Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитанность и интеллигентность как показатель высокого уровня культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Большое внимание Лихачев также уделяет теме воспитанности и интеллегентности в обществе. Согласимся с теми убеждениями, что, во-первых, эгоисту следует помнить, что общество отвергает подобных людей, несмотря на их достоинства и заслуги, способности и знания. Никакие знания, даже академические, не помогут, если человек не научится извлекать из них нравственный урок уважения к окружающему нас миру. Неслучайно А. Сент-Экзюпери сказал: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Образование, на мой взгляд, подразумевает только интеллектуальный багаж человека, определенный объем сведений, добытый серьезным трудом. Но не каждый образованный человек – интеллигент. В современном толковом словаре Ефремовой это понятие объясняется так: «Интеллигент – человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления». Другими словами, знание должно действовать воспитательно, развивать чувства и эмоциональную культуру. Невоспитанный ребенок, равнодушный к правилам нравственного поведения, – это потенциальный эгоист, не умеющий думать о других. Доказательством этой мысли может служить размещенный в социальной сети Интернета в феврале нынешнего года видеоролик: подростки встретили на улице 91-летнего ветерана и попросили рассказать о войне. Пожилой человек увлекся воспоминаниями и не замечал, что происходит за его спиной. А за спиной 15-летняя школьница всячески глумилась над стариком: передразнивала, пыталась пнуть, имитировала непристойные движения. А ведь Михаил Чебыкин прошел всю войну: участвовал в боях за Москву, в битве на Курской дуге и освобождал от фашистов Европу. На его кителе нет свободного места – весь в орденах и медалях. Но что ей до этого? И что нам до уровня ее образованности? По счастью, общественное возмущение поведением школьницы было так велико, что строгие меры были приняты не только в отношении девушки, но и плохо воспитавших ее родителей, педагогов и администрации учебного заведения. Поднятая Д.С. Лихачевым нравственная проблема не раз являлась предметом обсуждения в СМИ, объектом исследования в художественных и публицистических произведениях. Размышляя о проблеме бережного отношения людей друг к другу, автор предлагает читателю проявлять душевную чуткость, тактичность и внимательность не только в речи, но и в поведении, манерах. Во-вторых, человек воспитанный наследует опыт отцов, дедов, прадедов и должен передать следующему поколению национальную культуру, нравственные заповеди, образ мыслей. То есть то, что мы сейчас называем менталитетом. Нельзя отвергать традиции, формировавшиеся веками. Нельзя отмахнуться от исторического прошлого и, безжалостно вычеркнув его из памяти, строить новую реальность, воспитывая молодежь на сомнительных образцах. Как уверенно заявлял герой И.С. Тургенева Евгений Базаров в начале романа «Отцы и дети»: "Воспитание? - Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например... А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня". И.С. Тургенев проведет своего героя через испытание любовью, и мы, читатели, убедимся вместе с Базаровым, что не все в этой жизни зависит от субъективных желаний человека. Д.С. Лихачев отмечает, что «хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее». Литературовед объясняет это тем, что приобретение хороших манер было вызвано заботой о свободе личности, стремлением к тому, «чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо». Это касается соблюдения этикета за столом, сдержанности в одежде, манерах, речи. Автор приводит пример того, как мужчины, считающие себя воспитанными и публично демонстрирующими вежливость по отношению к незнакомым людям (пропускают вперед незнакомых женщин в автобусе, открывают им двери), дома становятся раздражительными и невнимательными. Близкие этих «джентльменов» подчас страдают от шуток, ранящих самолюбие, громкого смеха, музыки, когда требуется тишина, а самое главное – от полного нежелания считаться с привычками и характером домашних. Д.С. Лихачев убедительно доказывает, что подобное поведение выявляет суть человека. И позиция автора текста очевидна: «воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам…». Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Этими вопросами задаются многие, в том числе автор текста Д.С. Лихачев. Обобщая сказанное, напомним, что мы живем в обществе и должны подчиняться определенным законам и правилам поведения, которые регулируют наши отношения. Внимание и уважение к другим – это уровень нашей воспитанности, гарантия такого же отношения к себе. Согласимся с точкой зрения автора: человек не должен быть эгоистом, забывающим о тех, кто рядом. Прочитаем коллаж из писем Дмитрия Сергеевича: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит постепенно обогащаться духовно.[4] Лишите человека его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет человек... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Человеческая культура в целом обладает памятью. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность».[5] Ученый не убежден в том, что интеллигенцию следует считать социальной группой, слишком она разнородна. Интеллигентами могут быть дворяне, люди литературы и искусства, ученые и др. Интеллигентностью способны обладать рабочие или, к примеру, поморские рыбаки. Вместе с тем ему очевидно, что при всем «ассоциативно-эмоциональном содержании» этого понятия – интеллигенции присущи вполне конкретные общие черты. Из принятого в советское время определения не вызывало возражений, что интеллигент – это образованный человек, обладающий большой внутренней культурой. Но дальше выделялись черты, неведомые официальной советской науке. В первую очередь это – свобода, понимаемая как «независимость мысли при европейском образовании» Особое отвращение к деспотизму как специфическая черта русской интеллигенции:[6]
Свобода для интеллигента – это нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.
Лихачев считает, что она в целом выдержала испытание смутными временами, несмотря на жесточайшие преследования. Чем сильнее было сопротивление интеллигенции, тем ожесточеннее действовали против нее.
Читая лихачевские описания этого геноцида, невольно приходишь к сравнению с гонениями на христиан. Принципиальное отличие, пожалуй, в одном. Верующие в Христа были носителями хотя и сформировавшихся на огромном духовно-историческом материале (включавшем римскую философию), но все же новых и потому чуждых их противникам взглядов. Интеллигенты же отстаивали хорошо известные ценности, выработанные в ходе всего развития человечества.
Интеллигент – это образованный человек с обостренным чувством совестливости, обладающий к тому же интеллектуальной независимостью. Заключение Человек без духовной жизни не существует. От качества, от содержания, направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он не открылся другим, всё равно, это будет только малая часть той многогранности, что находится в нём.
Лихачев изучает культуру, а не только историю культуры. Принципиально, что его взгляд на любые рассматриваемые им явления предполагает изучение и оценку их в контексте культуры. Другое дело, что при этом его взгляд многомерен. И временная, историческая плоскость анализа — лишь одна из многих. По мысли Лихачева, интеллигенция – это одна из вершин развития европейской христианской духовной традиции, явление, сформировавшееся на российской почве закономерным образом. Формирование подобного слоя людей может быть расценено как высочайшее гуманитарное достижение России, своего рода торжество человеческого духа, лежащее в русле европейского культурного течения. И совершенно не случайно этот особый в ряде отношений высший «продукт» европейской и (шире) мировой культуры появился, получил развитие именно в Петербурге. Культура – сад благоуханный, где лучшие плоды творений человеческих, но сад этот требует ухода: заботливо поддерживать каждый росток добра и не допускать сорнякам беспрепятственно разрастаться. Необходимо постоянно вести борьбу против роста бурьяна в своем сознании. При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их. Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду.
Список источников 1. Гусейнов А. А. О культурологии Д. С. Лихачева // Гусейнов А. А., Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева. С. 25. 2. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 3. Конрад Н. И. О смысле истории // Конрад Н. И. Запад и Восток: ст. М.: Гл. ред. восточ. лит., 1972. С. 485. 4. См.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979. 5. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006. С. 350. 6. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда. С. 349. 7. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 319. 8. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда. С. 354-355. 9. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка. С. 324. 10. Лихачев Д. С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 331. 11. Лихачев Д. С. Русская культура Нового времени и Древняя Русь // Там же. С. 178. 12. Лихачев Д. С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы. С. 45. 13. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 384. 14. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993; Тойнби А. Исследование истории. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Изд-во Олега Абышко, 2006.
[1] Гусейнов А. А. О культурологии Д. С. Лихачева // Гусейнов А. А., Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева. С. 25.
[2] Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006. С. 350.
[3] Лихачев Д. С. Культура как целостная среда. С. 354-355 [4] Лихачев Д. С. Русская культура Нового времени и Древняя Русь // Там же. С. 178.
[5] Лихачев Д. С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 331.
[6] Лихачев Д. С. О русской интеллигенции // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 384.
Date: 2016-05-25; view: 1296; Нарушение авторских прав |