Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Культура как духовная сфера человекаСтр 1 из 2Следующая ⇒
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Тема: Д.С.ЛИХАЧЕВ: КУЛЬТУРА КАК ДУХОВНАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕКА Студент(ка) ___ курса Заочного факультета Специальность____________ _________________________ _________________________ (ФИО) Санкт-Петербург 20… год _____________________________________________________________________________________________ Регистр.№______________ «_____»___________20__г. дата поступления работы в Университет ОЦЕНКА________________________ «_____»__________20__г. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________ подпись фамилия четко _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( линия отреза ) Студент (ка)____ курса ________________________________________________________ (Ф.И.О.) заочного факультета специальность____________________________________________ дисциплина__________________________________________________________________ тема_______________________________________________________________________ Регистр.№______________ «_____»___________20__г. дата поступления работы в Университет ОЦЕНКА________________________ «_____»__________20__г. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________ подпись фамилия четко
Оглавление Введение. 3 Глава 1. Культура как духовная сфера человека. 5 1.1.Понятия «культура» и «духовность». 5 1.2. Воспитанность и интеллигентность как показатель высокого уровня культуры 8
Заключение. 14 Список источников. 16
Введение Актуальность исследования. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни. Для его нравственной самодисциплины и социальности. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила. Лихачев писал: «У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, – иногда, даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование... Вот и получается зачастую так, что явления, которые мы относим к «культуре», рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театра, свои у писательских организаций, свои у филармоний и музеев и т.д. Между тем культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». Таким образом, тема данного исследования имеет большое практическое значение. Цель исследования: Выявить влияние культурной развитости на духовную сферу человека на основе работ Д.С.Лихачева Задачи исследования: Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах: 1. Раскрыть понятия «культура» и «духовность» 2. Выявить роль воспитанности в становлении культурной личности 3. Рассмотреть основополагающие принципы Д.С.Лихачева касательных вопросов культуры и духовной сферы личности
Глава 1. Культура как духовная сфера человека 1.1. Понятия «культура» и «духовность». Латинское слово «cultura» вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже-универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" – словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному".[1] "Культура" как термин – определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. "Культура" как понятие – употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. Субъект культуры – человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. "Культура" как категория – созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура – это семиаспектное понятие, потому как культура это и – результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система. И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры – природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру. Д.С.Лихачев определяет культуру как то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Сегодня много говорится о единстве различных «пространств» и «полей». В десятках газетных и журнальных статей, в теле- и радиопередачах обсуждаются вопросы, касающиеся единства экономического, политического, информационного и иных пространств. Д.С.Лихачева же занимает прежде всего проблема пространства культурного. Под пространством он понимает в данном случае не просто определенную географическую территорию, а прежде всего пространство среды, имеющее не только протяженность, но и глубину. [2] Одной из основных мыслей Д.С.Лихачева является то, что у нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, – иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование... Вот и получается зачастую так, что явления, которые мы относим к «культуре», рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театра, свои у писательских организаций, свои у филармоний и музеев и т.д. Между тем, культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями.[3] Духовность – свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность – это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.
Date: 2016-05-25; view: 1019; Нарушение авторских прав |