Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсорно-перцептивное развитие





Развитие восприятия тесно связано со становлением предметной деятельности, освоением пространства с помощью ходьбы, богатством сенсорного опыта.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов. Ведущими характеристиками предмета является форма и величина, позже – цвет. В этот период улучшается различение предметов по цвету, появляется различие цветов по оттенкам. В пределах небольших расстояний ребенок начинает правильно воспринимать величину предметов вне зависимости от их удаленности. В этот период ребенок учится вначале опытным путем, а потом зрительно устанавливать величину предметов в сравнении с другими. К концу раннего детства ребенок имеет представление о нескольких абстрактных геометрических фигурах: к 18 мес. ребенок способен к выбору простых фигур при достаточном различии между ними (круг, квадрат, треугольник), к 3 годам – и при меньшем различии (круг, овал, прямоугольник, квадрат).

Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом, затем это качество становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Но при развитии зрительного различения ребенок раннего возраста не всегда способен точно использовать названия сенсорных эталонов.

В преддошкольный период идет активное развитие не только зрительного, но и слухового восприятия, а также восприятия пространства. Восприятие времени только начинает формироваться (более развито представление о настоящем времени, неопределенным является представление о прошедшем и будущем времени).

Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмциональную реакцию.

Развитие объекта по Пиаже.

- 12-18 мес. – ребенок преодолевает свою зависимость от прежних навыков отыскивания предмета в определенном месте и научается искать предмет только там, где он его в последний раз видел. Но ребенок пока не может сладить с перемещениями, которые он не видит, т.е. с такими, которые он должен представить себе или о которых он должен умозаключить.

- с 18 мес. – ребенок способен решать задачи поиска невидимых предметов в связи с формированием у его представлений. Теперь ребенок представляет себе совершенно независимо от своих действий с предметом ряд возможных мест, где он может находиться, и понимает его как нечто материальное и постоянно существующее в одном и том же пространстве. Одновременно происходит познание ребенком пространственных отношений между объектами и собственного положения в пространстве относительно других предметов. Ебенок может представить и показать направление своего движения, местоположение своего дома.

Развитие речи.

К началу преддошкольного возраста имеются общие и специальные предпосылки формирования речевой системы. К общим предпосылкам следует отнести появление перцептивных форм отражения мнемической функции, первичных форм практического мышления, развитие основных систем психомоторики, элементарных предметных действий, а также невербальных эмоциональных форм общения. К специальным предпосылкам относятся относится степень зрелости голосовых, интонационных данных ребенка, формирующихся к концу младенческого возраста.

Развитие речи идёт в двух направлениях: понимание речи и разговорная речь.

Процесс понимания речи ребенком – результат специального обучения. Идёт по пути накопления названий различных предметов. В возрасте 1,5-2 лет ребенок понимает любую речь в контексте данной ситуации. К 3-м годам понимает речь – рассказ (контекстная речь).

Развитие активной, разговорной речи идет по трем уровням: фонемному, словообразовательному и синтаксическому, причем различные уровни языковой системы, как элементарные, так и сложные, усваиваются ребенком не последовательно, а одновременно.

Генез фонемного уровня в первую очередь связан с формированием фонематического слуха и начинается еще в младенческом возрасте, на дофонемной стадии: ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный звуковой комплекс с определенной ритмико-мелодической структурой.

На фонемной стадии (с11 мес. до 1 года 10 мес.) была установлена последовательность развития фонематического слуха: вначале возникает различие гласных, потом согласных; затем происходит дифференциация твердых и мягких, позже глухих и звонких и, наконец, шипящих и свистящих согласных.

К 2 годам фонематический уровень оказывается в основном достаточно развитым.

В возрасте от 10 мес. до 2,5 лет ребенок неточно произносит сложные слова за счет искажения их звукового состава.

К концу 2-го года ребенок усваивает правильное произношение значительного числа двусложных слов, однако первые трехсложные, а затем и четырехсложные слова он начинает произносить неправильно. На искажение звукового состава слов оказывает влияние не только несформированность фонетического уровня, но и структура самого слова. К искажениям звукового состава слова отнесены случаи замены одного звука другим, перестановки звуков в слове, добавление лишнего звука.

В формирование синтаксического уровня речи выделяются два основных периода:

Первый период (1 год 3 мес. – 1 год 10 мес.) – характеризуется отсутствием грамматических структур и употреблением в неизменном виде отдельных слов. На первой стадии этого периода (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.) ребенок в качестве предложения использует отдельное слово (стадия однословного предложения или холофразы). На второй стадии этого периода (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.) ребенок начинает употреблять двусловные предложения или предложения, состоящие из нескольких слов, грамматически никак не связанные между собой.

Второй период (1 год 10 мес. – 3 года) характеризуется началом интенсивного формирования грамматической структуры предложений. Ребенок осваивает мужской и женский род, множественное и единственное число, падежи. С помощью падежей усваиваются отношения между объектами окружающей действительности.

Эгоцентризм – познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении мира, рассматриваемого с единственно возможной для него точки зрения – по отношению к себе.

Анимизм – все движущиеся объекты – живые.

