Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника





Научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание дошкольников» (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы)

"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"
К.Д. Ушинский

"Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг".
Русская пословица

 

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его". В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: "ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник".

Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.

Но, слава Богу, от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все "разумное, доброе, вечное", что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

Итак, главной задачей детского сада русской культурной традиции мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство!

Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы – А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в нашем д/с в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную),т.д.

Хотелось бы выделить раздел по развитию речи, хотя мы предлагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Развитие речи – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.

Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, мы с детьми собираемся в нашей любимой горенке, где тепло, по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями. Повара на кухне готовят сочиво – традиционное предрождественское блюдо. Конечно, каждому достается сочива по чайной ложечки, но впечатление у детей остается. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду по этнографическим образцам. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды и начинается, интересное действо – игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. Это очень органичено для психики детей, и наши дети от яслей до самых старших с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители, и сотрудники. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У детей должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно: – недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений; – отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей; – недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Разрабатывая систему работы по формированию у дошкольников патриотического сознания, определили: Цель: создать условия для воспитания духовно богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа.

Задачи:

1. Способствовать формированию у ребѐнка представлений о себе, своей семье и социальном окружении.

2. Дать представление о роли родного города в экономическом развитии региона; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города.

3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду.

4. Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Кузбасса.

5. Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.

6. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Одной из задач обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса является чѐткое планирование. Не нарушая стройности и структуры образовательного процесса, вплели в контекст основной программы разделы патриотического воспитания, создали условия в ДОУ, позволяющие ребѐнку планомерно накапливать знания о природе, культуре и развитии своей малой родины (музей «Родной Киселевск», «Поэтическая гостиная» (чтение стихотворений известных кузбасских поэтов, издание рукописной книги «В кругу семьи», «Мой родной город», совместные с родителями праздники, досуги, конкурсы генеалогических древ «Моя семья»). Опираясь на разработки М. Д. Маханевой, Н. Г. Зеленовой и Л. Е.Осиповой в интеграции с программой «Радуга», программой развития ДОУ разработали перспективный план, включающий в себя основные формы организации детской деятельности: занятия, беседы, экскурсии, развлечения, фотовыставки.

Работа ведется по блокам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т. д. с использованием следующих приѐмов:

1. Целевые прогулки и экскурсии; общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

2. Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.;

3. Беседы с детьми о родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручения;

7. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;

8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями благоустройству территории детского сада и т.д.);

9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.

Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Любовь маленького ребѐнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, поэтому работу по нравственно-патриотическому воспитанию начинали с блока «Моя семья», используя метод проекта. Ниже представлен один из проектов, созданный воспитателями старшей группы совместно с родителями. Образовательный проект «Семейный альбом» Цель: Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения. Добровольность участия каждого родителя- обязательное требование и условие данной работы.

Задачи:

1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.

2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.

3. Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

4. Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.

Темы:

1. Выставка фотографий детей всей группы «Какие мы» Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков- им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.

2. «Мы разные». Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз. Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое- настроение хорошее, если лицо грустное- настроение- плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены- настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты- хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова. Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки- женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства. Что означают наши имена?

3. Мой младший брат, сестра. Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.

4. Моя семья. Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. Папа и дедушка- мужчины, брат- мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка- женщины, сестра- девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Составление генеалогического древа. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства,

благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.

5. Мои друзья. Составление детьми рассказов о своих друзьях.

6. Наш детский сад. История детского сада в фотографиях. Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди- воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня- она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар- он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли. В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться одним дома, но еще и потому. Что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться.

7. Каким я был, каким я стану. Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию.

Реализация проекта: Деятельность старшего воспитателя: Консультация «Современные формы и методы работы с семьей». Подбор педагогической и детской литературы. Составление картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости») Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками. Деятельность воспитателей и детей. Составление конспектов занятий, бесед («Авторитет любви», «Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»), литературных вечеров и праздников. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома». Празднования Дня пожилого человека. Составление генеалогического древа каждой семьи. Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья». Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. «Снежная королева», Барто А. Л. Твои стихи, м. Детская литература, 1983 г («Две бабушки»), Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто бабушка», Толстой Л. Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони». Просмотр мультфильмов «Бабушка приехала», «Каникулы Бонифация». Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О. Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми». Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Совместная деятельность детей и родителей. Досуги «Бабушкин сундучок».

Составление генеалогического древа семьи. Ожидаемые результаты:

1. Уважение и почитание людей старшего поколения

2. Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми.

Литература

1. Зеленова, Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живѐм в России. Гражданско патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: методические рекомендации / Н. Г. Зеленова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.

2. Маханѐва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. [Текст] Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / М. Д. Маханѐва. – М., 2004, 135 с.

3. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Сост. Н. А. Арапова. – Пискарѐва. – М., 2005, 136 с.

4. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. [Текст]: пособие для воспитателей / М. Ю. Новицкая. – М., 2003, 137 с.

Date: 2016-05-25; view: 682; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию