Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составление кода контент-анализа





Код или перечень категорий и признаков в контент-анализе – очень важный полевой документ, по которому кодируется содержание документов (текстов СМИ, писем в редакцию, открытых вопросов анкет и т. п.). Конечно, выбор категорий и признаков контент-анализа диктуется программой исследования.

Для этого важно знать основную терминологию контент-анализа как метода.

1. Категории анализа – это сферы анализа, совокупность признаков, которые подлежат анализу. Например, если мы анализируем прессу, это может быть тема, жанр, тип автора и т. п.

2. Признаки анализа – это анализируемые элементы категорий. Например, в категории «тема» будут следующие признаки: политика, экономика, спорт, культура и т. п. В категории «жанр» признаками будут заметка, интервью, репортаж и т. п.

3. Единица анализа – тот текст, фрагмент текста, в которых мы ищем эти признаки, например, публикация, рекламный ролик, телесюжет.

4. Единица счета – единица измерения признаков текста. Это могут быть строчки, сантиметры, длительность показа на ТВ или звучания на РВ, могут быть и просто упоминания признака, его наличие (отсутствие) в тексте, в визуальных или звуковых документах. Можно кодировать имена исторических личностей, например, частоту употребления фамилий членов правительства или олигархов на страницах какой-то газеты, отдельные понятия, например, семантический ценностный ряд: добро, зло, созидание, разрушение и т. п.

Сводная таблица социологических методов

Методы Виды Достоинства Недостатки
Опрос: Анкетирование Заочный опрос респондентов при помощи анкеты По способу распространения: с помощью раздаточной анкеты: - почтовый - прессовый Относительная дешевизна Возможность у опрашиваемого самому зафиксировать свои ответы на бумаге, когда исключено вмешательство интервьюера Невозможность проконтролировать правильность заполнения анкеты (если анкета не раздаточная) Невозможность уточнить ответ
Интервьюирование Очный опрос, непосредственное общение интервьюера и респондента По характеру групп респондентов: массовое, экспертное, индивидуальное, групповое По способу организации интервью: индивидуальное и групповые в т. ч. фокус-груп­па, социометрический опрос По технике проведения: стандартизированное (формализованное), свободное (нестандартизированное), полустандартизированное. По особенностям интервью: интенсивное (клиническое), глубокое, фокусированное (интервью в беседе по какой-то одной проблеме); нарративное (направляемый интервьюером рассказ, высказанный в свободной форме; ненаправленное интервью (исходят от респондента) По содержанию беседы: документальные,в ходе которых изучаются и уточняются факты, интервью мнений По способу проведения: личные (фейс-ту-фейс – лицом к лицу) и телефонные Возможность получить более глубокую информацию, конкретизировать и углубить ответы путем дополнительных вопросов Возможность более продуктивно установить контакт с опрашиваемым Более дорогой проект по сравнению с интервьюированием Возможность субъективных искажений, влияния интервьюера на респон­дента

 

Анализ документов, контент-анализКачественно-количественный анализ документов По форме фиксации: письменные – в форме письменного текста; иконографические: кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, ви­део­ма­териалы; статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая; фонетические и магнитные записи, грампластин­ки; компьютерные документы По источнику информации: первичные, вторичные По характеру мотивации: спровоцированные – целевые, по инициативе исследователя; неспровоцированные – функционирующие естественным путем По типу авторства: официальные – которые создаются должностными лицами; неофициальные документы, созданные частными лицами (письма, дневники, мемуары, заметки) По степени персонификации: личные – касающиеся отдельного человека (библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления); безличные – протоколы, постановления, стенограммы, материалы прессы, архивы, документы учреждений По сфере жизнедеятельности: исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п. Возможность получить качественно-количественные характеристики текста Объективность информации Высокая степень точности информации Возможность сопоставления различных документов Возможность систематизировать несистематизированную информацию Неизбежная потеря представления о качественной стороне текстов при обобщении информации и ее количественной обработке
Наблюдение Непосредственное восприятие объекта По степени активности: активное и пассивное По степени стандартизированности неструктурированное, неконтролируемое структурализованное, контролируемое По положению наблюдателя: включенное и невключенное По условиям организации: полевое, лабораторное По регулярности: случайное, систематическое По способу наблюдения: открытое, скрытое Метод фиксирует объективное поведение реципиентов, а не оценки и мнения Возможна субъективность наблюдателя За пределами внимания исследователя остаются мотивы поведения
Эксперимент Изучается реакция изучаемого объекта на экспериментальный фактор, т. е. варьируемую характеристику По логике эксперимента: последовательный, параллельный По активности вмешательства экспериментатора в ситуацию: естественный и лабораторный Креативные возможности исследовать различные модели поведения в экспериментальных условиях Порой недостаточность экспериментальных условий для выявления истинных причин, порождающих те или иные модели поведения, те или иные структуры

В семидесятых годах интересы аудитории были выстроены по индексам семибалльной шкалы*.

Интересы аудитории Балл
Интересы индивидуального существования 5,66
Интерес к чрезвычайному 5,42
Интерес к местной информации 4,94
Интерес к развлекательному 4,82
Интерес к литературе и искусству 4,20
Интерес к экономике 4,10
Интерес к материалам на темы морали 3,87
Интерес к политике 3,50

Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:

ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения)

ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады)

ФОМ (Фонд общественного мнения)

КОМКОН

МОНИТОРИНГ.РУ

Основные российские социологические журналы:

«Социологические исследования», «Социологический журнал»

«Социология: методология, методы, математические модели (Социология 4 М)».

 

 

Основные социологические парадигмы*

 

Название парадигмы Предметная область Представители
Структурные парадигмы Исследование общества в целом и его структуры  
Функционализм Акцент на сотрудничество и стабильность в обществе Р. Мертон (1910–2003) – ам. Т. Парсонс (1902–1979) – ам.
Конфликтные парадигмы: Марксизм   Немарксистские конфликтные парадигмы Акцент на социальную дифференциацию Акцентирует экономические факторы в социальных конфликтах Изучают роль многообразных фак­то­ров в конфликтах К. Маркс (1818–1883) – нем. Ф. Энгельс (1820–1895) – нем. Г. Плеханов (1856–1918) – рос. В. Ленин (1870–1924) – рос. Л. Козер (1913) – ам. Р. Дорендорф (1929) – нем.
Интерпретивные парадигмы Исследования действий отдельных людей и малых групп  
Парадигма социального действия Внимание к мотивам поведения М. Вебер (1864–1920) – нем.
Символический интеракционизм Изучение взаимодействий людей с помощью интерпретации символов Дж. Г. Мид (863–1931) – ам.
Феноменология Изучение способов, с помощью которых люди классифицируют яв­ления и осмысливают окружающий мир А. Шюц (1899–1953) – авст.  
Этнометодология Изучает, как люди придают смысл социальной жизни Г. Гарфинкель (1917) – ам.
Интегральная социология П. Сорокина Исследует социокультурные явления в зависимости от форм интеграции культуры П. Сорокин (1889–1968) – рос.-ам.
Неофункционализм Акцент на коммуникативную рационализацию жизнедеятельности людей Ю. Хабермас (1929) – нем. Н. Луман (1927) – нем. Дж. Александер (1845) – ам., ввел термин

 

 

Социология, по Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция – реакция).

Сорокин выделяет три основных раздела теоретической социологии:

- социальная аналитика (социальная анатомия и морфология);

- социальная механика (изучение социальных процессов);

- социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).

Позднее он несколько расширяет структуру социологии и выделяет следующие компоненты:

Общее учение об обществе:

- определение общества,

- анализ процессов взаимодействия,

- формулирование основных социальных законов,

- история социологии и современных социологических учений.

Социальная механика:

- исследование закономерностей социальных явлений,

- формулирование статистических законов общества.

Социальная генетика:

- учение о происхождении и развитии общества, его институтов: хозяйства, языка, семьи, религии, права, искусства.

Социальная политика – практическая:

- формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, то есть социальная медицина, или учение о счастье.

Общая социология – теория о свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений.

Специальная социология – теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях.

Со временем социологическую теорию все больше связывали с эмпирическими исследованиями, с применением вероятностных подходов на основе количественных показателей. Сегодня социологи более или менее договорились о предмете и методе социологии, но по-прежнему определения этой науки у разных исследователей разнятся.

Date: 2016-05-25; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию