Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников





В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». [8, 5]
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. [9, 11]
В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. [4, 8]
Содержание патриотического воспитания дошкольников:

· приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

· знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

· проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

· организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. [3, 6]
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлен Блок “Моя малая родина”

 

В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя малая родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно­образовательных программах.

Основной целью проводимой работы является воспитание ­в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе наши педагоги собирают, анализируют и доводят до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (город, поселок, микрорайон). Это могут быть:

  • какие­-то исторические факты, пусть не масштабного, а местного значения;
  • окружающая природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки зрения признания самоценности природы;
  • основная профессия, которая присуща жителям населенного пункта (если она не выражена явно, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии. Объяснить: то, что производится в их городе (районе), очень нужно в других местностях. Здесь очень важен авторитет воспитателя и его убедительность).

Знакомство с гербом города или района на этом этапе еще не проводится. Между тем в беседах воспитатель непременно акцентирует внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. Если занятия по этой теме проходят в населенных пунктах, которые не имеют своего герба, воспитатель может взять за основу герб “столицы” района, округа, области.

В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.

Лето – период отпусков и поездок. Дети с родителями ездят на экскурсии, посещают родственников в разных городах. Педагогу необходимо заранее побеседовать с родителями о предстоящей в следующем году теме занятий с детьми, разъяснить ее развивающее и воспитательное значение. Воспитатель может:

  • предложить родителям во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру, основную профессию города (если такая есть);
  • по возможности посетить местный краеведческий музей и узнать историю города (если музея нет, то, может быть, родственники или знакомые смогут рассказать о городе что­нибудь интересное);
  • предложить обратить внимание детей на герб города, не вдаваясь в его расшифровку (если есть возможность, приобрести сувениры с изображением городской символики и сделать 1–2 фотографии ребенка на фоне самых примечательных мест).

Все эти заготовки пригодятся в следующем году при организации мини­-музея в группе и составлении коллективного альбома с детскими рассказами о российских городах.

 

Блок “Широка страна моя родная”

 

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

Разработанная в нашем детском саду система работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой призвана помочь педагогам решить столь сложную задачу с учетом специфики восприятия детей 6–7 лет.

Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются объяснению происхождения таких символов, как флаг и герб (приложение 1). В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с лего­наборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.

Таким образом дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.

Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что­то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный.

Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:

  • первый вариант – традиционный – занятия;
  • второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.

Для занятий педагог подготавливает конспекты по разработанному плану, например:

  • “История в гербах”;
  • “Руки трудовые” (отражение в гербах профессий);
  • “То березка, то рябинка” (экология в гербах);
  • “На страже Родины” (военная тематика в гербах);
  • занятие по ознакомлению с родным городом, районом с опорой на символику герба;
  • викторина (заключительное занятие).

Такой подход дает возможность педагогу достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.

Второй способ более трудоемкий и требует от педагога отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованных занятиях, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная работа с родителями, выполнение ими заданий на лето – сбора информации о знакомых детям городах России.

Способы организации работы при этом могут быть следующие. Информация дается детям в краткой беседе, например, утром, пока накрываются столы к завтраку. Несколько минут этому можно уделить перед обедом, после дневного сна. Варианты начала беседы могут быть самыми разнообразными.

Так, осенью, во время бесед о летнем отдыхе воспитатель может рассказать и о своем путешествии в какой­-то город. При этом он излагает какую-­нибудь очень яркую историю и показывает герб. Если воспитатель провел детство в другом городе, он может рассказать о нем. Детям всегда очень интересны факты из личной жизни воспитателя, его воспоминания о своем детстве. Любой город станет им гораздо ближе, если это “ваш” город.

Поводом для бесед может послужить сбор экспонатов в “Мини-­музее государственной символики”. Еще раз отметим: педагог должен достаточно хорошо ориентироваться в материале. Любой значок – тема для рассказа. ­Если педагог не имеет информации, не следует стыдиться. В этом случае он может:

  • выразить свой неподдельный интерес к объекту;
  • призвать детей к размышлениям – как они думают, что может обозначать этот герб;
  • признаться, что для него этот герб – новинка, и пообещать дома обязательно почитать об этом городе в книгах;
  • обязательно найти информацию и донести ее до детей в ближайшее время.

Поводом к беседам могут служить выполненные вместе с родителями работы детей – мини­-отчеты о поездках в другие города (размер альбомного листа). Воспитатель может предложить детям послушать рассказ ребенка, помочь ему вопросами. Сами работы, сшивающиеся в альбом и находящиеся в по­стоянном доступе, способствуют воз­никновению самостоятельных детских разговоров, что порой более ценно, чем бе­седы воспитателя. Все, связанное с дру­зьями, близкими людьми, запоминается лучше.

Работа с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих полос (их в ге­ральдике великое множество). По некоторым гербам можно узнать, что город находится на реке или что в этом городе очень ценится какая-­нибудь птица (приложение 2).

К таким памятным датам, как День защитника Отечества, День Победы, можно приурочить беседы о героическом прошлом нашей Родины. В гербах оно отражается через изображение крепостных стен, оружия, воинов, ядер и т. д. На герб города Мурманска вынесена Золотая Звезда города-­героя, что может послужить началом беседы о подвигах городов в годы Великой Отечественной войны.

 

Date: 2016-05-25; view: 611; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию