Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Составление кода контент-анализа
Код или перечень категорий и признаков в контент-анализе – очень важный полевой документ, по которому кодируется содержание документов (текстов СМИ, писем в редакцию, открытых вопросов анкет и т. п.). Конечно, выбор категорий и признаков контент-анализа диктуется программой исследования.
Для этого важно знать основную терминологию контент-анализа как метода.
1. Категории анализа – это сферы анализа, совокупность признаков, которые подлежат анализу. Например, если мы анализируем прессу, это может быть тема, жанр, тип автора и т. п.
2. Признаки анализа – это анализируемые элементы категорий. Например, в категории «тема» будут следующие признаки: политика, экономика, спорт, культура и т. п. В категории «жанр» признаками будут заметка, интервью, репортаж и т. п.
3. Единица анализа – тот текст, фрагмент текста, в которых мы ищем эти признаки, например, публикация, рекламный ролик, телесюжет.
4. Единица счета – единица измерения признаков текста. Это могут быть строчки, сантиметры, длительность показа на ТВ или звучания на РВ, могут быть и просто упоминания признака, его наличие (отсутствие) в тексте, в визуальных или звуковых документах. Можно кодировать имена исторических личностей, например, частоту употребления фамилий членов правительства или олигархов на страницах какой-то газеты, отдельные понятия, например, семантический ценностный ряд: добро, зло, созидание, разрушение и т. п.
Сводная таблица социологических методов
Методы
| Виды
| Достоинства
| Недостатки
| Опрос:
Анкетирование
Заочный опрос респондентов при помощи анкеты
| По способу распространения:
с помощью раздаточной анкеты:
- почтовый
- прессовый
| Относительная дешевизна
Возможность у опрашиваемого самому зафиксировать свои ответы на бумаге, когда исключено вмешательство интервьюера
| Невозможность проконтролировать правильность заполнения анкеты (если анкета не раздаточная)
Невозможность уточнить ответ
| Интервьюирование
Очный опрос, непосредственное общение интервьюера и респондента
| По характеру групп респондентов:
массовое, экспертное, индивидуальное, групповое
По способу организации интервью:
индивидуальное и групповые в т. ч. фокус-группа, социометрический опрос
По технике проведения:
стандартизированное (формализованное), свободное (нестандартизированное), полустандартизированное.
По особенностям интервью:
интенсивное (клиническое), глубокое, фокусированное (интервью в беседе по какой-то одной проблеме); нарративное (направляемый интервьюером рассказ, высказанный в свободной форме; ненаправленное интервью (исходят от респондента)
По содержанию беседы:
документальные,в ходе которых изучаются и уточняются факты,
интервью мнений
По способу проведения:
личные (фейс-ту-фейс – лицом к лицу) и телефонные
| Возможность получить более глубокую информацию, конкретизировать и углубить ответы путем дополнительных вопросов
Возможность более продуктивно установить контакт с опрашиваемым
| Более дорогой проект по сравнению с интервьюированием
Возможность субъективных искажений, влияния интервьюера на респондента
|
Анализ документов, контент-анализКачественно-количественный анализ документов
| По форме фиксации:
письменные – в форме письменного текста;
иконографические: кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы;
статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая;
фонетические и магнитные записи, грампластинки;
компьютерные документы
По источнику информации:
первичные, вторичные
По характеру мотивации:
спровоцированные – целевые, по инициативе исследователя;
неспровоцированные – функционирующие естественным путем
По типу авторства:
официальные – которые создаются должностными лицами;
неофициальные документы, созданные частными лицами (письма, дневники, мемуары, заметки)
По степени персонификации:
личные – касающиеся отдельного человека (библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления);
безличные – протоколы, постановления, стенограммы, материалы прессы, архивы, документы учреждений
По сфере жизнедеятельности:
исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п.
| Возможность получить качественно-количественные характеристики текста
Объективность информации
Высокая степень точности информации
Возможность сопоставления различных документов
Возможность систематизировать несистематизированную информацию
| Неизбежная потеря представления о качественной стороне текстов при обобщении информации и ее количественной обработке
| Наблюдение
Непосредственное восприятие объекта
| По степени активности:
активное и пассивное
По степени стандартизированности
неструктурированное, неконтролируемое структурализованное, контролируемое
По положению наблюдателя: включенное и невключенное
По условиям организации:
полевое, лабораторное
По регулярности:
случайное, систематическое
По способу наблюдения:
открытое, скрытое
| Метод фиксирует объективное поведение реципиентов, а не оценки и мнения
| Возможна субъективность наблюдателя
За пределами внимания исследователя остаются мотивы поведения
| Эксперимент
Изучается реакция изучаемого объекта на экспериментальный фактор, т. е. варьируемую характеристику
| По логике эксперимента:
последовательный, параллельный
По активности вмешательства экспериментатора в ситуацию:
естественный и лабораторный
| Креативные возможности исследовать различные модели поведения в экспериментальных условиях
| Порой недостаточность экспериментальных условий для выявления истинных причин, порождающих те или иные модели поведения, те или иные структуры
| В семидесятых годах интересы аудитории были выстроены по индексам семибалльной шкалы*.
Интересы аудитории
| Балл
| Интересы индивидуального существования
| 5,66
| Интерес к чрезвычайному
| 5,42
| Интерес к местной информации
| 4,94
| Интерес к развлекательному
| 4,82
| Интерес к литературе и искусству
| 4,20
| Интерес к экономике
| 4,10
| Интерес к материалам на темы морали
| 3,87
| Интерес к политике
| 3,50
| Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:
ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения)
ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады)
ФОМ (Фонд общественного мнения)
КОМКОН
МОНИТОРИНГ.РУ
Основные российские социологические журналы:
«Социологические исследования», «Социологический журнал»
«Социология: методология, методы, математические модели (Социология 4 М)».
Основные социологические парадигмы*
Название парадигмы
| Предметная область
| Представители
| Структурные парадигмы
| Исследование общества в целом и его структуры
|
| Функционализм
| Акцент на сотрудничество и стабильность в обществе
| Р. Мертон (1910–2003) – ам.
Т. Парсонс (1902–1979) – ам.
| Конфликтные парадигмы:
Марксизм
Немарксистские конфликтные парадигмы
| Акцент на социальную дифференциацию
Акцентирует экономические факторы в социальных конфликтах
Изучают роль многообразных факторов в конфликтах
| К. Маркс (1818–1883) – нем.
Ф. Энгельс (1820–1895) – нем.
Г. Плеханов (1856–1918) – рос.
В. Ленин (1870–1924) – рос.
Л. Козер (1913) – ам.
Р. Дорендорф (1929) – нем.
| Интерпретивные парадигмы
| Исследования действий отдельных людей и малых групп
|
| Парадигма социального действия
| Внимание к мотивам поведения
| М. Вебер (1864–1920) – нем.
| Символический интеракционизм
| Изучение взаимодействий людей с помощью интерпретации символов
| Дж. Г. Мид (863–1931) – ам.
| Феноменология
| Изучение способов, с помощью которых люди классифицируют явления и осмысливают окружающий мир
| А. Шюц (1899–1953) – авст.
| Этнометодология
| Изучает, как люди придают смысл социальной жизни
| Г. Гарфинкель (1917) – ам.
| Интегральная социология П. Сорокина
| Исследует социокультурные явления в зависимости от форм интеграции культуры
| П. Сорокин (1889–1968) – рос.-ам.
| Неофункционализм
| Акцент на коммуникативную рационализацию жизнедеятельности людей
| Ю. Хабермас (1929) – нем.
Н. Луман (1927) – нем.
Дж. Александер (1845) – ам., ввел термин
|
Социология, по Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция – реакция).
Сорокин выделяет три основных раздела теоретической социологии:
- социальная аналитика (социальная анатомия и морфология);
- социальная механика (изучение социальных процессов);
- социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).
Позднее он несколько расширяет структуру социологии и выделяет следующие компоненты:
Общее учение об обществе:
- определение общества,
- анализ процессов взаимодействия,
- формулирование основных социальных законов,
- история социологии и современных социологических учений.
Социальная механика:
- исследование закономерностей социальных явлений,
- формулирование статистических законов общества.
Социальная генетика:
- учение о происхождении и развитии общества, его институтов: хозяйства, языка, семьи, религии, права, искусства.
Социальная политика – практическая:
- формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, то есть социальная медицина, или учение о счастье.
Общая социология – теория о свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений.
Специальная социология – теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях.
Со временем социологическую теорию все больше связывали с эмпирическими исследованиями, с применением вероятностных подходов на основе количественных показателей. Сегодня социологи более или менее договорились о предмете и методе социологии, но по-прежнему определения этой науки у разных исследователей разнятся.
|