Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика относится к отраслевой социологии





Таблица 2

Предмет социологии журналистики

Структура и деятельность субъектов функционирования СМИ Издающие, руководящие, финансирующие СМИ структуры, социальные институты Органы массовой информации, редакции, журналисты Аудитория
Субъект деятельности      
Структура, строение      
Характеристики      
Деятельность      
Потребности, интересы      
Функции, цели, задачи      
Направления, содержание деятельности      
Средства, методы, формы      
Результат, эффект      
Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса      
Условия деятельности      
Социально-политические      
Экономические      
Духовные      
Психологические      

 

 

Таблица 3

Четыре теории прессы

Основные характеристики Авторитарная теория Либертарианская теория Теория социаль­ной ответственности Советская тоталитарная теория
Место возникновения и развития Англия ХVI и ХVII вв.: была широко распространена; применяется до сих пор принята в Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно США, ХХ в. Советский Союз (некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах)

 

Теоретические основы философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих работы Мильтона, Локка, Милля и общая теория рационализма и естественных прав работы Хокинга, комиссии по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы средств массовой информации Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии ХIХ в.
Главная цель поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликты на уровень обсуждения способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии
Кто имеет право использовать средства массовой информации? всякий, кто получает королевский патент или подобное разрешение всякий, у кого есть средства на это всякий, кому есть что сказать подданные и проверенные члены партии
Кого контролируют средства массовой ин­формации? правительственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура посредством «процесса возвращения к истине» на «сводном рынке идей» и в судах общественное мнение, действия потребителей, профессиональ­ная этика надзор и экономические или политические действия правительства
Что запрещено? критика политической машины и чиновников клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время серьезное вмеша­тельство в сфе­ру прав личности и жизненно важных общественных интересов критика задач партии, что не распространяется на практику партии
Вид собственности частная или общественная в основном частная частная, если только правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы общественная
Существенные отличия от других теорий инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества средства информации должны стать социально ответ­ственными, в противном слу­чае кто-то дол­жен заставить их быть таковыми средства информации принадлежат государству, жестко им контролиру­ются и являются его орудием

 

Теории массовой коммуникации

Название теории Основные идеи
Теория «третьей волны»   «Third Wave» theory Три волны цивилизации: аграрная (до ХVШ в.), индустриальная (до 1955 г.), постиндустриальная, когда ведущую роль играют средства коммуникационно-компьютерного воздействия на общество (Тоффлер О. Третья волна, 1980).
Теория открытости и закрытости   Theory of opening and closing Существуют закрытые и открытые замкнутые этнические или религиозные комьюнити (взаимодействующие общности). Закрытые настороженно относятся к новой информации и коммуникациям. Открытые легко воспринимают новую информацию, чреваты информационными перегрузками Идеал – сбалансированность этих процессов (Klapp M. Opening and Closing. Strategies of Information Adaptation in Society, 1978).
Теория социальных ожиданий Theory of social expectations Главное внимание – воспитательным функциям СМИ, процессу формирования массовой аудитории.
Теория самовоспроизводства Theory autopoiesis Общество – самоорганизующаяся система, подсистемы которой имеют собственные информационные связи с окружающей средой.
Теория свободной печати Free press theory Берет под защиту права граждан на свободу слова, гарантом которой является частная собственность на средства информации. Свое выражение получила в Первой поправке к Конституции США.
  Теория «стереотипных капсул»   Conventional capsules   Масс-медиа могут распространять стандартизированные мнимые представления о жизни и культуре, формируя из них модели поведения, ценностей, социальных возможностей. Ананбергская школа при Пенсильванском университете, созданная в 1959 г.
Теория свертывания материалов печати, теория повестки дня Agenda-setting theory of the press Большая часть новостей носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку повестка дня, то есть темы и проблемы, предлагаемые читателю, подвергаются тщательному фильтру и распределяются в соответствии со степенью значимости в СМИ.

 

Теория статус-кво Status quo theory Примат конформистской функции СМИ, которые прививают аудитории инертное отношение к существующим в обществе порядкам. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон (Массовая коммуникация, 1966) считали, что СМИ в США выступают в роли «социального наркотика», который способствует снижению эстетических вкусов и укреплению статуса-кво.
Теория селективной экспозиции Selective exposure Важен учет социально-демографических, культурных и психологических факторов влияния СМИ на аудиторию, исследование форм и результатов влияния СМИ на различные группы аудитории. (Теория сформировалась в США в 40-х гг. прошлого века). Противоположна теории «магической пули».)
Теория обретения пользы и удовольствия Uses and gratification theory Аудиторию не следует представлять как послушную массу безвольных потребителей любой информации, поскольку она состоит из множества индивидуумов, которые имеют свои интересы, вкусы и потому потребляет информацию в соответствии с ними. (Близка теории селективных влияний.)
Теория магической пули Magic bullet theory Кинематограф, СМИ имеют магическое воздействие на аудиторию. (Соотносима с теорией инъекции. США, начало ХХ в.)
Теория инъекции Hypodermic needle theory Утверждает прямое воздействие СМИ на аудиторию, игнорируя ее возрастные, культурные, географические и другие особенности (Опровергается современными исследователями.)
Теория «плавильного котла» («плавильного тигля») Melting pot theory Американская нация сформировалась путем переплавки в единое целое национально-культурных традиций иммигрантов, хотя в последнее время появилась теория «салатного» плюрализма этнических культур (salat bowl theory), но теория «переплавки» реализуется в моделях массовой культуры.
Теория наименьшей неприемлемости программ Least objectionalble program theory Стабильность количества зрителей зависит не столько от качества телевизионных программ, сколько от инерции тяжелых зрителей, которые сидят у экранов по нескольку часов, смотрят все подряд и оказываются под влиянием основного потока «мейстриминга», их действия объясняются не интересом к содержанию передач, а инерцией настройки.
Теория парадокса Paradox: globalization creates localization Глобализация порождает локализацию. (Теория помогает выявить причины углубления противоречий между тенденциями к транснационализму в развитии новейших информационных технологий и стремлением подчинить масс-медиа интересам местных общин и субкультур; исследования показывают, что чрезмерная глобализация мешает получать интересующие аудиторию сведения о своей локальности).
Теория двухступенчатости информационного потока Two step flow of communication theory На первой ступени информация из СМИ фиксируется во мнениях компетентных уважаемых в обществе лидеров мнений, а затем на второй ступени переходит от них к другим потребителям. Авторами теории являются П. Лазарсфельд и Б. Берельсон (1940). В новейших исследованиях это получило название теории диффузии.
Теория диффузии Theory of diffusion Призывает к тщательному изучению путей и форм влияния СМИ на массовую аудиторию с учетом двухступенчатости информационного потока, роли лидеров мнений и других факторов, которые могут определить специфику процессов распространения и усвоения информации в обществе.

 

Теории медиаэффектов Theories of media effects Воздействие СМИ на все сферы личной и общественной жизни современного человечества многомерно. В дотелевизионный период и в 1930–1940 гг. основное внимание уделялось пропагандистским эффектам, позднее активизировались бихевиористские наблюдения при анализе внимания масс-медиа на индивидуальное и коллективное сознание. Признание получили принципы Ананбергской школы при Пенсильванском университете, которые были направлены против коммерциализации СМИ и против попыток придать их деятельности стихийный характер. В последнее время распространены теории коммуникации как культурной экологии.
Теория развития, или теория для медиа-развивающихся стран Development media theory Необходимо обеспечить сохранение национальных культурных традиций и полную свободу выбора в сфере коммуникаций без ущемления ее в слаборазвитых странах. (Сформулирована под влиянием борьбы за Новый информационный порядок в материалах комиссии Макбрайда, отражавших специфику сложных условий для развития средств связи в странах «третьего мира», где слабо развита промышленная база, идет острая борьба между тенденциями к глобализации коммуникационных систем и задачами сохранения национальных, культурных традиций и ценностей. Эти противоречия выливаются в оппозиционное отношение к информационному империализму и допускают государственный идеологической контроль в интересах национальной суверенности культур и, соответственно, СМИ.)
Теория коммуникаций в ХХI веке Communication Theory in the 21 Сentury Многопрофильные исследования возможностей и последствий влияния новых коммуникационных технологий на общество, культуру и судьбы журналистики.

 

Герберт Маршалл Маклуэн (1911–1980), канадский социолог и культуролог, публицист. Работа The Medium is the Massage: an Inventory of Effect (1968). Культура (по Маклуэну) есть совокупность средств общения, формирующих сознание людей, и потому смена исторических эпох связана со сменой форм общения: эпоха племенного человека – устная речь, слуховое и тактильное восприятие; типографское и индустриальное общество – общество визуального восприятия – линейная перспектива, развитие производства, рационализма, индивидуализма. Современная эпоха нового племенного человека – изменения в пользу слуха и тактильности. Электричество продолжает нервную систему, образование «глобального объятия», упраздняющего пространство и время на планете; формируется глобальная деревня. В мире разномасштабной и разноплановой электронной информации человек мыслит не линейно-последовательно, а мозаично, через интервалы, посредством резонанса – через непосредственное вовлечение в действие и шарообразность картины мира, слитность человека и общества, мифологическую цельность мышления. Снова принципом сознания становится миф как способ удержания цельности восприятия. Формируется экологическое сознание.

Из современных зарубежных исследователей в первую очередь следует упомянуть немецкого социального философа Юргена Хабермаса, представителя Франкфуртской школы критической теории, написавшего несколько работ по коммуникации: «Знание о человеческих интересах» (1968), «Коммуникация и эволюция общества» (1974), «Теория коммуникации», в 2 томах (1981), «Теория коммуникативной компетентности», в 2 томах (1984 и 1988), «Структурное преобразование публичной сферы» (1989), «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990), «Фактичность и значимость» (1992). Ученый изучает коммуникативные процессы в обществе, их эффекты.

 

 

 

 


Рис. 1. Схема У. Шеннона

 

Коммуникатор Кто сообщает? Сообщение Что именно? Канал По какому каналу? Адресат Кому? Эффект С каким эффектом?

 

Рис. 2. Схема Г. Лассуэлла

 

 

Коммуникатор   Установки коммуникатора Условия коммуникации Средства коммуникации Стратегия коммуникатора Аудитория   Результат  
Кто сообщает? С какими намерениями?   В какой ситуации?   Какими средствами?   С использованием какой стратегии? С расчетом повлиять на какую аудиторию? С каким результатом?  

 

       
 
   
 

 

 


Рис. 3. Схема Шрама

 

 

 


Рис. 4. Схема Райли

Г. Малецке расшифровал структуру первичных групп – коммуникатор в коллективе, коммуникатор в учреждении, коммуникатор в прочих социальных отношениях, а также добавил представление коммуникатора о самом себе и факт давления общественности на него. Сектор реципиента, приемника информации, также обогатился представлениями его о себе как личности, как члене дисперсной публики и в прочих социальных отношениях. Малецке считает, что на выбор реципиентом сообщения влияет структура личности, развитие и опыт, интеллигентность и интересы, взгляды и мировоззрение, а также условия, ситуация, в которой реципиент принимает информацию (рис. 5).

 

       
 
   
 

 

 


Рис. 5. Схема Г. Малецке

 

 

 


Рис. 6. Схема М. де Флера и С. Болл-Рокич

 

динамические связи, процесс функционирования как циклический, разновекторный.

 

 

О – общество

Н – народ

А – аудитория

СИ – социальные институты

СМИ – средства массовой информации разных уровней и типов

ПТ – потребности общества

ИН – интересы аудитории

УС – управляющие структуры

В – властные структуры раз­ного уровня

СИ
И
П – партии, общественные дви­жения и объединения

У – учредители СМИ

Ф
Ф – финансовые структуры, владельцы СМИ, рекламодатели, спонсоры и т. п.

У
И – издающие и распространяющие СМИ организации

ПЧ – печать

ТВ – телевидение

РВ – радиовещание

ИА – информационные агент­ства

СМ – сетевые медиа

Автор: Л.Г.Свитич

Date: 2016-05-25; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию