Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практики, помогающие культивировать радость
Всё учение о четыре безграничных качествах можно свести к одной фразе — « доброе сердце ». Просто развивайте в себе доброе сердце всегда и в любых ситуациях. Патрул РИНПОЧЕ
Как же ввести это учение в свою жизнь? Как в повседневной спешке и суете открыть в себе изначальную ясность и сострадание? Как поверить, что мы способны к открытости и майтри даже в самые тяжёлые моменты нашей жизни? Как научиться принимать позицию воина и соединяться с бодхичиттой, когда мы чувствуем себя отверженными, неполноценными или одинокими? Есть простая практика, которую можно использовать в любой момент и в любой ситуации. Это практика доброго сердца. Она расширяет наше видение и помогает помнить о всеобщей взаимосвязи. Являясь, по сути, разновидностью тонглен, эта практика также способствует развитию способности радоваться. Выполняется она таким образом: сталкиваясь с болью в собственной жизни, мы вдыхаем эту боль в сердце, осознавая, что другие люди тоже испытывают подобную боль; это помогает нам замечать, когда мы закрываемся, и учиться открываться. Встречаясь с удовольствием или приятными чувствами, мы принимаем их, радуемся, и затем желаем, чтобы другие тоже могли испытывать подобные светлые переживания. Итак, суть практики в следующем: когда жизнь радостна, думай о других, и когда жизнь тяжела и неприятна, думай о других. Даже если мы будем выполнять одну только эту практику, и нам и всем другим это принесёт огромную пользу. Таким образом, всё, с чем мы сталкиваемся в жизни, может быть поставлено на путь пробуждения бодхичитты. Даже самые простые, обыденные вещи могут служить материалом для этой практики: яркое солнечное утро, вкусная еда, освежающий душ. Таких моментов много в нашей повседневной жизни, но, как правило, мы их не замечаем. Мы забыли, какую радость они могут нам приносить. Итак, первый этап состоит в том, чтобы остановиться, заметить и оценить то, что происходит. Одно это уже большой шаг вперёд. А затем мы думаем обо всех, кто страдает, и желаем, чтобы их жизнь наполнилась такой же радостью и удовольствием. При этом вовсе не следует пренебрегать своим собственным удовольствием. Например, когда мы едим вкусную клубнику, мы не говорим себе: « Как я могу наслаждаться этим лакомством, когда у других людей нет даже корки хлеба ». Напротив, мы со всей полнотой наслаждаемся восхитительными ягодами и затем желаем, чтобы Пит или Рита могли испытать то же самое. Мы хотим распространить нашу радость на всех вокруг. Неприятные переживания тоже могут служить материалом для практики. Вдыхая, мы осознаём, что наша боль не уникальна и что на земле существует много других людей, которые страдают точно так же, как мы сейчас. Размышляя таким образом, мы пробуждаем сострадание к себе и к другим. При желании можно пойти ещё дальше. Можно пожелать, чтобы определённый человек или все существа освободились от страданий и от причины страданий. В результате этой практики наша зубная боль, бессонница, развод или страх могут стать средством соединения со всем человечеством. Одна женщина написала мне, что начала практиковать в дорожных пробках. Её раздражение и напряжение, её страх опоздать на встречу теперь служат связью с теми, кто так же, как она, сидят и нервничают в машинах. Она начала чувствовать родство со всеми этими людьми и теперь уже с нетерпением ждёт своей ежедневной практики « тонглен в пробке ». Эта простая практика позволяет использовать то, что у нас есть, все наши удовольствия и боль, для соединения с другими. И это порождает в нас мужество, которое необходимо для исцеления нас самих и наших братьев и сестёр на всей планете. Расширение сознания
Практикуй во всех областях без предубеждений и пристрастий, со всей искренностью и полнотой. Из наставлений АТИШИ для воспитания ума
Практикуя майтри, сострадание и радость, мы учимся более широкому видению, учимся быть открытыми с самими собой, с друзьями и даже с людьми, которые нам неприятны. Так мы культивируем непривязанность и беспристрастность. Без этого четвёртого безграничного качества остальные три будут по-прежнему ограничиваться нашей привычкой влечения и отвращения, принятия и отвержения. Один мастер дзен, когда его кто-нибудь спрашивал, как у него дела, всегда отвечал: « Хорошо ». В конце концов, один из учеников спросил: « Роши, как это возможно, что у тебя всегда всё хорошо? Неужели у тебя никогда не бывает плохого настроения ?» — « Конечно, бывает, — ответил Реши. — Но когда у меня хорошее настроение, всё хорошо. И когда у меня плохое настроение, тоже всё хорошо ». Это и есть беспристрастность. Образом, который традиционно используется для описания беспристрастности, служит банкет, на который приглашены все. То есть в свой список гостей вы включаете всех без исключения: будь то ваш злейший враг, человек, от которого можно ожидать самого худшего. Пол Пот, Гитлер или торговец наркотиками, совращающий молодёжь. Вы всех приглашаете в свой дом. Чтобы развивать в себе беспристрастность, нужно учиться открывать дверь любому, всех принимать и впускать в свою жизнь. Конечно, некоторые гости могут вызывать в нас страх и отвращение. И ничего страшного, если перед кем-то мы лишь слегка приоткроем дверь или совсем её не откроем. Развитие беспристрастности — это постепенный процесс. Постоянно практикуя в своей жизни любящую доброту и храбрость, мы учимся принимать всё, что бы ни приходило: болезнь и здоровье, бедность и богатство, горе и радость. Мы стремимся узнать и принять всё. Беспристрастность превосходит границы нашего обычного узкого видения. Человеку свойственно надеяться получить то, что он хочет, и бояться потерять то, что имеет. В буддийском учении выделяют восемь разновидностей этой общечеловеческой тенденции надеяться и бояться: удовольствие и боль, похвала и обвинение, приобретение и потеря, слава и позор. Когда мы захвачены одной из этих крайностей, существует возможность и другой. Они всегда чередуются, следуя друг за другом. До тех пор, пока мы вовлечены в этот круг влечений и отвращений, мы не сможем быть счастливыми: мы никогда не сможем исключить из своей жизни всё, чего боимся, и оставить только то, что нам приятно. Поэтому воин-бодхисаттва культивирует беспристрастность — широкий ум, который не ограничивает реальность своими симпатиями и антипатиями, никакими за и против. Чтобы культивировать беспристрастность, нужно замечать свои влечения и отвращения прежде, чем они превратятся в привязки и негатив. Мы учимся оставаться открытыми и чувствительными и использовать свои пристрастия и предубеждения для осознания родства и общности со всеми людьми. В этом отношении сильные эмоции могут сослужить нам хорошую службу. Что бы мы ни испытывали, какие бы неприятные чувства нами ни овладевали, мы можем подумать о тех людях, которые страдают так же, как мы, испытывая такую же агрессию или страсть, которые так же, как мы, попали в ловушку надежды и страха. Это поможет нам увидеть, что все мы находимся в одинаковом положении, нуждаемся в более глубоком понимании того, что ведёт к счастью, а что к страданию. Недавно я была в одном учебном центре в гостях у подруги. В течение нескольких дней от многих людей я слышала, что она постоянно опаздывает. Это всех раздражало и доставляло большие неудобства. Причём она всегда находила уважительные оправдания своим опозданиям, и её самоуверенность раздражала ещё больше. Однажды я увидела её сидящей на скамейке: лицо её было багровым, и она вся тряслась от ярости. Как выяснилось, у неё была назначена встреча, и человек, которого она ждала, опаздывал уже на пятнадцать минут. Мне очень хотелось указать на комизм её положения, но я решила подождать, может быть, она сама осознаёт, что именно в такое положение она ставила других людей многие годы. Однако она так ничего и не поняла: не смогла поставить себя на место других, не была готова осознать своего сходства с теми людьми, которых сама заставляла ждать. Как большинство из нас, она неосознанно усиливала собственные страдания: вместо того, чтобы использовать этот опыт для осознания и развития чувствительности, она ещё больше закреплялась в жёсткости и безразличии. Часто бывает, что даже после многих лет практики нами продолжают овладевать возмущение и гнев. Однако если мы сможем соприкоснуться с болью и уязвимостью, скрытой в этих чувствах, перед нами откроется более широкая перспектива. Непосредственно переживая свою энергию, вместо того, чтобы реагировать или подавлять её, мы развиваем беспристрастность — способность мыслить шире, вне понятий правильного и неправильного. В результате этого четыре качества из ограниченных превращаются в безграничные: мы замечаем, когда наш ум замыкается в узких рамках, и делаем всё возможное, чтобы освободить его. Тогда постепенно границы исчезают. Как же практиковать беспристрастность в повседневной жизни? Попробуйте, например, идя по улице, быть как можно более внимательным ко всем людям, которые встречается вам на пути. Это научит вас быть эмоционально честным с самим собой и более открытым по отношению к окружающим. Проходя мимо какого-то человека, просто замечайте, открыты вы или закрыты; испытываете влечение, отвращение или безразличие, не добавляя больше никаких суждений. Например, вы можем почувствовать сострадание к кому-то, кто выглядит подавленным, или развеселиться при виде улыбающегося человека; кто-то может вызвать в вас страх или отвращение без видимой причины. В этом и заключается практика: просто наблюдать, когда мы открыты и когда закрыты, без одобрения и осуждения. Если вы пройдёте так хотя бы один квартал, вам многое откроется. Можно сделать ещё один шаг, используя всю гамму чувств для пробуждения в себе эмпатии и понимания. Негативные эмоции, такие как страх и отвращение, будут служить напоминанием, что другие люди тоже оказываются в подобных состояниях, а позитивные — дружеское расположение и симпатия — напрямую соединят нас со встречными людьми. И в том и в другом случае границы сердца расширятся. Как и все остальные безграничные качества, беспристрастность можно практиковать с помощью семишаговой техники пожеланий. Состояние беспристрастности подразумевает, что мы не связаны никакими предпочтениями или предубеждениями и чувствуем себя легко и свободно. Пожелайте себе и близким вам людям пребывать в этом свободном состоянии. Затем распространите это пожелание на друзей, на безразличных вам людей и на врагов. Затем пожелайте, чтобы все вышеперечисленные люди пребывали в состоянии беспристрастности. И, наконец, пожелайте того же всем живущим на земле: « Пусть все достигнут состояния беспристрастности, свободного от влечения, агрессии и предубеждений ». Беспристрастность можно практиковать перед практиками любящей доброты и сострадания. Просто поразмышляйте о том, сколько боли и страдания причиняют нам привязанности и неприязни, как мы страдаем из-за страха потерять что-то, и из-за чувства, что некоторые недостойны нашего сострадания или любви. Затем пожелайте себе обрести силу и мужество, чтобы испытывать безграничную майтри и безграничное сострадание по отношению ко всем существам без исключения, в том числе к тем, кто вам не нравится или кого вы боитесь. Сформировав такое намерение, можно приступать к семишаговым практикам. В сутре любящей доброты ( майтри сутра ) говорится: « Мы развиваем любовь без границ ко всем живым существам. Пусть эта любовь наполнит собою весь мир и не встретит преград ». Практикуя беспристрастность, мы расширяем круг своего понимания и сострадания, включая в него хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Однако безграничная беспристрастность, свободная от любых предубеждений, это не то же самое, что абсолютная гармония, когда всё становится совершенно однородным. Это просто полная внимательность ко всему, что приходит к нашим дверям. Можно назвать это полной пробужденностью. Культивирование беспристрастности требует, чтобы мы отказались от некоторых вещёй, которые обеспечивают нам комфорт и безопасность, например, от привычки отвергать определённые части нашего опыта и принимать только то, что нам приятно. Чтобы выполнять эту практику, необходимо мужество, которое может возникнуть только из истинного сострадания к себе и готовности уделять себе достаточно времени. Если продолжать эту практику месяцы и годы, можно заметить, как сердце и ум всё больше расширяются. Когда меня спрашивают, сколько на это потребуется времени, я отвечаю: « Вся жизнь ». Date: 2016-05-25; view: 270; Нарушение авторских прав |