Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскройте особенности обучения одаренных детей





Можно сформулировать четыре важных принципа организации содержания обучения для одаренных школьников:

· Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.

· Крупные содержательные единицы, изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.

· Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.

· Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

Все четыре принципа тесно связаны. Фактически осу­ществление одного из них предполагает осуществление другого. Так, нельзя обеспечить гибкие содержательные рамки без укрупнения содержательных единиц – изучения широких, основополагающих тем и проблем, изучение же широких тем невозможно без применения междисципли­нарного подхода. Осуществление междисциплинарного подхода предполагает эффективную интеграцию тем внут­ри дисциплин и между ними. Высокий уровень потребно­сти одаренных детей в умственной нагрузке заставляет вы­делить еще один, 5-й принцип – принцип насыщенности содержания обучения. По отношению к принципам построения содержания обучения для одаренных детей можно доба­вить еще один,6-й проблемный характер изучения содержа­ния или изучение открытых тем и проблем.

Все принципы были определены как требования к программам для одаренных детей Всемирным советом по одаренным и талантливым детям и опубликованы в 1982 году в США. Перечень требований к программам обучения для одаренных детей, который был выработан Все­мирным советом по одаренным и талантливым детям представлен в работах С. Кэплан. Программы для одаренных де­тей должны:

· предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;

· обеспечивать самостоятельность в учении, т. е. обуче­ние, руководимое самим ребенком;

· развивать методы и навыки исследовательской работы;

· развивать творческое, критическое и абстрактно-логи­ческое мышление;

· поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

· поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;

· способствовать развитию самопознания и самопонима­ния, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей дру­гих людей;

· учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание рабо­ты самими учащимися.

Следующим шагом в понимании специфики и смысла междисциплинарного обучения для одаренных детей явля­ется анализ существующих подходов к обучению одаренных детей с точки зрения сформулированных выше задач и тре­бований к программам обучения для таких детей.

Развитие творческого мышления и личности ребенка является первоочередной задачей в случае обучения одаренных детей. Эту задачу развития творческих возможностей ребенка и ставят перед собой различные развивающие программы. Задача овладения знаниями в тех или иных областях отсту­пает в этом случае на второй план, либо не ставится вообще. Стратегия разви­вающего обучения предполагает качественно иное обуче­ние. В этом случае учебная программа основана на принци­пиально ином содержании, не являющимся ни продолже­нием, ни более широким изложением материалов, включаемых в обычные образовательные программы. По доминированию тех или иных конкретных задач обучения эти программы можно разделить на два вида. К первому виду можно отнести все программы, которые направлены прежде всего на развитие высших мыслительных процессов – творческого, критического, логического мышления, умения решать проблемы. Среди них можно выделить программы, которые специально направлены на развитие творческого мыш­лeния (например, программы для летних школ, основанные на применении приемов синектики и «мозгового штурма»), уме­ний решать. Такие программы способствуют дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей детей, «вооружают» их универсальными приемами, которые помогают находить нестандартные решения различных проб­лем. Понятно, что развивающие программы такого рода соответствуют не только повышенным творческим потребностям и возможностям одаренных школьников, но и позволяют удов­летворить их стремление к самостоятельности. При этом учитываются и многие требования к процессу обучения для одаренных детей. Как правило, такие программы предполагают изучение проблем «открытого типа», они поощряют и стимулируют выдвижение новых идей, развивают методы и навыки исследовательской работы, поощряют создание работ с использованием разнообразных нестандартных материалов, учат детей оценивать свои работы с помощью различных критериев. Ко второму виду развивающих программ можно отнести те, которые ставят своей задачей развитие эмоционально-личностной сферы. Этот вид программ учитывает тот факт, что у одаренных детей могут возникать проблемы в эмоционально-личностном развитии, связанные с отставанием в развитии этой сферы по сравнению с интеллектуальной или же с другими особенностями одаренного ребенка. Проблемы эмоционально-личностного плана, например заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе могут полностью блокировать творческое развитие одаренного ребенка. Именно поэтому важно обращать вни­мание на развитие таких характеристик, как настойчивость и уверенность в себе, способствовать развитию самопознания и понимания своих «сильных» и «слабых» сторон. Одни из программ эмоцонально-личностного развития оказывают положительное влияние на развитие «Я»-концепции и самооценку ребенка, другие на межличностные отношения, третьи – улучшают состояния эмоциональной сферы, четвертые – способствуют развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем. В любом случае они помогают раскрыть и реализовать творческий потенциал одаренных детей. Важно иметь в виду, что большинство развивающих программ ориентировано на удовлетворение интеллектуальных потребностей одаренных детей и решение задач их творческого развития за пределами школьного учебного времени (их можно использовать эффективно в летних лагерях во вторую половину дня).








Date: 2016-05-25; view: 874; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию