![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Формы гигиенического воспитания
По воздействию на население можно разделить следующим образом: 1. индивидуальные; 2. групповые; 3. массовые. 1. К индивидуальному воздействию: Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье); Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж; Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья). 2. К воздействию на группу лиц: Ø лекция, доклад; Ø групповая беседа; Ø групповая дискуссия; Ø групповое практическое обучение; Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.) 3. К массовой коммуникации: Ø телевидение (телепередачи); Ø кинофильм; Ø радио (радиопередачи, прямые линии); Ø пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов); Ø выставки и музеи. Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля. Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.). Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.
Для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения нужны знания и правильное использование соответствующих методов и средств.
1. Устные методы: Средства устной агитации: Ø Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами (мед.сёстрами) на объектах (вне ЛПУ). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Ø Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.
Ø Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).
2. Печатный метод: Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность. Даются советы здоровым и больным. Средства печатной продукции: Ø Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья. Памятки имеют конкретного адресата (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями). Ø Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер. Ø Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.
3. Наглядные методы: Средства наглядной агитации: Ø плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.); Ø объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.); Ø натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.) Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино. Ø Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья. Ø Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Ø Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
4. Смешанные методы Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды. Комбинированные средства пропаганды: Например, Ø Праздник здоровья (лекция+конкурс детского рисунка+фильм о ЗОЖ); Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения: Ø 5% лекция; Ø 10% чтение; Ø 20% аудиовизуальные средства; Ø 30% использование наглядных пособий; Ø 50% обсуждение в группах; Ø 70% обучение практикой действия; Ø 90% выступление в роли обучающего (ведущего). Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации.
Например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала. Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации. Возможные гигиенические ситуации:
Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений. Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы. В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: 1. санитарное просвещение в поликлинике, 2. санитарное просвещение в стационаре, 3. и санитарное просвещение на обслуживаемом территориальном участке. При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию. Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.
1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях: - санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы; - санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними. Успех профилактических осмотров зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Это обеспечивается: - наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике; - разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки); - лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения; - демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д. Цель данной работы - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать. Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями). Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры. В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д. Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств. Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия. Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления. Date: 2016-05-25; view: 8378; Нарушение авторских прав |