Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенкаСтр 1 из 15Следующая ⇒ Примерный пакет диагностических методик, выявляющих особенности состояния всех компонентов и функций речи для логопедического обследования на ПМПК детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) на основе международной классификации функционирования Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом ПМПК для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития, позволяющих произвести качественно-уровневый анализ в трех-четырех градациях для соответствующих доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем (в определениях МКФ). Содержанием деятельности логопеда ПМПК является проведение процедуры обследования речи ребенка. Это этап взаимодействия логопеда и ребенка, направленного на выяснение следующих моментов:
Таким образом, учитель-логопед определяет не только нарушения, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования. Речь рассматривается как система, в которой взаимосвязаны все стороны. Кроме этого, учитель-логопед рассматривает:
Виды деятельности учителя-логопеда: · Педагогический эксперимент · Беседа с ребенком · Наблюдение за ребенком · Игра В качестве дидактического материала учителем-логопедом могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч. Естественно, что характер дидактического материала будет зависеть: · От возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку) · От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал) · От уровня психического развития ребенка · От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, но не заучен ребенком). Материал предлагается соответствующий социальному опыту ребенка и не провоцирующий возникновения непредвиденных технических трудностей (например, ребенок не может узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его, ребенок не знает букв и не может выполнить задание на карточке и т.д.). Диагностический материал отбирается таким образом, чтобы в рамках одного диагностического задания можно было обследовать несколько классов или категорий языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т.д.). Логика составления примерного пакета диагностических методик предполагает, что учитель-логопед ПМПК может выбрать из имеющегося достаточно широкого набора диагностикумов, именно те, которые подходят для обследования речевой и коммуникативной деятельности конкретного ребенка. Поскольку сами методики представлены по степени их усложнения, как, частично в каждом пакете, так и в разных возрастных диапазонах. Таким образом, использование всего пакета для обследования одного ребенка нецелесообразно ни по временным, ни по иным соображениям. В ходе обследования устной речи для коммуникации с ребенком с нарушением слуха используются разные формы словесной речи (устная, письменная, дактильная) или жестовая речь (с учетом владения ими обследуемым); при этом сначала все инструкции предъявляются устно, ребенок воспринимает их слухозрительно (если он слухопротезирован, то с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов / кохлеарного импланта и индивидуального слухового аппарата / только кохлеарного импланта в зависимости от медицинских рекомендаций); при затруднении в восприятии и понимании устных инструкций, они предъявляются письменно или устно -дактильно (если ребенок владеет дактилологией); при непонимании словесной речи используется жестовая речь (если ребенок владеет ею) или естественные жесты. Результаты обследования должны быть отражены в соответствующих категориях профиля функционирования (в определениях МКФ), приведенного для каждой методики пакета. Каждая категория должна быть оценена с точки зрения степени ограничений жизнедеятельности по этой категории: 1-ая степень ограничения – речь и коммуникативные навыки ребенка развиты по возрасту, отмечаются недостатки произношения отдельных звуков раннего онтогенеза, не соответствующие возрастным нормативам (от 3х лет), недостатки различения 1-3 пар фонем (4-5 лет). 2-ая степень ограничения – 3-4 года: у ребенка отмечается отставание лексико-грамматической стороны речи от возрастных среднестатистических нормативов не более чем на 6 мес. / 4-5 лет: несформированность звукопроизношения более 10 фонем/ 3-5 лет несформированность фонематического восприятия (смешивает более 5 пар фонем) /нерезко выраженный речевой негативизм/ итерации (заикание), незначительно затрудняющие процесс коммуникации. 3-я степень ограничения – системное недоразвитие речи средней степени тяжести / несформированность звукопроизношения (более 15 фонем) и фонематического восприятие (более 9 фонемных пар)/ выраженный негативизм/ заикание с выраженным судорожным компонентом/ затрудненность коммуникации даже с близкими людьми. 4-ая степень ограничения - отсутствие или начатки фразовой речи/выраженный речевой и поведенческий негативизм. Степень ограничения жизнедеятельности для каждой категории МКФ приводится в виде соответствующей цифры (от 1 до 4) после соответствующего кода категории и отделяется от него точкой. Пример записи результатов обследования по методике «Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка» для категории «Использование устной речи» (код категории - d 330) в ситуации, когда «речь и коммуникативные ребенка развита по возрасту, отмечаются недостатки произношения отдельных звуков» (1-ая степень ограничения): d 330.1 Аналогичным образом должны быть зафиксированы результаты обследования по всем категориям, включенным в профиль функционирования каждой методики, включенной в пакет. 3.2 Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые логопедом Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка Краткая аннотация: наблюдение является одним из ведущих методов диагностики, позволяющим оценить особенности поведения и деятельности ребенка в ходе реального общения. Данные, получаемые в ходе наблюдения позволяют судить о коммуникативной активности ребенка, характере используемых вербальных и невербальных средств, а также о сформированности функциональной базе речи: наличии мотивационной готовности к общению, к взаимодействию со взрослым в процессе игровой и/или манипулятивной деятельности, характер и степень активности подражательной деятельности в игре, а также при предъявлении вербального материала. Важным условием является создание условий для непосредственного общения ребенка в процессе игры или взаимодействия со взрослым. Варианты: наблюдение за совместной деятельностью матери (или другого близкого родственника) и ребенка; наблюдение в процессе совместной деятельности с незнакомым человеком. Цели и задачи: · Выявить особенности коммуникативного поведения. · Определить специфику использования лингвистических и паралингвистических и паракинесических (экстралингвистических) средств Паракинесика – система невербальных несловесных знаков, прежде всего жесты, сопровождающие речь и мимика лица. Служит средством увеличения или изменения информации. Имеет национальную специфику. Паралингвистика – все связанное с акустическими характеристиками голоса: тембр, высота, громкость, паузация, интонационный рисунок речи, явления необычно (неканонической) фонетики и проч. (хороший – хороооший, и проч.). Материал для обследования: игры и игрушки различного характера, предназначенные для детей данного возраста, картиночный материал. Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов. Вариант 1. Специалисты наблюдают за особенностями общения ребенка и матери в процессе их совместной деятельности с игрушкой или с игрой. Отмечается активность и инициативность ребенка в процессе общения или его нежелание вступать в контакт, стратегии материи по выстраиванию взаимодействия с ребенком, частота обращений ребенка к матери за помощью и/или оценкой собственных действий, наличие эгоцентрической речи в процессе манипуляций/игры с предлагаемым материалом. Также фиксируется, какие средства ребенок использует в процессе общения, насколько требовательна мать в отношении использования вербальных средств. Попутно отмечается объем активного словаря, наличие фразовой речи и ее развернутость (при наличии), богатство использования паралингвистических средств, паракинесических средств. Вариант 2. Общение ребенка с посторонним. В процессе игры (манипуляции с объектами) взрослый стимулирует ребенка к общению. Если у ребенка отсутствует речь, в ходе игры взрослый стимулирует эхолалию на уровне лепетной речи и отдельных звукоподражаний. Процедура диагностического этапа начинается с установления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ребенка и его личностно-типологических особенностей она может протекать несколькими путями. Если у дошкольника выражен речевой негативизм, контакт формируется в процессе игры или предметно-практической деятельности ребенка в нейтральном для ребенка месте, например, на полу или у полки (столика) с игрушками. Иногда, при выраженном элективном мутизме начало обследования проводят «из-за угла». Логопед просит маму организовать с ребенком какую-либо деятельность, например игру или рассматривание картинок сначала в отсутствие логопеда. Постепенно логопед начинает обозначать свое присутствие, но не вмешивается в ход работы мамы и ребенка. Постепенно время его присутствия увеличивается и, наконец, логопед включается в деятельность ребенка. Показателем успешности включения будет служить неснижающаяся активность ребенка.
|