Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования, критерии оценки сочинения

Кл.

Сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Письменный развернутый ответ на вопрос.

Составление плана эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

Сочинение сказок, рассказов.

Кл.

Письменный пересказ (изложение) – подробный, выборочный, сжатый и художественный – небольшого эпического произведения, в т. ч. с элементами описания (пейзаж, портрет).

Письменный ответ на вопрос и рассказ о литературном герое.

Составление плана, кадроплана небольшого эпического произведения или отрывка.

Сочинение рассказа.

Поэтические опыты.

Письмо литературного героя.

Страницы дневника литературного героя.

Кл.

Письменный пересказ (изложение) художественных произведений или отрывков из них (подробный, краткий, выборочный, художественный, творческий) с элементами анализа.

Письменное сочинение-рассуждение: формулировка вопроса к изучаемому произведению, развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения.

Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, просмотренном кинофильме.

Сочинение в жанре рассказа, дневниковых записей, письма (о посещении выставки, музея, о трудовых делах класса, об архитектурных памятниках города и т.д.).

Составление плана (простого, сложного) прочитанного произведения и собственного высказывания.

Кл.

Сочинение-рассуждение по изученному произведению: развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения с учетом авторского отношения к ним.

Составление плана (простого и сложного) прочитанного произведения или собственного высказывания.

Письменный отзыв.

Кл.

Сочинения различных жанров на литературную, публицистическую темы.

Конспект и план (в том числе тезисный) литературно-критической статьи.

Рецензии (или отзыв) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренную телепередачу, спектакль.

Кл.

Доклад и реферат на литературную тему.

Конспект, план (тезисы) литературно-критических статей.

Рецензия.

Художественные зарисовки, рассказы, очерки, стихотворения.

Кл.

Сочинение-рассуждение публицистического характера.

Очерк, публицистическая, литературно-критическая статья.

Рецензия.

План и его разновидности. Обучение составлению тезисов и конспектов литературно-критических статей

План – самая краткая запись, представляющая собой перечень названий отдельных частей (смысловых отрезков) текста.

Составление плана содействует не только лучшему усвоению содержания изучаемого произведения, но и выяснению его идейной направленности, его композиции. План организует логическое мышление учащихся и дает навык кратко, точно и целенаправленно формулировать свои мысли.

Планы классифицируются следующим образом.

По цели написания:

а) план произведения или его части;

б) план собственного устного или письменного высказывания;

в) план характеристики героя;

г) план литературно-критической статьи.

2. По степени сложности:

а) простые;

б) сложные.

3. По своей содержательной направленности (классификация
М. Рыбниковой в ее книге «Очерки по методике литературного чтения», с. 200–201):

а) сюжетные;

б) тематические;

в) идейные;

г) композиционные (сюжет в целом).

Формулировки пунктов плана могут быть в форме вопроса, цитаты из текста (цитатный план), повествовательных назывных или неполных предложений.

Методика обучения составлению плана заключается в формировании у учащихся умения делить текст на смысловые части, выделять главное в каждой смысловой части и формулировать ее название.

Для эффективности обучения старшеклассников сочинениям важен вопрос о классификации сочинений, которая поможет сориентироваться в отборе материала, способе изложения. Существуют различные классификации видов и типов сочинений в зависимости от принципов, положенных в основу.

Например: сочинения разделены методистами на 2 основные группы: сочинения литературные и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях, опыте учащихся. Сочинения на литературные темы классифицируются по тематическому и жанровому принципам.

Тематический принцип связан с формулировкой темы, отбором материала. О.Ю. Богданова: выделяет следующие виды:

1. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика), например: «Пугачев глазами Гринева».

2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом:

а) оценка всего произведения: «Дубровский» Пушкина как романтическое произведение»;

б) рассмотрение проблем: «Рок, судьба и человеческая воля в романе Лермонтова»;

в) анализ художественной формы: «Композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Разбор отдельных эпизодов и частей произведения: «Мои любимые страницы …», «Гоголь – мастер художественного портрета»;

4. Литературные обзоры: «Личность и государство в литературе 20 века», «Тема мещанства в творчестве Чехова и Зощенко»;

5. Рассуждения-размышления от отношении литературы к жизни: «Почему русскую литературу 19 века можно назвать литературой вопросов»;

6. Сочинения-исследования: «Революционер ли Базаров», «Смешен или страшен Молчалин».

Если говорить о жанровой классификации, то традиционно выделяются 3 вида: повествование, описание, рассуждение. В последнее время выдвинулись другие жанры: сочинение – характеристика, литературный портрет, этюд, эссе, отзыв, рецензия, обозрение, очерк, дневник, письмо, исповедь, интервью, репортаж, стихотворение и др.

Понятно, что такие жанровые разновидности рассчитаны на авторскую индивидуальность ученика.

Особенности сочинений различных жанров.

Сочинение-характеристика. Один из самых распространенных жанров. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.

В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения): «Неужто ты влюблен в меньшую? – А что? – Я выбрал бы другую» (сравнительная характеристика сестер Лариных); «Женские образы в романе Лермонтова «Герой наго времени».

Сочинение – литературный портрет. Один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, своей жизни. Например: «Пушкин последних лет»; «Так что за человек, этот Печорин?»; «Я пролетарского происхождения» (по «Собачьему сердцу» Булгакова).

Сочинение – этюд. Этюд – это небольшое произведение критического и другого характера, посвященнае какому-либо отдельному вопросу. Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например: «Танец и песня в жизни Наташи Ростовой», «Что значит «наука страсти нежной» по роману Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова»; «Мой Пушкин»; «А он, мятежный…» (о Лермонтове).

Сочинение должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события, раздумья.

Сочинение-эссе. Сочинение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующие на определенную и исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Например: «Я читаю В. Набокова…»; «Вечный Достоевский»; «Любимый писатель нашего поколения»;»Русская классика на сцене и в кино».

Сочинение – отзыв. Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера, содержащее мнение и аргументацию пишущего с цель поделиться впечатлением от прочитанного, привлечь внимание к понравившемуся произведению искусства (как литературы, так и других видов искусств), участвовать в обсуждении. Автор отзыва объясняет свой интерес к произведению личными пристрастиями, а также общественной значимостью поднятых в произведении проблем, их актуальностью.

Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. Литературные герои, как правило, рассматриваются как человеческие характеры, типы; дается оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личностные качества, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшем воплощение в литературном произведении.

Сочинение – рецензия. Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого – анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы с целью дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная, а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система образов и т.д.).

Самостоятельность мышления автора рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю…», «по моему мнению…»), сколько индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью аргументов.

Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру литературоведческой статьи. Например: «Я прочитала роман Достоевского «Идиот»;

Сочинение – обозрение. Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. Например: «Что нового покажет мне Москва?» (обозрение по «Горе от ума»); «Их главная тема – тема Родины (по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского)»;

Сочинение – очерк. Отличительная черта – публицистичность изложения, т.е. обращение к читателю с размышлениями о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое, событии или явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем. Например: «Почему герои Гоголя кажутся нам знакомыми незнакомцами?».

Сочинение – дневник. Это один из тех жанров, который помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. В основе дневника, как литературно формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления о прочитанном, суждения о творчестве писателя. Большое место отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала.

Например: «Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского»;

Сочинение – путевые заметки. Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России; есть также художественные произведения, композиция которых связана с путешествием. Сочинение этого жанра включает в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях (остановках)» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращение к читателю, портретные зарисовки, впечатления, даже диалоги с теми, кого встретил в пути. Например: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Гоголя «Мертвые души»); «Остров Сахалин» Чехова».

Сочинение – письмо. Это обращениек одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем. Может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и от отношения к нему, о восприятии нигилизма в целом).

Обязательным условием является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение – интервью. Воспитывает искусство общения. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. Такое сочинение предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя – автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.

Сочинение – репортаж. Рассказ с места события. Автор сочинения сам является свидетелем, он должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками события; нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести происходящее со всей наглядностью, чтобы читатель живо и образно представил его себе. Всегда эмоционально ярко выражено и передает интонации устной речи. Например: «Две дуэли («Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)

Сочинение – исповедь. Повествование идет от первого лица вслед за автором, поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения.

Если ученик пишет на свободную тему, то исповедь – это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.

Например: «Я себя убил, а не старушонку…» (по «Преступлению и наказанию»); «Исповедь Маргариты» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»;

 

Требования, критерии оценки сочинения.

Требования к ученическому сочинению:

1. Соответствие содержания сочинения заданной теме.

2. Содержательность, завершенность, полнота охвата темы.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений.

4. Логичность и последовательность в изложении материала: умение выдвигать предположение, развивать мысль, делать вывод, аргументировать его.

5. Самостоятельность в подходе к теме.

6. Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка сочинения.

7. Точность в использовании эпиграфа и цитат, активность использования литературного и фактического материала.

8. Рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

 

Типичные ошибки при написании сочинения:

1. Неполное или неправильное раскрытие темы:

- поверхностное раскрытие темы,

- ее неоправданное расширение, сужение,

- одностороннее раскрытие,

- непонимание темы,

- обращение к фактам, не имеющим отношения к теме.

2. Ложная идея сочинения; неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения; отсутствие четко сформулированной идеи.

3. Нарушение логики и последовательности в изложении материала.

4. Слабая аргументация своих рассуждений.

5. Подмена анализа пересказом художественного или критического текста.

6. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения.

7. Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом.

8. Недостаточное и неуместное цитирование.

9. Отсутствие выводов и обобщений.

10. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.

Критерии оценки сочинения:

Оценка «5» ставится за сочинение, глубоко и аргументировано раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержано в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающем и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1-2 речевых недочетов.

Оценка «4» ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо построенное композиционно, логично и последовательно в изложении, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержано в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не боле 2 речевых недочетов и 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.

Оценка «3» ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты.

Оценка «2» ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2».

Если на письменном экзамене обнаруживаются два и более идентичных работ, все они оцениваются на «2».

 

 

Литература:

1. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М., 2003.

2. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1999.

3. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7-8 кл.) / Сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. – М., 1977.

4. Мещерякова М.И. Сочинение: Секреты успеха. – М., 2000.

5. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

 

 

На сегодняшний день существую разнообразные классификации школьных сочинений. Сочинения классифицируются:

• По целям обучения:

– обучающие;

– контрольные.

• По месту выполнения:

– классные;

– домашние;

– классно-домашние.

 

• По форме изложения материала:

– письменные;

– устные.

• По жанрам литературного творчества:

– сочинения в жанрах художественной литературы;

– сочинения в литературно-критических жанрах;

– сочинения в жанрах научно-исследовательской литературы;

– сочинения в жанрах публицистики.

На жанровой классификации школьных сочинений остановимся более подробно. Вначале дадим развернутую классификацию в виде таблицы, а затем рассмотрим методику обучения наиболее распространенным жанрам сочинений.

 

Жанры сочинений Классы
I Жанры художественной литературы 1. Сказка. 2. Рассказ. 3. Басня. 4. Стихотворение. 5. Письмо литературного героя. 6. Дневник литературного героя. 7. Художественные зарисовки. 8. Драматические сценки. 9. Сценарий. 10. Легенда.   5,6 5–11 5–11 5–11 7–11 6, 10–11 7–9
II Литературно-критические жанры 1. Литературно-критическая статья: а) анализ эпизода; б) характеристика героя; в) сравнительная характеристика героев; г) групповая характеристика героев; д) рассуждение на историко- или теоретико-литературную тему; ж) рассуждение об общей проблематике или одной из ведущих тем произведения; з) обобщающее рассуждение по нескольким произведениям.   2. Отзыв. 3. Литературные раздумья (эссе). 4. Предисловие к сборнику стихов. 5. Критический этюд (эссе). 6. Литературный портрет. 7. Режиссерский комментарий.   6–11   (6)7–11 8–11 8–11 8, 9 9–11 7–10
III Научно-исследовательские жанры 1. Рецензия. 2. Реферат. 3. Доклад. 4. Аннотация.   9–11 9–11 9–11
IV Публицистические жанры 1. Письмо. 2. Дневниковые записи. 3. Публицистическая статья. 4. Очерк: – портретный; – путевой; – проблемный; – эссе. 5. Репортаж. 6. Интервью.   5–11 6–11 5–11    

Методика обучения сочинениям в жанрах художественной литературы. Методика обучения сочинениям в разных жанрах сложна, требует больших усилий от учащихся. Дети должны научиться продумывать темы, находить в теме ключевые слова, сопоставлять факты, уметь рассуждать. Основные приёмы работы – составление плана, обсуждение заранее подготовленных планов, выбор жанра сочинения, подбор эпиграфов, текстового материала, написание черновых вариантов сочинений и т.д. Этапы обучения сочинениям в жанрах художественной литературы схожи, но подготовка к таким сочинениям довольно сложна, имеет некоторые особенности. Остановимся на методике обучения написанию некоторых сочинений в жанрах художественной литературы. Так, при знакомстве со сказкой, учащиеся усваивают определение «сказки»; знакомятся с видами сказок, её признаками, композиционными и лингвистическими особенностями, а также главными героями. Используют следующие упражнения: продолжите сказку; придумайте начало (конец) сказки; подберите эпитеты к тому или иному герою; использование сказочного героя на уроке; к какому виду относится данная сказка и др. При работе над сочинением сказки учащиеся:

1) выбирают тему и название сказки;

2) определяют вид сказки;

3) придумывают действующих героев, их характеры, сюжет;

4) обдумывают композиционные части;

5) непосредственно пишут сказку;

6) читают её вслух.

При работе с рассказом учащиеся знакомятся с жанровыми признаками, композицией рассказа, озаглавливают рассказ, учатся обнаруживать композиционные особенности в тексте, восстанавливать текст, анализируют лингвистические особенности рассказа, а затем создают рассказы различных видов по следующей схеме:

1) придумывание сюжета, героев;

2) продумывание композиции;

3) выбор типа речи;

4) определяют место диалогов и монологов, портретных характеристик, пейзажа;

5) составление плана;

6) написание рассказа.

В 6 классе дети получают представление о жанре басни, усваивают понятие «иносказание», выявляют типичных героев басни. Можно использовать следующие упражнения: дописать концовку басни, охарактеризуйте то или иное животное, выявите мораль басни, назовите языковые особенности басни. Методика обучения написанию басни может содержать следующие этапы работы и задания:

1) сформулируйте основную мысль басни, вывод, отражающий мораль;

2) придумайте героев басни и их действия;

3) определите композиционные части;

4) продумайте язык басни: используйте слова разговорного стиля и слова, выражающие отношение автора, а также звукоподражания;

5) напишите басню.

Наибольшую сложность представляет сочинение в жанре стихотворения, где учащиеся пытаются выразить свои мысли и чувства, соблюдая размер и рифмы, что очень непривычно для них. Дети придумывают названия стихотворений, подбирают рифмы, дописывают стихотворения и т.д. При написании стихотворения можно предложить учащимся выбрать тему стихотворения, название; подобрать опорные слова, эпитеты и другие языковые средства; продумать рифму и размер; выполнить черновые наброски; откорректировать их; написать беловой вариант.

Проследить динамику мыслей и чувств героя помогает дневник литературного героя, который дети пытаются составить в 6 классе на примере Алёши из «Детства» М. Горького по следующим заданиям учителя:

1) обратить внимание на яркие эпизоды из жизни героя;

2) показать возможное начало дневниковой записи;

3) самонаблюдение: что замечает герой за собой?

4) самооценка и самоанализ: как оценивает своё поведение?

5) самосовершенствование: что предпринимает для исправления?

Остановимся также на часто встречающемся жанре сочинений – литературно-критической статье и менее распространённых – очерке, эссе, репортаже, интервью. Затем определим такие жанры, как отзыв, рецензия, реферат, доклад.

Сочинения в жанре литературно-критической статьи тематически могут представлять собой:

– рассуждения на историко- или теоретико-литературную тему;

– характеристику героя;

– сравнительную характеристику героев;

– групповую характеристику героев;

– рассуждение об общей проблематике или одной из ведущих тем произведения;

– обобщающее рассуждение по нескольким произведениям.

Рассуждение – это изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Структуру рассуждения можно представить в виде следующей формулы: Рассуждение = тезис (суждение, основная идея сочинения) + доказательство (тезисы + аргументы, тезисы + аргументы...) + выводы.

Главная часть рассуждения – доказательство. Однако это может быть не только доказательство, но и опровержение, доказательство и опровержение вместе, простая мотивировка (т.е. простое деление целого на части). Чаще используется именно доказательство. Доказательство – это установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых была доказана раньше, или настолько очевидных, что не требует доказательства. Доказательство может строится дедуктивно: тезис + аргумент, и индуктивно: аргумент + тезис.

Важным моментом для пишущего сочинение является осмысление темы. Темы сочинений по формулировке можно свести к трем видам:

– тема-суждение (в формулировке прямо выражена идея рассуждения («Молчалины блаженствуют на свете!»);

– тема-вопрос («Каково ваше мнение о Молчалине?»);

– тема-понятие («Образ Молчалина в комедии»).

Рассуждения на историко- или теоретико-литературную тему достаточно сложны для учащихся, т.к. требуют умения рассуждать о произведении на уровне обобщения, осмысливая жанр, композицию, принадлежность к определенному литературному направлению.

Характеристика литературного героя – наиболее распространенный вид литературно-критической статьи. В доказательстве используем компоненты характеристики героя: портрет, речь, пейзаж, отношения с другими персонажами, поступки и т.д. Заканчивается такой анализ краткой характеристикой героя, назначение которой состоит в том, чтобы все качества героя собрать воедино. Таким образом, автор сочинения идёт индуктивным путём, опираясь на художественный текст, он выявляет черты характера героя.

Сравнительная характеристика героев требует умения сравнивать по сходству и различию, учитывая индивидуальные черты характера каждого из героев. Исходной позицией всякого сравнения должна быть точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы. Эта общая точка зрения называется основанием сравнения. Если невозможно найти основание сравнения, значит нельзя сравнивать. Главная часть сочинения-сравнения состоит из двух частей: черты сходства и черты различия. Такая работа требует знания текста и умения использовать синонимы и антонимы.

Литературно-критическая статья, представляющая собой групповую характеристику героев, тоже достаточно часто используемый вид сочинения. Наиболее легко составить групповую характеристику на основе индивидуальных. Основные логические операции рассуждения – отвлечение и обобщение.

Порядок работы над групповой характеристикой таков:

1. Отбор материала для рассуждения (назвать всех героев, которые войдут в характеристику);

2. Определить содержание темы (основной вопрос темы, отвлечение и обобщение, ответ на вопрос темы, формулировка главной мысли). Аргументы подбираются в процессе отвлечения и обобщения.

Определить содержание групповой характеристики гораздо сложнее, чем обыкновенного доказательства. Прежде чем дать точный ответ на вопрос темы, надо вспомнить каждого героя (из отобранных для групповой характеристики) во всей совокупнности его черт характера, поступков и т.д.; затем выбрать (отвлечь) из этих индивидуальных характеристик только то, что является общим для всех, и соединить (обобщить) черты, свойства, особенности каждого героя в одну характеристику. Опираясь на неё, можно дать прямой ответ на вопрос темы, а из него сформулировать основную идею (тезис) рассуждения; аргументами будут те общие черты, которые мы выявили в процессе отвлечения и обобщения. В процессе обобщения отбрасываются все частные, индивидуальные черты характера, а выявляются те, которые роднят его с другими персонажами. Однако надо показать те индивидуальные формы, в которых та или иная общая черта проявляется у каждого из героев.

Рассуждение об общей проблематике или одной из центральных тем произведения требует умения осмысливать произведение на уровне его проблематики, выявлять авторскую позицию, выражать и аргументировать собственное мнение, а обобщающее рассуждение по нескольким произведениям требует осмысления литературных произведений в контексте творчества одного писателя или различных писателей.

Отзыв – это мнение о прочитанном, это впечатление, которое осталось после прочтения произведения, в нем отмечается авторская идея, выделяются главные герои, даётся оценка их поступков. В отзывах, как правило, отсутствует детальный разбор произведения.

Жанрово-стилевые границы отзыва трудно определить. Отзыв может быт написан в форме письма к другу, к автору книги, в форме заметки в газету и т.п. Пишущий отзыв сам определяет стиль, жанровую форму. По способу изложения отзывы представляют собой рассуждение о прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме и т.д., где используются элементы описания (портрет, пейзаж и т.д.) и повествования (сюжет).

Отзывы могут быть разнообразными и в зависимости от целей и задач. Одни отзывы выражают желание автора поделиться впечатлениями о прочитанном. Другие несут какую-то информацию о прочитанном, они близки к аннотациям. Цель третьих – повлиять на чувства и мысли ребят, рассказать о прочитанной книге так, чтобы её захотелось прочитать всем.

Урок, на котором происходит обучение написанию отзыва, может иметь следующие этапы (подробнее см. в книге «Развитие речи учащихся 4–10 классов в процессе изучения литературы. – М., 1985).

I. Чтение и анализ образца отзыва с целью последующего вывода о содержательной специфике жанра отзыва.

II. Запись определения отзыва под диктовку (отзыв – это особое высказывание, содержащее личное суждение, оценку, мнение о книге, кинофильме, спектакле, сочинении, научной работе).

III. Рассмотрение плана написания отзыва:

1. О чем прочитанная вами книга? Кто ее написал? Когда и где издана?

2. Когда, в какой обстановке вы ее прочитали (коротко)?

3. За что больше всего понравилась, что вас привлекло именно в этой книге (актуальная или очень близкая вам тема, интересные события или характеры героев, язык, юмор и т.д.)?

4. Что же в характере героя (героев) привлекло ваше внимание? Почему?

5. Какие эпизоды запомнились больше всего? Почему?

6. Чему научила вас книга?

7. Почему вы советуете ее прочитать?

IV. Анализ примера (примеров) текста (текстов) отзыва (отзывов) с точки зрения реализации предложенного плана.

V. Самостоятельное написание отзыва (домашнее задание).

Очерк – жанр публицистики, т.к. изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности. Очерк решает ту или иную общественно значимую проблему. Если эта проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями, – перед нами путевой очерк («Люблю тебя, мой край родной», «Утро моего города», «Дом, в котором я живу», «Моё рабочее место», «Дорога из дома в школу», «Один день моей жизни», «Я путешествую по моей земле», «Дорожные картинки» и др.). Если автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, общественных, экономических, эстетических или нравственных вопросах, чтобы что-то отвергнуть, а что-то утвердить, – пред нами проблемный очерк («Современные Митрофанушки», «Кем быть или каким быть», «Это и есть счастье», «Книга и жизнь», «Слушая Чайковского», «Крылатые выражения из комедии А. Грибоедова «Горе от ума», «Дружба как источник душевного переворота», «Я – сам с собой наедине» и др.). Самый распрорстранённый вид очерка – портретный, т.е. в центре внимания такого очерка человек, его становление, его дело («Человек, на которого я хочу быть похожим», «Мой друг», «Про себя», описание животного, о сценической судьбе любимого актёра, «Я о своей семье», «Мой характер»). Портретный очерк, с одной стороны, решает какую-то общественно-значимую проблему (чаще всего – идейно-нравственную), связанную с характером или поступками героя, а с другой, – выражает авторское отношение и к поставленной проблеме и к самому герою очерка.

Разновидностью очерка является эссе. Слово essai в переводе с французского означает попытку, пробу, очерк. Это «прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» (Литературный энциклопедический словарь, с. 516). Цель эссе – высказать новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо. В этом жанре главную роль играет не воспроизведение фактов, а передача впечатлений о человеке, событиях, раздумий о них, ассоциации. Для эссе характерна свободная форма изложения материала, отсутствие систематичности, фрагментарность. Эссе может носить философский, историко-биографический, литературно-критический, научно-популярный характер или чисто беллетристический. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, установкой на разговорную интонацию и лексику. Примерами эссе могут служить «Путешеств Путешествие из Москвы в Петербург» А.С. Пушкина, «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского, «Эпос и лирика современной России» М.И. Цветаевой.

Репортаж – это тоже жанр публицистики, он широко распространён в печати, на радио, телевидении. Репортаж – это сообщение очевидца о событии. Репортёр (автор репортажа) стремится сделать слушателя, читателя свидетелем происходивших событий, помочь ему, используя умело найденные яркие детали, увидеть, услышать, почувствовать случившееся. Репортёр отбирает из того, что происходит на его глазах, самое важное, он стремится быть предельно объективным, но при этом с искренним интересом относится к происходящему. От репортажа требуется живость и лаконичность изложения, разнообразие приёмов изображения (элементы описания, диалоги, характеристики), преобладание кратких синтаксических форм настоящего времени.

Одним из распространённых жанров публицистики, наряду с репортажем, очерком, фельетоном, является интервью. Интервью представляет собой запись беседы с политическим, общественным деятелем, деятелем культуры или вообще с каким-либо другим интересным человеком. Для того, чтобы интервью удалось, необходимо отыскать интересного для беседы человека, изучить его жизнь и творчество по имеющимся материалам в книгах, печати. Необходима также искренняя заинтересованность самого создателя интервью личностью будущего собеседника. Важный момент подготовки интервью – составление вопросов, которые будут заданы. Однако необходимо помнить, что в ходе интервью ответы собеседника могут побуждать задавать непредвиденные вопросы. Беседу нужно правдиво и точно записать (можно использовать магнитофон), дать её прочитать интервьюируемому. Обычно перед интервью даётся краткая справка о лице, с которым будет вестись беседа, об обстановке в которой она проходит, помещаются фотографии собеседника (с его разрешения).

В рецензии содержится анализ и оценка произведения литературы, искусства, творческой работы. Рецензия предполагает не только рассказ о чувствах и впечатлениях рецензента, но и серьёзный анализ произведения с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой).

Проще всего начать обучение написанию рецензии с анализа творческой работы одноклассника или собственного сочинения.

Примерный план такой рецензии приводит в своей книге
И.А. Фогельсон «Литература учит».

I. Вступительная часть.

Общее впечатление от работы (удовлетворила ли она ваши ожидания, что особенно интересно, а что огорчает и т.п. Замечания о существе темы и её реализации в сочинении).

II. Главная часть.

1. Отвечает ли содержание сочинения выбранной теме, жанру, не вышло ли за их пределы или, может быть, отступило от них. Повлияло ли это на выражение идеи сочинения, достаточно ли ясно она выражена.

2. Композиция сочинения: логика движения мыслей, последовательность в передаче материала (если есть нарушения в логике, то чем вызваны).

3. Все ли суждения аргументированы, какие аргументы используются: эпизоды произведения, цитаты, высказывания критиков и т.п.?

4. Какие мысли, по вашему мнению, пропущены, есть ли фактические ошибки, ошибочные положения?

5. Как выражено отношение самого автора сочинения к тому, о чём он пишет? Какие образные средства использованы для этого?

6. Имеются ли стилистические ошибки? Какие? Характер орфографических и пунктуационных ошибок.

7. Внешнее оформление работы.

III. Заключительная часть.

Обобщение сказанного, выводы, оценка.

Если же брать строго научный подход к написанию рецензии, допустим, на какую-либо книгу или статью, то тогда рецензия оформляется следующим образом и ход рецензии таков:

1. В правом или левом верхнем углу даётся библиографическое описание книжного издания или статьи. Например:

Е.Н. Ильин. Путь к ученику. М., 1986.

Есть и второй вариант оформления. В первом варианте библиографическое описание служит как бы заглавием. Но можно дать собственное заглавие рецензии, которое может выражать основную идею книги. Тогда после заглавия сверху ставится звёздочка и библиографическое описание даётся в виде сноски.

2. Затем рецензент даёт краткую информацию о содержании книги, о её разделах, об общественной проблематике, стиле произведения.

3. Даётся критическая оценка книги. Композиционные особенности, их роль в идейно-художественном содержании. Особенности таланта, мастерства писателя. Мысли, чувства, впечатления, которые вызывает у вас рецензируемое произведение. Всё ли интересно, важно, художественно убедительно? Обобщения, выводы, оценки. Автор рецензии может обратить внимание и выделить те или иные вопросы (особенно важные с его точки зрения), зато другие – вправе опустить.

4. Указывается фамилия и инициалы, должность рецензента в правом нижнем углу.

5. Рецензия, охватывающая ряд произведений, объединённых по какому-либо признаку, перерастает в обозрение или обзор.

Реферат. Реферирование – это описательный метод исследования, которым пользуются для усвоения и оценки уже имеющейся научной информации. То есть, реферат – это краткое, сжатое письменное изложение уже имеющейся научной информации по теме исследования, в котором выражается отношение автора реферата к этой информации и её оценка. Реферат излагается, как правило, своими словами. При необходимости вводятся цитаты и точные определения, обычно такие, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.

Обучение реферированию необходимо для формирования умения самостоятельного аналитического исследования. Такое исследование может быть использовано в работе с историко-биографическим материалом (например, исследование обстоятельств гибели Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского). Это может быть анализ мемуарной литературы (писем, воспоминаний). Такой анализ позволяет по-новому увидеть и оценить жизнь, творчество, личность писателя или поэта.

Реферат может быть монографическим, то есть по одному источнику, или обзорным – по нескольким источникам. Источником для реферата служат статьи главы из книг, целые книги. Реферат может стать основой для устного сообщения, доклада. Чаще всего доклад содержит в себе реферативную часть, так как докладчику, для того чтобы осветить заявленную проблему, необходимо вначале описать ее состояние в науке, обобщив и оценив предыдущий опыт.

Доклад специально готовится для публичного выступления. По типу речи доклад – это рассуждение на определенную докладчиком тему. Отбор литературы для ее описания, анализа и оценки (реферативная часть доклада) докладчик выбирает, руководствуясь темой. Научный доклад предполагает постановку проблемы и, по возможности, попытку ее решить. В школьной практике, к сожалению, докладом принято считать устное сообщение учащегося на заданную тему, основой которого, как правило, является уже имеющееся научное исследование (монография, статья, научно-популярная книга). Ученик присваивает чужой умственный труд, даже не ссылаясь на автора. Как видим, настоящий доклад написать достаточно трудно, и, вероятно, не стоило вводить этот жанр сочинения в школьную практику для всех учащихся. Его могут осваивать лишь ученики, занимающиеся исследовательской деятельностью, предусмотренной, например, в гимназиях, по результатам которой ученики и выступают с докладами на школьных научных конференциях.

Итак, самый сложный вид работы по развитию речи – сочинение, как никакой другой, учит глубже понимать прочитанное, высказывать свои мысли, аргументировать их, наблюдать, собирать факты, делать обобщения, выводы, учит самостоятельности мышления, развивает творческие способности школьника, является способом личностного самовыражения. Успех учащихся в написании сочинения зависит от качества разбора произведения на уроках, предложенной учителем тематики, от степени сформированности основных умений и навыков по литературе, от их литературного развития в целом. Работа в школе над сочинениями различных жанров должна носить систематический и творческий характер.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Контроль за работой и оценка письменных работ | 

Date: 2016-05-24; view: 2757; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию