Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация и ассортимент. Правильное питание с первых дней жизни ребенка повышает защитные реакции организма и играет важную роль в профилактике заболеванийСтр 1 из 4Следующая ⇒
Введение
Правильное питание с первых дней жизни ребенка повышает защитные реакции организма и играет важную роль в профилактике заболеваний. К технологии пищевых концентратов для детского и диетического питания предъявляются особые, самые высокие требования: ü обеспечение гигиенической безопасности; ü сохранение высокой пищевой и биологической ценности; ü соответствие продуктов возрастным особенностям детского организма по органолептическим, физико-химическим и реологическим показателям.
Классификация и ассортимент
В соответствии с современной тенденцией сбалансированного питания в рационе детей должны быть биологически полноценные молочные, плодоовощные, зерновые продукты, соответствующие возрастным физиологическим особенностям организма ребенка. Для организации промышленного производства пищевых концентратов для детского и диетического питания необходимы глубокое научное обоснование выбранных технологических процессов, использование высококачественного сырья и компонентов, строгое соблюдение санитарно-гигиенических режимов производства. Пищевые концентраты для детского и диетического питания представляют собой молочно-зерновые, зерновые, овощные, овоще-мясные, овощные с мукой, овощемолочные, фруктово-молочные порошкообразные продукты. Классификация Группа ПДП подразделяется на подгруппы в зависимости от основного сырья. приведем классификацию, применяемую в медицинской практике, где выделяют четыре группы продуктов, необходимых ребенку на весь период роста и развития (в мл): 1 группа — белковосодержащие продукты (мясо, рыба, яйцо, творог, сыр, горох, фасоль, соя, чечевица), суточнаяпотребность в которых составляет 100+15-п, где п — количество лет ребенку; 2 группа — молоко и молочные продукты. Суточная потребность в них составляет 500—600 г независимо от возраста; 3 группа — жиры, которые должны включать животное масло (15+п), растительное масло (5+п), рыбий жир натуральный не витаминизированный тресковый (5+п); 4 группа — фрукты и овощи (кроме картофеля), в том числе соки, суточная потребность в которых составляет 300+30 • п. Предлагаемая медицинская классификация позволяет рассчитать суточную потребность в вышеуказанных продуктах в домашних условиях с учетом возраста ребенка. 2.Характеристика основных видов продуктов детского питания (в соответствии с Приложением 15 к СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов") 1. Продукты детского питания на молочной основе Разработано 2 варианта адаптированных молочных смесей: Вместе с тем, в питании детей могут использоваться и частично адаптированные формулы, включающие отечественные и зарубежные смеси прежних поколений, а также смеси для детей второго полугодия жизни (так называемые "последующие формулы"). На основе рекомендуемого состава могут быть разработаны смеси: В качестве заквасок для кисломолочных смесей используются бифидо- и лактобактерии, ацидофильная палочка и др. Кислотность адаптированных кисломолочных смесей не превышает 70 градусов. 2. Продукты прикорма на зерновой основе 3. Продукты прикорма на плодоовощной основе 4. Продукты прикорма на мясной основе
Целесообразность использования этих специализированных продуктов с повышенной биологической и пищевой ценностью для детей и подростков обусловлена необходимостью рационализации питания, устранения дефицита ряда нутриентов и, прежде всего, минеральных солей, в т.ч. микроэлементов, имеющего место в результате сложившихся в настоящее время неблагоприятных социально-экономических и экологических условий проживания.
3.Потребность детского организма в основных питательных веществах Продукты детского питания (ПДП) — продукты для питания детей первых трех лет жизни, дошкольников и школьников, и также специализированные продукты для лечебного питания вольных детей раннего возраста. Продукты детского питания предназначены для удовлетворения потребностей детского организма в нутриентах на разных папах его развития. Поскольку пища является пластическим материалом для построения основных тканей растущего организма, а также источником энергии, необходимой для восполнения всех энергетических затрат в процессе жизнедеятельности, роль ПДП для детского организма чрезвычайно велика. Для поддержания основных физиологических функций организму ребенка необходимы различные питательные вещества в определенном качественном и количественном соотношении в соответствии с потребностями растущего организма, которые изменяются в зависимости от его возраста. При потреблении неполноценной пищи задерживается физическое, интеллектуальное и психическое развитие; у детей возникают различные заболевания. С переходом экономики на рыночные отношения, дифференциацией потребителей по доходам и ухудшением материального благосостояния значительной части населения в целом проблема рационального питания существенно обострилась. Как следствие, возросло число недоношенных детей с малым весом при рождении, с различными врожденными патологиями, а рождение совершенно здорового ребенка воспринимается чуть ли не как исключение из правил. Разумеется, такие дети с малым весом и различными патологиями отстают в развитии, и организация их питания требует особого подхода с точки зрения сбалансированного потребления основных питательных веществ. На фоне повышенного обмена веществ по сравнению с взрослыми за первый год жизни масса тела ребенка утраивается, рост увеличивается в среднем на 25 см. Суточная калорийность пищевого рациона должна покрывать расход энергии на каждом этапе развития детского организма, и оптимальным является тот рацион, калорийность которого полностью соответствует энергетическим затратам растущего организма. До 5—6-месячного возраста энергетические и физиологические потребности ребенка удовлетворяются материнским молоком с небольшими добавками с 4—4,5 мес. плодово-овощных соков, витамина D и др., компенсирующих дефицит витаминов, минеральных и других веществ. С 5—6 мес. постепенно увеличивают количество продуктов за счет введения прикорма, а с 8—12 мес. ребенка полностью переводят на кормление различными пищевыми продуктами. При этом продукты для прикорма должны быть полноценными по содержанию биологически ценных и физиологически активных веществ — белков, витаминов, микроэлементов, необходимых для обеспечения нормального функционирования детского организма. Потребность детского организма в основных питательных и биологически активных веществах установлены в граммах на 1 кг массы тела (табл. 1.1). Таблица 1.1
* Углеводы - 11—13 г/кг независимо от возраста. Важнейшим компонентом полноценного питания являются белки, которые служат основным пластическим материалом, необходимым для формирования клеток, тканей и органов, образования ферментных систем, гормонов. Дефицит в потреблении белков приводит к отставанию в росте, в работе коры rout итого мозга, вызывает снижение скорости образования антител, гемоглобина, ослабляет иммунную систему и т.д. Благодаря ни утренним резервам организм способен какое-то время подмешивать процессы синтеза и ресинтеза. Однако интенсивность белкового обмена очень велика: так, снижение количества потребляемого белка на 3% вызывает полную остановку роста, снижение массы тела, изменение состава костей. Особенно необходим животный белок, в том числе молочный, обеспечивающий высокий уровень синтеза белков и тканей растущего организма. В процессе жизни в теле человека белки обновляются около 200 раз. Кроме того, на фоне белковой недостаточности возникают авитаминозы и гиповитаминозы. Избыточное потребление белков приводит к торможению обменных процессов, повышенной возбудимости нервной системы, расстройству пищеварения. Белковый перекорм при недостаточном приеме жидкости сопровождается интоксикацией, высоким риском поражения почек, повышением гидрофильности тканей с умеренной клеточной дегидратацией. С пищей дети первого года жизни должны получать все незаменимые аминокислоты (в мг на 1 кг массы тела): валин — 93, лейцин — 161, изолейцин — 70, лизин — 161, метионин + цистин — 58—61, триптофан — 17, фенилаланин и тирозин — 125, треонин — 116, гистидин — 28. Лизин, триптофан, аргинин обладают выраженными ростовыми свойствами, т.е. наряду с витамином А их можно считать факторами роста. Организму ребенка необходимы также жиры, которые принимают активное участие в обмене веществ, обеспечивают нормальное состояние клеточных мембран и выполнение ими защитных функций от проникновения бактериальных метаболитов, токсических и антигенных веществ. Жиры имеют высокую энергетическую ценность и покрывают до 1/3 всех энергетических затрат организма, играют роль питательного, защитного и теплоизоляционного материала. При потреблении жиросодержащих продуктов в детский организм поступают сопутствующие жирам жирорастворимые витамины и полиненасыщенные жирные кислоты. Эти вещества влияют на усвоение белков, витаминов и минеральных солей. При недостатке жира нарушаются обменные процессы, рост и развитие, снижается иммунитет. Избыток жиров способствует нарушению секреторной деятельности желез желудочно-кишечного тракта и обменных процессов, что сопровождается повышенным выведением из организма солей кальция и магния, отложением жира в тканях. В пищевом рационе детей первого года жизни потребление белков и жиров должно быть в соотношении 1:3 или 1:1,5. Основная роль в удовлетворении энергетической потребности организма принадлежит углеводам. Они входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, соединительной ткани, участвуют в процессах регуляции постоянства внутренней среды организма. На их фоне ускоряется утилизация белков и жиров пищи. Недостаток углеводов вызывает нерациональное использование белков в энергетических целях и в результате этого скрытую белковую недостаточность. Избыток углеводов в рационе питания ребенка ведет к гиповитаминозу витамина В1; отложению жира, гидрофильности тканей, метеоризму (замедленному выведению шлаков из организма). Минеральные вещества присутствуют во всех тканях и органах, участвуют в формировании костей, процессах кроветворения, поддержании осмоса и кислотно-щелочного равновесия крови, являются составной частью ферментов, секретов и гормонов. Среди всех минеральных веществ наиболее важное значение имеют кальций и фосфор, соотношение которых в организме должно быть 2:1, как в материнском молоке. Кроме того, организму ребенка необходимы магний, железо, хлор, йод и др. При недостатке магния снижается иммунитет, возникают трофические изменения кожи, нарушения сердечно-сосудистой системы. Натрий, кальций, хлор способствуют регуляции водного, минерального и кислотно-щелочного обмена. Железо входит в состав гемоглобина и более чем 70 ферментов, участвует в окислительно-восстановительных процессах, протекающих в организме, обеспечивает жизнедеятельность каждой клетки организма. Обязательной составной частью пищевого рациона ребенка считаются витамины — это низкомолекулярные органические соединения, иногда белково-ферментной природы, которые организмом почти не синтезируются, а поступают только с пищей. И связи с интенсивным ростом организма и усиленным обменом веществ дети нуждаются в большем количестве витаминов, чем и взрослые. Витамины повышают выносливость детского организма и его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, т.е. поддерживают его иммунитет. Известно, что по растворимости витамины делятся на две группы: водорастворимые (витамины группы В): B1 — тиамин; В2 - рибофлавин; В3 — пантотеновая кислота; B6 — пиридоксин; В12 — цианокобаламин; холин, инозит (лизоинозит); С — аскорбиновая кислота; Н — биотин; Р — рутин; РР — ниацин (или никотиновая кислота); парааминобензойная и фолиевая (В9) кислоты) и жирорастворимые (А — ретинол; D — эргокальциферол; Е — токоферол; К — филлохинон); имеются также и витамино-подобные вещества — это витамин U, каротиноиды — в-каротин, карнитин; липоевая, оротовая и эссенциальные жирные кислоты (линолевая, линоленовая кислоты — фактор F, или витамин F). Потребности организма ребенка составляют (в мг/сут.): в витамине А и витаминах группы В — от 0,5 до 2,5; в витамине С — от 20 до 80; в витамине РР — от 6,0 до 20,0 и т.д. При неправильном в количественном соотношении поступлении витаминов в организм человека возникают авитаминозы и гиповитаминозы. В зависимости от уровня обеспеченности витаминами детского организма различают две патологические формы: гиповитаминоз и гипервитаминоз (гипо — недостаточное, а гипер — избыточное поступление). При гиповитаминозах у детей наблюдаются недомогание, головная боль, они становятся бледными, вялыми, происходит задержка роста, памяти, снижается иммунитет. Так, при недостатке витамина В возникает заболевание бери-бери (нарушение координации и функции движения), С — цинга (кровоточивость и воспаление десен, выпадение зубов), D — рахит (остеомоляция и остеоидная гиперплазия костной ткани), РР — пеллагра (обесцвечивание и шелушение кожи), B12 — анемия (пониженное содержание железа в крови) и т.д. При гипервитаминозах у детей наблюдаются быстрая утомляемость, общая слабость, бессонница, головная боль. Наряду с витаминами и витаминоподобными веществами в живой клетке присутствуют антивитамины — соединения, которые полностью или частично исключают участие витаминов в биохимических реакциях, т.е. они либо разрушают, либо инактивируют, либо препятствуют их синтезу. Например, антивитамином тиамина является пиритиамин, у которого атом серы заменен группой СН = СН. Таким образом, присутствие в суточном рационе питания детей различных нутриентов является обязательным условием для обеспечения нормального роста и развития детского организма, необходимым для поддержания его важнейших физиологических функций в процессе жизнедеятельности. Недостаточное или избыточное потребление тех или иных пищевых веществ вызывает болезненные состояния растущего организма, что требует особых подходов к организации детского питания вообще и подчеркивает необходимость создания новых видов продуктов детского питания со строго сбалансированным соотношением биологически активных веществ в соответствии с потребностями организма детей в них.
Date: 2016-05-25; view: 470; Нарушение авторских прав |