Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительная информация. Жизненные ориентиры некоторое время были важным понятием в психологии
Жизненные ориентиры некоторое время были важным понятием в психологии. Обзор работ более ранних теоретиков, таких, как Берн (Berne, 1961, 1964), Эриксон (Erickson, 1982) и Росси (Erickson & Rossi, 1981), вы найдете у Csikszenmihalyi and Beattie (1979). Более поздние, какие мы смогли найти, работы раскрывают, что жизненные ориентиры и персональные схемы могут формироваться при разрешении различных жизненных кризисов, с которыми всем приходится сталкиваться: Guidano (1991), Freeman (1993, 1994), Freeman, Simon, Beutler, and Arkowitz (1989). Одним из главных разработчиков принципов жизненных ориентиров является Джеффри Юнг. Он назвал их схемами и создал терапию, концентрирующуюся главным образом на этих схемах, — схема-центрированную терапию. Его подход еще более детализирует область влияния и факторы развития схем. Лучше обратиться непосредственно к его работам (Bricker, Young, & Flanagan, 1993; McGinn & Young, 1996; Young, 1992, 1994; Young, Beck & Weinberger, 1993; Young, & Rygh, 1994). КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ
Принципы
Когниции напоминают элементы мозаики. Отдельные кусочки, хоть и важны, не показывают картинку целиком. Мы видим композиции наших клиентов, только когда сложим все части вместе. Клиенты больше реагируют на истории и общие темы, а не на составляющие их части.
Метод 1. Составьте из списка основных идей вашего клиента когнитивную карту. Вы можете сделать это, взяв каждую мысль из списка и сопоставив ее со всеми остальными мыслями. Спросите себя и своего клиента: «Чем похожи эти мысли? В чем они разные? Какая мысль идет сначала, а какая следует за ней?» Например, если в списке есть мысль: «Я скверный человек» и «Мне нужно быть совершенным», то они определяются как связанные. Попытки стать совершенным могут быть компенсацией чувства неполноценности. Чувство своей неполноценности может быть результатом неосуществленных перфекционистских стандартов. 2. Зафиксируйте отношения между мыслями с помощью графика или когнитивной карты (рис. 3.3 и 3.4). 3. Через сеанс просмотрите карту и внесите все предложенные изменения. Объясняя принципы, можете использовать иллюстрации и пояснения, приведенные на рис. 3.2. Рис. 3.2. Куб Неккера (Bradly & Petry, 1977) Этот рисунок отображает принцип действия когнитивной карты. Каждая точка представляет собой отдельную мысль, а сочетание восьми из них образуют поверхностный паттерн. Так или иначе, но при более внимательном рассмотрении виден и основной — это куб. Когнитивная карта — это не отдельные точки и не поверхностный паттерн, а тот, что лежит в их основе и образован ими, куб. Увидев его однажды, потом мы больше реагируем на куб, а не на точки. Точно так же мы больше внимания уделяем общему паттерну убеждений, а не каждому из них по отдельности. Пример
У людей с разными эмоциональными проблемами разными будут и когнитивные карты. На основе широких исследований всевозможных проблем клиентов когнитивно-реструктурирующие терапевты составили карту, изображенную на рис. 3.3. Этот тип когнитивной карты четко демонстрирует, почему клиент испытывает приступы паники. Многие клиенты выросли, будучи излишне оберегаемыми. Они научились думать, что мир опасен, а они слишком слабы и беспомощны, чтобы самим о себе позаботиться. В виде компенсации они пытаются все контролировать — и внешнюю среду, и свои внутренние чувства, — только тогда, как им кажется, они будут в безопасности. Это не срабатывает, так как они не способны контролировать все и у них начинается приступ паники. Каждый раз, сталкиваясь с ситуацией, в которой они не чувствуют полной подконтрольности, едут ли они пассажирами в чьей-либо машине или сидят на первом ряду в церкви, или испытывают сильные эмоции, такие, как удовольствие, гнев или грусть, их охватывает паника. Чем больше они пытаются справиться со своим страхом, тем больше они боятся. Их когнитивная карта образует порочный круг. Другие клиенты с проблемами иного рода обладают и другими когнитивными картами. Зависимые от каких-либо химических веществ клиенты часто обнаруживают паттерн, схожий с изображенным на рис. 3.4. В сердцевине своей когнитивной карты аддикты отрицают существование проблем с наркотическими веществами. Распространяясь кнаружи от этой основы, их убеждения становятся парадоксальными, они верят, что могут контролировать свое злоупотребление («Я в состоянии остановиться после пары кружек пива») и одновременно в то, что они не несут за это никакой ответственности («Мое дурное детство заставляет меня нюхать кокаин»).
Комментарий
Существует еще много других типов когнитивных карт. Они есть для каждой из сотни психологических проблем, и у каждого человека — своя вариация. Для терапевта очень важно точно составить карту ключевых компонентов для каждой когниции клиента. Date: 2016-05-25; view: 334; Нарушение авторских прав |