Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительная информация. Рэчмен (Rachman, 1997), хотя и не употребляет термин «гиперпер-сонализация», пришел к выводу о том, что обсессивные клиенты придают своим мыслям огромное
Рэчмен (Rachman, 1997), хотя и не употребляет термин «гиперпер-сонализация», пришел к выводу о том, что обсессивные клиенты придают своим мыслям огромное личное значение. Они верят, что их мысли жизненно важны, чрезвычайно значимы и очень влиятельны. Деперсонализация и диссоциация обсуждаются в контексте множественной личности Уоткинсом (Watkins, 1976, 1978; Watkins & Watkins, 1980, 1981). Определение причинности как гипер-, так и деперсонализированными клиентами исследовалось Sober-Ain and Kidd (1984) и Taylor and Fiske (1975). McGinn (1996) применяют деперсонализацию и диссоциацию в схема-центрированной терапии для обучения клиентов дистанцированию от своих деструктивных «схем» (Young, 1992, 1994; Young & Rygh, 1994). ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Принципы
В предыдущем разделе мы раскрыли понятия гипер- и. деперсонализации. Родственное им понятие имеет отношение к тому, каким образом клиенты воспринимают события своей жизни. Можно говорить о том, что любое событие имеет как «приватное», так и «публичное» значение. Личная значимость связана с интенсивностью эмоций, которые клиенты испытывают во время происходящего события, они в этом субъективны. Общественное значение — это внешнее толкование события, с точки зрения наблюдателей. Различие между ними можно сравнить с разницей между нашей реакцией на внезапный ушиб собственного пальца молотком и реакцией на то, что мы увидели, как кто-то стал жертвой того же несчастья. Единственный способ устранить из мыслей клиента сильный эмоциональный компонент, который приводит к предубежденному восприятию, — это помочь ему научиться деперсонализировать свои убеждения. Чтобы добиться в этой технике успеха, необходима длительная и упорная практика. Альтернативная техника предполагает обучение клиента сдвигаться с частной перспективы на общественную во взгляде на любое событие, которое заставляет его страдать.
Метод
1. Научите клиента делать различие между воспринимаемым событием и его мыслями об этом событии. 2. Помогите клиенту посмотреть на событие с позиций общественной и личной значимости. Общественное значение может быть увидено, если клиент потренируется воспринимать ситуацию с точки зрения других людей. Событие должно быть объективировано. Напомните клиенту, что у них уже есть общественный взгляд, так как в течение всей своей жизни они могли наблюдать за другими в тысяче различных ситуаций. Терапевт помогает клиенту перенести свое восприятие других людей на себя. 3. Для того чтобы перевести значение событий из разряда личного в публичное, клиент должен научиться отстранять от собственного восприятия следующее: эмоциональные переменные, интенсивное самонаблюдение и определенные метафизические предположения. Очевидно, что это невозможно осуществить в полной мере, но чем больше клиенты смогут к этому приблизиться, тем более объективным будет их взгляд на происходящее. 4. После того как понятие общественного значения было раскрыто клиенту, помогите ему составить список основных ситуаций, с которыми он сталкивался, а также публичных и личных значений для каждой из них. 5. Сначала клиентам нужно будет проинтерпретировать событие с позиций общественности, после того как они автоматически восприняли его с личной точки зрения. По мере постепенного развития клиенты смогут все больше и больше приближать объективный взгляд на событие ко времени его совершения и в конце концов замещать персональное восприятие публичным во время самого события. Пример 1 Событие: приступ тревоги. Персональное значение: «Я умру». Публичное значение: адреналин и другие вещества выбрасываются в кровяное русло. Событие: критика другим человеком. Персональное значение: «Я, должно быть, сделал что-то неправильно. Я неполноценен». Публичное значение: «Некто выражает свое несогласие с тем, что я сделал. Причины этого неизвестны». Событие: неудача в деловом проекте. Персональное значение: «Я некомпетентен, я неудачник, я спускаюсь вниз по лестнице успеха». Публичное значение: «Планирование и подготовка были недостаточно эффективными». Событие: нехватка аргументов. Персональное значение: «Я слабак, балабол и зануда». Практикум по когнитивной терапии Публичное значение: «Он знал по этому вопросу больше меня и, может быть, более опытен в ведении споров». Событие: мало друзей. Персональное значение: «В сущности, полюбить меня невозможно». Публичное значение: «Я не пытаюсь заводить друзей и обхожусь с людьми не очень ласково». Событие: неудачи в спорте. Персональное значение: «Я нестоящий мужчина». Публичное значение: «У меня недостаточно рефлексов, тренировки, практики». Событие: стала на семь килограммов тяжелее, чем была в 17 лет. Персональное значение: «Я забыла о самодисциплине». Публичное значение: «У 37-летней женщины и подростка процессы метаболизма неодинаковы». Пример 2
Личное значение страха — такое восприятие мира, когда кажется, что должно произойти что-то страшное и этого нужно избежать во что бы то ни стало. Общественное, объективное значение заключается в том, что реальная опасность может присутствовать, а может и не присутствовать, и необходимо посмотреть на ситуацию и определить, действительно ли она существует. Клиенты, нуждающиеся в руководстве, чтобы взглянуть на опасность не с субъективной, а с общественной перспективы, могут воспользоваться следующими пятью принципами. В целом, страх объективен, если: 1. Существует настоящая опасность для личности, которая может нанести реальный ущерб. Неразумно бояться чудовищ под кроватью, поскольку они не существуют, а то, что не существует, не может принести нам вреда. Некоторые клиенты боятся ведьм и колдунов. 2. Уровень страха равен уровню возможного ущерба. Неоправданным будет страх посадить небольшую занозу на пятке, поскольку он перевешивает потенциальную опасность. Некоторые клиенты боятся повести себя нескромно на людях. 3. Страх соответствует вероятности того, что неприятность произойдет. Если человек боится, что его убьет метеор, то его страх будет иррациональным, потому что вероятность этого события слишком мала. Некоторые клиенты заметно боятся таких маловероятных событий, как авиакатастрофы, хотя абсолютно очевидно, чточастота автомобильных аварий значительно выше. 4. Опасность может контролироваться. Боязнь того, что солнце превратится в суперновую звезду, бессмысленна, потому что событие выходит за пределы человеческого контроля. Многие клиенты опасаются того, что у них может быть скрытая наследственная болезнь. 5. Страх полезен в том случае, если проявляется в ситуации, где он будет держать человека в состоянии боевой готовности перед лицом опасности, которой можно избежать. Бдительность по поводу получения «нервного срыва» никоим образом не снижает вероятность этого.
Комментарий
Немногие клиенты способны освоить эту технику. Все мы склонны застревать на собственных взглядах на событие, и наши эмоции клокочут. Клиенты, которые в состоянии овладеть методикой, приобретают великолепный инструмент для рассеивания паники, нейтрализации скорби, погашения гнева. Date: 2016-05-25; view: 419; Нарушение авторских прав |