Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Методические указания по выполнению семестровой работы (реферата)





Т.А. Филиппова

 

Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине «Экономика»

для студентов всех форм обучения

 

 

 

Волгоград

Образец титульного листа

Стр.1

Номер не проставляется


УДК 330 (075)

 

Рецензент:

 

Д.э.н., профессор М.К. Старовойтов

 

 

Издается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

 

Филиппова, Т.А. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика» для студентов всех форм обучения [ Электронный ресурс ]: методические указания / Т.А. Филиппова//Сборник Методические указания» Выпуск 3.-Электрон. текстовые дан.(1файл:141Kb) – Волжский: ВПИ (филиал) ВолгГТУ,2012.-Систем.требования:Windows 95 и выше; ПК с процессором 486+; CD-ROM.

 

 

Сформулированы основные требования для подготовки к практическим занятиям и оформлению семестровой работы (к объему, структуре, содержанию, оформлению); приведены темы работ, процедуре защиты, представлены образцы тестовых заданий и задач с решениями.

Предназначены для студентов всех форм обучения. CD-ROM

 

ÓВолгоградский

государственный технический

университет, 2012 Ó Волжский

политехнический

институт, 2012

Образец оборота титульного листа

Стр.2

Номер не проставляется

№ УДК или ББК

 
 
поставить свой

Содержание

 

Содержание

 

 

Ввведение………………………………………………………………………4

Раздел 1. Вопросы к практическим занятиям……………………………………. 6

Раздел 2. Методические указания по выполнению семестровой работы…… 12

Раздел 3. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)………………. 18 Раздел 4. Образцы тестовых заданий и примеры решений задач для промежуточного контроля знаний по изучаемым темам……………………....20

4.1 Образцы тестовых заданий ……...…………………………………………...20

4.2 Примеры решений задач …………………………………… ……………..28

 

 

 

Ввведение

Преподавание дисциплины «Экономика» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки инженеров-специалистов по различным видам профессиональной деятельности. Разработанная программа курса и методика преподавания основывается на требованиях, определенных стандартом экономических знаний по дисциплине «Экономика». Конечная цель изучения дисциплины - формирование практических навыков, теоретических знаний и логики мышления у будущих специалистов. Знания, полученные студентами при изучении этой дисциплины, могут быть использованы для изучения других экономических дисциплин.

Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных ФГОС ВПО к подготовке специалистов по направлениям.

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

- раскрыть сущность экономических явлений и процессов;

- дать четкое представление об основных этапах формирования и развития истории мировой экономической мысли;

- показать закономерности развития экономических систем;

- привить навыки экономического анализа микро- и макроэкономических процессов;

- заложить теоретическую основу для изучения конкретных экономических дисциплин и формирования современного экономического образа мышления.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- основы экономической теории и уметь их использовать для оценки политики го­сударства;

- иметь представление об актуальных проблемах функционирования макроэконо­мической политики государства;

- знать основные этапы развития и структуру мировой экономической мысли;

- иметь представления об этапах развития экономики России, эволюции систем хозяйствования и управления.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- четко ориентироваться в окружающей экономической реальности бытия;

- понимать последствия принимаемых экономических решений на различных уровнях хозяйствования;

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление:

- о факторах, влияющих на развитие отдельных экономических процессов в различных условиях хозяйствования;

- об особенностях развития рыночных систем в разных странах, определяемых конкретно-историческими условиями.

Владеть навыками: способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью работать в коллективе.

Изучение дисциплины «Экономика» предусматривает самостоятельную работу студента, а также проведение лекционных, практических занятий (семинаров), выполнение тестовых и контрольных заданий, сдачу зачета.

 

Раздел 1. Вопросы к практическим занятиям

В течение семестра по дисциплине предусмотрено выполнение докладов, а также проводится устный опрос по вопросам тем дисциплины.

Тема 1. «Общее представление о значении и состоянии экономики в современном мире».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Общее представление о значении и состоянии экономики в современном мире.

2. Предмет, уровни и специфика методологии экономической теории.

3. Экономические концепции: альтернативные взгляды и подходы.

Доклады:

1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории как науки.

2. Неоклассическая теория.

3. Кейнсианство и монетаризм.

4. Эволюционная экономическая теория и неоинституционализм.

5. Специфика экономической науки в России.

Тема №2: «Экономические потребности, блага, ресурсы».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Нужды. Иерархия потребностей. Структура потребностей и экономическое развитие.

2. Экономические блага и их классификация. Частные и общественные блага.

3. Экономические ресурсы. Редкость ресурсов и безграничные потребности. Доходы от ресурсов. Ресурсы и нравственный и экономический выбор.

Доклады:

1. Товар, стоимость, полезность, ценность: содержание и соотношение.

2. Доходы от ресурсов: нравственный и экономический выбор.

3. Основные участники экономического процесса.

Тема №3: «Экономические системы и экономические отношения».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Экономические системы: сущность, виды, модели.

2. Собственность: сущность и формы.

Доклады:

1. Сущность и структура экономической системы. Элементы и главные вопросы экономических систем.

2. Классификация экономических систем: альтернативные подходы к пониманию их изменения и развития. Виды и модели экономических систем.

3. Российская экономическая ментальность и тип экономической системы.

4. Типы экономических отношений.

5. Отношения собственности и экономический строй общества. Сущность отношений собственности: социально – экономический и юридический подход.

6. Виды, формы и трансформация собственности. Отношения собственности в условиях социальной трансформации.

 

Тема 4. «Общая характеристика рыночной экономики».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Общественное хозяйство и его формы. Признаки натурального хозяйства. Товарное производство: сущность, условия возникновения, признаки, типология.

2. Рынок: сущность, условия возникновения, функции и типология. Структура и инфраструктура рынка.

3. Взаимодействие спроса и предложения, механизм ценообразования

Доклады:

1. Рыночный механизм и его элементы.

2. Спрос. Неценовые детерминанты спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса.

3. Потребительские предпочтения, предельная полезность и ценообразование. Эффект дохода и эффект замещения. Закон предложения.

4. Теория цены товара. Равновесные цены. Конкурентная рыночная цена. Рыночное ценообразование.

Тема 5. «Анализ и регулирование рынков».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Формы и методы конкурентной борьбы. Эффективность и ограниченность конкурентных рынков. Новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий. Формы синтеза конкуренции и монополии.

2. Монополия и рыночная власть. Сущность и виды рыночной монополии. Правила поведения фирм-монополистов. Способы конкурентной борьбы монополий. Эффективная конкуренция и ее защита.

Доклады:

1. Предложение совершенно-конкурентной фирмы и отрасли: в краткосрочном и долгосрочном периоде.

2. Эффективность и ограниченность конкурентных рынков.

3. Монополистическая конкуренция и олигополия.

4. Эффективная конкуренция и ее защита.

Тема 6. «Предпринимательская деятельность. Процесс и результаты деятельности предприятия».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Предпринимательская деятельность: сущность, условия, цель, современные особенности.

2. Особенности предпринимательства в России.

3. Классификация форм предпринимательской деятельности: социально-экономический, правовой, организационный отраслевой аспекты.

4. Размеры предприятия.

5. Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности.

6. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия.

7. Накопление капитала и инвестиции.

8. Основные фонды и оборотные средства предприятия.

9. Виды издержек.

10. Прибыль и система показателей экономической эффективности деятельности предприятия.

Доклады:

1. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия.

2. Основные фонды и оборотные средства предприятия.

3. Виды издержек.

4. Цена и ценообразование на продукцию.

5. Прибыль и система показателей экономической эффективности деятельности предприятия.

6. Накопление капитала и инвестиции.

.

Тема 7. «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Национальная экономика как целое и общественное воспроизводство.

2. Система национальных счетов.

3.Экономическая динамика. Экономическое развитие и цикличность экономики.

4. Социально-экономическая эффективность национальной экономики.

Доклады:

1. Национальная экономика как целое и общественное воспроизводство.

2. Модели экономического роста.

3. Экономическое развитие и цикличность экономики.

Тема 8. «Распределение доходов: потребление, сбережения, инвестиции»

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Структура распределения ВНП. Сбережение, потребление и инвестиции. Доходы: измерение и дифференциация.

2. Рынок труда: спрос и предложение, заработная плата и занятость, безработица и ее виды.

3. Рынок капитала, процентная ставка и инвестиции.

4. Рынок земли и природных ресурсов. Рента как источник дохода населения.

Доклады:

Распределение как экономический процесс.

1. Структура распределения ВНП. Сбережения и инвестирование.

2. Поэлементная схема определения уровня дохода. Дифференциация доходов населения.

3. Рынок труда. Тенденции развития рынка труда.

4. Цена труда: факторы, влияющие на ее величину. Своеобразие товара «рабочая сила». Величина стоимости рабочей силы.

5. Факторы формирования заработной платы. Формы и системы заработной платы. Заработная плата в номинальном и реальном измерении.

6. Полная занятость. Безработица и ее виды.

7. Рынок капитала, процентная ставка и инвестиции.

8. Рынок земли и природных ресурсов. Рента как источник дохода населения.

Тема 9. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика. Инфляция и антиинфляционная политика».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Деньги и современные денежные средства

2. Инфляция и антиинфляционная политика.

3. Кредитно-банковская система.

Доклады:

1. Деньги: понятие, история, виды, функции. Денежный порядок.

2. Понятие инфляции и ее виды. Макроэкономическая нестабильность и инфляция.

3. Кредит и его формы. Кредитно-банковская система: спрос и предложение денег.

4. Банки и их роль в рыночной экономике. Денежно – кредитная политика

Тема 10. «Финансовая система государства и налоговый порядок».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Сущность, структура и функции финансов.

2. Налогообложение в России.

Доклады: Сущность, структура и функции финансов.

1. Государственный бюджет: доходы, расходы, сбалансированность. Внебюджетные фонды. Финансовый порядок.

2. Налогообложение в России.

3. Налоговая система: понятие, эффективность, реформирование, эффект мультипликатора.

4. Стабилизационная и бюджетно-налоговая политика.

Тема 11. «Всемирное хозяйство и международные экономические отношения».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Мировое хозяйство и национальная экономика.

2. Международная торговля в системе международных экономических отношений. Концепции международной торговли.

3. Международное движение капитала.

4. Международная миграция рабочей силы.

5. Международная валютная система.

6. Глобальные экономические проблемы современности.

Доклады:

1. Мировое хозяйство и национальная экономика.

2. Сущность международного разделения труда и основные факторы развития международного разделения труда.

3. Формы интернационализации производства. Экономическая интеграция.

4. Международная торговля в системе международных экономических отношений.

5. Конкурентоспособность в международной торговле.

6. Международные торговые экономические организации.

7. Международное движение капитала.

8. Международная миграция рабочей силы.

9. Международная валютная система.

10. Глобальные экономические проблемы современности.

Раздел 2. Методические указания по выполнению семестровой работы (реферата)

Реферат является самостоятельной научной работой студента, в которой должны отразиться приобретенные им теоретические знания. При написании реферата студент должен показать умение работать с литературой, анализировать информационные источники, делать обоснованные выводы.

Работа над избранной темой требует от студента знаний методологии выполнения исследования, творческого мышления, логики и аргументации изложения, отражения личного отношения к исследуемой проблеме, прилежания и профессионализма.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат печатается на компьютере, на одной стороне стандартного листа формата А-4 (размер листа 210Х297 мм) через полтора интервала 14 шрифтом. Число строк сплошного текста должно быть одинаковое. Объем работы – 25-40 стр.

По всем четырем сторонам листа должны оставляться поля следующих размеров:

левое поле - 25 мм

правое - 15 мм

верхнее и нижнее - 20 мм

Размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему тексту – 1,25 см.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, которые проставляются в верху страницы от центра (5 мм от текста). Нумерация сквозная, начиная с титульного листа и кончая последним приложением. Номера страниц проставляются начиная с содержания (оглавления).

Расстояние между заголовками раздела и подраздела два интервала. Подзаголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами.

Каждый раздел надлежит начинать с новой страницы. По смыслу текста в предложение можно вставлять математические выражения, формулы и т.п.

Порядковые номера формул обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы, а при переносе формулы – на уровне ее последующей строки. Формулы нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу приводится под формулой, если не пояснены ранее в тексте. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Перенос формулы допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак повторяется в начале следующей строки.

Формулы в работе приводятся только один раз, при дальнейшем их упоминании в тексте делается ссылка в той же графической форме, что и после формулы, то есть арабскими цифрами в круглых скобках. Например: используя формулу (8), получаем…

Реферат может содержать иллюстрационный материал в виде таблиц, диаграмм, графиков и др. Оформляются таблицы в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 - Пример оформления таблицы

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Независимо от выбранной темы реферат должен содержать следующие разделы:

Введение

1. Теоретическая часть

Заключение

Библиографический список

В реферате должно быть не менее 2-х глав, содержащих 2 и более пунктов.

Далее приводится краткое объяснение по выполнению указанных разделов реферата.

Введение

Должно включать обоснование актуальности выбранной те­мы, цель написания реферата, перечень задач для реализации поставленной цели, методологию вопроса, краткую историю вопроса.

Теоретическая часть

Этот раздел должен содержать основные понятия, принципы и методы управления качеством, международный опыт по данной теме. В реферате по тексту должны указываться ссылки на использованную литературу, согласно библиографического списка, например [10, С.20].

Заключение

Подводятся итоги проведенного исследования, обобщенно излагаются выводы по главным вопросам. Следует также обосновать научную и социальную ценность работы.

Библиографический список

При написании реферата студент должен пользоваться новейшей эко­номической и специальной литературой по выбранной теме. Количество источников – более 5. Полный список используемой литературы должен быть приведен в соответствии со стандартом по оформлению работы, т.е. отсортированы по алфавиту.

 

ЗАЩИТА РЕФЕРАТА

После полного завершения работа в установленные сроки представляется преподавателю на рецензирование. В заключении рецензента делается вывод о готовности студента к защите работы. При выявлении серьезных отклонений от предъявляемых требований к работе студенту предлагается устранить недостатки или разработать новую тему реферата.

Критерии оценки реферативной работы:

- Степень разработанности темы

- Полнота охвата научной литературы

- Использование законодательных и нормативных актов

- Творческий подход к написанию работы

- Правильность и научная обоснованность выводов

- Аккуратное и правильное оформление работы.

Защита реферата проводится автором в виде электронной презентации перед ведущим преподавателем, в назначенный для этого день. Оценивается реферат дифференци­ровано по балльной системе. Защищенные работы хранятся в архиве кафедры.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Адам Смит (1723-1790) и его вклад в экономику.

2. Банки, их виды и функции.

3. Возникновение менеджеризма. Ф.У.Тейлор, А. Файоль и классическая теория менеджмента в фирмах.

4. Возникновение экономической науки: причины и содержание.

5. Глобализация экономики и развитие интеграционных процессов.

6. Глобальные экономические проблемы 21-го века.

7. Карл Маркс (1818-1883) и его вклад в экономику.

8. Конкуренция, ее виды и роль в экономике.

9. Малый бизнес в России.

10. Международная торговля.

11. Международное разделение труда.

12. Методики анализа поставщиков, потребителей, товаров – заменителей, потенциальных конкурентов фирмы.

13. Монополии, их виды и роль в экономике.

14. Налоги и налоговая система России.

15. Неопределенность в экономике. Взаимосвязь рисков и прибыли.

16. Организационно-правовые формы предприятий в России.

17. Предпринимательские риски.

18. Причины возникновения инфляции и ее экономические последствия.

19. Проблемы организационно-экономических изменений. Инновации в фирмах.

20. Производственные функции современных фирм. Кривые производственных возможностей.

21. Разгосударствление и его формы в России.

22. Теневая экономика и криминальный бизнес в России.

23. Фирмы и научно-технический прогресс.

24. Экономические взгляды Н. Д. Кондратьева.

25. Экономические циклы.

 

 

Date: 2016-05-25; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию