Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы правового регулирования финансовых отношений. Метод регулирования финансовых правоотношений





Российское право в целом, как и отдельные его отрасли, в том числе финансовое право, формируется и развивается в соответствии с определенными принципами, т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности.

Основные принципы:
1) законность;
2) приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений;
3) федерализм;
4) единство финансовой политики и денежной системы;
5) равно­правие субъектов РФ в области финансовой деятельности;
6) са­мостоятельность финансовой деятельности в рамках компетен­ции органов местного самоуправления;
7) социальную направлен­ность финансовой деятельности Российской Федерации;
8) распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), испол­нительной и судебной властей;
9) гласность;
10) плановость.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод властных предписаний. Его сущность состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, как правило, этой стороной является государство, уполномо­ченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания, обязательные для другой стороны правоотно­шения. При этом другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объём менее значителен.

Система и источники финансового права. Понятие, виды и значение финансовых актов. Общая и особенная часть финансового права. Основные институты финансового права, их правовая роль.

Система финансового права – совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках финансового права как отрасли права

Источники финансового права – разнообразные нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы финансового права.А именно:

1) Конституция РФ;

2) Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.);

3) федеральные законы;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;

7) решения Конституционного Суда РФ;

8) международные договоры и соглашения РФ с другими государствами.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему госу­дарственных органов, осуществляющих финансовую деятель­ность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-право­вые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой дея­тельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой сово­купность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой ин­ститут объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отноше­ний, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование государ­ственных доходов» — институты налогов с юридических и фи­зических лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджет­ных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных расходов; з) банковского кредитования' и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирова­ния.

11. Финансовый контроль: понятие, место в системе финансового права. Правовые основы финансового контроля. Значение финансового контроля как специализированного вида государственного контроля, его роль.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Место финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Социально-экономические задачи современной России усиливают актуальность вопросов совершенствования финансового контроля.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам.

Правовые основы государственного финансового контроля составляют Конституция РФ, БК РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Правовые основы государственного финансового контроля субъектов РФ составляет также законодательство субъектов РФ о государственном финансовом контроле, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в соответствии с федеральным законодательством, конституциями и уставами субъектов РФ.

Значение финансового контроля - обеспечение законности в финансовых правоотношениях.

Система государственных органов финансового контроля. Их классификация. Органы финансового контроля федерального, регионального и местного уровней. Органы финансового контроля общей, специальной и функциональной компетенции. Правовой статус Счетной Палаты РФ.

Государственный финансовый контроль пред назначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственой сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и др. платежи. Система финансового контроля включает следующие элементы:

- ведомство главного ревизора- аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

- налоговое ведовство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

- контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

- негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

- службы внутреннего контроля.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям:

- времени проведения(предварительный, текущий, последующий);

- субьектам контроля(президентский, контроль представительных органов власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский)

- сфере финансовой деятельности(бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой)

- форме проведения (обязательный, внешний, инициативный,внутренний)

- методам проведения (проверки, обследования, надзор, анализ хоз. деятельности, наблюдение, ревизии.

В зависимости от видов органов, осуществляющих контрольную деятельность), можно выделить финансовый контроль: 1) представительных (законодательных) органов власти; 2) Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный (внутриведомственный), включающий внутренний финансовый аудит (см. ст. 270 БК РФ); 6) внутрихозяйственный (внутренний).

Органы общей компетенции — это органы, которые в пределах подведомственной им территории осуществляют государственное управление и координацию всех либо большинства подчиненных или подконтрольных им органов отраслевой либо функциональной компетенции.

Органы специальной компетенции обеспечивают реализацию государственной политики в определенной сфере, осуществляют руководство по вопросам, имеющим общий характер для всех или многих отраслей хозяйства, социально-культурного строительства.

Органы функциональной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность всех субъектов независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, но в пределах ограниченного круга задач.

Правовой статус и задачи Счетной палаты РФ характеризуют ее как высший контрольный орган в стране, хотя такого ее определения в законодательстве нет.

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансово­го контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осу­ществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по объ­емам, структуре и целевому назначению; определение эффек­тивности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в банках;

Функции и права Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ в области финансового контроля. Место Центрального Банка России в системе финансового контроля. Система органов контроля за соблюдением налогового законодательства. Правовое обеспечение координации деятельности органов финансового контроля.

На Министерство финансов Российской Федерации возло­жен финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием ин­вестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации». В связи с этим Министерство вправе проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании реше­ний Правительства Российской Федерации; проводить докумен­тальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджет­ных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям.

Казначейство, под руководством и в составе Минфина РФ, ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов и долговых гарантий, как внешних так и внутренних, определяет уровень, состав, время и условия выпуска внешних и внутренних займов, включая эмиссию гос. ценных бумаг.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом.

С целью реализации своих полномочий Федеральное казначейство имеет право:

1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам в установленной сфере деятельности.

2. Давать разъяснения по вопросам в сфере бюджетной деятельности;

3. Организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства.

4. Применять предусмотренные законом меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение нарушений в бюджетной сфере, а так же меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Центральный банк РФ — уполномоченный орган Министерства финансов РФ по реализации облигаций государственных займов. Продажа облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, которые избраны Министерством финансов и ЦБ РФ. Продажу облигаций производят на трех уровнях: первый — предприятия, организации, учреждения и население; второй — коммерческие банки, которые размещают свои активы в ценные бумаги государства;

Центральный банк РФ принимает участие в разработке основ экономической политики Правительства РФ и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию. Центральный Банк Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет права издавать нормативные правовые акты. Центральней Банк во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, а так же монопольно осуществляет эмиссию наличных денег.

Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующийбюджет налогов и сборов.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач (рис. 5).

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

1. Координацию деятельности национальных органов государственного финансового контроля осуществляет координационный совет при главе государства (президенте). 2. В целях исключения дублирования контрольных мероприятий органы государственного финансового контроля согласовывают планы своей работы до начала календарного года. При выборе объектов контрольных мероприятий преимущество принадлежит счетной палате государства (уполномоченному государственному органу.3. В целях координации деятельности органов государственного финансового контроля между ними устанавливается обязательный обмен информацией по результатам контрольных мероприятий с соблюдением установленного для этих мероприятий режима использования.

Date: 2016-05-24; view: 1093; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию