метода в зависимости оттого, какая цель стоит перед специальным психологом. Внешнее наблюдение удобно в том случае, если исследователь проводит сбор
данных о поведении аномального ребенка, выполнении им каких-либо заданий и др. Этот вариант наблюдения удобен и прост, позволяет наблюдать за аномальным ребенком со стороны и без труда определить отклонения в его развитии. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения. В ходе свободного наблюдения в зависимости от пожелания исследователя может меняться предмет и объект наблюдения. Оно применяется тогда, когда специальному психологу заранее неизвестны признаки и ход рассматриваемого явления, качества личности аномального ребенка. Стандартизированное наблюдение имеет четкий план, программу проведения и строго следует им независимо от того, что происходит с аномальным ребенком. Включенное наблюдение предполагает участие самого психолога в процессе. Например, он может вступить в общение с аномальным ребенком или принять участие в игре, организованной детьми с отклонением в развитии. Стороннее наблюдение не предполагает личностного участия исследователя в том
процессе, который он изучает.

2.Беседа как метод психологического исследования применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая определенные вопросы, анализируя полученные ответы и реакцию аномального ребенка, исследователь
получает информацию о его представлениях об окружающем мире, самом себе, о его отношении к определенным понятиям, явлениям.

3.Тестирование является удобным методом психологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в процессе обследования, можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого и физического развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Кроме того, тестирование дает возможность давать дифференцированные и сопоставимые оценки уровня
сформированности различных второй личности аномального ребенка, развития его мышления, речи и др. В специальной психологии распространены следующие варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

4.Эксперимент как метод психического исследования аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой так или иначе проявляется исследуемое свойство личности или мышления аномального ребенка.

Говоря об эксперименте, вспомним, что последний имеет несколько разновидностей — индивидуальный и групповой, констатирующий и формирующий, лабораторный и естественный. В практике специальной психологии используются все перечисленные виды, но предпочтение отдается индивидуальному, естественному и формирующему экспериментам. В отношении последнего следует особо подчеркнуть, что несмотря на его трудоемкость, в отличие от констатирующего эксперимента, фиксирующего только наличный уровень развития той или иной стороны психики
формирующей эксперимент позволяет раскрыть сам процесс достижения того или иного результата, а главное — весьма точно определить потенциальные возможности испытуемого, т. е. зону его ближайшего развития. Именно эта сторона развития особенно важна в исследовательской практике специальной психологии. Благодаря использованию формирующего эксперимента удается весьма продуктивно
решить задачу по дифференциации трех основных характеристик психического развития — возрастных, индивидуальных и патологических (дизонтогенетических). Проще говоря, отделить общие закономерности от специфических.

Основная особенность организационно методической стороны эксперимента во многом определяется формой нарушения в развитии. Так, для многих детей с отклонениями в развитии характерна быстрая утомляемость и низкий темп
протекания психических процессов. В силу этого, экспериментальная процедура должна быть разбита на несколько сеансов с перерывами на отдых. Одной из часто встречающихся особенностей детей с проблемами в развитии является весьма низкая познавательная активность. Сниженная заинтересованность, как и избыточно высокая, способна негативно сказываться на результате эксперимента. Именно поэтому психолог должен учитывать мотивационную составляющую экспериментальной ситуации и при необходимости либо повышать, либо понижать степень заинтересованности испытуемого.

Известно, что подавляющее большинство методик создается в расчете на вполне здоровых детей, и в силу этого они (методики) могут оказаться не вполне валидными по отношению к детям с отклонениями в развитии. В частности,
это относится к стимульному материалу, что требует определенной его модификации. Особая «деликатность» требуется также при оценке и интерпретации полученных результатов. Так, двигательные или зрительные нарушения, безусловно, будут оказывать влияние на результативность рисования или складывания кубика Кооса. Именно поэтому характер интерпретации полученных данных должен быть
иным, чем в случае нормы.

Практически всякое задание, независимо от его основной на­правленности при обследовании ребенка, в большей или мень­шей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно был участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степенисложности самого задания). Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нор­мально развивающимися это возможно раньше.


<== предыдущая | следующая ==>
Предложения для выполнения контрольной работы | 

Date: 2016-05-25; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию