Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика отраслевого анализа
Все отрасли отличаются друг от друга по ряду признаков, но прежде всего это экономические характеристики (рынок, продукт, технологии, капитал), конкурентная ситуация и перспективы на будущее. Поэтому анализ отрасли и конкуренции в ней проводится с целью получения ответов на следующие вопросы. 1. Каковы основные экономические показатели в отрасли: размер рынка; масштаб конкуренции; скорость роста и стадия зрелости рынка; число конкурентов и их относительная величина; число покупателей и их относительное количество; преобладание интеграции вперед или назад; простота и легкость входа и выхода; темп технологических изменений как в производстве, так и выпускаемой продукции; характеристики продукта конкурента; наличие в отрасли эффекта масштаба; производственные и ресурсные характеристики отрасли; прибыльность в отрасли и т. д. 2. Каков характер конкуренции и интенсивность каждой из конкурентных сил? Хотя конкурентные условия на различных рынках никогда не бывают одинаковыми, процессы соперничества на них аналогичны настолько, что можно использовать общую аналитическую схему для определения природы и интенсивности конкурентных сил. Как убедительно продемонстрировал профессор Майкл Портер из Гарвардской школы бизнеса, состояние конкуренции в отрасли является результатом действия пяти конкурентных сил (о чем уже упоминалось ранее): Модель пяти сил – это инструмент, с помощью которого можно достичь понимания конкурентной картины отрасли и на основе этого разработать оптимальную стратегию для защиты от конкурентного давления и сохранения способности к получению прибыли. 3. Что вызывает изменение в конкурентной структуре отрасли? Для наиболее полного анализа отрасли хотя и важно, но недостаточно выявления основных показателей, характеризующих отрасль, необходимо также выявление специфических факторов, вызывающих изменение в отрасли и конкурентной обстановке. Эти факторы называют «движущими силами». Анализ движущих сил состоит из двух этапов: выявление движущих сил и оценки их влияния на отрасль. К наиболее общим движущим силам относят: · изменение долгосрочных темпов роста отрасли в связи с падением или возрастанием спроса; · изменения в том, кто покупает продукцию и как ее использует, которые вызовут изменение в предложении товаров и услуг потребителю; · появление новых товаров, которое увеличивает потребительскую базу отрасли, восстанавливает рост отрасли, укрепляет рыночную позицию производящих новинки компаний; · технологические изменения и новые подходы к маркетингу; · выход на рынок или уход с него новых компаний; · возрастание глобализации в отрасли; · изменение покупательских предпочтений, социальных приоритетов, общественных взглядов и стиля жизни; · влияние административных органов и изменение политики правительства, а также неопределенность и предпринимательский риск. Задача анализа движущих сил в отрасли состоит в отделении главных причин изменений в отрасли от второстепенных. Систематический контроль за главными движущими силами в отрасли является для руководителя необходимым условием стратегического управления. Методы изучения движущих сил в отрасли (моделирование сценариев, метод Дельфи) являются в значительной мере качественными и субъективными, но помогают руководителям расширить горизонты планирования, преобразовать слабые и неопределенные признаки будущих возможностей или угроз в ясные стратегические проблемы (для которых они могут начать разрабатывать стратегические решения) и мыслить стратегически относительно будущего развития окружающей среды. 4. Какие компании имеют сильные или слабые конкурентные позиции? Один из методов установления конкурентных позиций участников отрасли носит название «построение карты стратегических групп». В стратегические группы входят компании с рядом аналогичных характеристик на рынке: ассортимент, каналы распределения, свойства продукции, цена и качество и т. д. Процедура построения «карты стратегических групп» и определение того, какие компании относятся к каждой из них, следующая. 1-й этап. Установление конкурентных характеристик, по которым компании можно дифференцировать или отличать друг от друга (цены, качество, ассортимент). 2-й этап. Нанесение компаний на двухмерный график с использованием пары дифференцирующих. 3-й этап. Отнесение компаний, попавших приблизительно в одно и то же пространство, к одной стратегической группе. 4-й этап. Нанесение окружностей вокруг стратегических групп, причем радиус каждой окружности должен быть пропорционален доле группы в общем объеме продаж в отрасли. [14] 5. Кто наши конкуренты и какие стратегические действия можно ожидать от них? Успешная стратегия должна включать усилия, направленные на изучение конкурентов, выяснение их стратегий, наблюдение за их деятельностью, определение их слабых и сильных сторон, а также прогнозирование их последующих стратегических действий. Выявление сильных и слабых сторон конкурентов позволяет построить эффективную стратегию конкурентной борьбы. Примерная схема анализа конкурентов. 1. Типы конкурентов: конкуренты в данной области, производящие аналогичную продукцию и реализующие ее на одном и том же рынке; потенциальные конкуренты, которые могут прийти на рынок и представляющие порой большую опасность, чем реальные; производители замещающей продукции. 2. Масштаб конкуренции: местная, региональная, национальная, международная, глобальная. 3. Стратегические намерения: быть доминирующим лидером или превзойти нынешнего лидера отрасли; войти в группу лидеров отрасли; поднять свой рейтинг в отрасли; просто выжить. 4. Целевая доля рынка: агрессивное расширение (путем приобретения и внутреннего роста – увеличение рыночной доли за счет конкурентов); удержание существующей доли на рынке; отказ от доли и акцент на прибыльность. 5. Конкурентное положение: прочное, среднее, слабая позиция, борьба за выживание. 6. Возможные стратегические действия: стремление к лидерству в издержках; акцентирование на определенные рыночные ниши (география, потребности потребителя); стремление к индивидуализации продукции на основе качества, ассортимента, цены и других свойств; наступательная и оборонительная стратегии; агрессивная (рискованная) и консервативное поведение; комбинированная стратегия. 6. Является ли отрасль привлекательной и каковы основные перспективы/факторы успеха в отрасли (получение прибыли выше среднего уровня)? К важнейшим факторам, которые должны рассмотреть руководители, чтобы определить, является ли данная отрасль привлекательной, относятся: · потенциал роста отрасли; · воздействие (благоприятное или неблагоприятное) на отрасль главных движущих сил; · потенциал входа и выхода основных компаний (возможно, вход снижает привлекательность существующих компаний; уход крупной или нескольких мелких компаний предоставляет возможность оставшимся компаниям увеличить свою рыночную долю); · стабильность и надежность спроса (влияние сезонности, экономического цикла, изменчивости потребительских предпочтений, «набегов» производителей изделий-заменителей и т. д.); · усиление или ослабление конкурентных сил; · объем трудностей и значение проблем, стоящих перед отраслью в целом; · степень риска и неопределенности в будущем; · влияние направления движущих сил и конкурентных условий на увеличение или снижение прибыльности отрасли. 7. Каков уровень конкурентоспособности той или иной отрасли? Конкурентоспособность отрасли рекомендуется определять по ведущим крупным организациям, удельный вес которых не менее 70 % от объема продаж во всей отрасли: Котр = (от i=1, до n)→Σ Vi · Кi ⁄ Σ Vi ≥1, где Котр – конкурентоспособность отрасли; Vi – доля i-го производителя на рынке, %; Кi – уровень конкурентоспособности i-го производителя. Контрольные вопросы по теме 1) В чем заключается основная цель анализа организационной среды? 2) Дайте краткую характеристику этапов процесса анализ организационной среды. 3) Что понимается под «критическими точками» организационной среды и как они выделяются? 4) В чем сущность SWOT-анализа и «анализа воздействия» как методов оценки факторов организационной среды? 5) Для чего предназначен портфельный анализ? В чем, на ваш взгляд, заключаются трудности проведения портфельного анализа на российских предприятиях? 6) Опишите основные стратегии портфельной матрицы Бостонской консультативной группы. Какие отрасли современной российской экономики могут быть помещены в 4-х позициях матрицы БКГ? 7) Является ли матрица Mckincey – General Electric просто более сложным вариантом матрицы БКГ? Если нет, то почему? 8) В чем состоят недостатки матрицы БКГ и каким образом возможно компенсировать их другими методами портфельного анализа? 9) В чем, на ваш взгляд, сходство и различия рассмотренных портфельных матриц разных консультационных фирм? 10) Что дает отраслевой анализ? Обсудите основные направления анализа отрасли. Лекция 7. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ План 7.1. Формулирование миссии организации 7.2. Создание сбалансированной системы целей и задач Date: 2016-05-25; view: 560; Нарушение авторских прав |