Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные положения деятельности унитарных предприятийСтр 1 из 9Следующая ⇒ ФАКУЛЬТЕТ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра гражданского права и процесса
«Правовое положение унитарного предприятия» студента ___ курса, группы _____, Дмитриева Л.В.
Научный руководитель К.и.н., доцент __________ Рязанова М.Н. Рекомендована к защите «___»__________ 2016 г. Рецензент К.ю.н., доцент _______________ Эртевциан М.Р. Рекомендована к защите «_____»_______________2016г.
Заведующий кафедрой К.э.н., доцент ____________ Абрамов Н.А. Допущена к защите «___»__________ 2016 г.
Казань – 2016 г. Выпускная квалификационная работа защищена с оценкой ______________
Дата защиты «___» ___________2016 г.
Секретарь ГАК ______________ _________________ Подпись, дата Ф.И.О
Листов хранения _________________________________________
Содержание
Введение. 2 1. Основные положения деятельности унитарных предприятий. 6 1.1. Правовое регулирование деятельности унитарных предприятий. 6 1.2. Некоторые особенности гражданско-правовой ответственности учреждений как юридических лиц. 18 1.3. Правовое положение унитарных предприятий после поправок в Гражданском Кодексе РФ от 1 сентября 2014 года. 26 2. Понятие и правовая регламентация деятельности казенных предприятий. 31 2.1. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенные предприятия) 31 2.2. Казенное предприятие, как объект муниципальной собственности. 45 2.3. Имущественное положение, ответственность и ликвидация казенных предприятий.Анализ правового положения казенного предприятия. 65 3. Право оперативного управления: проблемы и пути решения. 76 3.1. Проблемы оперативного управления имуществом государственными учреждениями. 76 3.2. Предложения по совершенствованию законодательства. 82 Заключение. 90 Список использованных источников. 90
Введение
Актуальность темы исследования. Переход к рыночным отношениям в последние два десятилетия в нашей стране обусловил радикальные изменения в государственно-правовом механизме регулирования социально-экономических отношений. Соответственно меняются методы и средства управления и контроля за деятельностью предприятий. Росстат сообщил[1], что из 4,9 млн организаций, учтенных органами государственной статистики на 1 января 2015 г., 4,8 млн являются юридическими лицами, а 0,1 млн — филиалами, представительствами и другими организациями без прав юридического лица. Примечательно в этом сообщении то, что на 1 января 2014 г., при том же количестве филиалов, представительств и прочих «бесправных» хозяйствующих единиц, общая численность организаций составила 4,8 млн. То есть за год их состав вырос округленно на 100 000 и именно за счет появления новых юридических лиц. В относительном выражении прирост, как видно из таблицы, составил 0,9%. Однако, ясно, что за увеличением стоит прежде всего частный бизнес. Статистика показывает, что количество унитарных предприятий (22 000 на 1 января 2015 г.) в годовом сопоставлении сократилось на 7,1%, а к 1 октября 2014 г. — на 1,5%, а хозяйственных обществ и товариществ (3 990 400) выросло на 1,6 и 1,1% соответственно. И логично, что доля организаций с частной собственностью увеличилась за прошлый год с 85,9 до 86,2%. Данную негативную тенденцию для унитарных предприятий можно объяснить двумя важными причинами: введение экономических санкций против нашей страны и, в целом, общее падение экономики, а также законопроектом от 21 апреля 2014 года, внесенным в Правительство РФ[2]. В проекте говорится о наделении ФАС России полномочиями по согласованию создания новых государственных и муниципальных унитарных предприятий. Предлагается сохранить госпредприятия там, где конкуренция нецелесообразна, например, отрасли, связанные с государственной тайной, со сложными техническими разработками в атомной энергетике, космической отрасли, оборонной промышленности. При этом в таких сферах как дорожное строительство, медицинские и фармацевтические услуги, транспорт, ЖКХ, образование, благоустройство и озеленение, охрана, ритуальных услуги, розничная и оптовая торговля, общественное питание долю муниципальных предприятий планируется снизить. Ликвидация унитарных предприятий в конкурентных секторах экономики предусмотрена в качестве меры, направленной на устранение избыточного государственного регулирования и снижение участия государства в экономике. Тем не менее и сейчас государственные унитарные предприятия образуют важнейший структурный элемент государственного сектора экономики. В основе возникновения отношений, связанных с управлением публичной собственностью, лежат отношения двух видов. Это, во-первых, административные отношения, связанные с распределением компетенции органов государства и местного самоуправления представлять публичного собственника в гражданском обороте. Во-вторых, это имущественные отношения собственности с участием государства. Субъектами этих, вторых, отношений являются публичный собственник и неограниченный круг лиц, которые обязаны воздерживаться от нарушения его собственнических прав. Данные отношения носят, таким образом, абсолютный характер. В рамках этих двух групп, отличных по своей правовой природе, но тем не менее взаимосвязанных отношений, происходит закрепление собственности за публично-правовым образованием и наделение соответствующих органов полномочиями по управлению этой собственностью. Впоследствии эти полномочия реализуются в рамках гражданско-правовых отношений, непосредственно связанных с организацией управления публичным имуществом при помощи гражданско-правовых средств. Данные отношения возникают между публично-правовым образованием как собственником и субъектом, управляющим в его интересах публичной собственностью. В свою очередь, эти отношения, называемые нами организационными гражданско-правовыми отношениями, нужны для осуществления имущественных отношений собственности с участием публично-правового образования. Роль Гражданского кодекса[3] в регулировании отношений управления публичной собственностью определяется рядом факторов. Во-первых, ГК РФ определяет, как это следует из смысла ст. 2, правовое положение публично-правовых образований, выступающих в качестве участников гражданского оборота, а также порядок осуществления ими права собственности. Принципиально важно, что ГК устанавливает единую модель правомочий собственника, независимо от его субъектной принадлежности. Во-вторых, ГК РФ оперирует термином "управление", в том числе и в контексте исследуемых отношений. Прежде всего словосочетание "управление государственным имуществом" относится к праву оперативного управления. Так, в соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ "по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)". Кроме того, исходя из смысла ст. 209 ГК РФ, публичный собственник (равно как и частный) может передавать объекты публичной собственности в доверительное управление. В-третьих, ГК устанавливает формы, а также пределы, в которых права публичного собственника по владению, использованию и распоряжению имуществом могут быть переданы другим лицам. Передача прав в данном случае направлена на сохранность и поддержание государственного и муниципального имущества в исправном состоянии, а также на его воспроизводство и преумножение. Следовательно, речь идет об организации процесса управления публичной собственностью посредством использования гражданско-правовых форм передачи прав публичного собственника на принадлежащее ему имущество другим лицам. Данные формы, относящиеся, в зависимости от их принадлежности, соответственно к вещному и обязательственному праву, могут быть сведены в две группы: 1) вещно-правовая (с использованием конструкций права хозяйственного ведения и оперативного управления) и 2) договорная (с использованием договоров доверительного управления, аренды, а также нового для современного российского законодательства договора концессии). С учетом приведенного выше деления форм передачи прав публичного собственника на принадлежащее ему имущество другим лицам рассмотрим вещно-правовые и договорные средства организации управления объектами государственной и муниципальной собственности. В первую очередь в настоящей работе речь пойдет об институтах оперативного управления и хозяйственного ведения. Следует заметить, что в отечественной правовой науке преобладает мнение о том, что категории оперативного управления и хозяйственного ведения являются ограниченными вещными правами и составляют принадлежность гражданского права[4]. На наш взгляд, полемика по вопросу правовой сущности рассматриваемых категорий обусловлена их существенной спецификой, которая проявляется в вопросах возникновения, пределах осуществления прав оперативного управления и хозяйственного ведения и некоторых других моментах. Дипломная работа посвящена рассмотрению особенностей правового статуса казенных предприятий в Российской Федерации. Целью настоящей работы является исследование действующего законодательства и судебной практики по вопросам гражданско-правового регулирования деятельности казенных предприятий. Раскрытие данной темы требует постановки и решения следующих задач: - исследовать теоретические и практические аспекты правового регулирования казенных предприятий; - провести анализ нормативно-правовой базы и практики ее применения; - систематизировать теоретический, нормативный и практический материал по исследуемой теме; - выявить пробелы в реализации права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Методологической основой исследования является доктрина современного гражданского права как фундаментальной отрасли российского права и науки. В процессе работы использованы философско-диалектические (общенаучные) методы познания - исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой (компаративистский), конкретно-социологический, формально-юридический и эмпирический. Положения и выводы, содержащиеся в дипломной работе, основаны на изучении источников гражданского, административного и иных отраслей российского права, постановлений Пленумов Верховных Судов СССР. РСФСР, Российской Федерации, касающихся проблем, связанных с регулированием казенных предприятий. Достоверность выводов и положений исследования обеспечена изучением и обобщением законодательства и практики его применения, материалов судебной практики, широкого круга авторитетных литературных источников, посвященных правовому регулированию казенных предприятий. Таким образом, рассмотрение вопросов регулирования казенных предприятий является актуальным и интересным по своей сложности и проблемности правоприменения. Основные положения деятельности унитарных предприятий
|