Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Культура как духовная сфера человека





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема: Д.С.ЛИХАЧЕВ: КУЛЬТУРА КАК ДУХОВНАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕКА

Студент(ка) ___ курса

Заочного факультета

Специальность____________

_________________________

_________________________ (ФИО)

Санкт-Петербург

20… год

_____________________________________________________________________________________________

Регистр.№______________ «_____»___________20__г.

дата поступления работы в Университет

ОЦЕНКА________________________ «_____»__________20__г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________

подпись фамилия четко

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

( линия отреза )

Студент (ка)____ курса ________________________________________________________

(Ф.И.О.)

заочного факультета специальность____________________________________________

дисциплина__________________________________________________________________

тема_______________________________________________________________________

Регистр.№______________ «_____»___________20__г.

дата поступления работы в Университет

ОЦЕНКА________________________ «_____»__________20__г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________

подпись фамилия четко

 

 


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Культура как духовная сфера человека. 5

1.1.Понятия «культура» и «духовность». 5

1.2. Воспитанность и интеллигентность как показатель высокого уровня культуры 8

 

Заключение. 14

Список источников. 16

 

 

Введение

Актуальность исследования. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни. Для его нравственной самодисциплины и социальности. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.

Лихачев писал: «У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, – иногда, даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование... Вот и получается зачастую так, что явления, которые мы относим к «культуре», рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театра, свои у писательских организаций, свои у филармоний и музеев и т.д.

Между тем культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

Таким образом, тема данного исследования имеет большое практическое значение.

Цель исследования: Выявить влияние культурной развитости на духовную сферу человека на основе работ Д.С.Лихачева

Задачи исследования: Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Раскрыть понятия «культура» и «духовность»

2. Выявить роль воспитанности в становлении культурной личности

3. Рассмотреть основополагающие принципы Д.С.Лихачева касательных вопросов культуры и духовной сферы личности

 

Глава 1. Культура как духовная сфера человека

1.1. Понятия «культура» и «духовность».

Латинское слово «cultura» вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже-универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" – словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному".[1]


"Культура" как термин – определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

"Культура" как понятие – употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.

Субъект культуры – человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

"Культура" как категория – созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура – это семиаспектное понятие, потому как культура это и – результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.

И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры – природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.

Д.С.Лихачев определяет культуру как то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации.

Сегодня много говорится о единстве различных «пространств» и «полей». В десятках газетных и журнальных статей, в теле- и радиопередачах обсуждаются вопросы, касающиеся единства экономического, политического, информационного и иных пространств. Д.С.Лихачева же занимает прежде всего проблема пространства культурного. Под пространством он понимает в данном случае не просто определенную географическую территорию, а прежде всего пространство среды, имеющее не только протяженность, но и глубину. [2]

Одной из основных мыслей Д.С.Лихачева является то, что у нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, – иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование... Вот и получается зачастую так, что явления, которые мы относим к «культуре», рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театра, свои у писательских организаций, свои у филармоний и музеев и т.д.

Между тем, культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями.[3]

Духовность – свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность – это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

 

 







Date: 2016-05-25; view: 1019; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию