Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительная информация. Мартин Селигман создал понятие объяснительного стиля и развил его в концепцию терапевтического вмешательства (Buchanan & Seligman
Мартин Селигман создал понятие объяснительного стиля и развил его в концепцию терапевтического вмешательства (Buchanan & Seligman, 1995; Petersen, Maier, & Seligman, 1995; Seligman, 1975, 1994, 1996; Seligman & Johnson, 1973). Боббит иллюстрирует, что объяснительный стиль зависит скорее от состояния, чем от личностных черт (Bobbit, 1989). Глава 3 ГРУППЫ УБЕЖДЕНИЙ
С самого своего зарождения когнитивная терапия называлась когнитивно-бихевиоральной, а под В понимались индивидуальные скрытые стимулы, вызывающие эмоциональные и поведенческие реакции. Опираясь на бихевиоральные корни терапии, ее теоретики рассматривали когниции либо как условные стимулы, связанные с эмоциональными реакциями (как в классической парадигме), либо как стимулы различительные, связанные с поведением и подкреплением (как в оперант- ной теории). Сегодня мало слышно об этой теории, когниции представляются больше как группы, гештальт-паттерны, схемы и способы организации мыслей, чем как индивидуальные пусковые механизмы. В центре современной когнитивной терапии — общая организация когниции клиента, а не просто сумма не связанных между собой данных. Акцент теперь делается на творческом преобразовании клиентами данных, на том, как они собирают сырую перцептивную и мнемическую информацию, вылепляют из нее замысловатые паттерны, рассказы и истории и как они создают свой собственный понятийный мир. Существует множество методов исследования когнитивных паттернов, но в этой главе обсуждаются те, которые мы нашли наиболее полезными.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ Принципы
В основе большей части эмоциональных проблем лежит зачастую одна центральная идея. Это тот краеугольный камень, который держит все остальные убеждения. Эти центральные установки могут касаться многих психологических проблем клиента. Всего лишь несколько ключевых установок могут стать причиной всех его неприятностей. Терапевты уже знают, что убеждения клиентов образуют множество слоев. Существуют поверхностные убеждения и убеждения, лежащие под ними. Эти когниции связаны между собой психологически. Терапевт может пояснить это клиенту, нарисовав перевернутую пирамиду, изображенную на рис. 3.1. Рис. 3.1. Перевернутая пирамида
Наверху у пирамиды находятся поверхностные мысли — убеждения, которые клиенты осознают и открывают другим. Если спросить клиентов, о чем они сейчас думают, то обычно они выбирают одну из этих поверхностных идей. Внизу у пирамиды — центральные принципы, или центральные убеждения. Они не видны с первого взгляда ни клиенту, ни другим, и для того чтобы их обнаружить, необходима терапевтическая работа. Эти убеждения не обязательно бессознательные, и не всегда верно то, что клиенты боятся открыть их (это справедливо лишь для малой доли представлений клиентов, хотя терапевты психодинамической ориентации оспорили бы это). Однако центральные идеи клиентов настолько фундаментальны и основополага-ющи, что клиенты могут просто не иметь представления об обладании ими. Это аналогично рыбе, которая не знает о воде, так как прожила в ней всю свою жизнь и никогда не выбиралась из нее. Она не знает, что вода существует. Так же и клиенты, которые всегда жили со своим коренным, центральным убеждением и не осознавали его присутствия.
Метод
Для всей последующей работы очень важно найти центральные убеждения клиента. Когнитивная терапия эффективна, только когда терапевт работает над верными центральными убеждениями. 1. Пусть ваши клиенты расслабятся на пять минут. Переведите их внимание с внешних событий на внутренние. 2. Обратите их внимание на А. Пусть они как можно более ясно представят волнующую их ситуацию. Пусть они используют все свои ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические), чтобы как можно живее вообразить А. 3. Когда у них получится представить в уме А, переведите их фокус на Се, их эмоции. Какие эмоции у них возникают, когда они представляют А? Попросите клиентов не придумывать эмоцию, пусть она сама как-нибудь появится. Дайте им возможность прочувствовать ее. 4. Теперь попросите клиентов сосредоточиться на своих мыслях. Спросите их: «Что вы говорите себе прямо сейчас об А такого, что это приводит вас к эмоции С? Пусть это будут первые возникшие у вас в уме мысли». Если необходимо, прервитесь ненадолго и запишите,эти убеждения, затем вернитесь к мысленной концентрации. (На этом этапе вы знакомитесь с поверхностными убеждениями клиентов.) 5. Держите в уме их убеждение и задайте вопрос типа: «И что из того, что?.,» или «Почему это так важно, чтобы?..» Продолжайте задавать один и тот же вопрос, пока вы не найдете ключевой ответ. Очень важно выслушать ответы клиентов и подождать, пока мысли не возникнут в их воображении. (Вы можете найти полезным записать весь процесс, чтобы облегчить себе анализ ответов клиентов.) Пример
Один наш клиент, бизнесмен, очень боялся выступать перед огромными аудиториями профессионалов. Мы прошли по всем ступеням, чтобы помочь ему найти свое центральное В. 1. Мы попросили клиента откинуться в кресле, расслабиться и перевести внимание внутрь себя. 2. Клиент представил, что он стоит на кафедре в лекционном зале, набитом специалистами, смотрящими очень внимательно на него. Он слышит, как они перешептываются, чувствует запах готовящегося кофе, осознает, каково это — положить свои руки на кафедру и слышать потрескивание акустической системы. 3. Он прислушивается к себе и замечает напряжение и стесненность в своей груди. Ему страшно. 4. Когда он сфокусировался на своих мыслях, первой, что пришла в его голову, была: «Им может не понравиться мое выступление». 5. Затем мы провели следующий диалог. ВОПРОС: И что из того, что им не понравится ваша речь? ОТВЕТ: Тогда они не будут уважать меня. ВОПРОС: Какое это имеет значение, что они не будут уважать вас? ОТВЕТ: Мне будет плохо, если они не будут меня уважать. ВОПРОС: Почему вам будет плохо? ОТВЕТ: Чтобы мне не было плохо, мне нужно всем нравиться. ВОПРОС: Почему вам нужно всем нравиться? ОТВЕТ: Потому что я сам себе не нравлюсь, и мне необходимо поддерживать себя позитивными впечатлениями обо мне других людей. «Я сам себе не нравлюсь» оказалось центральной идеей. Чтобы избавить его от страха перед публичными выступлениями, мы адресовались к этому его убеждению.
Комментарий
У клиентов обычно бывает серия центральных идей и, соответственно, серия перевернутых пирамид. В любой данной ситуации АС могут активизироваться несколько пирамид, вызывая отличные эмоциональные и поведенческие реакции. Работая над изменением убеждений, лучше не начинать сразу с центрального. Оно слишком отдалено от непосредственно воспринимаемых и клиентом обычно не осознается. Оно больше связано с интегральной сетью остальных центральных идей, поэтому извлечь его из этой запутанной сети очень трудно. Обычно когнитивные терапевты начинают работу с пирамидой с ее поверхности, затрагивая центральные идеи только тогда, когда клиент научился обращаться с поверхностными. Date: 2016-05-25; view: 406; Нарушение авторских прав |