Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические формы построения научной теории

Научный факт – это исходный пункт построения научной теории, а не просто вещь, явление, «кусок» или фрагмент внешнего мира.

Определение понятия научного факта требует считать фактом:

Не просто любой данный фрагмент реальности, реальное событие или вещь,

не образы явлений, не ощущения или восприятия, не логические высказывания, служащие базисом теории,

а форму знания с объективным и достоверным содержанием, дающую обобщение различных единичных явлений в виде некоторой абстракции.

Установление и накопление, целенаправленный поиск фактов, их систематизация и классификация составляет подготовительный этап постановки научной проблемы. Логической формой выражения фактов являются суждения.

Не связанные с научной проблемой, гипотезой или теорией эмпирические данные не являются научными фактами, факты сами по себе вне теоретической связи рассматривают как «голые факты», не вошедшие в теоретическое обобщение. Сколько бы ни было собрано фактов – они еще не создадут теорию и науку. Факт – средство, а не цель познания. Противоположностью является «схоластическое теоретизирование», т.е. пустое, бессодержательное, не опирающееся на факты. Факт, выполнив свою работу по построению теории, как бы исчезает в ней, не выпячивается в своей самостоятельности.

Достоверность фактов подвижна, факты могут опровергаться, уточняться с развитием знания, теории, доказательства.

Научная проблема – это логическая форма теоретического познания, выражающая движение научного знания, переход от знания к незнанию в развитии нового знания, определяющая направленность научного поиска, логику исследования.

Любую научную проблему можно представить как неразрывное единство таких содержательных элементов –

· знания о незнании, направляющего познавательную деятельность, отличную от поиска информации и логического вывода и решающую задачу получения новых знаний и фактов относительно неизвестного объекта;

· предположения о возможности открытия неизвестного закона в определенной непознанной сфере (в фундаментальных исследованиях) или принципиально нового способа практического применения ранее полученного знания, закона (в прикладных исследованиях);

· предположение о характере неоткрытого закона, которое является стержнем научной гипотезы и её проверки, подтверждения или опровержения.

НЕ ПУТАТЬ С: задачей и житейским или учебным вопросом, затруднением или неприятностями (Твои проблемы!);

· научным поиском, требующим освоения (фиксации, хранения, передачи) уже имеющегося знания,

· получением выводного знания;

· знанием о том, что непознаваемо и лежит вне компетенции науки, являясь иррациональным, постигаемым интуитивно и доступным лишь вере.

 

постановка научной проблемы: содержит в себе момент развития знания, знание путей поиска решения, ответа, содержит направление, тенденцию развертывания исследования. Для этого необходимо выяснение и знание того, что возможно узнать при данных условиях (познавательных и исторических), каким способом возможно достижение необходимого для практики знания.

Признаком, по которому можно отличить научный вопрос от научной проблемы, является различный характер предположения, которое содержится в вопросе. Если заключенное в вопросе знание о незнании превращается в результате научного поиска в знание о том, что неизвестное явление подчиняется уже известному (изученному) закону, то вопрос не оценивается как проблема, а рассматривается просто как научный вопрос. О постановке научной проблемы говорят в том случае, если вопрос содержит в себе предположение о возможности ОТКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОЙ СВЯЗИ, ЗАВИСИМОСТИ ЯВЛЕНИЙ или НОВОГО СПОСОБА ПРИМЕНЕНИЯ УЖЕ ИЗВЕСТНОГО ЗАКОНА

 

Научная гипотеза – логическая форма мышления и научного поиска, включающая в себя элементы:

а) накопление фактического материала, б) обобщение его для предстоящего развития знания и открытия новых связей в явлениях, в) высказывание предположения о закономерной связи явлений, обоснованного до определенного уровня вероятности, г) процесс обоснования и проверки достоверности сделанного предположения, выведения и проверки следствий из него, д) обнаружение новых фактов.

Гипотеза является формой осмысления фактов, формой перехода от познания отдельных фактов к познанию законов, от одного достигнутого нашим знанием уровня к другому, более высокому.

Предположение, которое мы делаем в понятии абсолютного нуля, коренным образом отличается от предположения в гипотезе, однако не тем, что первое имеет объективную значимость, а второе — нет. Предположе­ние в гипотезе, как мы подробно покажем ниже, также имеет объективное содержание. Вводя понятие абсолют­ного нуля, делая предположение об идеальном газе и идеальных условиях, при которых возможно осущест­вить эту температуру, наука не ставит своей задачей действительно практически осуществить эту температу­ру; физики стремятся получить температуру наиболее близкую к абсолютному нулю (практически получена температура на 0,0044° выше абсолютного нуля), но они отчетливо с самого начала представляют реальную не­осуществимость такой температуры. Эта мысль о реаль­ной невозможности температуры абсолютного нуля ле­жит в природе самого понятия абсолютного нуля.

Другой характер имеет предположение в гипотезе, где смысл предположения заключается именно в том, чтобы доказать реальное существование предполагаемо­го. Например, наука, предполагая существование жизни на Марсе, стремится доказать истинность этого предположения. Оно потому и высказывается, что имеется множество объективных, реальных, точно установленных фактов относительно условий на Марсе, тесно связан­ных с таким явлением, как жизнь.

Предположение в гипотезе потеряло бы свой смысл, если бы оно заранее предусматривало нереальность содержания. Больше того, выдвигая гипотезу, ученый исходит из возможности ее доказательства. Эту сторону предположения в гипотезе правильно подчеркивал Д. С. Милль, когда он писал: «... условием собственно научной гипотезы является, по-видимому, то, чтобы она не была обречена навсегда оставаться гипотезой, чтобы ее можно было либо доказать, либо опровергнуть сравнением ее с наблюдаемыми фактами».

Таким образом, специфичность предположения в гипотезе заключается в том, что оно выдвигается с целью доказательства истинности его содержания.

Процесс возникновения и становления гипотезы имеет также свои особенности и включает в себя много различных моментов. Гипотеза возникает на определенном фактическом материале, накопление и изучение которого приводит к постановке вопроса о закономерностях развития предмета. Поэтому всякой гипотезе предшествует постановка вопроса.

Гипотеза всегда возникает как один из первых ответов на вопрос. Так, например, изучая явления радиоактивного распада, ученые, проделав множество опытов, обнаружили, что эманация радия превращается в газ — гелий. Этот факт привел к постановке вопроса, не является ли эманация радия тоже химическим эле­ментом. Ответ на этот вопрос породил гипотезу радио­активного распада.

Первоначальный ответ на вопрос не составляет еще гипотезы. Его можно назвать только догадкой. Всякая гипотеза начинается с догадки, но догадка еще не яв­ляется научной гипотезой.

Гипотеза — научно обоснованное предположение, сделанное на основе изученных фактов и познанных за­кономерностей. Догадка же — это предположение, которое сделано без достаточных оснований. Так, например, древняя натурфилософия не имела научных гипотез, но она содержала гениальные догадки. Таким образом, догадка является ступенью к науч­ной гипотезе. Чтобы догадка превратилась в гипотезу, нужно ее обосновать, т. е. установить вероятность, возможность именно такого объяснения интересующего нас круга явлений. Сюда входит также показ преимуществ познавательной ценности данного способа объяснения явлений перед всеми возможными другими. Процесс обоснования догадки и превращение ее в гипотезу вклю­чает в себя самые различные формы умозаключения. Причем, в различных гипотезах и на разных ступенях их развития та или другая форма умозаключения при­обретает большее или меньшее значение.

В вопросе имплицитно (скрыто, неразвернуто) содержится неко­торое, ранее достигнутое, относительно завершенное зна­ние и начало нового, более содержательного утвержде­ния (или отрицания). По самой природе вопрос есть движение, переход от одного завершенного суждения к другому, начало которого положено в вопросе. Поста­новка вопроса «Как возникли планеты солнечной си­стемы?» предполагает знание о том, что они когда-то возникли из определенного рода вещества. Сам этот вопрос содержательнее всех предшествующих суждений, ибо он определяет направление дальнейшего развития нашего знания.

Поскольку вопрос указывает направление развития нашего знания, он играет огромную роль в развитии науки, в становлении научных гипотез. Таким образом, догадка является ступенью к науч­ной гипотезе. Чтобы догадка превратилась в гипотезу, нужно ее обосновать, т. е. установить вероятность, воз­можность именно такого объяснения интересующего нас круга явлений. Сюда входит также показ преимуществ познавательной ценности данного способа объяснения явлений перед всеми возможными другими. Процесс обоснования догадки и превращение ее в гипотезу вклю­чает в себя самые различные формы умозаключения. Причем, в различных гипотезах и на разных ступенях их развития та или другая форма умозаключения при­обретает большее или меньшее значение.

 

НАУЧНАЯ ИДЕЯ. Определения.

Логическая форма синтеза знания, сообщающая не только теоретическую связь знанию об объекте, но и связь теории с практикой, т.е. дающая также знание путей и средств воплощения научных построений в действительность, их практической реализации.

Форма познания и научного исследования, отражающая такую закономерность, которая составляет фундамент определенной научной теории, синтезирующая знание в единую систему, дающая целостное понимание изучаемого предмета и связь с практикой, реализацию данной теории в практической деятельности.

Примеры:

Галилео Галилей, закладывая основы классической механики, опирался на философскую идею единства мира. Такая идея помогла “земными глазами” взглянуть на небо и описать движение небесных тел по аналогии с движением тел на Земле, что в свою очередь подтолкнуло ученых к более тщательному изучению различных форм механического движения, в результате чего были открыты классические законы механики.

 

Философская идея материального единства мира питала многие экспериментальные исследования и способствовала накоплению новых естественнонаучных фактов. Так, например, известный датский физик X. Эрстед, размышляя о связи между разными по физической природе явлениями - теплотой, светом, электричеством и магнетизмом, - в результате экспериментальных исследований открыл магнитное действие электрического тока. Фарадей.

Идея дискретности вещества в химии и философская атомистика.

Идея несотворимости и неуничтожимости материального движения в философии физике.

Закон науки – это отражение в логике понятий объективной, причинной, необходимой зависимости между явлениями.

 

Научная теория – это логическая форма целостного, систематически развиваемого знания о существенных связях и закономерностях действительности, обосновывающая и программирующая практическую деятельность людей.

Высшая форма обобщения и развития научного знания, имеющая систематизированную логическую форму, дающая понимание объекта в его сущности, закономерности, необходимости, выражающая цель и метод его практического преобразования – это теория.

 

Научный принцип – это логическая форма познания, отражающая свой объект в его универсальных взаимосвязях и закономерностях.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Меры безопасности и охрана окружающей среды | Классификация фактографических автоматизированных систем

Date: 2016-05-25; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию