Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объект и предмет исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: «что рассматривается? ». Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет является частью объекта. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения объекта, который исследователь выделяет в качестве того, что намерен исследовать. Предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д. Предмет исследования – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель исследования Цель исследования — это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования должна быть сформулирована так, чтобы был понятен тот вклад, который вносится исследователем в преодоление сформулированного в актуальности противоречия и порождаемой им проблемы. Одним из важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза Гипотеза – основное научное предположение о результатах исследования, вытекающее из предшествующего теоретического анализа, в котором в лаконичной форме сформулированы предполагаемые результаты исследования. Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению; это вероятное решение, требующее теоретического обоснования или экспериментального подтверждения. По содержанию выделяют гипотезы о наличии, существования явления; гипотезы о связи между явлениями; гипотезы о причинной зависимости одного явления от другого. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи исследования Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Формулировка задач начинается словами: изучить, проанализировать, сопоставить, описать, установить, выявить, раскрыть и т.п. Методы исследования Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода. Например, при исследовании возможно использовать следующие методы: • изучение и анализ научной литературы; • изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; • моделирование, сравнение, анализ, синтез, тестирование и т.д. • математико-статистические методы. Научная новизна Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения. В конце введения дается описание структуры выпускной квалификационной работы в виде перечня этапов исследования. Например: «Данная работа состоит из…», «В 1 главе…», «Список литературы содержит…наименований» и т.д. Объем введения не должен превышать 3-4 страниц. Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения работы, когда автор уже вполне овладел материалом по теме исследования. Образец формулировок некоторых частей научного аппарата ВКР представлен в приложении 9. Основная часть дипломной работы обычно состоит из двух-трех теоретических и экспериментальных (практических) разделов, при этом каждый раздел – из двух-трех подразделов и выводов по разделу. Формулировка названий разделов и подразделов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Формулировки названия диплома в целом и отдельных разделов должны быть разные и не повторяться. Первый раздел представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в дипломной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этом разделе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы; обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании, «белых пятен» в какой-либо теоретической или практической области и заканчивается постановкой проблемы, на основе которой формулируется гипотеза. Второй раздел посвящен экспериментальной части исследования, в нем описывается гипотеза и методика исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты. В подразделе «Программа исследования» описываются выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования; методика, которая может включать описание метода исследования, тип и схему эксперимента, характеристику конкретных психодиагностических методик. При создании новой методики она должна быть подробно изложена. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Выбор используемых методик должен быть обоснован. В подразделе «Результаты и их обсуждение» результаты приводятся в форме, удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления и должны быть снабжены пояснениями. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение. Далее дается всесторонний и объективный анализ, интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных. Цель подраздела – связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать выводы из проделанной работы. Здесь необходимо ответить на вопрос: почему так получилось, в чем причины, как можно объяснить тот или иной факт? В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. На этом этапе привлекаются теоретические и практические данные, полученные другими авторами, анализируется соответствие и несоответствие собственных данных по результатам других исследователей, дается объяснение полученным данным. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает работе достоверность и убедительность. Выводы по каждому разделу должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы. Заключение должно содержать итоговую оценку результатов работы с точки зрения их соответствия требованиям задания. Здесь могут быть намечены пути и цели дальнейшей работы. В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым студент пришел в результате разработки темы. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и эффективности работы. Выводы пишутся кратко, по пунктам и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному исследованию и предлагаемым направлениям дальнейшей работы. Примерный объем заключения 3 страницы. Список литературы должен содержать библиографические описания всех использованных источников (нормативно-правовые акты, специальная научная и учебная литература, прочие источники), на которые в тексте работы обязательно должны быть сделаны необходимые ссылки. Библиографический аппарат в выпускной квалификационной работе – это выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему члены Государственной аттестационной комиссии могут судить о степени осведомленности студента-выпускника о состоянии проблемы в теории и практике. Библиографический список и библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документов» и ГОСТ 7.1-76 «Библиографическое описание произведений печати». Список начинается с нормативно-правовых актов (если тема ВКР предусматривает их использование), специальная и научная литература оформляются в алфавитном порядке. Список использованной литературы должен содержать не менее 40 источников. Приложение помещают после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте. В приложении могут быть представлены протоколы наблюдений, записи бесед, протоколы обследования, иллюстративный материал. Возможно вынесение таблиц, графиков, схем, рисунков, перегружающих основной текст или являющимися «сырыми» экспериментальными данными. Последний лист работы оформляется в соответствии с приложением 7. Требования к письменному научному тексту Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять излишне пространные и сложно построенные предложения и чрезмерно краткие, лаконичные фразы, слабо связанные между собой, допускающие двойное толкование. Все части текста, не соответствующие заявленной цели и нерешающие поставленную в работе задачу, должны быть исключены из него. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать в научном тексте местоимение «мы»: «по нашему мнению», «мы считаем», «на наш взгляд», но можно обойтись и без употребления вышеупомянутого местоимения. Можно выразить ту же мысль в безличной форме: «наблюдаем», «устанавливаем», «на основе выполненного анализа можно утверждать», «проведенное исследование подтвердило» и т.п. Писать следует научным стилем (который явно отличается от языка популярных книг и стиля изложения учебников), в котором есть определенные устойчивые структуры и обороты – «клише», строгие однозначные понятия. Необходимо применять синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, далее, во-первых, во-вторых и т.д.), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого), итоги и выводы (итак, таким образом, в заключение отметим, подводя итог следует сказать). Обязательно нужно указывать на источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит та или иная цитата. Для этого используются вводные слова и словосочетания (по мнению, по словам, по сообщению, по данным, по убеждению и т.д.). В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Следует придерживаться однозначной трактовки ключевых для данной работы понятий.
|