Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная информация. Многочисленные исследования по социальной психологии подтверж­дают важность первоначальных убеждений субъекта (Fishbein & Ajzen





 

Многочисленные исследования по социальной психологии подтверж­дают важность первоначальных убеждений субъекта (Fishbein & Ajzen, 1975; Hovland & Janis, 1959; Miller & Campbell, 1959; Petty & Cacioppo, 1981). С этим связано понятие «гипотезы первенства», которое означает, что первоочередные когниции клиента могут обладать столь большой властью, что начинают предопределять другие процессы — эмоциональ­ные, когнитивные, поведенческие (Haaga, Dyck & Ernst, 1991; Beck, 1996).

РАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

 

Принципы

 

Подобно многим другим терапевтическим методам, оспари­вание иррациональных убеждений решает одну проблему и од­новременно создает другую. Успешное оспаривание ослабляет иррациональную мысль, но также вынуждает клиента концент­рироваться на ней. Фокусирование на иррациональной идее при­водит к негативным эмоциям, так что оспаривание в результате имеет обратное действие на погашение отрицательных эмоций, которые возникают в процессе контраргументации. Опроверже­ние должно быть нацелено как на мысль, так и на эмоции, кото­рые она вызывает. Для этого необходимы особенно сильные ар­гументы, поскольку негативные эмоции имеют тенденцию уси­ливать иррациональные убеждения.

Наиболее действенный тип оспаривания заключается в том, чтобы клиент смог избежать иррациональных мыслей, таким образом, отпадает необходимость работы с отрицательными эмо­циями, которые они порождают. Техника рациональных убеж­дений именно это и делает. Клиент, как только ему предъявляют­ся внешние стимулы, должен мысленно представлять реалистич­ное убеждение. При таком подходе клиент не должен оспаривать иррациональную идею, вместо этого он концентрируется на ра­циональном мышлении.

 

 

Метод

 

1. Составьте список ситуаций, в которых клиент расстраивает­ся. Это могут быть конкретные ситуации из прошлого или настоящего или общие жизненные ситуации, с которыми клиент чаще всего сталкивается.

2. Подготовьте рациональные убеждения или самовнушения, которые клиент в этих ситуациях сможет использовать. Эти убеждения должны преувеличивать положительные либо от­рицательные стороны ситуации, но должны основываться на объективном взгляде на происходящее. Потратьте время на то, чтобы найти для ситуации наиболее здравомыслящие ин­терпретации.

3. На одной стороне карточки 10 х 15 см запишите пусковые стимулы к каждой ситуации. На другой ее стороне — полное описание рационального восприятия, которого клиент хочет

достичь.

4. В течение как минимум шести недель по несколько раз в день клиент должен представлять себя в одной из ситуаций как можно отчетливее.

5. Когда визуализация будет достаточно ясной, клиент должен представить рациональную мысль и также сделать ее отчет­ливой.

6. Клиент должен выполнять это упражнение до тех пор, пока он не начнет рефлекторно воспроизводить рациональное убежде­ние каждый раз, как воображает событие.

7. Если иррациональные мысли внедряются в сознание клиен­та, он в тот же момент должен использовать «остановку мыс­ли» (Wolpe, 1969) и снова попробовать воспроизвести рацио­нальное убеждение.

Пример

 

Ниже приводятся примеры наиболее распространенных ситуа­ций и тех рациональных суждений, которые могут в них использо­ваться.

Ситуация: боязнь встречаться с незнакомцами. Рациональное убеждение: «У меня появилась возможность встретиться с новыми и интересными людьми».

Ситуация: чувство вины за сексуальные сны. Рациональное убеждение: «Сексуальные сны могут быть забав­ными».

Ситуация: совершение ошибки.

Рациональное убеждение: «Теперь у меня появился шанс на­учиться чему-то новому».

Ситуация: отказ друга.

Рациональное убеждение: «Это неприятно, но не смертельно».

Практикум по когнитивной терапии

Ситуация: несправедливое отношение.

Рациональное убеждение: «Я мог настоять на справедливом отношении».

Ситуация: страх публичного выступления. Рациональное убеждение: «Я имею возможность проявить себя и высказать свое мнение».

Ситуация: тревожность.

Рациональное убеждение: «Тревога малоприятна, но не опасна». Ситуация: чувство неполноценности.

Рациональное убеждение: «В некоторых вещах я действительно отстаю. В других — нет».

Ситуация: страх.

Рациональное убеждение: «Страх — это просто химические про­цессы, происходящие в моем организме».

Ситуация: критика.

Рациональное убеждение: «Если те, кто меня критикует, правы, я чему-то научусь, если же они несправедливы, я могу это проигно­рировать».

 

 

Комментарий

 

Рациональные убеждения — это не обязательно самое пози­тивное восприятие ситуации, но наиболее реалистичное. В боль­шинстве случаев терапевту нужно тщательно исследовать си­туацию, чтобы определить наиболее разумную точку зрения.







Date: 2016-05-25; view: 372; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию