Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Федеральные государственные органы ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Конгресс США Это парламент — представительный орган, осуществляющий на федеральном уровне законодательные функции. Конституция признает за ним юридически первое место в системе федеральных органов государственной власти. Именно Конгресс в доктрине, политической и юридической практике признается органом, олицетворяющим США. Разработчики Конституции установили пределы компетенции Конгресса, закрепив за ним строго определенный круг полномочий. Однако компетенцию законодательного органа США неверно было бы считать абсолютно ограниченной. На основе конституционной нормы была сформулирована доктрина подразумеваемых полномочий Конгресса, то есть тех, которые прямо не упомянуты в Конституции, но имеются ею в виду. В финансовой сфере Конгресс имеет право устанавливать и взимать федеральные налоги и иные сборы единообразно на всей территории США, определять размер государственных федеральных расходов, от имени США делать займы и выплачивать долги, производить денежную эмиссию, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных денежных ценных бумаг и монет. К полномочиям в области экономики и культуры Конституция относит права Конгресса принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами, создавать почтовые службы, содействовать развитию науки и полезных ремесел, устанавливать единицы мер и весов, регулировать патентное и авторское право. В сфере внешней политики, обороны и безопасности Конгресс имеет право объявлять войну, формировать и содержать армию и военно-морской флот, издавать правила по их организации и управлению ими, создавать полицию для обеспечения правопорядка, подавления мятежей и отражения вторжений. В сфере определения правового положения человека и гражданина Конгресс имеет полномочия регулировать порядок натурализации, определять некоторые преступления (совершенные в открытом море, предусмотренные международным правом, состоящие в подделке ценных бумаг) и устанавливать наказания за них. В сфере судебной власти Конгрессу принадлежит право учреждать федеральные суды, за исключением Верховного суда США, существование которого предусмотрено самой Конституцией. Конституционная компетенция Конгресса США в целом дополняется компетенцией каждой из его палат. Актами Конгресса являются законы. Помимо законов палаты Конгресса в соответствии с Конституцией США (разд. 7 ст. I) по вопросам своей компетенции принимают резолюции, заявления, некоторые другие документы. Наиболее важными из них являются резолюции. Совместные резолюции принимаются палатами по "случайным, необычным или второстепенным вопросам законодательства" и имеют нормоустанавливающее значение. Совместные резолюции обладают и юридической силой закона. Совпадающие резолюции — это документы, регулирующие вопросы взаимоотношений между палатами либо выражающие общее мнение обеих палат по какому-либо вопросу, объявляющие программу их совместной деятельности в той или иной сфере. Наконец, простые резолюции принимаются каждой палатой по отдельности, отражая ее позицию по тому или иному вопросу, а также регулируя внутриорганизационные проблемы палаты. Ни совпадающие, ни простые резолюции, в отличие от совместных, не нуждаются в одобрении Президента. Резиденцией Конгресса является Капитолий (самое высокое здание столицы США). Северное его крыло занимает Сенат, южное — Палата представителей, которые считаются соответственно верхней и нижней палатами американского парламента. Палата представителей формируется на наиболее демократичных началах и выполняет основной объем законотворческой деятельности парламента. Полномочия Палаты представителей условно можно подразделить на две группы: характеризующие ее участие в осуществлении компетенции Конгресса в целом, а также собственные полномочия. Наравне с Сенатом участвует Палата и в преодолении президентского вето на законопроекты. В соответствии с Конституцией Палата представителей имеет собственную компетенцию. Так, ей принадлежит право избрания Президента в рамках экстраординарной процедуры, исключительное право возбуждения преследования и формулирования статей обвинения в порядке импичмента. Конституция наделяет Палату представителей полномочиями внутриорганизационного характера. Это избрание спикера и других должностных лиц Палаты, решение вопросов, касающихся выборов, их результатов и соответствия ее членов квалификациям. Палата представителей состоит из 435 депутатов. Такое число как максимально допустимое установлено Актом о перераспределении мест в Конгрессе 1929 г., действующим с поправками 1941 г. Помимо 435 конгрессменов, обладающих правом решающего голоса, в работе Палаты участвуют без такового по одному представителю от федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Срок полномочий Палаты, составляющий всего два года, один из самых коротких в мире. Однако кардинальные изменения персонального состава Палаты происходят редко: зачастую одни и те же лица избираются в Палату многократно. Палата не может быть распущена досрочно. Процедура заполнения отдельных вакансий в Палате регламентируется законодательством штатов. Деятельностью Палаты руководит спикер, который избирается Палатой на срок ее полномочий в начале первой после парламентских выборов сессии Конгресса. Фактически кандидатура спикера определяется партией большинства: спикером становится один из ее наиболее влиятельных членов. Сенат — это верхняя палата американского парламента. В осуществлении полномочий Конгресса Сенат принимает участие как полностью равноправная с Палатой представителей палата, за исключением принятия финансовых законов, которые могут исходить только от нижней палаты. С совета и согласия Сената Президент назначает послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а также всех других должностных лиц Соединенных Штатов. Каждый сенатор избирается на 6 лет. Состав же Сената в целом обновляется постепенно: через каждые два года на 1/3. Председателем Сената по должности является Вице-президент. На случай его отсутствия или исполнения им обязанностей Президента США Конституция предусматривает должность председателя Сената pro tempore (т. е. временного) для замещения Вице-президента. Состав сената США в Конгрессe 114-го созыва (3 января 2015 — 3 января 2017), после выборов, состоявшихся 4 ноября 2014 года: 100 сенаторов от 50 штатов, 44 человека представляют Демократическую партию, 54 человека — Республиканскую партию, 2 сенатора избирались как независимые, хотя входят в коалицию с Демократами. Принятие решений в палатах осуществляется путем голосования. Решения, как правило, принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов палаты. Именно так принимаются законопроекты. Президент США Согласно ст. II американской Конституции исполнительная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом США. Президент избирается сроком на четыре года. Конституция США (поправка XXII) устанавливает запрет на избрание одного и того же лица Президентом более двух раз. Конституция США наделяет Президента обширными полномочиями, которые для удобства исследования можно классифицировать, подразделив их прежде всего на его полномочия главы государства и главы исполнительной власти Союза. В качестве главы государства Президент США обладает комплексом правомочий в сферах обеспечения безопасности страны, внешних сношений, а также взаимодействия с законодательной и исполнительной властью. В сфере обеспечения безопасности страны Президент осуществляет полномочия Главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов. В области внешней политики Президент заключает международные договоры, назначает послов, консулов и иных полномочных представителей страны в иностранных государствах и международных организациях. С целью создания противовесов законодательной и судебной ветвям власти Президент наделен некоторыми полномочиями, касающимися взаимодействия с ними. Так, в сфере судебной власти он имеет право отсрочки исполнения приговоров и право помилования за преступления, совершенные против США. Кроме того, в соответствии с Конституцией Президент с совета и согласия Сената назначает судей Верховного суда США и иных федеральных судов. В сфере взаимоотношений с Конгрессом Президент имеет право созыва одной или обеих его палат на внеочередные заседания. Наконец, Президент обладает уже упоминавшимися правом подписания законов и правом отлагательного вето. Однако наибольшим объемом полномочий Президент США обладает как глава исполнительной власти. В этом качестве Президент руководит огромным исполнительным аппаратом, назначает с "совета и согласия Сената" всех должностных лиц США, должности которых предусмотрены Конституцией и законом. Президент США определяет полномочия всех должностных лиц Соединенных Штатов и заботится о добросовестном исполнении законов. Таким образом, все полномочия Президента США можно условно подразделить на конституционные (т. е. прямо предусмотренные Конституцией США), подразумеваемые (не упоминаемые ею, но имеющиеся в виду) и делегированные Конгрессом. Консультативным органом при Президенте является Кабинет. Такой термин для обозначения совещаний глав департаментов использовал уже первый Президент США Дж. Вашингтон. С учетом огромной значимости института Президента США в государственном механизме Конституция устанавливает определенные гарантии его деятельности, прежде всего политической, материальной и личной независимости, защищенности. Правовым средством обеспечения политической независимости Президента является отсутствие его политической ответственности перед кем бы то ни было, включая Конгресс. В случае досрочного прекращения полномочий Президента его должность переходит к Вице – президенту. В истории США восемь раз Вице-президент становился Президентом в результате смерти предшественника. И лишь однажды досрочное прекращение полномочий Президента наступило в результате отставки Р. Никсона в 1974 г. В случае, если одновременно до истечения срока полномочий окажутся вакантными должности и Президента, и Вице-президента, действует Акт о преемственности должности Президента Соединенных Штатов 1948 г. Он устанавливает целый перечень должностных лиц (всего 15), которые вступают на пост Президента, если он окажется досрочно вакантным. Их перечисление проводится в порядке строгой иерархии: каждое включенное в перечень должностное лицо занимает пост Президента только в том случае, если его не может занять в силу указанных в законе причин (смерть, болезнь, отставка, добровольный отказ, отстранение от должности, несоответствие требованиям, предъявляемым к кандидату в Президенты) ни одно из лиц, названных в перечне раньше, чем это лицо. Так, если ни Президент, ни Вице-президент не могут осуществлять полномочия главы государства, то в должность Президента вступает спикер Палаты представителей. Если спикер не сделает этого, должность Президента переходит к председателю Сената. Федеральные суды Судебная система США является двухуровневой: она включает систему федеральных судов, а также судебные системы 50 штатов, федерального округа Колумбия и четырех зависимых территорий. Суды каждой из систем действуют по отношению друг к другу относительно самостоятельно и независимо. Важнейшую часть судебных систем обоих уровней составляют суды общей юрисдикции. Компетенция судов федерального уровня и судов штатов формально разделена. При этом юрисдикция федеральных судов является ограниченной: она определяется лишь тем кругом дел, который установлен Конституцией США. Обособленность федеральной судебной системы и судебных систем штатов проявляется в том, что решения судов штатов не могут обжаловаться в федеральные суды, и наоборот. Исключение составляют жалобы по делам, затрагивающим так называемый федеральный конституционный вопрос, которые могут быть рассмотрены Верховным судом. Систему федеральных судов общей юрисдикции образуют федеральные окружные суды, федеральные апелляционные суды и Верховный суд США. Единственным органом федеральной судебной власти, упомянутым в Конституции США (ст. III), является Верховный суд Соединенных Штатов. Остальные федеральные суды "время от времени" учреждаются Конгрессом, на что его уполномочивает Конституция. Федеральные окружные суды являются низовым звеном федеральной судебной системы. В каждом суде работают от одного до 30 и более судей. Дела слушаются либо судьей единолично, либо с участием присяжных заседателей. В уголовных делах присяжные участвуют в двух процессуальных формах: осуществляют предание суду и выносят вердикт о виновности. Суд присяжных состоит из 12 присяжных заседателей и одного профессионального судьи. Вердикт — как обвинительный, так и оправдательный — считается вынесенным при его единогласном одобрении всеми присяжными. При окружных судах действуют магистраты, учрежденные Актом о федеральных магистратах 1968 г. вместо прежних комиссаров, которые наряду с судебными выполняли также некоторые нотариальные функции. Магистраты в отличие от одноименного института в европейских странах занимаются в основном подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений. Федеральные апелляционные суды общей юрисдикции действуют с 1891 г. и рассматривают апелляционные жалобы на решения и приговоры окружных федеральных судов, а также на решения органов административной юстиции. В настоящее время в США действуют 12 апелляционных судов общей юрисдикции: по одному в апелляционном округе, на которые делится страна. В состав каждого апелляционного суда входят от 4 до 23 судей. Как правило, дела слушаются коллегией в составе трех судей. Решения принимаются абсолютным большинством голосов. Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США, заседающий в Вашингтоне. Он состоит из 9 судей (до 1869 г. их было 6), одного из которых Президент назначает главным судьей. Дела слушаются всем составом судей. Кворум, необходимый для принятия решений, составляют 6 членов Суда. Решения принимаются большинством голосов присутствующих судей. Они имеют окончательный характер, не подлежат обжалованию и не могут быть пересмотрены в какой-либо другой инстанции. Основными функциями Верховного суда США являются: рассмотрение апелляций, слушание дел в качестве суда первой инстанции, наконец, осуществление конституционного контроля и толкование Конституции США и федеральных законов. Верховный суд рассматривает: — споры между двумя и более штатами; — споры, в которых одна из сторон является представителем иностранного государства; — споры между Соединенными Штатами и отдельным штатом; — дела, возбуждаемые штатом или его гражданином против граждан другого штата или иностранного государства. Основным направлением деятельности Верховного суда США является рассмотрение дел в качестве высшей апелляционной инстанции. Апелляционная юрисдикция Верховного суда осуществляется в трех процессуальных формах: в порядке собственно апелляции, в порядке сертиорари[3], то есть истребования из нижестоящего суда, и в порядке сертификации— разъяснения по конкретным делам, рассматриваемым федеральными апелляционными судами, — при наличии обращений последних. В процессе рассмотрения конкретных уголовных, гражданских и иных дел суды осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку соответствия применяемых правовых актов Конституции США. Статус судей, определенный конституционно и законодательно, направлен прежде всего на обеспечение их независимости и беспристрастности при рассмотрении судебных дел. Все федеральные судьи назначаются на должность Президентом США "с совета и согласия Сената". Смещение федерального судьи "конституционного" суда с должности возможно лишь в случае добровольной отставки, смерти либо признания его виновным в порядке импичмента, а с 1937 г. также достижения судьей 70 лет, после чего он должен подать в отставку, сохраняя за собой полное жалованье. Члены судов "законодательных" (кроме магистратских) назначаются в том же порядке, но на определенный срок. Например, судьи Апелляционного суда США по федеральному округу Колумбия — на 15 лет с правом повторного назначения. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должности этими судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.
Заключение Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны. В начальный период она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран, особенно на основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция верховного суда), несомненно. Конституция США положила начало современному пониманию конституции как в материальном, так и в формальном смысле. С одной стороны, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. С другой – особая значимость данного документа обусловила наличие у него и специфических формально – юридических признаков: наивысшей юридической силы, а также усложненного порядка изменения по сравнению с иными правовыми актами, в том числе законами.
Список литературы · Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М., 2006. · Вайлъ И. М. Некоторые особенности развития партийной системы США // Избирательные системы и партии в буржуазном государстве. М., 1979. · Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник под ред. Б.А. Страшуна. М., 2006. · Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М., 2007 [1] См.: Вайлъ И. М. Некоторые особенности развития партийной системы США // Избирательные системы и партии в буржуазном государстве. М., 1979. С. 10. [2] Праймериз - это первичные выборы кандидатов. [3]Сертиорари – судебный приказ, задаваемый в порядке надзора для истребования дела из производства суда низшей инстанции. Date: 2016-05-25; view: 853; Нарушение авторских прав |