Центрация – сосредоточение внимания лишь на одной какой-то характеристике объекта или ситуации, дошкольники не могут удержать в уме несколько объектов ситуации.

Необратимость – развитие событий и образование связей идет лишь в одном направлении. Дети не способны представить себе, что какой-то объект может вернуться в своё первоначальное состояние или что связи между объектами могут быть двусторонними.

Конкретность – не способны иметь дело с абстракциями, их ум занят лишь тем, что происходит «здесь и сейчас», и физическими объектами, которые они могут легко представить.

Дети обращают внимание на текущие состояния, а не процессы изменения или превращения.

 

 

Развитие личности

В этот период на формирование характера ребенка, его самооценку влияют:

- отношение матери

- врожденные особенности темперамента ребенка

Представление о себе, первая самооценка детей в это время является интериоризованной оценкой взрослого. Эмоциональное тепло матери, принятие ею ребенка таким, каков он есть, позитивно влияет на формирование у него высокой самооценки и характера. Взаимоотношения в семье, стиль воспитания родителями – являются самым мощным фактором становления системы «Я» ребенка, его личности.

На формирование личностных особенностей ребенка, характер, общение его с непосредственным окружением, также оказывают влияние различные темпераментные особенности:

1) тип реакции ребенка на новые для него стимулы

2) скорость и легкость, с которой ребенок видоизменяет свое поведение в ответ на изменение окружающей среды

3) количество энергии, используемой ребенком при выражении своих эмоций

4) качество настроения

К 3-м годам, появляется местоимение «Я» и складывается первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. Самооценка чаще всего завышена. Возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности.

Развитие «Я»-концепции. Внешний Я-образ формируется с 8 месяцев. С 18 мес. ребенок узнаёт о своих физических особенностях и других характеристиках. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя, является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. С 1,5 лет формируется вербальный образ своего Я. Распространение понятия Я на то, что мне принадлежит, приводит к возникновению чувства собственничества (около 2-х лет).

Важная роль в становлении «Я» ребенка принадлежит процессу полоролевой идентификации.

К 1,5-2 годам ребенок узнает о принадлежности к конкретному полу. Понимание половых ролей возникает после 20 мес. Затем, в соответствии с первичной идентичностью, ребенок идентифицирует себя родителями своего пола. Возраст 3-4 лет оказывается наиболее сенситивным периодом формирования половой принадлежности.

Эмоциональное развитие. В период раннего детства у ребенка выделяются из недифференцированной эмоции неудовольствия эмоция страха, гнева и страдания. А из недифференцированной эмоции удовольствия – радость, привязанность и любовь, и собственно удовольствие.

Поскольку сознательная регуляция практически отсутствует в этот период, то именно эмоции в основном осуществляют регулятивную функцию. Характерна эмоциональная подвижность и лабильность эмоций. Ребенок свободен в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств, он пока еще не умеет ими управлять.

Наиболее распространенные страхи детей в раннем возрасте: страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли и уколов. В этом возрасте появляются ночные страхи, к 2-м годам у детей, особенно у мальчиков, 3-й год – пик страховой симптоматики. Причины страхов: биологические (связанные с инстинктом самосохранения): страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков; социально-культурные и психологические: наличие единственного ребенка, взрослые родители, личностные особенности матери, конфликты в семье и т.д. Число страхов больше у девочек, чем у мальчиков.

Гнев. Пассивная и активная форма. Специфика детской жестокости и небрежности с игрушками: любопытство, предметная деятельность, подражание.

Одновременно происходит овладение словарным составом языковой системы. Чаще всего, начало словообразования приходится на конец младенческого возраста (10-12 мес.) С конца младенческого возраста начинают образовываться связи отдельных слов с обозначаемыми ими предметами, что составляет начало развития семантической функции речи. Частота, длительность и характер общения влияют на скорость образования вербально-предметных связей. К концу 3-го года жизни в словарном составе ребенка имеются все части речи. Больше всего представлены существительные и глаголы, наиболее слабо развит состав прилагательных. В 1 год активный словарный запас ребенка составляет до 10 слов, в 1,5 года – 10-30 слов, в 2 года – более 200 слов, в 3 года – 1000-1500 слов.

Используя несовершенные формы речевого обозначения из арсенала лепетных структур, ребенок делает попытки обобщить, классифицировать окружающие объекты: у него появляются многозначные слова. Основаниями для первичной формы «обобщения» являются разные признаки: перцептивные, топологические, функциональные.

Становление мнемической функции. Пор темпам развития ведущей является пространственная зрительная память которая опережает образную и вербальную память в этом возрасте. К концу второго года жизни появляется произвольная форма вербального, кратковременного запоминания. Увеличиваются сроки запоминания. На 2-м году жизни ребенок узнает близких людей и объекты после нескольких недель; на 3-ем году – после нескольких месяцев; на 4-ом – после года, прошедшего с момента их восприятия.

 

 

Развитие внимания. Внимание ребенка носит непроизвольный характер. У детей в возрасте от 1 до 2 лет появляется произвольная форма внимания, которая наблюдается при зрительном поиске, направляемом

словесной инструкцией взрослого. Темпы роста этой более сложной формы внимания значительно ниже, чем у непроизвольного внимания.

Все свойства внимания только начинают формироваться. Объем внимания довольно узкий: 1-2 года может сосредоточиться на 1 объекте, на 2-х объектах – нет.; 3-х летний ребенок – 2-3 игрушки (но если усложнить задание – 1-2 игрушки). Для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания, внимание характеризуется слабой устойчивостью. Слабость концентрации внимания проявляется также в фиксации незначимых, но наиболее ярких признаков предметов.

Выделяют следующие стадии развития внимания раннего возраста.

1 стадия – рассеянное внимание, отвлекаемость, неспособность к концентрации – норма для детей 1-го года жизни.

2 стадия – фиксированного одноканального внимания, ригидность концентрации внимания. Характерна для детей 2-го года, когда ребенок может концентрироваться на чем-либо по своему выбору, но может работать только по одному каналу.

3 стадия – гибкое одноканальное внимание. Начинается в возрасте 2-3 лет. Внимание все еще одноканальное, но при этом более гибкое (может переключаться с одного канала на другой).

Развитие мышления. Для периода раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, которое возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в данный период, в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. В раннем возрасте складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности: способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения, и, в элементарной форме, путем активного использования экспериментирования, решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели.

Формирование способности осуществлять классификацию объектов по форме и цвету происходит у большинства детей во втором полугодии 2-го года жизни. Кроме того, дети от 1 года до 2 лет обнаруживают элементарные способности к сравнению, комбинированию и конструированию. Подъем в их развитии отмечается после 2-х лет.

По данным Ж.Пиаже, от 1 года до 2 лет жизни продолжается развитие сенсомоторного интеллекта, идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок, использование ребенком различных вариаций того или иного действия. В 18-24 мес.жизни появляется способность к внезапному решению практических задач путем внутренней координации сенсомоторных схем, переноса, интериоризации действий во внутренний план. К 2-м годам намечается переход к репрезентативному мышлению – мышлению посредством представлений (дооперациональному подпериоду его развития).

Особенности дооперационального мышления. (см.концепцию Ж.Пиаже):

Появляется символическая репрезентация – использование символов в виде действий, образов или слов для представления событий или содержания собственного опыта.

Мотивационно-потребностная и волевая сферы. Мотивы, побуждающие ребенка в этот период рядоположены и равнозначны. Для мотивационно-потрбеностной сферы ребенка данного возраста характерно наличие двух ярко выраженных потребностей: в действии с предметами и в общении со взрослыми. Начинают формироваться две высшие социальные потребности: в самоутверждении и в достижении.

В раннем возрасте появляются первые формы произвольного и волевого поведения, но непреднамеренные, импульсивные действия доминируют над волевыми.

Социальное развитие. Обращение к сверстникам носят очень редкий и кратковременный характер. Большую часть времени в институционализированных учреждениях они играют самостоятельно. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, исходит из своих собственных желаний, не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Дети активно сопротивляются вмешательству других детей в их игру. Контакты между ними, как правило, конфликтные. Но и в этом возрасте можно наблюдать элементы сотрудничества. На третьем году ребенок уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, игры по правилам не наблюдается.

В раннем детстве дети общаются, в основном, со взрослым. При этом деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют 80% всех обращений ребенка ко взрослому и только 20% - эмоционального плана.

Непосредственные контакты с близким взрослым (например, с матерью) в раннем детстве обеспечивают целый комплекс позитивных влияний на ребенка. Взрослый не только эмоционально стимулирует познавательную активность, но и осуществляет оптимальную организацию воздействий окружающей среды и в то же время выступает как источник социального и эмоционального подкрепления деятельности маленького ребенка. Важность социальных контактов состоит также в том, что они способствуют становлению его коммуникативных и личностных характеристик.

 

 

Кризис 3-х лет.

Завершается преддошкольный период кризисом 3-х лет. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Симптомы кризиса 3-х лет (по Выготскому Л.С.):

1) Негативизм в поведении ребенка (не путать с непослушанием). Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые, но это отказ не на содержание действия, а на само предложение.

2) 2) Упрямство в поведении (следует отличать от настойчивости): ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

3) Строптивость, направленная против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни.

4) Своеволие, своенравие в поведении, которое заключается в стремлении к самостоятельности («Я сам»).

5) Протест-бунт. Всё в поведении малыша, в ряде случаев, начинает носить протестующий характер, чего раньше не было. Частые ссоры с родителями.

6) Обесценивание. Ребенок старается обесценить буквально всё: от игрушек, с которыми играл, до родителей, которые его воспитывают (может начать ругаться).

7) Стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Ребенку должны достать всё, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. В семье с несколькими детьми, этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим.

Описанные симптомы отражают изменения в отношении ребенка к себе и ко взрослым.

Симптомы кризиса выступают как бунт, протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Причины: депривация, угнетение потребности ребенка действовать самостоятельно. Поэтому наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания.

Возможно появление невротических реакций, которые рассматриваются как дополнительные симптомы кризиса. Конструктивная составляющая кризиса – появление большей самостоятельности, осознанности, появление радости достижения.

Date: 2016-05-25; view: 927; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию